Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 28 октября 2010 г. по делу N А61-578/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2010 г.
Индивидуальный предприниматель Минасов Рубен Иванович (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Регионального отделения Фонда социального страхования по Республике Северная Осетия - Алания (далее - отделение, фонд социального страхования) о признании незаконными и подлежащими отмене решения от 03.02.2010 N 22 о взыскании штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей за счет имущества страхователя и постановления от 03.02.2010 N 23 о взыскании штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей за счет имущества страхователя.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания заявленные предпринимателем требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован несоблюдением фондом социального страхования процедуры привлечения предпринимателя к ответственности и принятия решения и постановления о взыскании штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей за счет имущества страхователя.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе фонд социального страхования просит судебный акт отменить и направить дело на новое рассмотрение. При этом податель жалобы ссылается на то, что при вынесении решения судом допущены нарушения норм материального права. Процедура принятия решения и постановления о взыскании штрафа за счет имущества соблюдена и основания для их отмены отсутствовали. Кроме того, фонд социального страхования указывает на неисследованность судом вопроса о соблюдении предпринимателем досудебного порядка урегулирования спора.
Отзыв на кассационную жалобу предприниматель не подготовил.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя фонда социального страхования, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприниматель 27.03.2009 обратился в фонд социального страхования с заявлением о регистрации в качестве страхователя физического лица в связи с заключением трудового договора с физическим лицом.
По результатам камеральной проверки фондом социального страхования установлено нарушение предпринимателем десятидневного срока регистрации в качестве страхователя, поскольку трудовой договор с Болотниковой Н.А. заключен предпринимателем 02.01.2009, а с заявлением предприниматель обратился 27.03.2009.
По данному факту фондом социального страховании составлен акт камеральной проверки от 27.03.2009 N 3 и принято решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 30.03.2009 N 3, которым предприниматель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 24.11.2009 по делу N А61-1906/2009 требования фонда социального страхования о взыскании с предпринимателя финансовых санкций за нарушение сроков регистрации в качестве страхователя в размере 5 тыс. рублей оставлены без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
31 марта 2009 года отделением составлено требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей N 3, в котором предпринимателю предлагалось погасить имеющуюся недоимку в срок до 15.04.2009.
Поскольку в указанный в требовании от 31.03.2009 N 3 срок штраф предпринимателем не оплачен, фонд социального страхования вынес постановление от 03.02.2010 N 22 и решение от 03.02.2010 N 22 о взыскании штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей за счет имущества страхователя.
Не согласившись с решением и постановлением фонда социального страхования, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные предпринимателем требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Пунктами 4 и 5 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
По истечении данного срока, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение. Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица (пункты 6 и 7 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как указано в абзаце 2 пункта 12 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Суд полно и всесторонне исследовал представленные в дело доказательства и сделал обоснованный вывод о том, что фонд социального страхования не представил доказательства извещения предпринимателя о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки. Акт камеральной проверки от 27.03.2009 N 3 вручен предпринимателю после принятия решения о привлечении его к ответственности, о чем свидетельствует роспись предпринимателя в акте от 02.04.2009.
Таким образом, фондом социального страхования грубо нарушен порядок привлечения предпринимателя к ответственности.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса.
Пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В статье 47 Налогового кодекса Российской Федерации, как и в статье 46 Кодекса определены правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. При этом существенным условием для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.
Из материалов дела следует, что требованием от 31.03.2009 N 3 предпринимателю предложено до 15.04.2009 уплатить штраф в размере 5 тыс. рублей, назначенный по результатам рассмотрения акта проверки от 27.03.2009 N 3.
Однако оспариваемое решение о взыскании штрафа за счет имущества страхователя, а также постановление о взыскании штрафа за счет имущества страхователя вынесено отделением 03.02.2010, т. е. с пропуском установленного двухмесячного срока.
Кроме того, в соответствии с пунктом 11 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем). В случае если лицо, привлеченное к ответственности, или его представители уклоняются от получения копий указанных решения и требования, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом.
Суд установил, что требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей от 31.03.2009 N 3 вручено Прутько А. Доказательства вручения требования предпринимателю лично, либо направления посредством почтовой связи, а равно наделения предпринимателем Прутько А. полномочиями на получение требования, отделением в материалы дела не представлены.
Поскольку отделение нарушило порядок рассмотрения материалов проверки, принятия решения в установленные сроки и вручения требования об уплате недоимки, пени и штрафа, суд правомерно удовлетворил заявленные предпринимателем требования.
Судом также правомерно отклонен довод фонда социального страхования о несоблюдении предпринимателем досудебного порядка обжалования решения и постановления о взыскании штрафа за счет имущества страхователя, так как обязательный порядок досудебного обжалования установлен в отношении решений, выносимых по результатам налоговых проверок, то же касается иных решений, в том числе решений об обращении взыскания на денежные средства и имущество страхователя.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы фонда социального страхования не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, всесторонне, полно и объективно исследованных судебными инстанциями, и в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции в оспариваемой части отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Поэтому государственная пошлина в размере 2 тыс. рублей, уплаченная отделением при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 11.08.2010 N 5319, подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 10.06.2010 по делу N А61-578/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Северная Осетия - Алания из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 тыс. рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 октября 2010 г. по делу N А61-578/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело