Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 23 августа 2010 г. по делу N А63-4978/2009
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 июля 2011 г. N Ф08-3585/11 по делу N А63-4978/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Новый Октябрь"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ставропольскому краю (далее - налоговая инспекция) от 26.02.2009 N 11-21/02 о начислении 16 605 275 рублей НДС и 7 005 223 рублей пени.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кисловодску.
Решением суда от 09.03.2010 требования удовлетворены на том основании, что ранее заявленная к вычету сумма НДС, возвращенная из бюджета по результатам камеральной налоговой проверки, не может быть признана недоимкой по НДС по результатам выездной налоговой проверки, поскольку в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимкой признается сумма налога (сбора), не уплаченная в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В апелляционном порядке законность решения суда не проверялась.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой и изменением к жалобе, просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Податель жалобы считает, что суд принял решение без установления всех фактических обстоятельств по делу и без учета того, что необоснованно возмещенный НДС из бюджета подлежит восстановлению.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кисловодску не представила в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представители налоговой инспекции и общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебного акта, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей налоговой инспекции и общества, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, по операциям с ООО "Кавминнефтепродукт" и ООО "Политех" общество заявило к возмещению из бюджета 16 605 275 рублей НДС и получило на расчетный счет данную сумму налога на основании заявлений от 14.05.2005, 21.06.2005, 06.07.2005, 02.08.2005, 05.09.2005, 19.09.2005, 14.10.2005, 02.12.2005 по заключениям налоговой инспекции от 23.05.2005 N 1376, от 24.06.2005 N 1835, от 07.07.2005 N 2038, от 16.08.2005 N 2516, от 07.09.2005 N 2656, от 06.10.2005 N 2860, от 07.11.2005 N 3275, от 08.12.2005 N 3520, принятым по результатам камеральных проверок налоговых деклараций общества по НДС за февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь 2005 года.
Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, по результатам которой составила акт от 23.01.2008 N 02 и приняла решение от 26.02.2009 N 11-21/02 о начислении обществу 16 605 275 рублей НДС за 2005 год и 7 005 223 рублей пени.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю от 08.05.2009 N 14-17/007626 решение налоговой инспекции от 26.02.2009 N 11-21/02 оставлено в силе.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение налоговой инспекции в арбитражный суд.
Суд принял решение, которое содержит противоречивые выводы, основанные на неполном исследовании всех обстоятельств по делу, в связи с чем подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии со статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2005 году) налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, основными условиями для принятия НДС к вычету, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком, являются приобретение, оплата и принятие товаров (работ, услуг) на учет и наличие оформленных в установленном порядке счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую передачу товара, оплату сумм налога.
Суд установил, что при проведении выездной налоговой проверки налоговой инспекцией соблюдены нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд установил, что основанием для начисления налога и пени по результатам выездной налоговой проверки явился отказ налоговой инспекции в праве на получение обществом вычета по НДС в размере 16 605 275 рублей по счетам-фактурам, выставленным ООО "Кавминнефтепродукт" (г. Минеральные Воды) и ООО "Политех" (г. Москва).
Суд признал обоснованным довод налоговой инспекции об отсутствии у общества права на налоговый вычет по счетам-фактурам, выставленным данными поставщиками, и получение обществом необоснованной налоговой выгоды в виде неправомерно заявленных к возмещению из бюджета сумм НДС за февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь 2005 года.
Вместе с тем суд указал, что сумма вычета по НДС (16 605 275 рублей), необоснованно заявленная обществом и возмещенная налоговой инспекцией из бюджета, не может быть квалифицирована по статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации как недоимка по НДС, поскольку по сроку уплаты налога по каждому периоду (февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь 2005 года) общество заявило НДС к возмещению, а не к уплате.
При новом рассмотрении дела суду необходимо правильно применить нормы права к установленным по делу обстоятельствам, исключить противоречия в выводах и выяснить, чем по отношению к бюджету является необоснованное возмещение НДС (в виде перечисления денежных средств из бюджета на расчетный общества) и в каком порядке (помимо проведения выездной налоговой проверки и начисления налога по ее результатам) в данном случае возможно получение бюджетом налога, возвращенного по результатам камеральной проверки на основании заключений налоговой инспекции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть следующее.
В соответствии со статьями 88 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверки и выездная налоговая проверка являются самостоятельными формами налогового контроля, поэтому решение о возмещении НДС по результатам камеральной налоговой проверки не препятствует принятию решения о начислении НДС по тем же операциям по результатам выездной налоговой проверки. Данная правовая позиция высказана в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 N 8870/04.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, принятых арбитражным судом, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы. При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В силу пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении суда первой инстанции.
Поскольку судебный акт принят по неполно исследованным обстоятельствам дела и содержит противоречивые выводы, он подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть указания кассационной инстанции, установить все фактические обстоятельства и исследовать доказательства по делу в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверить правильность начисления сумм НДС и пени с учетом деклараций по НДС за февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь 2005 года и сведений по лицевому счету общества на дату принятия решения налоговой инспекции от 26.02.2009 N 11-21/02 и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.03.2010 по делу N А63-4978/2009 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 августа 2010 г. по делу N А63-4978/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело