Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 25 ноября 2010 г. по делу N А53-10624/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2010 г.
ОАО "Объединенные рынки" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция) от 12.05.2010 N 51 о привлечении общества к ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 40 тыс. рублей штрафа и от 12.05.2010 N 52 о привлечении генерального директора общества к ответственности по статье 15.1 Кодекса в виде 4 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 05.07.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.08.2010, в удовлетворении требования в части признания незаконным решения от 12.05.2010 N 51 отказано. В части признания незаконным решения от 12.05.2010 N 52 производство по делу прекращено за неподведомственностью арбитражному суду дела в этой части.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить. Податель жалобы указывает на отсутствие в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку данная норма права не устанавливает ответственность за несвоевременное оприходование в кассу предприятия денежной наличности.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность решения суда и постановления апелляционной инстанции, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании поручения от 03.03.2010 N 175 налоговая инспекция провела проверку полноты учета выручки, полученной обществом с применением контрольно-кассовой техники, порядка работы с денежной наличностью и ведением кассовых операций за период с 01.01.2007 по 15.03.2010.
По результатам проверки составлены акт от 01.04.2010 N 56, протокол от 06.04.2010 N 34 и принято постановление от 12.050210 N 51 о привлечении общества к ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 40 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление налоговой инспекции в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанций установил все фактические обстоятельства по делу, в совокупности оценил представленные в дело доказательства, правильно применил нормы права и принял законные и обоснованные судебные акты.
Статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Пункт 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок) обязывает каждое предприятие для осуществления расчетов наличными деньгами иметь кассу и вести кассовую книгу в соответствии с Порядком.
Согласно пункту 22 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Пунктом 23 Порядка определено, что каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, записи в которую производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу (пункт 24 Порядка). Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Данные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.
Из изложенного следует, что оприходование денежной наличности включает в себя ряд обязательных последовательных действий работников, без осуществления хотя бы одного из которых процесс оприходования нельзя признать завершенным.
Поскольку требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств, то моментом начала и окончания совершения административного правонарушения в данном случае является день получения выручки и неоприходования ее в кассу. Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 N 10196/05.
Таким образом, под неоприходованием денежной наличности в кассу следует понимать неоприходование ее в кассу в день получения выручки.
Общество не оспаривает факт неоприходования денежных средств в день их поступления, но указывает на то, что согласно штатному расписанию на предприятии работает один бухгалтер, режим работы бухгалтерии установлен с 08-00 до 17-00 часов, выходные дни - суббота, воскресенье. В соответствии с приказом общества от 31.12.2008 N 18 выручка после 17-00 часов, а также за выходные и праздничные дни принимается бухгалтером на следующий рабочий день или первый рабочий день после выходного, праздничного дня.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае общество имело возможность для соблюдения законодательства в сфере наличного денежного обращения, однако не приняло все зависящие от него меры по его соблюдению.
Судебные инстанции сделали обоснованный вывод о правомерном привлечении общества к ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 40 тыс. рублей штрафа с соблюдением налоговой инспекцией требований статей 4.5, 23.5, 25.1, 28.2, 29.10 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, всесторонне, полно и объективно исследованных судом первой и апелляционной инстанций, и подлежат отклонению в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2010 по делу N А53-10624/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 ноября 2010 г. по делу N А53-10624/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело