Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 26 ноября 2010 г. по делу N А32-6903/2010
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 декабря 2011 г. N Ф08-7640/11 по делу N А32-6903/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2010 г.
ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлениями к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным бездействия управления, выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении обществу в собственность за плату земельных участков, расположенных по адресу: г. Туапсе, ул. Гагарина, площадью 7205 кв. м с кадастровым номером 23:51:0102016:0025 (дело N А32-6903/2010), площадью 2346 кв. м с кадастровым номером 23:51:0102016:0027 (дело N А32-7239/2010), и земельного участка, расположенного по адресу: г. Туапсе, ул. Горького, д. 12) площадью 1117 кв. м с кадастровым номером 23:51:0101007:0040 (дело N А32-7128/2010), а также просило обязать управление принять решение о предоставлении обществу в собственность за плату указанных земельных участков, подготовить проект договора купли-продажи каждого из участков и направить его для подписания обществу.
Определениями от 29.04.2010 суд объединил в одно производство дела N А32-7239/2010, А32-7128/2010, А32-6903/2010 как связанные между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам. Объединенному делу присвоен номер N А32-6903/2010.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2010, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что порту принадлежат на праве собственности объекты недвижимости, расположенные на спорных земельных участках, за приобретением которых общество обратилось в надлежащий орган с приложением необходимых документов. Управление не доказало наличие обстоятельств, препятствующих предоставлению земельных участков в собственность общества в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение от 28.05.2010 и постановление апелляционной инстанции от 28.05.2010 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Управление считает, что предоставление земельных участков в собственность порта невозможно по причине наличия запрета, установленного статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации), поскольку спорные земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, необходимые для обеспечения производственной деятельности порта, по функциональному назначению относятся к землям транспорта. Общество не доказало нарушения своих прав оспариваемым бездействием, так как спорные земельные участки предоставлены ему в аренду на 45 лет. В 2006 году общество обращалось в управление с аналогичными заявлениями; управление направило обществу разъяснения об ограничений испрашиваемых земельных участков в обороте. Направляя управлению повторное обращение о предоставлении спорных земельных участков в собственность, общество действовало недобросовестно, что в соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации является формой злоупотребления правом.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения обжалованные судебные акты, считая их законными и обоснованными. Общество указало, что морской порт представляет собой специализированный имущественный комплекс, его границы устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации; испрашиваемые земельные участки находятся за пределами границ (территории) морского порта, отнесены к категории земель поселений и не отведены для развития порта. В дополнении к кассационной жалобе общество сослалось как на подтверждение правильности сделанных судебными инстанциями выводов на письма Федерального агентства морского и речного транспорта от 03.06.2010 N ИЗ-24/5352 и ФГУ "Администрация морского порта Туапсе" от 17.11.2010 N 1484/8, в которых сообщается о том, что спорные земельные участки для обеспечения деятельности порта не предназначены, и деятельность общества по их использованию нельзя отнести к деятельности по оказанию услуг, обычно оказываемых в морском порту.
В судебном заседании представители общества повторили доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу и дополнении к ней.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав представителей общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение от 28.05.2010 и постановление апелляционной инстанции от 28.05.2010 надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемых земельных участках, а именно: здания бытового - радиостанции, гаражей, здания котельной и здания РП-12 (земельный участок с кадастровым номерам 23:51:0102016:0025), здания открытого склада (территория центрального склада) и кранового пути козлового крана СМТО (земельный участок с кадастровым номерам 23:51:0102016:0027), информационного вычислительного центра (земельный участок с кадастровым номерам 23:51:0101007:0040).
Участки под принадлежащими обществу на праве собственности объектами недвижимости сформированы в установленном порядке и предоставлены ему по договорам аренды от 01.11.2001, подписанным со стороны арендодателя администрацией г. Туапсе.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности от 15.09.2003 N 23-АБ 224573, 23-АБ 224580 23-АБ 224585 спорные земельные участки являются федеральной собственностью.
В кадастровых паспортах земельных участков с кадастровыми номерами 23:51:0102016:0025, 23:51:0102016:0027 и 23:51:0101007:0040, договорах аренды и свидетельствах о праве собственности указана категория - земли поселений; целевое использование - для размещения соответствующих объектов недвижимости (радиостанции, центрального склада и информационного вычислительного центра).
Судом также установлено, что постановлением главы администрации Туапсинского района от 09.10.2009 N 3163 изменен разрешенный вид использования земельного участка с кадастровыми номерами 23:51:0102016:0025 "для размещения радиостанции" на вид использования "для размещения вспомогательных зданий и сооружений порта". Изменение разрешенного вида использование внесено в сведения о данном земельном участке, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
Общество обратилось в управление с заявлениями от 03.12.2009 N 27/ОПР-833 и 14.12.2009 N 27/ОПР-846 о приобретении в собственность за плату спорных земельного участка федерального уровня собственности на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации как собственник расположенных на них объектов недвижимости.
К заявлениям приложены документы в соответствии с перечнем, установленным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
Общество, ссылаясь на указанные обстоятельства и считая незаконным бездействие управления в решении вопроса о предоставлении ему в собственность земельных участков, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 201 того же Кодекса основанием для принятия судом решения о признании незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанными решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
На основании подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта. Из содержания абзаца 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Землями транспорта в соответствии со статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно пункту 8 статьи 28 Закона о приватизации, если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды сделали вывод об отсутствии оснований считать спорные земельные участки относящимися к землям, не подлежащим приватизации.
Однако судами не учтено следующее.
В соответствии с указанным в пункте 8 статьи 28 Закона о приватизации перечнем земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских и речных портах, аэропортах или отведенные для их развития (если иное не предусмотрено федеральным законом), не подлежат отчуждению.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации Туапсинского района от 09.10.2009 N 3163 изменен разрешенный вид использования земельного участка с кадастровыми номерами 23:51:0102016:0025 "для размещения радиостанции" на вид использования "для размещения вспомогательных зданий и сооружений порта". Изменение разрешенного вида использование внесено в сведения о данном земельном участке, содержащиеся в государственном земельном кадастре. Этот земельный участок из земель поселений предоставлен обществу как организации транспорта для обеспечения ее деятельности. Между тем, суды не исследовали и не оценили эти документы на предмет отнесения к землям транспорта земельного участка с целевым назначением "для размещения вспомогательных зданий и сооружений порта".
Суды также не выяснили функциональное назначение и фактическое использование размещенных на испрашиваемых обществом земельных участках объектов недвижимости центрального склада и вычислительного центра и не установили, используются ли эти объекты для обеспечения производственной деятельности порта.
Таким образом, согласно критериям, содержащимся в статье 90 Земельного кодекса Российской Федерации, эти участки могут относиться к землям транспорта, к которым применимы публичные ограничения.
Земельный участок, предоставленный в указанных целях, ограничивается в обороте (подпункты 5, 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 2 данной статьи Кодекса земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При таких обстоятельствах в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты следует отменить, дело - направить на новое рассмотрение для выяснения указанных в данном постановлении обстоятельств.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2010 по делу N А32-6903/2010 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды сделали вывод об отсутствии оснований считать спорные земельные участки относящимися к землям, не подлежащим приватизации.
Однако судами не учтено следующее.
В соответствии с указанным в пункте 8 статьи 28 Закона о приватизации перечнем земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских и речных портах, аэропортах или отведенные для их развития (если иное не предусмотрено федеральным законом), не подлежат отчуждению.
...
Суды также не выяснили функциональное назначение и фактическое использование размещенных на испрашиваемых обществом земельных участках объектов недвижимости центрального склада и вычислительного центра и не установили, используются ли эти объекты для обеспечения производственной деятельности порта.
Таким образом, согласно критериям, содержащимся в статье 90 Земельного кодекса Российской Федерации, эти участки могут относиться к землям транспорта, к которым применимы публичные ограничения.
Земельный участок, предоставленный в указанных целях, ограничивается в обороте (подпункты 5, 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 2 данной статьи Кодекса земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 ноября 2010 г. по делу N А32-6903/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1806/12
22.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7640/11
24.10.2011 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12101/11
28.09.2011 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11141/11
05.08.2011 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6903/10
26.11.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А32-6903/2010
28.05.2010 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6903/10