Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 30 октября 2009 г. по делу N А61-703/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2009 г.
ООО "АТК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация) о взыскании неосновательно полученной суммы арендной платы с 01.01.2005 до конца первого квартала 2009 года в размере 748 135 рублей 26 копеек.
Решением суда от 15.06.2009 исковые требования удовлетворены частично. Из бюджета в пользу ООО "АТК" взыскано 272 631 рубль 22 копейки излишне уплаченной арендной платы и возвращено 5095 рублей государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано ввиду пропуска срока исковой давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также отсутствия неосновательного обогащения за первый квартал 2009 года.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.09.2009 решение суда от 15.06.2009 в части взыскания в пользу общества 272 631 рубля 22 копеек и возврата из бюджета 5095 рублей государственной пошлины отменено. В данной части в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что пунктом 2.1 заключенного сторонами договора аренды предусмотрена возможность изменения размера арендной платы в случае утверждения новых ставок платы за землю. В остальной части судебный акт первой инстанции оставлен без изменения.
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель указывает, что при расчетах излишне уплаченной обществом арендной платы суд первой инстанции обоснованно принял во внимание коэффициенты, установленные постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 18.10.2002 N 249 (в редакции постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 25.02.2005 N 62) и базовую ставку в размере 21 954 рублей за квадратный метр, что не учтено апелляционным судом при пересмотре дела.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации от 30.07.1998 N 325 "О предоставлении закрытому акционерному обществу "АТК" земельного участка по Архонскому шоссе, 5" обществу на праве аренды сроком на 15 лет предоставлен земельный участок площадью 2,0145 га, в том числе: 1,9605 га - промплощадка, 0,0540 га - АЗС для содержания и эксплуатации производственных зданий и сооружений (т. 1, л. д. 8).
На основании указанного постановления администрация и ЗАО "АТК" (правопреемник общества) заключили договор от 09.11.1998 N 189 аренды земельного участка, пунктом 2 которого установлен размер арендной платы (32 484 рубля 37 копеек), который может быть пересмотрен арендатором в одностороннем порядке в связи с решениями Правительства Республики Северная Осетия - Алания, централизованно устанавливающими оценочные зоны, размер нормативной цены земли (кадастровую стоимость земельного участка), базовые ставки арендной платы и льготы (уменьшение арендной платы или полного освобождение от нее) с письменным извещением арендатора (т. 1, л. д. 10). Данный договор зарегистрирован в соответствующем порядке.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 18.10.2002 N 249 (в редакции постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 25.02.1005 N 62) утверждена Методика определения арендной платы за земельные участки, входящие в состав земель, перечисленных в подпункте 1 пункта 2 статьи 3 Закона Республики Северная Осетия - Алания "Об особенностях регулирования земельных отношений в Республике Северная Осетия - Алания", расположенные на территории Республики Северная Осетия - Алания (далее - Методика).
Данным постановлением органам местного самоуправления г. Владикавказа и районов республики рекомендовано в установленном законом порядке и согласно утвержденной Методике принять нормативно-правовые акты, регламентирующие установление арендной платы за земли в границах муниципальных образований; привести ранее заключенные договоры аренды земли в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации и данным постановлением.
Во исполнение постановления Правительства Республики Северная Осетия -Алания от 18.10.2002 N 249 (в редакции постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 25.02.1005 N 62) сторонами достигнут ряд соглашений к договору аренды от 05.11.1998 N 189.
Так, на основании постановления администрации от 13.02.2003 N 68 "Об арендной плате за землю на территории г. Владикавказа" соглашением от 14.01.2004 арендная плата за пользование земельным участком за период с 01.01.2004 по 31.12.2004 составила 444 984 рубля 75 копеек, которая вносится арендатором ежеквартально равными частями от указанной суммы до истечения 10 дня начала следующего квартала, а за четвертый квартал - не позднее 31 декабря текущего года. Дополнительными соглашениями от 01.04.2005, 06.04.2006, 22.03.2007, 14.01.2008 и 23.01.2009 стороны ежегодно вносили изменения в размер арендной платы.
На основании расчетов администрации, платежными поручениями общество уплатило арендодателю арендную плату за 2005 год в сумме 456 489 рублей 56 копеек, за 2006 год - 260 923 рубля 35 копеек, за 2007 год - 270 923 рубля 35 копеек, за 2008 год - 485 743 рубля 23 копейки, за первый квартал 2009 года - 61 тыс. рублей.
Полагая, что при исчислении арендной платы администрация не учла изменения, внесенные постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 25.02.2005 N 62 в постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 18.10.2002 N 249 "О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, находящиеся на территории Республики Северная Осетия - Алания", вследствие чего за период с 01.01.2005 по первый квартал 2009 года включительно завысила сумму арендной платы на 748 135 рублей 26 копеек, общество обратилось в арбитражный суд.
Принимая решение по делу, суды обеих инстанций обоснованно отказали истцу в удовлетворении иска в части взыскания излишне уплаченной суммы арендной платы за период с 01.01.2005 по первый квартал 2006 года включительно ввиду пропуска общего срока исковой давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, что обществом не оспаривается.
Суды также правомерно отказали обществу в удовлетворении иска в части взыскания неосновательного обогащения за 1-й квартал 2009 года, поскольку материалами дела подтверждается факт произведенной арендатором оплаты за данный период согласно платежному поручению от 16.04.2009 N 50 на сумму 61 тыс. рублей.
Спорным является период со второго квартала 2006 по четвертый квартал 2008 года. Суды пришли к противоположным выводам: первая инстанция удовлетворила требования в данной части, взыскав из бюджета в пользу общества 272 631 рубль 22 копейки, апелляционный суд в удовлетворении отказал.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендная плата). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу статьи 21 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации), то стоимость аренды таких земель относится к категории регулируемых цен.
Согласно части 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором.
Пунктом 2.1 заключенного сторонами договора предусмотрено, что размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в связи с решениями Правительства Республики Северная Осетия - Алания, централизованно устанавливающими оценочные зоны, размер нормативной цены земли, базовые ставки арендной платы и льготы, с письменным извещением арендатора.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 18.10.2002 N 249 "О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, находящиеся на территории Республики Северная Осетия - Алания" органам местного самоуправления делегированы полномочия по принятию нормативно-правовых актов, регламентирующих установление размера арендной платы за земли в границах муниципальных образований.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции верно указал, что администрация правомерно производила расчеты на основании принятых ею нормативно-правовых актов во исполнение рекомендаций, данных Правительством Республики Северная Осетия - Алания в названном постановлении.
Удовлетворяя в части требования о взыскании платы в спорный период, суд первой инстанции указал, что дополнительные соглашения об изменении размера арендной платы не зарегистрированы в установленном законом порядке и являются незаключенными, ввиду чего договор аренды действовал на первоначальных условиях. Данный вывод обоснованно признан судом апелляционной инстанции ошибочным с учетом следующего.
По смыслу пункта 1 части 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, если цена на определенные товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены. Независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в законную силу нормативного акта.
Как разъяснено в пункте 11 письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", изменение размера арендной платы, определенной в договоре не в твердой сумме, а в виде порядка (механизма) ее исчисления, не является изменением условия договора о размере арендной платы. Поэтому изменение составляющей (переменной) в порядке (механизме) исчисления арендной платы не считается изменением условия договора о размере арендной платы и, соответственно, не должно оформляться в порядке, предусмотренном для внесения изменений в условие договора о размере арендной платы.
С учетом изложенного дополнительные соглашения могут быть расценены как уведомления арендатора о соответствующем изменении размера арендной платы. Поэтому исследование вопроса о заключенности соглашений не может иметь решающего значения по данному делу.
Судом апелляционной инстанции правильно установлено и материалами дела подтверждено, что размер арендной платы в г. Владикавказе определяется с учетом коэффициентов функционального использования территории, которые установлены нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с предоставленными им полномочиями.
В связи с изложенным выводы, сделанные судом апелляционной инстанции, являются правильными.
Основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого в кассационном порядке судебного акта, отсутствуют, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2009 по делу N А61-703/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 октября 2009 г. по делу N А61-703/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело