Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 17 декабря 2010 г. по делу N А18-372/2010
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2010 г.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия (далее - управление) от 25.03.2010 N 10 о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и от 25.03.2010 N 12 о привлечении к ответственности по статье 8.41 Кодекса.
Решением суда от 11.06.2010 в удовлетворении требования отказано на том основании, что в действиях министерства имеются составы правонарушений, ответственность за которые предусмотрена пунктом 1 статьи 8.21 и статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.09.2010 решение суда от 11.06.2010 отменено на том основании, что управление не доказало наличие событий административных правонарушений, за совершение которых министерство привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 8.21 и статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; в протоколах отсутствуют сведения об объективных сторонах правонарушений; протоколы об административных правонарушениях составлены в отсутствие уполномоченного представителя министерства, которое не извещено о времени и месте составления протоколов.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, решение суда оставить в силе.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по распоряжению от 15.03.2010 N 10/02 управление провело проверку министерства по вопросам соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации, по результатам которой составило протоколы от 23.03.2010 N 12, от 23.03.2010 N 14 и приняло постановления от 25.03.2010 N 10 - о привлечении министерства к ответственности по пункту 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 40 тыс. рублей штрафа и от 25.03.2010 N 12 - о привлечении министерства к ответственности по статье 8.41 Кодекса в виде 50 тыс. рублей штрафа.
В протоколе от 23.03.2010 N 12 и постановлении управления от 25.03.2010 N 10 указано, что на момент проверки (23.03.2010) министерство осуществляло производственно-хозяйственную деятельность без специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, чем нарушило пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", и подлежит привлечению к ответственности по пункту 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протоколе от 23.03.2010 N 14 и постановлении управления от 25.03.2010 N 12 указано, что на момент проверки (23.03.2010) министерство в 2009 году не производило плату за негативное воздействие на окружающую среду, чем нарушило пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", и подлежит привлечению к ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные сведения о событиях административных правонарушений, квалифицируемых по пункту 1 статьи 8.21 и статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ни протоколы от 23.03.2010 N 12 и 14, ни постановления от 25.03.2010 N 10 и 12 не содержат.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановления управления в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции установил фактические обстоятельства по делу, в совокупности оценил представленные в материалы дела доказательства, правильно применил нормы права и обоснованно удовлетворил требования министерства.
Частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации от 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно статье 1 Закона об охране атмосферного воздуха под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, а под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду. Под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь указанных веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции установил, что в протоколах об административном правонарушении отсутствуют сведения, относящиеся к событию совершенных министерством правонарушений, а также сведения, касающиеся объективных сторон административных правонарушений. Протоколы не содержат указания на то, какие суммы за негативное воздействие на окружающую природную среду подлежали внесению, но фактически не внесены либо внесены с нарушением установленного срока; протокол от 23.03.2010 N 12 не содержит сведения о виде стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух, времени выбросов, концентрации количества вредных веществ, то есть данных, подтверждающих наличие в действиях министерства события административного правонарушения.
Статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении или его представителя. Статья 28.2 Кодекса, регламентирующая порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляет ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражаются объяснения лица по поводу вменяемого правонарушения; при составлении протокола указанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем в протоколе делается соответствующая запись; лицо имеет возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении; протокол должен быть подписан лицом, привлекаемым к ответственности, а в случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при выявлении в ходе рассмотрения дела и установлении факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что протоколы об административном правонарушении от 25.03.2010 N 12 и 14 составлены в отсутствие законного представителя министерства; доверенность на имя Долгиева А.М. не является доказательством наделения его полномочиями на представление интересов министерства в административном органе, в том числе полномочиями на участие в составлении протоколов об административных правонарушениях.
В силу пункта 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о времени и месте составления протокола об административном правонарушении лицо, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, должно быть надлежаще извещено.
Доказательства надлежащего извещения министерства о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях по пункту 1 статьи 8.21 и статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил требования министерства, признал незаконными и отменил постановления управления от 25.03.2010 N 10 и 12.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых арбитражным судом, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы управления не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств и в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы управления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2010 по делу N А18-372/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 декабря 2010 г. по делу N А18-372/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело