Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 14 декабря 2010 г. по делу N А53-27860/2009
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 9 декабря 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2010 г.
Индивидуальный предприниматель Полякова Оксана Викторовна (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - Росреестр) о признании незаконными действий Росреестра, выразившихся во внесении в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 6 953 кв. м с кадастровым номером 61:44:01 01 01:0011, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Орбитальная, 8а, исходя из 13 994 рублей 61 копейки за 1 кв. м (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля"" (далее - кадастровый центр).
Решением от 18.03.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.08.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о недоказанности заявителем факта нарушения оспариваемыми действиями требований закона, а также прав и законных интересов общества.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворить. По мнению заявителя, при проведении оценки земельного участка кадастровый центр не учел требования к порядку ее исследования, установленные Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости 29.06.2007 N П/0152 (далее - Технические рекомендации). В частности, в представленных кадастровым центром документах, изготовленных по результатам исследований факторов стоимости земельного участка, существуют противоречия, которые не позволяют достоверно и однозначно установить, какие именно факторы он применил при расчете кадастровой стоимости спорного земельного участка. Отсутствие информации управления Федеральной регистрационной службы по Ростовской области о сделках с исследуемыми объектами недвижимости свидетельствует о том, что сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка недостоверны.
В отзыве на жалобу кадастровый центр просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты как соответствующие действующему законодательству.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы жалобы, просил отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить исковые требования.
Представитель кадастрового центра возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судами, предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 61:44:01 01 01:0011 общей площадью 6953 кв. м, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, Ворошиловский район, ул. Орбитальная, 8а (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 08.02.2006 серии 61 АГ N 350324).
28 октября 2004 года земельный участок поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования "Для проектирования, строительства и последующей эксплуатации автотехцентра"; кадастровая стоимость объекта определена в размере 25 538 925 рублей 24 копеек (кадастровый паспорт земельного участка).
После внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (с 01.01.2009) кадастровая стоимость земельного участка составила 97 304 523 рубля 33 копейки. Согласно заключению ООО "Специализированная экспертная организация "Ростовский центр судебных экспертиз"" от 15.10.2009 N 212 рыночная стоимость земельного участка равна 25 578 тыс. рублей.
По мнению заявителя, несоответствие кадастровой стоимости объекта его рыночной стоимости свидетельствует о нарушении методики оценки кадастровой стоимости и незаконности действий Росреестра, выразившихся во внесении в государственный кадастр недвижимости завышенной стоимости земельного участка.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
На основании пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Статьей 66 Кодекса предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), установлено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки (пункт 5).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу о том, что государственная кадастровая оценка земельного участка предпринимателя проведена на основании достаточной и достоверной информации, содержащейся в надлежащих источниках. Положения нормативно-правовых актов при включении в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой оценке земельного участка заинтересованным лицом не нарушены.
Доводы заявителя жалобы о нарушении заинтересованным лицом требований действующего законодательства не обоснованы, противоречат представленным в дело доказательствам и правомерно отклонены судебными инстанциями.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:
- определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;
- построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;
- расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации (пункт 2.2.2 Методических указаний).
Примерный перечень факторов стоимости для земельных участков, расположенных на территории г. Ростова-на-Дону, предложен Межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов и подготовке сведений, необходимых для государственной кадастровой оценки земель г. Ростова-на-Дону, образованной постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 08.08.2007 N 805. В приложении N 1 протокола заседания Межведомственной комиссии от 21.09.2007 N 2 отражен перечень соответствующих факторов и источников получения информации о данных факторах.
На основании предложений муниципальных межведомственных комиссий на заседании областной Межведомственной комиссии, образованной постановлением мэра Ростовской области от 25.04.2007 N 163, утвержден примерный перечень факторов стоимости, влияющий на кадастровую стоимость земельных участков в городских населенных пунктах.
Пунктом 2.2.5 Методических указаний, пунктами 3.2.5.1 и 3.2.5.2 Технических рекомендаций предусмотрено, что при отсутствии достаточной рыночной информации о земельных участках в одних источниках соответствующие сведения могут быть получены из источников другого вида.
Методические указания и Технические рекомендации содержат примерный перечень используемых сведений, среди которых в качестве источников информации названы: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости.
Судебные инстанции установили, что кадастровому центру предоставлены все имеющиеся в распоряжении соответствующих государственных и муниципальных органов и доступные для использования без нарушения охраняемой законом тайны сведения.
Во исполнение пунктов 2.2.3 и 2.2.5 Методических указаний в кадастровый центр направлена информация о факторах стоимости из источников, определенных в соответствующих протоколах, что подтверждается письмами председателя Межведомственной комиссии г. Ростова-на-Дону о направлении информации о сделках купли-продажи объектов недвижимости на территории г. Ростова-на-Дону; территориального отдела N 18 по г. Ростову-на-Дону Управления Роснедвижимости по Ростовской области от 21.11.2007 N 5018.
Кроме того, кадастровый центр использовал сведения из средств массовой информации: газета "Все для Вас", сеть Интернет, в том числе сайт газеты "Все для Вас". Полный перечень информации о факторах стоимости для земельных участков по 5-му виду разрешенного использования с указанием источников получения информации раскрыт в приложении N 3.
В силу абзаца 13 пункта 2.2.5 Методических указаний информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. Информация по 153 объектам-аналогам по результатам статистического анализа определена как достаточная для построения статистической модели.
В силу пункта 2.2.5 Методических указаний в целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей.
Таким образом, статистический анализ информации используется для устранения противоречивых, неинтерпретируемых показателей рыночной информации, т. е. для повышения достоверности собранной информации, а также для определения факторов, которые объективно влияют на рыночную информацию о земельных участках. Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что отсутствие информации из официального реестра применительно к 5-му виду разрешенного использования само по себе не свидетельствует о неполноте или недостоверности собранной информации.
Статистические модели выстраиваются на основании факторов, отобранных по результатам статистического анализа.
В приложении N 8 к ЮК-356 визуализирован процесс определения степени влияния различных факторов на рыночную стоимость земельного участка; отражены факторы, использованные для построения статистической модели.
Суды установили, что для целей построения статистической модели использована вся предоставленная информация и иная информация из общедоступных источников. Собранная информация подвергнута статистическому анализу для обеспечения ее достоверности и позволила построить статистическую модель, отвечающую требованиям предметной интерпретации (объяснимости), а также удовлетворяющую допустимым уровням показателей качества статистических моделей данного вида.
Кроме того, суд апелляционной инстанции правильно отметил, что результаты кадастровой оценки утверждены постановлением администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2009 N 41-Г09-22 оставлено без изменения решение Ростовского областного суда от 12.08.2009, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления администрации Ростовской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области" от 28.04.2008 N 212. Верховным Судом Российской Федерации исследованы доводы о нарушении процедуры оценки, аналогичные заявленным в настоящем споре; установлено, что при определении кадастровой стоимости земельных участков соблюден Административный регламент по организации проведения государственной кадастровой оценки земель.
В силу части 8 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, повторная подача заявления иными лицами об оспаривании данного нормативного правового акта по тем же основаниям недопустима. Соответственно, выводы об отсутствии нарушений регламента при принятии постановления N 212 имеют правовое значение не только для лиц, участвовавших в рассмотрении названного дела судами общей юрисдикции, но и для иных лиц.
С учетом изложенного суды обоснованно исходили из того, что заявитель не привел доводов, объективно свидетельствующих о недостоверности результатов проведенной кадастровой оценки.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы апелляционной жалобы, им дана надлежащая правовая оценка, поэтому не принимаются кассационным судом. Пределы полномочий кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нормы права при разрешении спора применены судебными инстанциями правильно, процессуальные нарушения, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.03.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 по делу N А53-27860/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2010 г. по делу N А53-27860/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело