Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2011 г.
ООО "Ставропольская региональная компания по реализации газа" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "ЮгРосПродукт" (далее - общество) о взыскании 11 161 722 рублей 66 копеек задолженности и 355 144 рублей 31 копейки пеней по договору поставки газа от 20.01.2010 N 49-5-0025/10 (уточненные требования).
Решением от 30.06.2010 с общества в пользу компании взыскано 11 161 722 рубля 66 копеек задолженности, 355 144 рубля 31 копейка пеней и 79 694 рубля 17 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.09.2010 резолютивная часть решения дополнена абзацем следующего содержания: "Взыскать с ОАО "ЮгРосПродукт" (г. Ставрополь, пр. Кулакова, 24) в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 889 рублей 66 копеек". Судебные акты мотивированы доказанностью неоплаты обществом газа, поставленного ему в январе 2010 года, по цене, предусмотренной договором от 20.01.2010 N 49-5-0025/10.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, при расчетах за потребленный газ должна применяться цена в размере 2730 рублей, установленная приказом ФСТ России от 11.12.2009 N 398-э/4, а не предусмотренная сторонами в пункте 5.1 договора от 20.01.2010 N 49-5-0025/2010 (3109 рублей за 1 тыс. куб. м без НДС). Общество построило новое предприятие, на котором установлено новое оборудование, ему выдано разрешение Минэкономразвития России на потребление дополнительных объемов газа, поэтому при расчете за потребленный газ не подлежат применению пункты 15.1 - 15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционного суда следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, компания (поставщик) и общество (покупатель) заключили договор поставки газа от 20.11.2009 N 49-5-0013/10, по условиям которого поставщик обязался поставлять в с. Красногвардейское с 01.01.2010 по 31.12.2010, а покупатель получать и оплачивать газ, добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, в объеме 14 110,47 тыс. куб. м. Пунктом 2.2 договора предусмотрен ежемесячный объем поставляемого газа. Согласно пункту 5.1 договора цена на газ на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта формируется из регулируемых оптовой цены на газ и платы за снабженческо-сбытовые услуги, установленных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Компания (поставщик) и общество (покупатель) 20.01.2010 заключили договор поставки газа N 49-5-0025/10, по условиям которого поставщик обязался поставлять газ в с. Красногвардейское с 01.01.2010 по 31.12.2010 сверх объемов, зафиксированных в договоре поставки газа от 20.11.2009 N 49-5-0013/10, а покупатель получать и оплачивать газ, добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, объемом 4590,365 тыс. куб. м. В пункте 2.2 договора стороны определили, что объем газопотребления в январе 2010 года составит 3190,365 тыс. куб. м, в феврале 2010 года - 1400 тыс. куб. м. Согласно пункту 4.8 договора прием-передача газа оформляется сторонами ежемесячно путем подписания актов о количестве поданного-принятого газа с указанием фактически потребленного газа по каждому объекту. В силу пункта 5.1 договора цена на газ по договору на выходе из системы магистрального газопровода формируется из регулируемой оптовой цены на газ, определяемой в диапазоне между предельными максимальными и минимальными уровнями оптовых цен, и платы за снабженческо-сбытовые услуги, установленных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Стороны пришли к соглашению, что оптовая цена на газ с 01.01.2010 по 14.04.2010 за 1 тыс. куб. м составляет 3109 рублей без учета НДС, c 15.04.2010 по 30.06.2010 - 3027 рублей, начиная с 01.07.2010 - по действующему в период поставки по предельному максимальному уровню оптовых цен на газ, устанавливаемому ФСТ России. Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги определяется исходя из объемного диапазона потребления газа.
Задолженность по оплате газа за январь 2010 года явилась основанием для обращения компании с иском в арбитражный суд.
В обоснование своих требований компания представила подписанный сторонами сводный акт за январь 2010 года, приложение к нему с указанием объемов принятого газа в количестве 2914,0210 тыс. куб. м и счет-фактуру от 31.01.2010 N 3000/2010 на 11 161 722 рубля 66 копеек (л. д. 14 - 16).
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Суды, исследовав обстоятельства дела и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, установили, что компания исполнила обязательства по поставке обществу газа, предусмотренные договором от 20.01.2010 N 49-5-0025/10, стоимость которого ответчик не оплатил. Поставка газа и его объем сторонами не оспариваются. В договоре от 20.01.2010 N 49-5-0025/10 стороны определили цену на газ, поставляемый с 01.01.2010 по 14.04.2010, в размере 3109 рублей за 1 тыс. куб. м без учета НДС. Поскольку общество не доказало оплату потребленного объема газа по согласованной цене, суды правомерно удовлетворили иск.
Довод общества о том, что на него не распространяются примененные судами пункты 15.1 и 15.2 Основных положений, поскольку договор на поставку газа заключен в отношении нового объекта, следует отклонить. В соответствии с пунктом 3 Основных положений (в редакции, действовавшей в спорный период) цена на газ для конечного потребителя на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги. В силу пункта 15.1 Основных положений оптовые цены на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей (кроме населения):
а) конечные потребители, впервые заключившие договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г. (кроме организаций, создаваемых в результате реорганизации организаций, ранее покупавших газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, или организаций, которые приобрели (в том числе в порядке правопреемства) газопотребляющее оборудование, ранее обеспечивавшееся газом, добываемым ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами);
б) конечные потребители, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам);
в) конечные потребители, поставка газа которым осуществляется в связи с проведением работ по расширению Единой системы газоснабжения.
В качестве предельного минимального уровня оптовых цен на газ используются регулируемые оптовые цены на газ, устанавливаемые исходя из определяемых Правительством Российской Федерации средних темпов роста оптовых цен. В качестве предельного максимального уровня оптовых цен на газ используются регулируемые оптовые цены на газ, которые устанавливаются исходя из определяемых Правительством Российской Федерации средних темпов роста оптовых цен и увеличиваются в 2007 году на 60%, в 2008 году - на 50%, с 01.01.2009 - на 40%, с 01.07.2009 - на 35%, с 01.10.2009 - на 30%, с 01.01.2010 - на 20% и с 01.07.2010 - на 10% процентов (пункт 15.2 Основных положений).
Поскольку общество как конечный пользователь впервые заключило договор поставки газа с началом поставки после 01.07.2007 (подпункт "а" пункта 15.1 Основных положений), то на него распространяются пункты 3, 15.1 - 15.2 Основных положений.
Основания для изменения или отмены постановления апелляционного суда, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2010 по делу N А63-3023/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"б) конечные потребители, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам);
в) конечные потребители, поставка газа которым осуществляется в связи с проведением работ по расширению Единой системы газоснабжения.
В качестве предельного минимального уровня оптовых цен на газ используются регулируемые оптовые цены на газ, устанавливаемые исходя из определяемых Правительством Российской Федерации средних темпов роста оптовых цен. В качестве предельного максимального уровня оптовых цен на газ используются регулируемые оптовые цены на газ, которые устанавливаются исходя из определяемых Правительством Российской Федерации средних темпов роста оптовых цен и увеличиваются в 2007 году на 60%, в 2008 году - на 50%, с 01.01.2009 - на 40%, с 01.07.2009 - на 35%, с 01.10.2009 - на 30%, с 01.01.2010 - на 20% и с 01.07.2010 - на 10% процентов (пункт 15.2 Основных положений).
Поскольку общество как конечный пользователь впервые заключило договор поставки газа с началом поставки после 01.07.2007 (подпункт "а" пункта 15.1 Основных положений), то на него распространяются пункты 3, 15.1 - 15.2 Основных положений."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 января 2011 г. по делу N А63-3023/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело