См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 мая 2011 г. N Ф08-2391/11 по делу N А63-4449/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2010 г.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Денисенко М.Н. (далее - глава КФХ) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края (далее -администрация), выраженного в письме от 22.04.2010, предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 26:15:320302:4 площадью 2250 тыс. кв. м, местоположение установлено относительно ориентира земли районного фонда перераспределения на территории ОАО "Кочубей", адрес ориентира: Ставропольский край, Кочубеевский район; обязании администрации устранить нарушение прав и законных интересов крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставить для расширения деятельности хозяйства в аренду испрашиваемый земельный участок, заключить договор аренды земельного участка сроком на 10 лет, направив в адрес хозяйства проект договора (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета пора, привлечено ООО "Ставропольский птицекомплекс" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 04.08.2010 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу, что законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ). Согласно указанной норме хозяйство имело право на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов, поскольку такой порядок специальным законом не предусмотрен.
Постановлением апелляционного суда от 15.10.2010 решение отменено, в удовлетворении заявления главе КФХ отказано. Судебный акт мотивирован тем, что у администрации не имелось оснований для применения по заявлению главы КФХ специальной процедуры, предусмотренной статьей 12 Закона N 74-ФЗ, поскольку из текста заявлений от 17.11.2009 и 23.12.2009 не усматривается просьбы предоставить земельный участок для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. На земельный участок площадью 225 га с кадастровым номером 26:15:320302:4 претендует также ООО "Ставропольский птицекомплекс", поэтому решение администрации провести торги на право аренды в отношении участка является законным. Апелляционный суд указал, что действия администрации по проведению торгов на право аренды земельного участка не могут быть расценены как ущемление прав главы КФХ, поскольку последний не лишен права принимать участие в торгах. По общему смыслу законодательства о земле, публичные торги являются оптимальным способом продажи земель либо прав на их аренду, отвечают интересам государства.
В кассационной жалобе глава КФХ просит апелляционное постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов заявитель указывает, что апелляционный суд не учел, что в заявлениях, поданных в администрацию, заявитель испрашивает земельные участки не для создания, а для расширения деятельности КФХ Денисенко. Решение о торгах опубликовано после истечения срока рассмотрения заявления главы КФХ о расширении хозяйства. Земельный участок был сформирован до ноября 2009 года, ранее использовался иным сельхозпроизводителем, но был заброшен. Довод администрации о том, что при подаче заявления главы КФХ земельного участка площадью 225 га не существовало, не соответствует действительности, поскольку заявитель указал его кадастровый номер в первом же заявлении.
В отзывах на кассационную жалобу администрация и общество просят оставить судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
15.12.2010 в судебном заседании объявлен перерыв до 16 часов 50 минут 20.12.2010.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционного суда подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 17.11.2009 глава КФХ обратился в администрацию Кочубеевского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в аренду земельных участков общей площадью 747,69 га, из которых 472,89 га в рамках пролонгации договора аренды на новый срок, оставшиеся земли (в том числе земельный участок площадью 225 га с кадастровым номером 26:15:320302:4) - для расширения деятельности КФХ из фонда перераспределения района.
23 декабря 2009 года в районной газете "Звезда Прикубанья" администрация опубликовала сообщение, в котором информировала о наличии земельного участка площадью 225 га с кадастровым номером 26:15:320302:4, относящегося к категории "земли сельскохозяйственного назначения", предназначенного для ведения подсобного сельского хозяйства, с целью предоставления его в аренду сроком на 10 лет.
25 декабря 2009 года глава КФХ обратился в администрацию с заявлением предоставить ему в аренду сроком на 10 лет этот земельный участок.
15 января 2010 года такое же заявление поступило в администрацию от ООО "Ставропольский птицекомплекс".
06 апреля 2010 года глава КФХ вновь обратился в администрацию с заявлениями, в которых просил сообщить результаты рассмотрения его заявления от 17.11.2009 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:15:320302:4 и предоставить ему земельный участок в аренду в соответствии со статьей 12 Закона N 74-ФЗ для расширения деятельности крестьянского хозяйства.
В письме от 20.04.2010 N 961 администрация сообщила главе хозяйства о том, что 25 января 2010 года комиссией по проведению торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или прав на заключение договоров аренды таких участков принято решение о проведении торгов на право аренды в отношении вышеуказанного земельного участка.
Не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка для расширения деятельности хозяйства, глава КФХ Денисенко М.Н. обратился в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Кодекса оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно пункту 1 названной статьи Закона, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 2 статьи 12 Закона N 74-ФЗ предусмотрено, что к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется (статья 4 Закона N 74-ФЗ).
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 5 Закона N 74-ФЗ).
Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
С учетом изложенного, заключение договора аренды земельного участка возможно лишь после проведения оговоренных выше процедур, в частности, подачи в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления, подготовки кадастрового плана или кадастровой карты испрашиваемого земельного участка, принятия решения о предоставлении этого земельного участка на праве собственности или аренды заинтересованному лицу.
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 74-ФЗ определен способ защиты прав лица обратившегося в уполномоченный орган за предоставлением земельного участка. Так, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, глава КФХ Денисенко М.Н. обратился в администрацию Кочубеевского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка как лицо, изъявившее желание для расширения крестьянского (фермерское) хозяйства.
При таких обстоятельствах спора администрация обязана была осуществить процедуры по решению вопроса о предоставлении КФХ Денисенко М.Н. спорного земельного участка, предусмотренной статьей 12 Закона N 74-ФЗ.
Апелляционный суд при рассмотрении спора не принял во внимание доводы главы КФХ о том, что заявление о предоставлении ему дополнительного земельного участка площадью 225 га было подано в администрацию до принятия решения о проведении торгов на право аренды, а целью подачи заявления являлось расширение хозяйства. Данным доводам истца оценка не дана, апелляционный суд ограничился лишь указанием, что крестьянское-фермерское хозяйство уже создано. Не проверено соблюдение главой КФХ условий обращения с заявлением при первоначальной его подаче администрации в ноябре 2009 года. Утверждение администрации о том, что при первоначальном обращении главы КФХ к администрации с заявлением о предоставлении земельного участка последний не был сформирован, в нарушение статьи 200 Кодекса документально не подтверждено.
Апелляционный суд не принял во внимание сложившуюся судебную практику, заключающуюся в том, что законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности или на расширение хозяйства на праве аренды или в собственность, в соответствии с порядком, установленным специальным законом.
Согласно статьям 286-287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследование и оценка доказательств в суде кассационной инстанции не допускаются. В связи с тем, что апелляционным судом не приняты во внимание существенные для дела обстоятельства и не дана им надлежащая оценка, не применены подлежащие применению нормы материального права, постановление апелляционного суда надлежит отменить, дела направить на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела решить вопрос о распределении между сторонами судебных расходов, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2010 по делу N А63-4449/2010 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
...
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 74-ФЗ определен способ защиты прав лица обратившегося в уполномоченный орган за предоставлением земельного участка. Так, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, глава КФХ Денисенко М.Н. обратился в администрацию Кочубеевского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка как лицо, изъявившее желание для расширения крестьянского (фермерское) хозяйства.
При таких обстоятельствах спора администрация обязана была осуществить процедуры по решению вопроса о предоставлении КФХ Денисенко М.Н. спорного земельного участка, предусмотренной статьей 12 Закона N 74-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 декабря 2010 г. по делу N А63-4449/2010
Текст постановления размещен на официальном сайте Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа в Internet (http://fassko.arbitr.ru)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело