См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 апреля 2010 г. по делу N А61-1777/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2011 г.
ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" - Артаг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Северная Осетия - Алания (далее - Территориальное управление Росимущества) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 15:09:011304:32 площадью 3095 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 15:09:011304:33 площадью 72 650 кв. м (далее - спорные земельные участки), расположенных по адресу: г. Владикавказ, ул. Пожарского, 49, с последующим понуждением заключить договор купли-продажи спорных участков.
Определением от 23.11.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требование относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания.
Решением от 25.12.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.04.2010 решение от 25.12.2009 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просило суд обязать Территориальное управление Росимущества в течение месяца со дня принятия решения представить проект договора купли-продажи спорных земельных участков, с определением цены выкупа на момент первоначального обращения общества с заявлением от 09.09.2008 N 685 в размере 2.5% от их кадастровой стоимости (земельный участок с кадастровым номером 15:09:011304:32 площадью 3095 кв. м - 16 790 рублей 37 копеек; земельный участок с кадастровым номером 15:09:011304:33 площадью 72 650 кв. м - 394 126 рублей 25 копеек).
Определением от 11.05.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требование относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Заря Востока" и открытое акционерное общество "Промжелдортранс".
Решением от 13.07.2010, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные инстанции пришли к выводу о несоблюдении порядка образования спорных земельных участков. При таких обстоятельствах у уполномоченного на распоряжение земельными участками органа не имелось оснований определить предмет договора купли-продажи.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, выводы судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В частности, судебные инстанции не приняли во внимание то, что общество не разделяло единое землепользование на спорные земельные участки, а всего лишь за свой счет произвело их межевание и постановку на кадастровый учет. Общество полагает, что в данном случае разделение произошло автоматически. Кроме того, судам следовало исследовать вопрос о том, в каких случаях невозможна продажа спорных земельных участков. Между тем суды не выяснили всех объективных обстоятельств для принятия законного и обоснованного решения. Рассматривая дело, суды уделили внимание только разделу участка и кадастровым номерам, тогда как необходимо было выяснить основную причину отказа в удовлетворении заявления общества.
Отзывы на жалобу не поступили.
Территориальное управление Росимущества заявило ходатайство (посредством факсимильной связи) о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, просил кассационную инстанцию отменить оспариваемые акты и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, за Владикавказской нефтебазой (правопредшественником общества) был закреплен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 11, 74 га земли, расположенный по адресу: г. Владикавказ, конец улицы Пожарского, для строительства нефтебазы, бытового корпуса и теплиц на основании государственного акта органа местного самоуправления от 16.02.1993 (регистрационный номер 161).
31 декабря 2004 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 10,5266 га с кадастровым номером 15:09:01: 13 14:0016.
На основании государственного акта на право пользования землей от 16.02.1993 N 161 правообладателем земельного участка площадью 10, 5266 га с кадастровым номером 15:09:01: 13 14:0016 является Владикавказская нефтебаза.
Согласно плану приватизации госпредприятия "Севосетиннефтепродукт", утвержденному распоряжением Государственного комитета по управлению государственным имуществом Российской Федерации от 03.08.1994 N 2085-р, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о праве собственности предприятия на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке: (литера Б, Б1) площадью 100,3 кв. м, (литера А, А1) площадью 759,8 кв. м., (литера ВВ1) площадью 173,4 кв. м, (литера Г, Г1) площадью 63,9 кв. м, (литера Д) площадью 26,2 кв. м, (литера Е) площадью 170, 5 кв. м, (литера З, З1) площадью 120,8 кв. м, (литера И) площадью 100,1 кв. м, (литера К) площадью 761,1 кв. м, (литера Л) площадью 38,8 кв. м, (литера М) площадью 79,4 кв. м, (литера Н) площадью 5,5 кв. м, (литера О) площадью 19,9 кв. м, (литера Р) площадью 45,5 кв. м, (литера П) площадью 16,0 кв. м, (литера У) площадью 89,3 кв. м, (литера Ж) площадью 508,8 кв. м, (литера Т) площадью 781, 7 кв. м, (литера С) площадью 17,1 кв. м, (литера Ш) площадью 62,1 кв. м (свидетельства о государственной регистрации права от 28.12.2004 серии 15 АЕ N 677773-678012).
9 сентября 2008 года общество обратилось в Территориальное управление Росимущества с просьбой оформить право собственности на спорные земельные участки под объектами недвижимости, приложив кадастровые паспорта, государственный акт на пользование землей, постановление администрации Владикавказа от 30.12.2004 N 1009, свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимости.
В ответ на заявление общества Территориальное управление Росимущества предложило обществу представить документы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества".
26 июня 2009 года общество направило копии документов, удостоверяющих личность заявителя, копии приказа и протокола, копии доверенности на представителя, копии свидетельств о внесении в ЕГРЮЛ записи о расположенной на участках недвижимости, копию справки-выписки из Статрегистра Росстата, копии кадастровых паспортов, копии государственного акта на право пользования землей, выписки из ЕГРП, справки о кадастровой стоимости участков от 14.07.2008 N 1063 и 1064.
27 июня 2009 года Территориальное управление Росимущества направило обществу ответ, в котором информировало о том, что раздел земельного участка без согласия собственника является нарушением земельного законодательства.
Общество, полагая, что ненаправление Территориальным управлением Росимущества проектов договоров купли-продажи испрашиваемых спорных земельных участков является незаконным, обратилось в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов государственной власти, если полагает, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на нее какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемое действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, предусмотрен приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
Судами установлено, что, обращаясь в Территориальное управление Росимущества, общество не приложило документы, предусмотренные пунктом 5 приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370. В частности, не представлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на спорные земельные участки или копии иных документов, удостоверяющих такие права. Кроме того, в нарушение пункта 7 приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 общество не представило документ, подтверждающий право приобретения спорных земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Данные документы у общества отсутствуют, так как спорные участки с кадастровым номером 15:09:011304:32 площадью 3095 кв. м и с кадастровым номером 15:09:011304:33 площадью 72 650 кв. м как самостоятельные объекты собственником (Российской Федерацией) не регистрировались. Обществом не зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования данными участками как самостоятельными объектами.
Согласно статье 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются земельные участки, части земельных участков. Под земельным участком понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Специфическая особенность земельных участков как объектов недвижимости заключается в том, что земельные участки являются природными объектами, частью поверхности земли, границы которой сформированы посредством землеустройства, поэтому при образовании новых земельных участков прежний участок как природный объект не исчезает, а меняется лишь описание границ.
В соответствии с частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 названной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (части 1, 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для раздела земельного участка необходимо, чтобы исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, приняли об этом решение.
Между тем, как установлено судебными инстанциями, такого решения о разделе земельного участка площадью 10,5266 га с кадастровым номером 15:09:01: 13 14:0016 Территориальным управлением Росимущества не принималось. Кроме того, общество самостоятельно выделяет только часть земель площадью 7, 265 га, судьба остальной части зарегистрированного в федеральной собственности земельного участка площадью 10, 5266 га и переданного обществу в постоянное (бессрочное) пользование не определена.
Исходя из пункта 17 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и пункта 6 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" допускается образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, право собственности на которые не было зарегистрировано. Однако при наличии государственной регистрации права собственности на ранее существовавший участок с учетом положений пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" подлежит государственной регистрации и право собственности на вновь образуемые земельные участки, а участки, из которых образованы новые участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности на вновь образуемые участки.
При этом положениями Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривается прекращение права собственности на ранее существовавший земельный участок без возникновения или сохранения этого права на вновь образованные участки.
Поскольку обществом в Территориальное управление Росимущества не представлено документов, определяющих предмет договора купли-продажи (свидетельств о государственной регистрации права на вновь образованные участки), судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии нарушений со стороны уполномоченного органа прав и законных интересов общества.
Испрашиваемые обществом в собственность спорные участки в настоящее время не образованы в соответствии с нормами земельного законодательства Российской Федерации, поэтому у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
В данном случае общество не лишено возможности реализовать свое право на приобретение земельных участков в соответствии с земельным законодательством при условии соблюдения требований закона.
Руководствуясь статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", суды правомерно отклонили доводы общества о том, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о постановке на учет земельного участка подтверждает существование нового земельного участка, поскольку названные сведения носят временный характер, который утрачивается со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Кроме того, постановка участка на государственный кадастровый учет является одной из стадий, предшествующих принятию уполномоченным органом решения об образовании земельного участка. Данный вывод следует из содержания пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Остальные доводы, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку рассматривались арбитражным судом апелляционной инстанции и им дана правильная правовая оценка. Переоценка выводов, касающихся обстоятельств дела, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 13.07.2010 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010 по делу N А61-1777/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из пункта 17 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и пункта 6 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" допускается образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, право собственности на которые не было зарегистрировано. Однако при наличии государственной регистрации права собственности на ранее существовавший участок с учетом положений пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" подлежит государственной регистрации и право собственности на вновь образуемые земельные участки, а участки, из которых образованы новые участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности на вновь образуемые участки.
При этом положениями Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривается прекращение права собственности на ранее существовавший земельный участок без возникновения или сохранения этого права на вновь образованные участки.
...
Кроме того, постановка участка на государственный кадастровый учет является одной из стадий, предшествующих принятию уполномоченным органом решения об образовании земельного участка. Данный вывод следует из содержания пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 января 2011 г. по делу N А61-1777/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело