Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2011 г.
ОАО "Автобан" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея (далее - территориальное управление), в котором просило:
- признать незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в уклонении от предоставления обществу в собственность за плату следующих земельных участков: с кадастровым номером 01:04:4200010:15 площадью 20 000 (плюс, минус 50 м) кв. м, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Совхозный, ул. Советская, 49; с кадастровым номером 01:04:5611003:9 площадью 39 869 (плюс, минус 70 м) кв. м, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, 300 м на северо-запад от пос. Тульского; с кадастровым номером 01:04:5611003:6 площадью 10 000 (плюс, минус 35 м) кв. м, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, хутор Причтовский;
- обязать заинтересованное лицо подготовить проекты договоров купли-продажи названных земельных участков и направить их обществу в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу судебного акта.
Решением от 12.03.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.09.2010, заявление удовлетворено. Суд признал незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в уклонении от предоставления в собственность обществу за плату земельных участков с кадастровыми номерами 01:04:4200010:15, 01:04:5611003:9, 01:04:5611003:6, и обязал территориальное управление подготовить проекты договоров купли-продажи названных земельных участков и направить их обществу в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения. Сославшись на статьи 29 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды посчитали, что при отсутствии законных оснований для отказа в заключении договора купли-продажи заинтересованное лицо нарушило исключительное право общества на приобретение земельного участка в собственность.
В кассационной жалобе территориальное управление просит решение от 12.03.2010 и постановление апелляционной инстанции от 23.09.2010 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Заявитель указывает на то, что территориальное управление осуществляет продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, лишь по поручению центрального аппарата Росимущества; решение о предоставлении земельных участков в собственность юридических и физических лиц принимается непосредственно Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 10 апреля 2009 года общество обратилось в территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, с кадастровым номером 01:04:4200010:15 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 20 000 (плюс, минус 50 м) кв. м, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, п. Совхозный, ул. Советская, 49, для эксплуатации зданий, принадлежащих обществу на праве собственности. К заявлению приложены: договор купли-продажи недвижимого имущества от 10.02.2009 N 78/т, передаточный акт от 10.02.2009, свидетельство о государственной регистрации права собственности на здания серии 01-АА N 205650, 205656, 205657, 205658, 205659, 205660, 205661, 205662, 205663, 205664, 205665, 205666, 205673.
В письме от 21.04.2009 N 1054 заинтересованное лицо сообщило обществу о том, что при проведении экспертизы документов выявлены замечания, а именно: согласно кадастровому паспорту земельный участок является индивидуальной собственностью муниципального образования "Майкопский район", однако это не достоверная информация; в представленной выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним содержатся данные об обременении участка правом аренды в пользу ФГУП "Майкопский ДРСУ". По этим мотивам принято решение о приостановлении рассмотрения заявления.
29 апреля 2009 года общество устранило замечания территориального управления, дополнительно представив требуемые документы, а также документы, подтверждающие полномочия директора юридического лица (письмо от 29.04.2009 N 803).
9 апреля 2009 года общество обратилось в территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, с кадастровым номером 01:04:5611003:6 в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 10 000 (плюс, минус 35 м) кв. м, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, хутор Причтовский, для эксплуатации здания цеха, принадлежащего обществу на праве собственности (письмо от 09.04.2009 N 688). К заявлению приложены: договор купли-продажи недвижимого имущества от 10.02.2009 N 75/т, передаточный акт от 10.02.2009, свидетельство о государственной регистрации права серии 01-АА N 205669.
В письме от 21.04.2009 N 1055 заинтересованное лицо сообщило обществу о том, что при проведении экспертизы документов выявлены замечания, а именно: согласно кадастровому паспорту земельный участок является индивидуальной собственностью муниципального образования "Майкопский район"; в представленной выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним содержатся данные об обременении участка правом аренды в пользу ФГУП "Майкопский ДРСУ"; отсутствуют документы, подтверждающие полномочия руководителя общества, вследствие чего, принято решение о приостановлении рассмотрения заявления.
29 апреля 2009 года общество устранило замечания территориального управления, дополнительно представив требуемые документы (письмо от 29.04.2009 N 803).
22 мая 2009 года в письме N 1343 заинтересованное лицо сообщило заявителю о возобновлении рассмотрения заявлений, а также указало на то, что в соответствии с приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07.2008 N 185 территориальное управление направило в адрес Федерального агентства для рассмотрения пакеты документов общества о выкупе земельных участков.
Письмом от 22.06.2009 N 1597 территориальное управление сообщило заявителю о необходимости предоставления нотариально заверенной копии документа, подтверждающего полномочия представителя юридического лица; выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним; решения органа управления общества о покупке земельных участков; бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату; справки о том, что покупка участков не является крупной сделкой; актуализированных кадастровых паспортов.
Письмами от 27.07.2009 N 609/1, 609/2 и 609/3 общество устранило указанные замечания, направив требуемые документы (повторно).
17 августа 2009 года в письме N 2129 заинтересованное лицо сообщило заявителю о направлении в адрес Федерального агентства пакета документов о выкупе земельных участков для повторного рассмотрения.
2 ноября 2009 года территориальное управление сообщило обществу о том, что поручения по распоряжению спорными земельными участками от Федерального агентства по управлению государственным имуществом не поступили, поэтому рассмотрение вопроса приостановлено.
Общество, указывая, что предоставило все необходимые для заключения договора купли-продажи земельного участка документы, а территориальное управление уклоняется от заключения договора купли-продажи земельного участка, что противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух условий: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или приобретение права аренды таких земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на данных земельных участках. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 5 Кодекса). Такой перечень утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришли к правильному выводу, что общество, имеющее как собственник объектов недвижимости право на выкуп спорных земельных участков, выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило в территориальное управление полный пакет документов. Вместе с тем заинтересованное лицо в установленный законом срок не приняло решение о предоставлении обществу земельных участков в собственность и не направило в его адрес проект договоров купли-продажи.
Доводы территориального управления об отсутствии полномочий принимать решение о предоставлении земельных участков в собственность отклоняются судом округа как необоснованные.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1); Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Полномочия территориального управления определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея, утвержденном приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея теруправление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, согласно которым территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
С учетом приведенных норм ссылка заинтересованного лица на отсутствие поручения Росимущества на приватизацию федерального имущества не может служить препятствием для реализации обществом, являющимся собственником объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемых земельных участках, права на их выкуп.
Сделанные судом выводы соответствуют сложившейся судебной практике (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.10.2009 по делу N А66-4642/2009, от 19.11.2009 по делу N А66-4831/2009, от 20.11.2009 по делу N А66-3687/2009, от 19.08.2010 по делу N А05-1787/2010, Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.10.2010 N по делу А55-38994/2009, Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.09.2010 по делу N А74-4221/2009, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.01.2011 N ВАС-17930/2010).
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы апелляционной жалобы, им дана надлежащая правовая оценка, поэтому не принимаются кассационным судом. Пределы полномочий кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нормы права при разрешении спора применены судебными инстанциями правильно, процессуальные нарушения, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.03.2003 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.210 по делу N А01-2091/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея теруправление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, согласно которым территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
...
Сделанные судом выводы соответствуют сложившейся судебной практике (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.10.2009 по делу N А66-4642/2009, от 19.11.2009 по делу N А66-4831/2009, от 20.11.2009 по делу N А66-3687/2009, от 19.08.2010 по делу N А05-1787/2010, Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.10.2010 N по делу А55-38994/2009, Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.09.2010 по делу N А74-4221/2009, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.01.2011 N ВАС-17930/2010)."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 января 2011 г. по делу N А01-2091/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело