Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 8 февраля 2011 г.
ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании недействительным решения и предписания УФАС по Республике Дагестан (далее - управление) от 24.07.2009 в части, касающейся общества (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Махачкалы, ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" и МУП "Махачкалинские городские электрические сети" (далее - предприятие).
Решением суда от 24.02.2010, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что общество нарушило требования Федерального закона от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.06 N 530 (далее - Правила).
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, неправомерно возложение на общество ответственности за фактические действия ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" по ограничению энергопотребления. Ни управление, ни суд не установили нарушения действующего законодательства в действиях общества по инициированию введения ограничения.
В отзыве на кассационную жалобу управление считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с договором купли-продажи электроэнергии от 01.07.2007 N 2-ЭО общество (сбытовая организация) обязалось поставить предприятию электроэнергию в точках поставки на границе балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа".
ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (сетевая организация) и общество (заказчик, сбытовая организация) заключили договор от 01.03.2008 N 13/2008 ДЭ на оказание услуг по передаче электроэнергии, в соответствии с которым ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" обязуется оказать услуги по передаче электроэнергии, а заказчик оплатить услуги в порядке, установленном договором.
По условиям договора (пункты 3.3.2, 8.6) ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" обязано на основании заявки общества (заказчик, сбытовая организация) приостановить потребителям передачу электрической энергии путем введения полного и (или) частичного ограничения и возобновлению их электроснабжения, информировать заказчика об обстоятельствах, влекущих полное и (или) частичное ограничение режима потребления электроэнергии, в сроки и в порядке, определенные сторонами в приложении N 6 к договору. В случае неисполнения заявки заказчика по введению, ограничению потребления, исполнитель несет ответственность перед заказчиком в размере стоимости электроэнергии, отпущенной потребителю сверх объема (срока), указанного в заявке на введение ограничения режима потребления.
Предприятие присоединено к электросетям ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (сетевая организация) на основании договора от 01.01.2006 N 1-Ц-ТП технологического присоединения к электрическим сетям.
Условиями данного договора (пункт 3.5.2) предусмотрено, что сетевая организация вправе в соответствии с условиями договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенного между сетевой и сбытовой организациями, осуществлять прекращение (ограничение) подачи электрической энергии на основании заявки сбытовой организации в связи с нарушением потребителем обязательств по договору купли- продажи (поставки) электроэнергии. Возобновление электроснабжения, в этом случае, производится также на основании заявки сбытовой организации.
Уведомлением от 13.05.2009 N 13-858 общество сообщило предприятию о том, что его задолженность за потребленную электроэнергии на 01.05.2009 составляет 569 млн рублей, в связи с чем предприятию необходимо до 21.05.2009 погасить задолженность, а в случае непогашения задолженности ограничить потребление электроэнергии на 30%.
В уведомлении также указано, что в случае неисполнения указанного требования общество будет вынуждено воспользоваться своим правом на принудительное ограничение потребления электроэнергии в отношении предприятия с 11 часов 00 минут 21.05.2009 на 30% суточного объема потребления электроэнергии до полного погашения задолженности.
В ответ на данное уведомление предприятие направило письмо, которым поставило общество в известность о том, что самостоятельно ограничило подачу электроэнергии злостным неплательщикам, отключив 11.05.2009 - 13.05.2009 абонентов на 11500 кВт.
В связи с неисполнением обязательств по оплате электроэнергии по договору от 01.07.2007 N 2-ЭО общество заявкой от 13.05.2009 N 188 уведомило ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" о необходимости ввести с 11 часов 00 минут 21.05.2009 ограничение режима потребления электроэнергии предприятия.
ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" в период с 21.05.2009 по 02.06.2009 произвело отключение ЛЭП 6-10кв, что привело к отключению от электроснабжения потребителей с подстанций 35-110 кВ.
По заявлению прокуратуры Республики Дагестан управление возбудило в отношении общества дело о нарушении антимонопольного законодательства. При рассмотрении дела установлено, что общество, подав заявку ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" на ограничение электроэнергии на 30% суточного потребления электроэнергии с 21.05.2009 по 02.06.2009, нарушило пункты 171, 173, 175, 178 Правил, пункт 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 N 307, статью 38 Закона об электроэнергетике, статью 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 7 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). По результатам проверки управление приняло решение от 24.07.2009, которым признало общество виновным в нарушении названных норм, и выдало предписание о прекращении выявленных нарушений в срок до 31.08.2009.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов управления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности факта нарушения обществом, занимающим доминирующее положение, антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Пунктом 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Общество приказом управления от 30.08.2005 N 48 внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, и занимает доминирующее положение на рынке услуг по поставке (реализации) электрической энергии на территории Республики Дагестан.
По смыслу статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Согласно статье 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Введение ограничения режима потребления определено Правилами.
В соответствии с пунктом 170 Правил ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к одним и тем же распределительным устройствам соответствующей сетевой организации.
Ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств или в случае прекращения обязательств сторон по договору вводится по инициативе лиц, перед которыми не исполнены обязательства по договору (далее - инициаторы введения ограничения), при условии согласования в письменной форме такого ограничения режима потребления с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, и которая, в свою очередь, обязана согласовать вводимое ограничение режима потребления со смежной сетевой организацией, если это предусмотрено соглашением между ними. Фактические действия по ограничению режима потребления осуществляются потребителем или сетевой организацией, к электрической сети которой непосредственно технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя. Для согласования ограничения режима потребления инициатор введения ограничения не позднее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты введения ограничения режима потребления направляет сетевой организации или иному собственнику (владельцу) объектов электросетевого хозяйства, к сетям которых технологически присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, уведомление (пункты 171, 172 Правил).
Согласно императивной норме пункта 173 Правил в случае, если ограничение режима потребления, инициированного в соответствии с пунктом 171 указанных Правил, применяется по отношению к лицам, владеющим объектами электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по оплате электрической энергии, указанные лица обязаны предпринять все необходимые действия для поставки электрической энергии таким потребителям в установленном договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) объеме.
В условиях функциональной и технологической связанности процессов выработки, передачи, сбыта и потребления электроэнергии, высокой степени монополизации рынка электроэнергии в Российской Федерации, в случае отсутствия у участников спорных отношений реальных возможностей (механизмов), обеспечивающих индивидуальное ограничение режима потребления неисправных потребителей (неплательщиков), реализация сбытовыми и сетевыми организациями предоставленного им статьей 328 Гражданского кодекса Российской Федерации права на прекращение (ограничение) подачи электроэнергии организации-неплательщику не должна приводить к ущемлению прав и законных интересов иных лиц и влечь социально опасные последствия. В противном случае применение указанного способа защиты имущественных интересов приведет (может привести) к причинению вреда, несоизмеримого с потерями сбытовой организации в рамках обязательственных (договорных) отношений с конкретным неплательщиком.
Судебными инстанциями установлено, что к фидерам, отключенным ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" от электроснабжения по заявке общества, запитаны не только потребители, не оплатившие поставленную энергию, но и детские дошкольные учреждения, среднеобразовательные школы, медицинские учреждения, учреждения социального обеспечения, ограничение режима потребления которых ниже аварийной брони не допускается пунктом 168 Правил, население и другие потребители, надлежащим образом исполняющие обязанности по оплате электроэнергии. Более того, будучи профессиональным участником розничного рынка электроэнергии (гарантирующим поставщиком), общество не могло не знать о других добросовестных потребителях, присоединенных к отключенным электросетям.
Общество, как специализированная организация, имело информацию о том, что при таком способе отключения электроэнергии у предприятия нет технической возможности подключить добросовестных потребителей к другим источникам электроэнергии.
Таким образом, общество неправомерно инициировало отключение электроэнергии, не обеспечив соблюдение требований статьи 38 Закона об электроэнергетике, пунктов 171, 172 и 173 Правил, пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 N 307.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о соответствии решения и предписания управления в оспариваемой части закону и иным нормативным правовым актам, что в силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали доказательства, установили фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела по существу, и правильно применили нормы материального и процессуального права.
Согласно требованиям статей 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная по кассационной жалобе государственная пошлина относится на общество и возврату не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.02.2010 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2010 по делу N А15-2274/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В условиях функциональной и технологической связанности процессов выработки, передачи, сбыта и потребления электроэнергии, высокой степени монополизации рынка электроэнергии в Российской Федерации, в случае отсутствия у участников спорных отношений реальных возможностей (механизмов), обеспечивающих индивидуальное ограничение режима потребления неисправных потребителей (неплательщиков), реализация сбытовыми и сетевыми организациями предоставленного им статьей 328 Гражданского кодекса Российской Федерации права на прекращение (ограничение) подачи электроэнергии организации-неплательщику не должна приводить к ущемлению прав и законных интересов иных лиц и влечь социально опасные последствия. В противном случае применение указанного способа защиты имущественных интересов приведет (может привести) к причинению вреда, несоизмеримого с потерями сбытовой организации в рамках обязательственных (договорных) отношений с конкретным неплательщиком.
Судебными инстанциями установлено, что к фидерам, отключенным ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" от электроснабжения по заявке общества, запитаны не только потребители, не оплатившие поставленную энергию, но и детские дошкольные учреждения, среднеобразовательные школы, медицинские учреждения, учреждения социального обеспечения, ограничение режима потребления которых ниже аварийной брони не допускается пунктом 168 Правил, население и другие потребители, надлежащим образом исполняющие обязанности по оплате электроэнергии. Более того, будучи профессиональным участником розничного рынка электроэнергии (гарантирующим поставщиком), общество не могло не знать о других добросовестных потребителях, присоединенных к отключенным электросетям.
Общество, как специализированная организация, имело информацию о том, что при таком способе отключения электроэнергии у предприятия нет технической возможности подключить добросовестных потребителей к другим источникам электроэнергии.
Таким образом, общество неправомерно инициировало отключение электроэнергии, не обеспечив соблюдение требований статьи 38 Закона об электроэнергетике, пунктов 171, 172 и 173 Правил, пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 N 307."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 февраля 2011 г. по делу N А15-2274/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело