См. также постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 мая 2010 г. по делу N А63-17240/2009-С6-22, от 26 декабря 2011 г. N Ф08-7813/11 по делу N А63-17240/2009, от 4 сентября 2012 г. N Ф08-4801/12 по делу N А53-629/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 марта 2011 г.
ФГУ "Детский санаторий им. Крупской Н.К." Федерального медико-биологического агентства (далее - санаторий, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) от 12.10.2009 N РЗ-335-2009 и признании незаконным предписания от 12.10.2009 N 144 (уточненные требования).
Решением суда от 30.11.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.02.2010, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что у управления отсутствовали основания для рассмотрения жалобы общества, поскольку последнее не являлось участником размещения заказов. Весь комплекс работ по предмету лота аукциона технологически и функционально связан между собой. Суд пришел к выводу о правомерности объединения проектно-изыскательских и строительных работ в один лот, поскольку это не ограничивает конкуренцию между участниками торгов, а только четко и предельно конкретно регламентирует требования к работам и порядок их проведения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.12.2010 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение с указанием на необходимость привлечь к участию в деле общество с ограниченной ответственностью "Регионстрой", по жалобе которого антимонопольный орган провел проверку санатория. Суду также предложено проверить факт подачи им заявки на участие в аукционе или совершения каких-либо действий, свидетельствующих о намерении участвовать в аукционе, с учетом установленных обстоятельств проверки довода управления о нарушении санаторием требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) на стадии размещения заказа и лишении тем самым общества возможности подать заявку на участие в аукционе, установления наличия или отсутствия в связи с этим у общества права на обращение с жалобой и оснований для проведения проверки по такому обращению, порядка действий управления в случае, если такое право у общества отсутствовало, оценки всех доводов сторон, проверки законности и обоснованности оспариваемого решения управления.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 19.05.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Регионстрой" (далее - общество).
Решением от 31.08.2010 в удовлетворении требований санатория отказано. Судебный акт мотивирован тем, что обществом совершило действия, свидетельствующие о намерении участвовать в аукционе. Обжалование действий санатория обществом осуществлено до опубликования протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе. Решение принято и предписание выдано управлением в пределах его компетенции и полномочий. Действия заказчика по формированию аукционной документации нарушают требования Закона о размещении заказов. Также суд указал на невозможность восстановления субъективных прав санатория и приведения сторон в первоначальное положение, поскольку государственный заказ размещен, государственный контракт, заключенный по итогам размещения заказа, исполнен.
Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Евростиль", заключившее с заказчиком по результатам аукциона договор, и исполнившее его (далее - победитель аукциона). Дело рассмотрено по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Постановлением апелляционного суда от 08.12.2010 решение суда первой инстанции отменено со ссылкой на отсутствие в действиях санатория нарушений Закона о размещении заказов и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции). Правовые основания для рассмотрения жалобы общества не выявлены, поскольку общество не является участником размещения заказа. Нарушение прав заказчика заключается в принятии решения, положенного в основу выданного антимонопольным органом предписания.
В кассационной жалобе управление просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Заявитель жалобы указывает, что общество является потенциальным участником размещения заказа, действия управления по рассмотрению его жалобы законны. Включение санаторием в один лот не связанных между собой проектных и других видов работ привело к ограничению конкуренции.
В отзыве на кассационную жалобу санаторий просит постановление апелляционного суда оставить без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителя антимонопольного органа, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Отменяя решение суда первой инстанции и рассматривая дело по правилам, установленным для суда первой инстанции, апелляционная инстанция правильно исходила из того, что настоящим спором могут быть затронуты охраняемые законом права и интересы ООО "Евростиль", победившего по результатам аукциона и исполнившего заключенный с заказчиком контракт.
В силу части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству сторон или по инициативе суда.
Основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (пункт 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При отмене решения по данному основанию арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным настоящим Кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции (часть 5 статьи 270 Кодекса).
Таким образом, привлечение ООО "Евростиль" судом апелляционной инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, соответствует требованиям названных норм процессуального права.
Однако выводы суда апелляционной инстанции о подлежащих применению норм права к установленным им обстоятельствам по делу основаны на неполном исследовании имеющихся в материалах дела доказательствах.
Как видно из материалов дела, санаторий 10.09.2009 разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru сведения о проведении открытого аукциона на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту санатория (проектирование, капитальный ремонт, установка элементов и оборудования пожарной безопасности).
Общество обратилось в управление с жалобой на действия аукционной комиссии заказчика по включению в один лот работ, функционально и технологически не связанных между собой.
По результатам рассмотрения жалобы управление приняло решение от 12.10.2009 N РЗ-335-2009 и выдало предписание от 12.10.2009 N 144 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов и защите конкуренции путем аннулирования торгов в форме открытого аукциона и отмены протокола заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе и производства других действий.
Заказчик, не согласившись с решением и предписанием управления, обратился в арбитражный суд.
Рассматривая вопрос о наличии у общества права обжаловать действия заказчика, суд апелляционной инстанции установил, что общество действия, свидетельствующие о его намерении участвовать в аукционе, не совершало, заявку на участие в аукционе не подавало.
Суд апелляционной инстанции указал, что в материалы дела представлены лишь доказательства, свидетельствующие о том, что общество заключило с некоммерческим партнерством "Октябрьский Бизнес-инкубатор" договор об оказании информационно-консультационных услуг от 04.05.2009 N 57-и по предоставлению информации об проводимых и интересующих его открытых конкурсах, электронных и открытых аукционах, запросах котировок; осуществлению регистрации в Портале закупок "Рефери" (система закупок продукции для государственных и муниципальных нужд Ростовской области) и иных системах государственных закупок; оказанию помощи в оформлении, техническом сопровождении и подаче заявки на участие в открытых конкурсах, электронных и открытых аукционах, запросах котировок; разъяснения действующего законодательства в области размещения заказа в системе "Рефери" и иных системах государственных закупок Российской Федерации.
Однако из материалов дела следует также, что общество поручило некоммерческому партнерству "Октябрьский Бизнес-инкубатор" оформлять запросы к организатору конкурса, во исполнение которого последний направил санаторию запрос с просьбой о разъяснении положения документации об аукционе (л. д. 3 - 6 т. 5), на который ответ в установленные сроки не поступил.
Общество также обжаловало действия заказчика в антимонопольный орган 06.10.2009, до размещения протокола рассмотрения аукционных заявок на официальном сайте 08.10.2009.
Оценку указанным доказательствам, могущим свидетельствовать о принятии обществом публичных действий, свидетельствующих о намерении участвовать в аукционе в смысле, указанном в статье 8 Закона N 94-ФЗ, суд апелляционной инстанции не дал, какие-либо выводы в этой части в судебном акте, несмотря на приведение таких доводов управлением и обществом, отсутствуют.
Суд также не проверил, соответствовал ли данный запрос форме запроса, прилагаемого к конкурсной документации, не исследовал причины неполучения обществом ответа от заказчика, соответствовали ли действия последнего предъявляемым законом требованиям.
Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у антимонопольного органа оснований для проведения проверки в отношении санатория также основан на неполном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств.
Кроме того, суд не проверил наличие у антимонопольного органа полномочий на выдачу оспариваемого в деле предписания исходя из его текста и фактических обстоятельств (например, с учетом заключения и (или) исполнения) контракта и др.), сложившихся на момент его выдачи, возможностей у санатория по его выполнению в установленном законом порядке.
Так, предписанием заказчику предложено аукционную документацию привести в соответствие требованиям Закона N 94-ФЗ и Закона о защите конкуренции. Конкретные действия при этом не указаны. Исходя из части 3 статьи 24 Закона N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Изменение предмета конкурса не допускается. В течение одного дня со дня принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам размещения заказа, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений в конкурсную документацию до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем двадцать дней.
Поскольку выводы апелляционной инстанции, рассмотревшей дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, основаны на неполном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств, а дело в суде первой инстанции рассмотрено без участия ООО "Евростиль", судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для устранения указанных недостатков, проверки всех доводов участвующих в деле лиц, исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.08.2010 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2010 по делу N А63-17240/2009 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценку указанным доказательствам, могущим свидетельствовать о принятии обществом публичных действий, свидетельствующих о намерении участвовать в аукционе в смысле, указанном в статье 8 Закона N 94-ФЗ, суд апелляционной инстанции не дал, какие-либо выводы в этой части в судебном акте, несмотря на приведение таких доводов управлением и обществом, отсутствуют.
Суд также не проверил, соответствовал ли данный запрос форме запроса, прилагаемого к конкурсной документации, не исследовал причины неполучения обществом ответа от заказчика, соответствовали ли действия последнего предъявляемым законом требованиям.
Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у антимонопольного органа оснований для проведения проверки в отношении санатория также основан на неполном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств.
Кроме того, суд не проверил наличие у антимонопольного органа полномочий на выдачу оспариваемого в деле предписания исходя из его текста и фактических обстоятельств (например, с учетом заключения и (или) исполнения) контракта и др.), сложившихся на момент его выдачи, возможностей у санатория по его выполнению в установленном законом порядке.
Так, предписанием заказчику предложено аукционную документацию привести в соответствие требованиям Закона N 94-ФЗ и Закона о защите конкуренции. Конкретные действия при этом не указаны. Исходя из части 3 статьи 24 Закона N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Изменение предмета конкурса не допускается. В течение одного дня со дня принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам размещения заказа, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений в конкурсную документацию до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем двадцать дней."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 марта 2011 г. по делу N А63-17240/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7813/11
07.09.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-165/10
03.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А63-17240/2009
08.12.2010 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-165/2010