Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 сентября 2011 г. N 4344/11 настоящее постановление отменено
См. также постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 марта 2011 г. по делу N А01-1453/2010, от 4 июля 2012 г. N Ф08-2284/12 по делу N А01-1478/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 1 марта 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 марта 2011 г.
ОАО "Конзавод "Адыгейский"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея (далее - управление) о признании незаконным отказа управления от 04.08.2009 N 2002 в предоставлении в собственность находящихся у общества на праве постоянного (бессрочного) пользования следующих земельных участков: площадью 4 021 129 кв. м с кадастровым номером 01:08:1109005:57, расположенного: г. Майкоп, 3 км северо-восточнее х. Косинов; площадью 588 930 кв. м с кадастровым номером 01:08:1312002:110, расположенного: г. Майкоп, 0,5 км севернее х. Гавердовский; площадью 1 187 252 кв. м с кадастровым номером 01:08:1313004:49 и площадью 2 377 236 кв. м с кадастровым номером 01:08:1313004:48, расположенных: г. Майкоп, х. Гавердовский; площадью 979 242 кв. м с кадастровым номером 01:01:3401000:944, расположенного: р-н Гиагинский, в границах бывшего СПК "Октябрь"; и обязании заключить договор купли-продажи названных земельных участков (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям (далее - комитет по имущественным отношениям), администрация муниципального образования город Майкоп (далее - администрация), комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования город Майкоп (далее - комитет по управлению муниципальным имуществом).
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 01.07.2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010, заявленные требования удовлетворены. Суды исходили из того, что отказ управления в предоставлении обществу в собственность спорных земельных участков не соответствует требованиям пункта 2 статьи 3, пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), поскольку спорные земельные участки принадлежат обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования; отказ нарушает права и законные интересы заявителя.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение от 01.07.2010 и постановление апелляционной инстанции от 16.08.2010 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества. Управление указывает, что в соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) в редакции на момент приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия по коневодству "Адыгейское" (далее - предприятие, правопредшественник общества) земли сельскохозяйственного назначения не подлежали приватизации и спорные земельные участки не вошли в состав приватизируемого имущества. При приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации активов предприятия, изымается собственником. Общество не является правопреемником предприятия в отношении земельных участков, не вошедших в состав приватизированного имущества. Спорные земельные участки в силу статьи 4 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, статьи 14 Закона Республики Адыгея от 07.06.2007 N 86 "О регулировании земельных отношений" (далее - Закон Республики Адыгея о регулировании земельных отношений) ограничены в обороте. Кроме того, Законом Республики Адыгея о регулировании земельных отношений установлено начало приватизации земель сельскохозяйственного назначения с 9 января 2050 года.
В отзывах на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения решение от 01.07.2010 и постановление апелляционной инстанции от 16.08.2010, считая их законными и обоснованными; комитет по управлению муниципальным имуществом, согласившись с доводами управления, просит отменить обжалованные судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных обществом требований.
От других участвующих в деле лиц отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Определением от 10.11.2010 производство по кассационной жалобе приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А01-1453/2010 по иску управления у обществу о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками.
Определением от 25.01.2011 производство по кассационной жалобе возобновлено в связи с устранение обстоятельств, послуживших основанием приостановления производства (постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 оставлено без изменения решение арбитражного суда Республики Адыгея от 21.11.2010 по делу N А01-1453/2010).
В судебном заседании представители управления, общества и комитета по управлению муниципальным имуществом повторили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на жалобу; представители комитета по имущественным отношениям и администрации поддержали доводы кассационной жалобы.
24 февраля 2011 года в судебном заседании объявлен перерыв до 12 час. 20 мин. 1 марта 2011 года.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, решением главы администрации г. Майкопа от 20.09.1999 N 1032 предприятию выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками общей площадью 936,74 га серии РА-2 N 000791.
Распоряжением территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республики Адыгея от 30.04.2004 N 55 "Об условиях приватизации ГУП по коневодству "Адыгейское"" (далее - распоряжение от 30.04.2004 N 55) предприятие приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество "Конзавод "Адыгейское"".
В состав подлежащего приватизации имущественного комплекса вошли 8 земельных участков общей площадью 24,6852 га, предоставленные предприятию на основании государственного акта РА-2 N 000791 и занятые объектами недвижимости (приложение N 1 к распоряжению от 30.04.2004 N 55).
В подпункте "в" пункта 11 распоряжения от 30.04.2004 N 55 предписано переоформить в пользование обществу земельные участки сельскохозяйственного назначения, не включенные в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия, в том числе земельные участки площадью 56,3654 га (пашня), граничит с садовым товариществом "Яблонька" к северо-востоку, северо-западу от х. Гавердовский; площадью 397,56 га (пашня), 10 км на север от х. Гавердовский, граничит с землями АНИИСХ и Майкопского района; площадью 359,3664 га (пашня), 0,0 км на северо-восток от х. Гавердовский по ул. Гагарина; площадью 99,73 га (пашня), 15 км на север от х. Гавердовский, на границе с Гиагинским районом.
В результате межевания указанных земельных участков образованы следующие земельные участки: площадью 4 021 129 кв. м с кадастровым номером 01:08:1109005:57, расположенный: г. Майкоп, 3 км северо-восточнее х. Косинов; площадью 588 930 кв. м с кадастровым номером 01:08:1312002:110, расположенный: г. Майкоп, 0,5 км севернее х. Гавердовский; площадью 1 187 252 кв. м с кадастровым номером 01:08:1313004:49 и площадью 2 377 236 кв. м с кадастровым номером 01:08:1313004:48, расположенные: г. Майкоп, х. Гавердовский; площадью 979 242 кв. м с кадастровым номером 01:01:3401000:944, расположенный: р-н Гиагинский, в границах бывшего СПК "Октябрь".
22 июня 2009 года общество направило в управление заявление о предоставлении в собственность за плату спорных земельных участков, предоставленных его правопредшественнику в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков на основании государственному акту РА-2 N 00791. 30 июля 2009 года заявление получено управлением.
В письме от 04.08.2009 N 2002 управление отказало обществу в предоставление в собственность спорных земельных участков, указав, что распоряжение неразграниченными землями осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов; земли сельскохозяйственного назначения ограничены в обороте и не подлежат приватизации.
Общество, считая, что этот отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании действий государственных органов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли эти действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (статья 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Вводного закона юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении этого участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия названного решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса.
Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется (пункт 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей во время приватизации ГУП по коневодству "Адыгейское" путем преобразования в открытое акционерное общество) в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
Вывод судов о переходе к обществу в порядке универсального правопреемства права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки основан на указанных нормах права и соответствует материалам дела.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом и регулируется Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков (пункт 3 статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
В пункте 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения установлено, что приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Вводным законом.
Из указанной нормы следует, что право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций (осуществление деятельности по производству сельскохозяйственной продукции), которые используют принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки по целевому назначению.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, общество имеет статус сельскохозяйственной организации. Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А01-1453/2010 по иску управления к обществу о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками (решение арбитражного суда Республики Адыгея от 21.11.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011) установлено, что на этих земельных участках общество осуществляет хозяйственную деятельность по выращиванию сельскохозяйственной продукции. Данные обстоятельства подтверждены, в том числе, справкой Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея от 02.07.2010 N 1654 о том, что все площади спорных земельных участков заняты под озимыми зерновыми культурами.
Как видно из материалов дела общество находится в процедуре конкурсного производства. Отклоняя ссылку управления на это обстоятельство как на основание, препятствующее получение в собственность испрашиваемых земельных участков, суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что Земельный кодекс Российской Федерации и Закон о банкротстве не содержат запрета на приобретение должником права собственности на земельные участки, принадлежащие ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, поскольку введение конкурсного производства не прекращает правоспособности указанной категории юридических лиц, а Земельный кодекс Российской Федерации обязывает юридических лиц переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести их в собственность.
Несостоятельна ссылка управление на то, что на момент обращения общества с соответствующим заявлением у него отсутствовало право распоряжения спорными земельными участками. В силу статьи 3 действовавшего до 01.07.2006 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон о разграничении государственной собственности на землю) основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель сельскохозяйственного назначения, если эти земельные участки предоставлены государственному унитарному предприятию, созданному органами государственной власти Российской Федерации. В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации органом, уполномоченным принять такое решение, является управление, поскольку испрашиваемый земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование государственному унитарному предприятию, созданному федеральным органом государственной власти, который в последующем принял решение о приватизации этого предприятия (пункт 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 3.1 Вводного закона, статья 3 Закона о разграничении государственной собственности на землю).
Поскольку управление в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, отказало в предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность по заявлению общества, суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемый отказ не соответствует приведенным нормам земельного законодательства, нарушает права и законные интересы общества.
Довод управления о том, что в соответствии с Законом о приватизации земли сельскохозяйственного назначения не подлежали приватизации, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции с указанием на то, что включение спорных земель в перечень земельных участков, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса предприятия, было обусловлено выполнением норм пункта 2 статьи 3 Закона о приватизации, выделивших приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, не занятых объектами недвижимости, в сферу регулирования специального законодательства.
Иные доводы кассационной жалобы также были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана правильная правовая оценка. В силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не имеет полномочий на переоценку доказательств, исследованных судами.
При разрешении спора судебные инстанции правильно применили нормы материального права, представленным сторонами доказательствам дали оценку, изложенные в обжалуемых актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Оснований для изменения или отмены решения и постановления апелляционного суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Нарушения норм процессуального права, в том числе предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 01.07.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2010 по делу N А01-1478/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Несостоятельна ссылка управление на то, что на момент обращения общества с соответствующим заявлением у него отсутствовало право распоряжения спорными земельными участками. В силу статьи 3 действовавшего до 01.07.2006 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон о разграничении государственной собственности на землю) основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель сельскохозяйственного назначения, если эти земельные участки предоставлены государственному унитарному предприятию, созданному органами государственной власти Российской Федерации. В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации органом, уполномоченным принять такое решение, является управление, поскольку испрашиваемый земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование государственному унитарному предприятию, созданному федеральным органом государственной власти, который в последующем принял решение о приватизации этого предприятия (пункт 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 3.1 Вводного закона, статья 3 Закона о разграничении государственной собственности на землю).
Поскольку управление в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, отказало в предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность по заявлению общества, суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемый отказ не соответствует приведенным нормам земельного законодательства, нарушает права и законные интересы общества.
Довод управления о том, что в соответствии с Законом о приватизации земли сельскохозяйственного назначения не подлежали приватизации, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции с указанием на то, что включение спорных земель в перечень земельных участков, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса предприятия, было обусловлено выполнением норм пункта 2 статьи 3 Закона о приватизации, выделивших приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, не занятых объектами недвижимости, в сферу регулирования специального законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 марта 2011 г. по делу N А01-1478/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 сентября 2011 г. N 4344/11 настоящее постановление отменено