См. также постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 мая 2011 г. N Ф08-2302/11 по делу N А32-14468/2010, от 11 марта 2012 г. N Ф08-8702/11 по делу N А32-16049/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 4 марта 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 марта 2011 г.
Глава крестьянского фермерского хозяйства Ланко Юрий Григорьевич (далее - глава КФХ Ланко Ю.Г., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности N 2841000026 лицевой счет 119280000001748 от 26.10.2009; обязании Управления Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию указанного договора.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2010 заявление главы КФХ Ланко Ю.Г. принято к производству суда, делу присвоен N А32-16049/2010-69/208.
Глава КФХ Ланко Ю.Г. также обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности N2841000027 лицевой счет 119280000001749 от 26.10.2009; обязании Управления Росреестра по Краснодарскому краю про извести государственную регистрацию указанного договора.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2010 указанное заявление было принято к производству судом первой инстанции, делу присвоен номер А32-17678/2010-69/299.
Определением суда от 07.09.2010 дела N А32-17678/2010-69/299 и N А32-16049/2010-69/208 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение суда мотивировано тем, что установив нарушения статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (отсутствие публикации сведений о предоставлении земельных участков), регистрационная служба правомерно отказала заявителю в государственной регистрации договоров аренды. Доказательства того, что спорные земельные участки были предоставлены заявителю в порядке, установленном Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в материалах деле отсутствуют.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2010 данное решение отменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Отменяя решение суда, апелляционная инстанция указала, что земельный участок предоставлялся Ланко Ю.Г. для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является, в связи с чем регистрационная служба при проведении правовой экспертизы должна была руководствоваться нормами статьи 12 Федерального закона 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Данные нормы устанавливают специальный порядок получения крестьянским хозяйством земельного участка, который не предусматривает обязательной публикации сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит отменить постановление апелляционного суда от 30.11.2010 как принятое с нарушением норм материального права и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы: из представленных на регистрацию документов следовало, что земельный участок предоставлен в аренду не главе крестьянского (фермерского) хозяйства, а индивидуальному предпринимателю, что само по себе влечет соблюдение требований Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель ссылается на необоснованный отказ в регистрации, поскольку земельные участки были предоставлены для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель предпринимателя возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просили судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании заявлений ИП Ланко Ю.Г. администрацией муниципального образования Староминский район приняты постановления от 23.10.2009 N 1805, 1806 о предоставлении заявителю в аренду на 15 лет земельных участков с кадастровыми номерами 23:28:0309000: 410, 23:28:0309000: 411.
Во исполнение указанных постановлений администрация муниципального образования Староминский район (арендодатель) и ИП Ланко Ю.Г. (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности от 26.10.2009 N 2841000027, 2841000026, по условиям которых арендатору во временное владение и пользование предоставлены земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:28:0309000:410, площадью 789 745 кв. м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Староминский район, в границах колхоза "Красное Знамя", бригада 2, поле 2-2 и с кадастровым номером 23:28:0309000: 411, площадью 663 698 кв. м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Староминский район, в границах колхоза "Красное Знамя", бригада 2, поле 2-1 с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Поскольку в пунктах 7.2 договоров аренды от 26.10.2009 N 2841000026 и 2841000027 предусмотрен срок аренды 15 лет, указанные договоры подлежали государственной регистрации.
Глава КФХ Ланко Ю.Г. обратился в Староминский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлениями о государственной регистрации договоров аренды земельных участков от 26.10.2009 N 2841000026 и 2841000027.
Сообщениями от 21.05.2010 N 34/053/2009-375, 34/053/2009-376 главе КФХ Ланко Ю.Г. было отказано в государственной регистрации аренды на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В ходе правовой экспертизы документов регистратор пришел к выводу о том, что заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с данным федеральным законом для государственной регистрации права, а именно: доказательства предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для передач и в аренду земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. В отсутствие доказательств публикации сведений о предоставлении спорных земельных участков регистратор указал на нарушение требований законодательства и не соблюдения процедуры предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения, предусмотренных статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Глава крестьянского хозяйства, полагая, что решение об отказе в государственной регистрации договоров аренды не основано на законе и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав документы, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений, дав им оценку по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что земельный участок предоставлен Ланко Ю.Г. для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства с соблюдением специального порядка, что влечет недействительность отказа в государственной регистрации договоров.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон).
Согласно пункту 1 названной статьи Закона, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 2 статьи 12 Закона предусмотрено, что к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется. Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 5 Закона).
Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 12 Закона, орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 указанной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 названной статьи решения.
С учетом изложенного, заключение договора аренды земельного участка возможно лишь после проведения вышеперечисленных действий, в частности, подачи в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления, подготовки кадастрового плана или кадастровой карты испрашиваемого земельного участка, принятия решения о предоставлении этого земельного участка на праве собственности или аренды заинтересованному лицу.
В материалах дела отсутствуют доказательства совершения Ланко Юрием Григорьевичем оговоренных выше процедур, в связи с чем, вывод суда апелляционной инстанции о том, что регистрационная служба при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, должна была руководствоваться специальным порядком получения крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка, преждевременен.
Неполное исследование обстоятельств дела и их ненадлежащая оценка, которые могли привести к неправильному разрешению спора, являются основаниями для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит оценить всю совокупность доказательств в их взаимосвязи с учетом доводов сторон, учесть обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по спорам с участием тех же лиц, разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права, а также рассмотреть вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины (в том числе по кассационной жалобе).
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2010 по делу N А32-16049/2010 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 12 Закона, орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 указанной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 названной статьи решения."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 марта 2011 г. по делу N А32-16049/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8702/11
02.11.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12736/10
15.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4348/11
25.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4348/11
09.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А32-16049/2010
06.12.2010 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12736/2010
01.10.2010 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-16049/10