Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2011 г.
Управление Федеральной службы по России по Республике Адыгея обратилось в арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании ОАО "Кавказ - Тур" (далее - общество) несостоятельным (банкротом).
Решением от 27.12.2007 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год.
Определением от 02.12.2010 завершено конкурсное производство в отношении общества. Суд обязал конкурсного управляющего предоставить определение от 02.12.2010 в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации общества.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея (далее - управление) обратилось с апелляционной жалобой на определение от 02.12.2010.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2011 апелляционная жалоба управления возвращена. Судебный акт мотивирован тем, что на момент подачи апелляционной жалобы в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации общества.
В кассационной жалобе управление просит судебный акт отменить. По мнению заявителя, завершение конкурсного производства в отношении общества неправомерно. Судом не выявлены все заинтересованные лица, права и законные интересы которых затрагиваются судебным актом, обществу не принадлежит право собственности на недвижимое имущество реализованное на торгах.
Отзывы на кассационную жалобу от участвующих в деле лиц не поступили.
От управления поступило ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения ее кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 04.12.2008 по делу N А01-1914/2008. Указанное обстоятельство не является основанием для приостановления производства по делу в силу статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверка законности и обоснованности обжалованного определения апелляционного суда по настоящему делу может быть осуществлена до разрешения дела N А01-1914/2008.
Изучив изложенные обществом в ходатайстве доводы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении заявленного ходатайства следует отказать.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Объективной предпосылкой для применения названной нормы является невозможность рассмотрения арбитражным судом находящегося в его производстве дела до принятия другим судом решения по рассматриваемому им делу, если это решение будет иметь какие-либо процессуальные или материальные последствия для разбирательства по арбитражному делу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает наличия связи между делом N А01-1914/2008 и предметом кассационного обжалования по данному делу, поэтому не находит процессуальных оснований для удовлетворения ходатайства управления.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 3 части 3 статьи 149 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц. С даты внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным, а предприятие-должник - ликвидированным (часть 4 статьи 149 Закона о банкротстве).
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Законом о банкротстве не установлен срок обжалования определения о завершении конкурсного производства. Вышеприведенной статьей определен лишь момент прекращения права на обжалование данного определения.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации). Гражданское законодательство не предусматривает возможности восстановления ликвидированных юридических лиц. В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В момент завершения ликвидации юридического лица в силу пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращается его правоспособность. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными (пункт 6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Материалы дела свидетельствуют, что апелляционная жалоба на определение от 02.12.2010 о завершении конкурсного производства подана управлением за пределами срока, установленного пунктом 3 части 3 статьи 149 Закона о банкротстве, и после исключения (13.12.2010) должника из реестра юридических лиц. С момента внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц определение о завершении конкурсного производства приобрело статус судебного акта, не подлежащего обжалованию.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации податель жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что кассационная жалоба направлена в суд до 13.12.2010. В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Должник 13.12.2010 прекратил существовать как юридическое лицо. В отсутствие юридического лица не может быть рассмотрен вопрос о правомерности завершения в отношении него конкурсного производства. Отмена определения о завершении конкурсного производства в данном случае означала бы восстановление уже не существующего, ликвидированного юридического лица. Это фактически повлечет наделение его правоспособностью, что противоречит пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 48 Постановления Пленума от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"" разъяснил, что арбитражный суд рассматривает разногласия, заявления, ходатайства и жалобы в деле о банкротстве до внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ. С момента внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ на основании доказательств о ликвидации должника, поступивших от конкурсного управляющего либо регистрирующего органа, арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по рассмотрению всех разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб. Кредиторы и иные лица вправе обратиться с иском к арбитражному управляющему, если его неправомерными действиями им причинены убытки.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно возвратил апелляционную жалобу заявителю на основании статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
в удовлетворении ходатайства Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея о приостановлении производства по делу отказать.
Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2011 по делу N А01-50/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Должник 13.12.2010 прекратил существовать как юридическое лицо. В отсутствие юридического лица не может быть рассмотрен вопрос о правомерности завершения в отношении него конкурсного производства. Отмена определения о завершении конкурсного производства в данном случае означала бы восстановление уже не существующего, ликвидированного юридического лица. Это фактически повлечет наделение его правоспособностью, что противоречит пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 48 Постановления Пленума от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"" разъяснил, что арбитражный суд рассматривает разногласия, заявления, ходатайства и жалобы в деле о банкротстве до внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ. С момента внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ на основании доказательств о ликвидации должника, поступивших от конкурсного управляющего либо регистрирующего органа, арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по рассмотрению всех разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб. Кредиторы и иные лица вправе обратиться с иском к арбитражному управляющему, если его неправомерными действиями им причинены убытки."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 марта 2011 г. по делу N А01-50/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело