Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2011 г.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Энергосбыт-1" (далее - общество) о признании незаконным ограничения режима потребления электроэнергии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Махачкалинские городские электрические сети" (далее - ОАО "МГЭС", сетевая организация).
Решением от 26.10.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.12.2010, в иске отказано. Суды установили, что в соответствии с заключенным министерством и ОАО "МГЭС" договором технологического присоединения к электрическим сетям сетевая организация вправе вводить ограничения подачи электроэнергии; принадлежащие министерству приборы учета энергии не соответствовали нормативным требованиям, в связи с чем сетевая организация по заявлению общества обоснованно ввела в отношении министерства ограничения энергопотребления.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, считая вывод о том, что ограничения вводились третьим лицом, а не ответчиком, не соответствующим фактическим обстоятельствам, поскольку акты о безучетном потреблении, на основании которых отключалась электроэнергия, составлялись обществом. По мнению заявителя, общество, не являясь сетевой организацией, не имело права ограничивать абонента в энергопотреблении в силу Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), и Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
ОАО "МГЭС" в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в ее удовлетворении, считая доводы министерства не соответствующими закону и договору поставки электроэнергии.
В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица поддержал возражения, изложенные в отзыве на жалобу.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества и сетевой организации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Договором технологического присоединения к электрическим сетям от 01.01.2010, заключенным министерством с сетевой организацией, последней предоставлено право осуществлять прекращение (ограничение) подачи электрической энергии в соответствии с условиями договора между сетевой и сбытовой организациями на оказание услуг по передаче электрической энергии и на основании заявки сбытовой организации (пункт 3.5.1).
В соответствии с генеральным договором от 01.01.2010 N 1574-10, заключенным обществом и министерством (абонент), общество обязалось оказывать абоненту услуги по электро- и водоснабжению, а также приему сточных вод и принимать от него плату за услуги на основании показаний приборов учета или расчетных норм. Из содержания договора следует, что в части снабжения электрической энергией он является договором купли-продажи (поставки) данного вида энергии, в котором общество выполняет функции сбытовой организации.
Пунктом 151 Правил N 530 предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии. В случае выявления фактов безучетного потребления электрической энергии допускается отказ гарантирующего поставщика, энергосбытовой организации от исполнения обязательств по поставке электрической энергии потребителю, допустившему такое нарушение, путем введения в установленном порядке полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Из приведенной нормы следует, что указанные в ней ограничения вправе вводить как сетевая, так и энергосбытовая организация.
В данном случае в ходе проверки обществом исправности принадлежащих министерству приборов учета энергии выявлено, что приборы учета, для которых установлен межповерочный интервал в 4 года, последний раз поверялись в 4-м квартале 2004 года, срок поверки истек в 2008 году; погрешность одного счетчика составляет 4,5%, другого - 7,3% при допустимой погрешности +_ 2,0%. Данные обстоятельства подтверждены заключением эксперта ФГУ "Дагестанский ЦСМ" от 23.07.2010 (л. д. 70). Нарушения отражены в актах общества от 12.07.2010, 14.07.2010 и 15.07.2010.
Общество обратилось к сетевой организации с заявкой от 20.08.2010 о введении 23.08.2010 частичного ограничения режима потребления электроэнергии административного здания министерства, сообщив, что уведомление о введении названного режима вручено абоненту 11.08.2010.
В связи с неисправностью приборов учета энергии сетевой организацией в отношении министерства введен режим ограничения потребления электроэнергии на период с 10 часов 30 минут 23.08.2010 до 11 часов 26.08.2010, который фактически снят 24.08.2010.
Указанные действия соответствуют разделу Х111 Правил N 530, устанавливающему порядок введения ограничений.
Установив названные обстоятельства, суды обоснованно отказали министерству в признании действий общества незаконными.
Доводы заявителя жалобы не основаны на нормах материального права. Нарушений судом норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.10.2010 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2010 по делу N А15-1716/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 151 Правил N 530 предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии. В случае выявления фактов безучетного потребления электрической энергии допускается отказ гарантирующего поставщика, энергосбытовой организации от исполнения обязательств по поставке электрической энергии потребителю, допустившему такое нарушение, путем введения в установленном порядке полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
...
В связи с неисправностью приборов учета энергии сетевой организацией в отношении министерства введен режим ограничения потребления электроэнергии на период с 10 часов 30 минут 23.08.2010 до 11 часов 26.08.2010, который фактически снят 24.08.2010.
Указанные действия соответствуют разделу Х111 Правил N 530, устанавливающему порядок введения ограничений."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 марта 2011 г. N Ф08-1251/11 по делу N А15-1716/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело