Резолютивная часть постановления объявлена 3 мая 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Стелла" (ИНН 2304034220, ОГРН 1022300774803) - директора Топузиса Г.Ф. (паспорт 03 09 233530), представителя Петрова Д.Г. (доверенность от 23.03.2011), от заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (ИНН 2308022804, ОГРН 1042305724108) - Щербины В.А. (доверенность от 22.03.2011), Варченко С.Н. (доверенность от 29.04.2011), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стела" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29 октября 2010 года (судья Федькин Л.О.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2011 года (судьи Андреева Е.В., Гиданкина А.В., Николаев Д.В.) по делу N А32-15879/2010, установил следующее.
ООО "Стелла" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - управление) от 01.03.2010 N 12-1-37/1 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 29 октября 2010 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24 января 2011 года, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что представленные обществом в подтверждение права на налоговый вычет и уменьшения налогооблагаемой базы налога на прибыль документы являются противоречивыми, недостоверными и фактически не подтверждают реальность хозяйственных операций с контрагентами.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования. В обоснование кассационной жалобы общество указывает на неполное исследование судами обстоятельств дела, поскольку представленные им документы достоверно подтверждают реальность хозяйственных операций и понесенные на приобретение товаров расходы.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представители общества и управления поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление провело повторную выездную проверку общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на прибыль и НДС за период с 01.01.2006 по 31.12.2006. По результатам проверки составлен акт от 29.12.2009 N 12-1-37/35. Рассмотрев материалы проверки, управление вынесло решение от 01.03.2010 N 12-1-37/1 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением обществу доначислено 19 268 480 рублей недоимки по налогу на прибыль и НДС, а также 7 658 992 рублей пени.
Решением Федеральной налоговой службы России от 29.04.2010 N СН-37-9/1029 решение управления утверждено, апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Общество, не согласившись с решением управления, обратилось в арбитражный суд.
Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты. На основании пункта 2 статьи 171 Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2006) вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
По смыслу названных норм для получения права на вычеты по НДС необходимо подтверждение оприходования данного товара (работы, услуги); приобретаемые товары (работы, услуги) должны предназначаться для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения; наличие счета-фактуры, выставленного в соответствии со статьей 169 Кодекса. Поскольку возмещение налогоплательщику уплаченного им поставщику НДС производится в размере положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленного им по операциям, признаваемым объектом налогообложения, налоговый орган вправе отказать в возмещении налога на сумму вычетов, не подтвержденных надлежащими документами.
Документы в совокупности должны с достоверностью подтверждать реальность операций, с которыми Кодекс связывает право налогоплательщика на применение налоговых вычетов. В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" судам предложено оценивать доводы налоговых органов о занижении сумм налогов на основе конкретных законодательных положений, а не такого субъективного понятия, как "недобросовестный налогоплательщик". Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Пунктом 1 статьи 252 Кодекса установлено, что в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются в том числе обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, документально подтвержденными расходами - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о правильности отнесения расходов в состав затрат подлежат установлению реальность совершенных хозяйственных операций, факт несения затрат, их документальное подтверждение и производственная направленность.
Из материалов дела следует, что общество в проверяемый период осуществляло операции по приобретению и реализации лома и отходов черных металлов. Основанием принятия оспариваемого решения послужил вывод управления о том, что обществом необоснованно предъявлен к вычету НДС в сумме 5 044 955 рублей и уменьшена налогооблагаемая база по налогу на прибыль организаций на расходы в размере 59 264 687 рублей по приобретению лома черных металлов у индивидуальных предпринимателей Батукаева А.Д., Козаева Г.А., Боброва А.И., Колесникова И.Ю., Карданова И.А., Нихшиева Б.М., Мусаева М.М.
В обоснование правомерности предъявления к вычету НДС и отнесения на расходы затраты по приобретению лома черных металлов у указанных лиц общество представило копии книги покупок, копии договоров поставки, счета-фактуры с выделением НДС, товарные накладные. В данных документах отражено, что указанные лица обладают статусом индивидуальных предпринимателей. В соответствии с условиями договоров оплата за поставляемый лом черных металлов осуществляется в безналичном порядке.
В ходе проведения повторной выездной налоговой проверки управлением получены ответы из МВД по Республике Ингушетия, МВД по Карачаево-Черкесской Республике, МВД по Республике Адыгея, ГУВД по Ставропольскому краю, подтверждающие, что лица, которые отражены в книге покупок общества как продавцы товара фактически отсутствуют: на налоговом учете в налоговых органах не значатся, по зарегистрированным домашним адресам не проживают, найти их не представляется возможным.
Статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в данной статье, а именно: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц. Перечисленные требования к первичным документам касаются не только полноты заполнения всех реквизитов, но и достоверности содержащихся в них сведений.
При осуществлении операций по реализации лома и отходов черных металлов составляются первичные документы по формам, предусмотренным Альбомом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132 (далее - Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций), и Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369 (далее - Правила N 369).
Прием лома и отходов черных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта, который составляется в двух экземплярах. Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию (пункт 10 Правил N 369).
Общество не представило первичные документы, подтверждающие оплату приобретенного лома черных металлов, в том числе расходные кассовые ордера.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив их в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что сделки отражены в бухгалтерском учете общества без реального осуществления их участниками соответствующих хозяйственных операций путем оформления лишь искусственного документооборота. Обществом не представлены доказательства несения расходов по приобретению лома черных металлов, сделки совершены с неустановленными лицами, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, не зарегистрированными по адресам, указанным в счетах-фактурах. При этом суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия приемосдаточных актов, необходимость составления которых при приеме лома и отходов черных металлов установлена пунктом 10 Правил N 369.
В данном случае общество не проявило должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов, не запросило правоустанавливающие документы, от лиц, от имени которых оформлены документы, равно как не воспользовалось общедоступной информацией о государственной регистрации контрагентов, находящейся на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Таким образом, представленные обществом документы, оформленные от имени несуществующих лиц, не могут служить основанием для учета расходов в целях исчисления налога на прибыль и получения налогового вычета при исчислении налога на добавленную стоимость.
Доводы кассационной жалобы о том, что уплаченная ООО "ТрастМет" в адрес общества сумма является неосновательным обогащением общества и включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль не подлежит, а также доводы о том, что управлением при определении расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, не были учтены операции по приобретению в 2006 году товаров у ООО "Капитал", ООО "Металлист плюс" и ООО "Перспектива" были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонены как не основанные на материалах дела.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29 октября 2010 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2011 года по делу N А32-15879/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Мацко |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив их в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что сделки отражены в бухгалтерском учете общества без реального осуществления их участниками соответствующих хозяйственных операций путем оформления лишь искусственного документооборота. Обществом не представлены доказательства несения расходов по приобретению лома черных металлов, сделки совершены с неустановленными лицами, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, не зарегистрированными по адресам, указанным в счетах-фактурах. При этом суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия приемосдаточных актов, необходимость составления которых при приеме лома и отходов черных металлов установлена пунктом 10 Правил N 369.
В данном случае общество не проявило должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов, не запросило правоустанавливающие документы, от лиц, от имени которых оформлены документы, равно как не воспользовалось общедоступной информацией о государственной регистрации контрагентов, находящейся на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 мая 2011 г. по делу N А32-15879/2010