Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1
Внести в закон ЕАО от 08.10.97 N 40-ОЗ "Устав Еврейской автономной области" (с изменениями и дополнениями от 11.01.2000 N 154-ОЗ, от 31.05.2000 N 183-ОЗ, от 15.12.2000 N 225-ОЗ, от 26.10.01 N 305-ОЗ) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
"Устав
Еврейской автономной области
Законодательное Собрание Еврейской автономной области:
руководствуясь Конституцией Российской Федерации;
признавая права и свободы человека и гражданина;
исходя из принципа равноправия субъектов Российской Федерации, единства и неделимости государства Россия;
стремясь к укреплению социального и межнационального согласия, доверия и взаимопонимания между всеми жителями Еврейской автономной области;
исходя из необходимости закрепления статуса Еврейской автономной области и создания правовой основы для ее всестороннего развития;
учитывая приграничное расположение Еврейской автономной области;
высоко ценя ее природные богатства, необходимость их рационального использования в интересах ныне живущих и будущих поколений;
уважая вклад предшествующих поколений в развитие Еврейской автономной области, основываясь на исторических и культурных традициях ее населения,
принимает Устав Еврейской автономной области.
Глава I. Общие положения
Статья 1.
Устав Еврейской автономной области (далее - Устав) обладает высшей юридической силой по отношению к законам и иным нормативным правовым актам Еврейской автономной области, имеет прямое действие и подлежит обязательному применению на территории области.
Статья 2.
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Еврейская автономная область (далее - область) является равноправным субъектом Российской Федерации.
2. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
3. Статус области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и области в соответствии с федеральным конституционным законом.
4. По представлению Законодательного Собрания Еврейской автономной области (далее - Законодательное Собрание области) и губернатора Еврейской автономной области (далее - губернатор области) может быть принят федеральный закон об области.
Статья 3.
1. Территория области является частью территории Российской Федерации.
2. Территория области составляет 36,3 тысячи квадратных километров. Описание административной границы, содержащее картографические материалы и определяющее границу области, по представлению губернатора области устанавливается законом области.
3. Граница области с другими субъектами Российской Федерации может быть изменена только с их взаимного согласия.
Статья 4.
7 мая 1934 года, дату принятия Постановления ВЦИК СССР о преобразовании Биробиджанского района Дальневосточного края в Еврейскую автономную область, считать днем образования области.
Статья 5.
1. В составе области находятся следующие административнотерриториальные единицы: город Биробиджан, Биробиджанский, Ленинский, Облученский, Октябрьский, Смидовичский районы.
2. Административным центром области является город Биробиджан. Статус административного центра области определяется законом области.
3. Вопросы административно-территориального устройства области, порядок его изменения решаются областью самостоятельно в соответствии с законом области.
Статья 6.
1. Русский язык на территории области в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеет статус государственного языка.
2. В области создаются условия для сохранения, изучения и развития языков еврейского народа и других народов, проживающих на территории области.
3. Порядок использования языков народов, проживающих на территории области, определяется федеральным законодательством и законодательством области.
Статья 7.
1. Область имеет герб и флаг.
2. Описание и порядок использования герба и флага области определяются законодательством области.
Статья 8.
1. В области гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации.
2. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления области.
Статья 9.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и области область обладает всей полнотой государственной власти.
Статья 10.
1. По предметам совместного ведения Российской Федерации и области издаются законы и иные нормативные правовые акты области в соответствии с федеральным законодательством.
2. До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения область вправе осуществлять по ним собственное правовое регулирование. При принятии федеральных законов по этим предметам нормативные правовые акты области приводятся в соответствие с федеральными законами.
3. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и области область в лице органов государственной власти осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов области и иных нормативных правовых актов.
4. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом, изданным органом государственной власти области в соответствии с частью 3 настоящей статьи, действует нормативный правовой акт области.
Глава II. Организация государственной власти области. Избирательная система, референдум
Статья 11.
1. Население области осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления области.
2. Высшим непосредственным выражением власти населения области являются референдум и свободные выборы.
Статья 12.
Система органов государственной власти области устанавливается областью самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 13.
1. Государственная власть в области в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется на основе:
разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области;
разделения на законодательную, исполнительную и судебную;
разграничения компетенции и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления области.
2. Законодательную власть в области осуществляет Законодательное Собрание области.
3. Исполнительную власть в области осуществляют губернатор области, возглавляемое им правительство области и иные органы исполнительной власти области, формируемые правительством области в соответствии с настоящим Уставом и законом области.
4. Судебную власть в области осуществляют федеральные суды, уставный суд области и мировые судьи области.
5. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
6. Для непосредственного исполнения полномочий государственных органов настоящим Уставом устанавливаются государственные должности категории "А", которые замещают лица, назначаемые или избираемые на должность в соответствии с настоящим Уставом.
7. К государственным должностям категории "А" относятся: депутаты Законодательного Собрания области, губернатор области, вице-губернатор области, члены правительства области, мировые судьи области, судьи уставного суда области, председатель Контрольно-счетной палаты области и его заместитель, председатель, заместитель председателя, секретарь избирательной комиссии области, председатель территориальной избирательной комиссии города Биробиджана.
Статья 14.
1. Выборы в органы государственной власти области и органы местного самоуправления в области проводятся в соответствии с федеральным и областным законодательством.
2. Организацию выборов в области обеспечивают избирательная комиссия Еврейской автономной области (далее - избирательная комиссия области) и другие избирательные комиссии, формируемые в соответствии с федеральным и областным законодательством.
3. Избирательная комиссия области является государственным органом, ее статус, полномочия и порядок деятельности определяются федеральным законодательством и законодательством области.
4. Избирательная комиссия области состоит из 12 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
5. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии области избираются в порядке, определенном федеральным законодательством.
Статья 15.
1. Население области вправе участвовать в решении вопросов областного и местного значения непосредственно путем референдума.
2. Решение, принятое на референдуме, является обязательным для органов государственной власти области, органов местного самоуправления области, организаций, осуществляющих свою деятельность на территории области, их должностных лиц, а также для населения области.
3. Порядок организации и проведения областного и местных референдумов устанавливается федеральными законами и законами области, уставами муниципальных образований.
Глава III. Законодательное Собрание области
Статья 16.
1. Законодательное Собрание области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.
2. Законодательное Собрание области состоит из 15 депутатов, избираемых сроком на 5 лет в порядке и на условиях, установленных федеральными и областными законами, и является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
3. Законодательное Собрание области обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать.
4. Законодательное Собрание области самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально- технического и финансового обеспечения своей деятельности.
5. Расходы на обеспечение деятельности Законодательного Собрания области утверждаются Законодательным Собранием области в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на очередной финансовый год.
Статья 17.
1. Депутатом Законодательного Собрания области может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 21 года, обладающий пассивным избирательным правом.
2. Статус депутата Законодательного Собрания области, срок его полномочий регулируются федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.
Статья 18.
1. Законодательное Собрание области осуществляет следующие полномочия:
1) принимает настоящий Устав, законы и иные нормативные правовые акты области, вносит в них изменения и дополнения;
2) осуществляет право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством;
3) рассматривает и утверждает областной бюджет и отчет об его исполнении;
4) образует Контрольно-счетную палату области;
5) создает Совет Законодательного Собрания области, комитеты, комиссии и другие органы Законодательного Собрания области;
6) избирает председателя Законодательного Собрания области и его заместителя, председателей комитетов и комиссий;
7) назначает проведение референдума области в соответствии с федеральным и областным законодательством;
8) назначает выборы губернатора области и выборы депутатов Законодательного Собрания области;
9) устанавливает административно-территориальное устройство области и порядок его изменения;
10) утверждает схему управления областью;
11) в пределах своих полномочий определяет порядок деятельности органов местного самоуправления в области;
12) согласовывает и утверждает соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области;
13) утверждает заключение и расторжение договоров и соглашений по вопросам, отнесенным к его ведению;
14) устанавливает налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;
15) устанавливает порядок образования и деятельности внебюджетных фондов области, утверждает отчеты о расходовании средств этих фондов;
16) утверждает бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении;
17) устанавливает общий порядок управления и распоряжения государственной собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
18) согласовывает в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством кандидатуру для назначения на должность прокурора области;
19) назначает представителей общественности в квалификационную коллегию судей в соответствии с федеральным и областным законодательством;
20) назначает мировых судей области;
21) назначает по представлению губернатора области судей уставного суда;
22) назначает на должность председателя Контрольно-счетной палаты области и его заместителя;
23) назначает половину членов избирательной комиссии области;
24) по представлению губернатора области согласовывает кандидатуру на должность исполняющего обязанности вице-губернатора области;
25) дает толкование законов области и иных нормативных правовых актов, принимаемых Законодательным Собранием области;
26) в пределах и формах, установленных настоящим Уставом и законом области, осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов области, исполнением бюджета области, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью области;
27) в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, распускает представительный орган местного самоуправления в области;
28) утверждает программы социально-экономического развития области;
29) учреждает средства массовой информации;
30) учреждает награды и почетные звания области;
31) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом и законодательством области.
2. Законодательное Собрание области самостоятельно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов области, исполнением бюджета области, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов области, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью области, осуществляет иные контрольные функции в соответствии с федеральным и областным законодательством.
3. Формы и методы контроля определяются в соответствии с федеральным законодательством, законодательством области.
Статья 19.
1. Полномочия Законодательного Собрания области могут быть прекращены досрочно в случае:
а) принятия Законодательным Собранием области решения о самороспуске, принятым двумя третями голосов от установленного настоящим Уставом числа депутатов;
б) роспуска Законодательного Собрания области губернатором области по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи;
в) вступления в силу решения суда Еврейской автономной области о неправомочности установленного настоящим Уставом состава депутатов Законодательного Собрания области, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
г) роспуска Законодательного Собрания области по иным основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
2. Губернатор области вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания области в случае принятия им Устава и закона области, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и области, Уставу области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Законодательное Собрание области не устранило их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
Решение губернатора области о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания области принимается в форме постановления.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания области в соответствии с федеральным законом, настоящим Уставом и (или) законом области губернатором области назначаются внеочередные выборы в Законодательное Собрание области.
Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания области.
Статья 20.
1. Основной организационной формой деятельности Законодательного Собрания области являются заседания.
2. Законодательное Собрание области вправе собраться на внеочередное заседание по инициативе председателя Законодательного Собрания области, губернатора области, одной трети от установленного числа депутатов Законодательного Собрания области.
3. Чрезвычайные заседания Законодательного Собрания области созываются председателем Законодательного Собрания области немедленно:
при введении на территории области чрезвычайного положения;
при массовых нарушениях общественного порядка на территории области;
при стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях на территории области, требующих экстренных решений.
4. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании области принадлежит депутатам Законодательного Собрания области, губернатору области, депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от области, представителям в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от законодательного и исполнительного органов государственной власти области, областной федерации профсоюзов, представительным органам местного самоуправления, группе граждан численностью не менее двух тысяч человек, проживающих на территории области, прокурору области, управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Еврейской автономной области, а также суду области, арбитражному суду области, уставному суду, избирательной комиссии области, Контрольно-счетной палате области по вопросам их ведения.
5. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет областного бюджета, рассматриваются Законодательным Собранием области по представлению губернатора области либо при наличии заключения губернатора области. Данное заключение предоставляется Законодательному Собранию области в четырнадцатидневный срок в установленном порядке.
6. Порядок реализации законодательных инициатив, созыв заседаний Законодательного Собрания области, процедура деятельности Законодательного Собрания области устанавливаются Регламентом Законодательного Собрания области.
7. Для ведения законотворческой работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Законодательного Собрания области, а также для содействия реализации его решений, осуществления контрольной деятельности Законодательное Собрание области создает Совет Законодательного Собрания области, комитеты и комиссии Законодательного Собрания области, порядок организации которых определяется Регламентом Законодательного Собрания области.
8. Организационное, правовое, материально-техническое обеспечение деятельности Законодательного Собрания области осуществляется его аппаратом.
Статья 21.
1. Работу Законодательного Собрания области организует его председатель, который избирается из числа депутатов тайным голосованием простым большинством голосов депутатов, избранных в Законодательное Собрание области, и исполняет свои обязанности до открытия первого пленарного заседания Законодательного Собрания области нового созыва.
2. Председатель Законодательного Собрания области подотчетен Законодательному Собранию области и может быть освобожден путем тайного голосования двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания области на его заседании.
3. Председатель Законодательного Собрания области:
представляет Законодательное Собрание области в пределах компетенции Законодательного Собрания области;
издает распоряжения о созыве заседаний Законодательного Собрания области, представляет проект повестки дня заседания Законодательного Собрания области;
осуществляет руководство подготовкой заседаний Законодательного Собрания области и вопросов, вносимых на его рассмотрение;
ведет заседание Законодательного Собрания области, ведает внутренним распорядком в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания области;
председательствует на заседаниях Совета Законодательного Собрания области;
подписывает постановления Законодательного Собрания области, протоколы заседаний и другие документы Законодательного Собрания области;
вносит на рассмотрение Законодательного Собрания области кандидатуру для избрания представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти области;
руководит работой аппарата Законодательного Собрания области, осуществляет в соответствии с действующим законодательством прием и увольнение его работников;
открывает и закрывает расчетные и текущие счета Законодательного Собрания области и является распорядителем по этим счетам;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законами области и Регламентом Законодательного Собрания области.
4. Порядок избрания, освобождения от должности председателя Законодательного Собрания области, его полномочия устанавливаются настоящим Уставом, законами области и Регламентом Законодательного Собрания области.
Статья 22.
1. Законодательное Собрание области по представлению его председателя избирает тайным голосованием из числа депутатов заместителя председателя Законодательного Собрания области.
2. Порядок избрания, освобождения от должности заместителя председателя Законодательного Собрания области определяется Регламентом Законодательного Собрания области.
3. Заместитель председателя Законодательного Собрания области замещает председателя в его отсутствие или в случае невозможности осуществлять им свои полномочия.
4. Распределение обязанностей между председателем Законодательного Собрания области и его заместителем утверждается распоряжением председателя Законодательного Собрания области.
Глава IV. Система органов исполнительной власти области
Статья 23.
В систему органов исполнительной власти области входят:
а) губернатор области;
б) правительство области;
в) органы исполнительной власти области, формируемые правительством области в соответствии с законом области.
Статья 24.
1. Губернатор области является высшим должностным лицом области и одновременно главой исполнительной власти в области.
2. Губернатором области может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 30 лет, обладающий пассивным избирательным правом.
3. Губернатор области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет и не может избираться на эту должность более двух сроков подряд.
4. В случае признания выборов губернатора области несостоявшимися, недействительными или в случае, если ни один из баллотировавшихся кандидатов не был избран, исполнение обязанностей губернатора области осуществляется действующим губернатором области. При этом повторные выборы проводятся в срок не позднее чем через шесть месяцев после официального объявления результатов предыдущих выборов.
5. Порядок выборов губернатора и вице-губернатора области определяется законом области.
Статья 25.
1. При вступлении в должность губернатор области принимает следующую присягу:
"Вступая в должность губернатора Еврейской автономной области, торжественно клянусь соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, Устав и законы области, уважать и охранять права человека и гражданина, верно служить народу".
2. Присяга принимается на заседании Законодательного Собрания области, проводимом не позднее 15 дней после официального объявления итогов выборов губернатора области.
Статья 26.
Губернатор области:
1) представляет область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом он вправе подписывать договоры и соглашения от имени области;
2) формирует высший исполнительный орган государственной власти области (правительство области) в соответствии с законодательством области;
3) возглавляет правительство области и председательствует на его заседаниях;
4) представляет Законодательному Собранию области проекты бюджета и программ социально-экономического развития области, а также отчеты об их исполнении;
5) утверждает положение об аппарате губернатора области, структуру и штаты аппарата губернатора области в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на эти цели;
6) назначает на должность и освобождает от должности первых заместителей председателя правительства области, заместителей председателя правительства области, руководителей органов исполнительной власти области, формируемых правительством области, и руководителей структурных подразделений аппарата губернатора области;
7) принимает участие в согласовании кандидатур на должности руководителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
8) представляет Законодательному Собранию области кандидатуры для назначения на должности председателя и заместителя председателя Контрольно-счетной палаты области;
9) согласовывает в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством кандидатуру на должность прокурора области;
10) представляет в Законодательное Собрание области кандидатуры для назначения на должности мировых судей и судей уставного суда области;
11) назначает половину членов избирательной комиссии области;
12) отрешает от должности и одновременно назначает выборы главы муниципального образования области (если он избирался населением муниципального образования области), за исключением главы муниципального образования города Биробиджана, в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством;
13) подписывает и обнародует законы, либо отклоняет законы, принятые Законодательным Собранием области, в соответствии с федеральным и областным законодательством;
14) в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения губернатора области и подписывает постановления и распоряжения правительства области;
15) обладает правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании области;
16) вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания области, а также созывать вновь избранное Законодательное Собрание области на первое заседание ранее срока, установленного настоящим Уставом;
17) вправе участвовать в работе Законодательного Собрания области с правом совещательного голоса;
18) отменяет акты исполнительных органов государственной власти области, если они противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Уставу, а также законам области и нормативным правовым актам губернатора и правительства области;
19) осуществляет меры по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению общественного порядка, борьбе с преступностью;
20) применяет меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам;
21) рассматривает ходатайства и вносит представления в соответствующие органы о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий;
22) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.
Статья 27.
1. Губернатор области вступает в должность со дня принятия им присяги и прекращает свои полномочия со дня вступления в должность вновь избранного губернатора области.
2. Полномочия губернатора области могут быть прекращены досрочно в случаях:
а) его смерти;
б) его отставки в связи с выражением ему недоверия Законодательным Собранием области;
в) его отставки по собственному желанию;
г) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
д) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
е) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
ж) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
з) утраты им гражданства Российской Федерации;
и) отрешения от должности в случае и порядке, установленном федеральным законом.
Статья 28.
1. Законодательное Собрание области вправе выразить недоверие губернатору области в случае:
издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу и законам области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а губернатор области не устраняет указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов области, если это повлекло массовое нарушение прав и свобод граждан.
2. Решение Законодательного Собрания области о недоверии губернатору области принимается по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов Законодательного Собрания области двумя третями голосов от установленного настоящим Уставом числа депутатов в порядке, установленном законодательством области.
3. Решение Законодательного Собрания области о недоверии губернатору области влечет за собой немедленную отставку губернатора области и возглавляемого им правительства области.
4. В случае досрочного прекращения полномочий губернатора области Законодательное Собрание области в соответствии с федеральным законом, Уставом и законом области назначает внеочередные выборы губернатора области.
Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий губернатора области.
Статья 29.
1. Вице-губернатором Еврейской автономной области (далее - вице-губернатор области) может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом.
2. Вице-губернатор области избирается вместе с губернатором области сроком на пять лет.
3. Вице-губернатор области входит в состав правительства области и организует подготовку его заседаний, председательствует на заседаниях правительства области в отсутствие губернатора области и выполняет поручения губернатора области.
4. Вице-губернатор области исполняет полномочия губернатора области в случае отсутствия губернатора области, а также в случае досрочного прекращения губернатором области своих полномочий в соответствии с настоящим Уставом, за исключением полномочий, связанных с принятием решения о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания области, а также в связи с принятием решения о созыве внеочередного заседания Законодательного Собрания области и созыве вновь избранного Законодательного Собрания области на первое заседание ранее срока, установленного настоящим Уставом.
5. Иные полномочия вице-губернатора области определяются губернатором области.
Статья 30.
1. Полномочия вице-губернатора области могут быть прекращены досрочно в случае:
а) его смерти;
б) его отставки по собственному желанию;
в) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
г) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
д) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
е) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
ж) утраты им гражданства Российской Федерации.
Порядок досрочного прекращения полномочий вице-губернатора области устанавливается законом области.
2. В случае досрочного прекращения полномочий вице-губернатора области губернатор области назначает на должность по согласованию с Законодательным Собранием области исполняющего обязанности вицегубернатора области. Порядок и сроки согласования Законодательным Собранием области кандидатуры на должность исполняющего обязанности вице-губернатора области устанавливаются законом области.
3. Исполняющий обязанности вице-губернатора области исполняет полномочия губернатора области в случае отсутствия губернатора области, а также в случае досрочного прекращения губернатором области своих полномочий в соответствии с настоящим Уставом, за исключением полномочий, связанных с принятием решения о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания области, а также за исключением полномочий, установленных подпунктами 7, 11, 12, 17 статьи 26 настоящего Устава.
Статья 31.
1. Правительство области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области.
2. Правительство области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава, законов и иных нормативных правовых актов области.
3. Правительство области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
4. Правительство области состоит из губернатора области, вицегубернатора области, заместителей председателя правительства, а также руководителей органов исполнительной власти области в соответствии с законом области.
5. Структура, порядок формирования и деятельности правительства области устанавливаются в соответствии с законодательством области.
Статья 32.
1. Правительство области:
1) разрабатывает для представления губернатором области в Законодательное Собрание области проект областного бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития области;
2) обеспечивает исполнение областного бюджета и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития области для представления их губернатором области в Законодательное Собрание области;
3) управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
5) формирует в соответствии с настоящим Уставом и законом области органы исполнительной власти области;
6) разрабатывает для представления губернатором области в Законодательное Собрание области описание административной границы области;
7) ведет учет изменений административно-территориального устройства области;
8) разрабатывает для представления губернатором области в Законодательное Собрание области документы и материалы по изменению административно-территориального устройства области;
9) предварительно прорабатывает по представлению Законодательного Собрания области вопросы административно- территориального устройства области и подготавливает по ним заключения губернатора области;
10) принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты (постановления, распоряжения);
11) в пределах и формах, установленных настоящим Уставом и законами области, осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов области, иных нормативных правовых актов области, исполнением областного бюджета, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью области;
12) в рамках социального партнерства заключает соглашения с профессиональными союзами, другими общественными организациями и работодателями области;
13) заключает в соответствии с федеральным законом соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
14) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Уставу, законам и иным нормативным правовым актам области, а также вправе обратиться по данным вопросам в суд;
15) утверждает целевые программы на текущий финансовый год;
16) учреждает средства массовой информации;
17) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Уставом и законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
2. Правительство области слагает свои полномочия перед вновь избранным губернатором области.
3. По поручению вновь избранного губернатора области правительство области продолжает действовать до сформирования его нового состава.
4. В случае отставки правительства области в связи с выражением недоверия губернатору области оно продолжает действовать до сформирования нового состава правительства области.
Статья 33.
1. Деятельность губернатора области и правительства области обеспечивается аппаратом губернатора области.
2. Структура аппарата утверждается губернатором области в соответствии со схемой управления областью.
3. Полномочия структурных подразделений аппарата, порядок их формирования и деятельности определяются губернатором области.
Глава V. Судебная власть в области
Статья 34.
Судебную власть в области осуществляют:
федеральные суды;
уставный суд области;
мировые судьи.
Статья 35.
1. Уставный суд области формируется Законодательным Собранием области и осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", настоящим Уставом и законом области.
2. Уставный суд области состоит из 5 судей, назначаемых на срок 10 лет в порядке, установленном федеральным законодательством, настоящим Уставом и законом области.
3. Уставный суд области рассматривает вопросы о соответствии настоящему Уставу законов области и иных нормативных правовых актов органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области.
4. Уставный суд области дает официальное толкование настоящего Устава.
Статья 36.
Мировые судьи области назначаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", федеральными законами, настоящим Уставом и законом области.
Глава VI. Основы взаимодействия органов государственной власти области
Статья 37.
1. Губернатор области, Законодательное Собрание области и правительство области взаимодействуют, исходя из принципов разделения властей, невмешательства в полномочия друг друга, соблюдения прав и законных интересов жителей области, общности целей и задач в решении проблем области.
2. Постановления Законодательного Собрания области направляются губернатору области, который может обратиться в Законодательное Собрание области с предложением о приостановлении их действия, их отмене, дополнении и внесении в них изменений, а также с предложением обжаловать их в судебном порядке.
Предложения и замечания губернатора области рассматриваются на очередном заседании Законодательного Собрания области.
3. Проекты законов области после принятия их в каждом из чтений направляются Законодательным Собранием области губернатору области, поправки и заключения которого рассматриваются Законодательным Собранием области в обязательном порядке.
4. Постановления и распоряжения губернатора области и правительства области направляются в Законодательное Собрание области, которое может обратиться к губернатору области с предложением о внесении изменений, дополнений в указанные акты или об их отмене, а в случае отказа обжаловать их в судебном порядке.
Предложения и замечания Законодательного Собрания области рассматриваются губернатором области в пятнадцатидневный срок со дня их поступления.
Предложения и замечания Законодательного Собрания области в отношении актов правительства области рассматриваются на очередном заседании правительства области.
Статья 38.
1. Споры между Законодательным Собранием области и губернатором области, Законодательным Собранием области и правительством области по вопросам о компетенции и осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с процедурами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, настоящим Уставом и законами области.
2. Споры между Законодательным Собранием области и губернатором области, Законодательным Собранием области и правительством области по иным вопросам разрешаются путем создания на паритетной основе согласительных комиссий на срок не более одного месяца. При отсутствии согласия в решении возникающих вопросов по истечении установленного срока рассмотрение спора может быть передано в уставный суд области.
Статья 39.
1. Депутаты Законодательного Собрания области пользуются правом внеочередного приема губернатором области, должностными лицами правительства области, правом участия в заседаниях правительства области, в совещаниях, проводимых губернатором области, органами исполнительной власти, формируемыми правительством области, и заседаниях их коллегий.
2. По приглашению Законодательного Собрания области на его заседаниях вправе присутствовать и выступать по обсуждаемым вопросам руководители органов исполнительной власти области, структурных подразделений аппарата губернатора области, правительства области.
Статья 40.
1. Осуществляя взаимоотношения с Законодательным Собранием области, губернатор области вправе:
участвовать в заседаниях Законодательного Собрания области;
предлагать вопросы для внесения в повестку дня заседания Законодательного Собрания области;
вносить на рассмотрение Законодательного Собрания области проекты законов, постановлений;
обжаловать законы и постановления, принятые Законодательным Собранием области;
выступать по вопросам повестки дня заседаний Законодательного Собрания области;
делегировать на заседания Законодательного Собрания области своих официальных представителей.
2. Губернатор области вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания области. Требование о созыве внеочередного заседания передается в письменной форме председателю Законодательного Собрания области с указанием вопроса, вносимого на рассмотрение Законодательного Собрания области, кратким обоснованием необходимости его созыва и при необходимости проектом решения. Председатель Законодательного Собрания области издает распоряжение о созыве внеочередного заседания не позднее 15 дней после получения письменного требования губернатора области о проведении внеочередного заседания.
Глава VII. Нормативные правовые акты области
Статья 41.
1. Органы государственной власти области в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, обязательные к исполнению на всей территории области.
2. Систему нормативных правовых актов органов государственной власти области образуют настоящий Устав, законы и постановления Законодательного Собрания области, постановления и распоряжения губернатора области, постановления и распоряжения правительства области, приказы органов исполнительной власти области, формируемых правительством области.
3. Нормативные правовые акты области действуют на основе принципа верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой. В случае противоречия между нормативными правовыми актами применяется акт, обладающий большей юридической силой.
4. В системе нормативных правовых актов области Устав имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в области, не должны противоречить настоящему Уставу.
5. Постановления Законодательного Собрания области, нормативные правовые акты губернатора и правительства области не должны противоречить Уставу и законам области.
6. Приказы органов исполнительной власти области, формируемых правительством области, не должны противоречить Уставу и законам области, постановлениям Законодательного Собрания области, нормативным правовым актам губернатора и правительства области.
Статья 42.
1. Законы области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания области и направляются в десятидневный срок губернатору области для их подписания и обнародования.
2. Губернатор области в течение четырнадцати дней со дня поступления принятого Законодательным Собранием области текста закона подписывает и обнародует его.
3. Законы области могут быть до истечения срока, установленного для их подписания и обнародования, возвращены губернатором области в Законодательное Собрание области для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон области принят в прежней редакции не менее чем двумя третями голосов от установленного настоящим Уставом числа депутатов Законодательного Собрания области, губернатор области обязан подписать и обнародовать его в течение четырнадцати дней с момента поступления.
4. Порядок подготовки, принятия, обнародования и вступления в законную силу нормативных правовых актов области определяются законодательством области.
Статья 43.
1. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления являются составной частью единой правовой системы области.
2. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления принимаются в соответствии с федеральными законами и законами области в пределах их компетенции.
Глава VIII. Местное самоуправление в области
Статья 44.
1. В области в соответствии с Конституцией Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
2. Местное самоуправление в области осуществляется гражданами путем местных референдумов, выборов, собраний (сходов) граждан, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти области.
4. Порядок образования, преобразования и упразднения муниципальных образований устанавливается областным законом.
5. Порядок осуществления местного самоуправления устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области, областными законами.
Статья 45.
1. Не допускается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, а также принятыми в соответствии с ними областными законами.
2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями области осуществляется областными законами с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Условия и порядок осуществления контроля за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий области определяются областными законами.
3. Органы государственной власти области содействуют развитию местного самоуправления.
Глава IX. Порядок принятия настоящего Устава и внесения в него поправок
Статья 46.
1. Настоящий Устав принимается Законодательным Собранием области.
2. Настоящий Устав считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей голосов от установленного настоящим Уставом числа депутатов Законодательного Собрания области.
3. Поправки в настоящий Устав вносятся законами области, принимаемыми в порядке, установленном для принятия настоящего Устава.
4. Принятый Законодательным Собранием области настоящий Устав в течение 10 дней направляется губернатору области для подписания и обнародования.
5. Губернатор области в течение 14 дней со дня поступления принятого Законодательным Собранием области Устава подписывает и обнародует его.
6. Принятый Законодательным Собранием области Устав до истечения срока, установленного для его подписания и обнародования, может быть возвращен губернатором области для повторного рассмотрения Законодательным Собранием области. При повторном рассмотрении Устав может быть принят Законодательным Собранием области в прежней редакции не менее чем двумя третями от установленного настоящим Уставом числа депутатов Законодательного Собрания области, губернатор области обязан подписать и обнародовать его в течение 14 дней со дня поступления.
Глава X. Заключительные и переходные положения
Статья 47.
Положение пункта "3" статьи 24 настоящего Устава применяется без учета начавшегося до вступления в силу Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" срока, на который избиралось лицо, замещавшее на день вступления в силу Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" должность губернатора области.
Статья 48.
До сформирования уставного суда области споры между органами государственной власти области, определенные пунктом 2 статьи 39 настоящего Устава, рассматриваются в установленном законом порядке".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Еврейской автономной области от 29 января 2003 г. N 130-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Устав Еврейской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.