Закон Еврейской автономной области
от 15 декабря 2000 г. N 226-ОЗ
"О внесении изменений и дополнений в закон ЕАО "Об органах государственной власти в Еврейской автономной области"
Законом Еврейской автономной области от 25 февраля 2004 г. N 258-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу
Внести в закон Еврейской автономной области "Об органах государственной власти в Еврейской автономной области" изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
"Закон Еврейской автономной области
от 31 января 1996 г. N 1-ОЗ
"Об органах государственной власти в Еврейской автономной области"
Глава I. Общие положения
Статья 1. Осуществление народовластия в области и принципы деятельности органов государственной власти области
1. Единственным источником власти в Еврейской автономной области (далее - области) является народ. Никто не может присваивать власть в области. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются в соответствии с действующим законодательством.
2. Высшим непосредственным выражением власти народа области являются референдумы и свободные выборы.
3. Органы государственной власти области обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти области и органы местного самоуправления области и гарантий периодического проведения указанных выборов.
4. Органы государственной власти области содействуют развитию местного самоуправления на территории области.
5. Деятельность органов государственной власти области осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
- распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
- верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
- единство системы государственной власти;
- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области;
- самостоятельное осуществление органами государственной власти области принадлежащих им полномочий;
- самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
Статья 2. Система органов государственной власти области
1. Систему органов государственной власти в области составляют:
а) губернатор области;
б) Законодательное Собрание области;
в) правительство области;
г) органы исполнительной власти области, формируемые правительством области в соответствии с настоящим законом:
- управление образования правительства;
- управление здравоохранения правительства;
- управление культуры правительства;
- управление профессионального образования правительства;
- управление сельского хозяйства правительства;
- управление промышленности, транспорта, связи и энергетики правительства;
- управление жилищно-коммунального хозяйства правительства;
- управление архитектуры и строительства правительства;
- управление экономики правительства;
- управление внешнеэкономических и международных связей правительства;
- управление по труду правительства;
- управление потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства правительства;
- региональная энергетическая комиссия области;
- управление ЗАГСа правительства;
- архивное управление правительства;
- финансовое управление правительства;
- информационно-аналитическое управление правительства;
- комитет по управлению государственным имуществом области правительства;
- комитет социальной защиты населения правительства;
- комитет по политике цен правительства;
- комитет по делам семьи и молодежи правительства;
- комитет по физической культуре и спорту правительства;
д) суды.
2. Федеральные суды образуются и осуществляют свою деятельность на территории области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными законами.
Статья 3. Полномочия органов государственной власти области
1. Полномочия органов государственной власти области определяются Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и нормативными правовыми актами области.
2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Статья 4. Законодательство области
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации область имеет собственное законодательство, состоящее из Устава, законов области, других нормативных правовых актов Законодательного Собрания области, губернатора и правительства области.
2. Устав области определяет статус области, гарантии осуществления прав и обязанностей граждан Российской Федерации, проживающих на территории области, функции и полномочия органов государственной власти области, формы участия граждан в деятельности органов государственной власти области.
3. Устав области обладает высшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам области.
4. Устав и законы области подлежат государственной защите на территории области равно как Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Глава II. Законодательный (представительный) орган государственной власти области
Статья 5. Основы статуса Законодательного (представительного) органа государственной власти области
1. Законодательную (представительную) власть области осуществляет Законодательное Собрание области (далее - Законодательное Собрание).
2. Законодательное Собрание является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области, состоящим из 15 депутатов. Срок полномочий депутатов Законодательного Собрания - 5 лет.
3. Законодательное Собрание обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
4. Законодательное Собрание самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
Расходы на обеспечение деятельности Законодательного Собрания утверждаются Законодательным Собранием и предусматриваются отдельной строкой в областном бюджете.
5. Деятельность Законодательного Собрания основывается на принципах законности, гласности и подконтрольности населению области.
6. Законодательное Собрание является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей депутатов от установленного числа депутатов.
Статья 6. Принципы избрания депутатов Законодательного Собрания
1. Депутаты Законодательного Собрания избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом.
2. Депутатом Законодательного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с действующим законодательством пассивным избирательным правом.
3. Выборы депутатов Законодательного Собрания проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
4. Депутатами Законодательного Собрания не могут быть: судьи, прокуроры, государственные и муниципальные служащие, депутаты иных представительных органов.
5. Статус депутата Законодательного Собрания, порядок организации и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания, условия осуществления депутатами Законодательного Собрания депутатской деятельности, ограничения, связанные с депутатской деятельностью, устанавливаются федеральным законодательством и законодательством области.
Статья 7. Правовые основы деятельности Законодательного Собрания
1. Законодательное Собрание осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Уставом, законами области и настоящим законом посредством принятия правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению области или к совместному ведению Российской Федерации и области.
2. Принимаемые по вопросам совместного ведения Российской Федерации и области нормативные правовые акты области не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В случае их противоречия действует федеральный закон.
3. В случае противоречия между федеральным законом и законом области, принятым по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению области, как субъекта Российской Федерации, действует закон области.
4. До принятия федеральных законов, определяющих основы правового регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Федерации, область вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по предметам совместного ведения самостоятельно. После принятия федерального закона по предметам совместного ведения области и Российской Федерации нормативные правовые акты области приводятся в соответствие с федеральным законом.
Статья 8. Полномочия Законодательного Собрания
1. Законодательное Собрание осуществляет следующие полномочия:
1) принимает Устав области и вносит в него изменения и дополнения;
2) принимает законы и иные нормативные правовые акты области, вносит в них изменения и дополнения;
3) в пределах и формах, установленных Уставом и законами области, осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов области, исполнением бюджета области, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью области;
4) утверждает областной бюджет и отчет о его исполнении, представляемые губернатором области;
5) заключает договоры с органами государственной власти Российской Федерации по разграничению предметов ведения и полномочий;
6) согласовывает и утверждает соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей области в соответствии с действующим законодательством;
7) заключает межпарламентские соглашения в пределах своей компетенции;
8) заключает и расторгает договоры и иные соглашения, подписанные от имени области, по вопросам, отнесенным к его ведению;
9) осуществляет право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством;
10) дает толкование Устава и законов области;
11) назначает проведение референдума области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области;
12) утверждает программы социально-экономического развития области и отчеты об их исполнении, представляемые губернатором области;
13) устанавливает общий порядок управления и распоряжения государственной собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
14) определяет порядок передачи государственной собственности области в иную собственность;
15) устанавливает налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;
16) устанавливает порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов области, утверждает отчеты об использовании средств этих фондов;
17) утверждает бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении;
18) устанавливает порядок изменения административно- территориального устройства области;
19) определяет порядок распоряжения и пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися на территории области, в соответствии с действующим законодательством;
20) утверждает схему управления областью;
21) устанавливает общие принципы организации деятельности органов местного самоуправления на территории области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области;
22) определяет размеры финансирования своей деятельности;
23) назначает выборы губернатора области и выборы депутатов Законодательного Собрания;
24) устанавливает порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории области, в пределах своих полномочий определяет порядок деятельности органов местного самоуправления;
25) принимает Регламент Законодательного Собрания;
26) создает комитеты, комиссии и другие органы Законодательного Собрания;
27) избирает председателя Законодательного Собрания и его заместителя;
28) дает согласие на назначение по представлению Генерального прокурора Российской Федерации кандидатуры на должность прокурора области;
29) дает согласие на назначение на должность судей федеральных судов;
30) назначает по представлению губернатора области мировых судей;
31) назначает по представлению губернатора области судей уставного суда области;
32) дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности председателя комитета по управлению имуществом области;
33) назначает половину членов областной избирательной комиссии;
34) утверждает награды и почетные звания области;
35) утверждает народных заседателей судов общей юрисдикции;
36) устанавливает ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов области по вопросам, отнесенным к ведению области, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и области, если эти вопросы не урегулированы федеральным законодательством;
37) создает совместно с губернатором области представительства при федеральных органах государственной власти, а также в субъектах Российской Федерации, заключает соглашения с административно-территориальными образованиями иностранных государств;
38) учреждает средства массовой информации;
39) формирует Контрольно-бюджетную палату области;
40) вправе распустить и одновременно назначить новые выборы представительных органов местного самоуправления области в порядке, предусмотренном федеральным законодательством;
41) вправе вносить предложение об отрешении от должности Президентом Российской Федерации главы муниципального образования области в соответствии с федеральным законодательством;
42) устанавливает порядок проведения выборов губернатора области и выборов депутатов Законодательного Собрания области;
43) по представлению председателя Законодательного Собрания или группы депутатов Законодательного Собрания области численностью не менее одной трети от общего числа депутатов избирает члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от Законодательного Собрания области;
44) рассматривает и утверждает кандидатуру члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от правительства области в соответствии с действующим законодательством;
45) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом и законодательством области.
2. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются Законодательным Собранием по представлению губернатора области либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется Законодательному Собранию в срок, установленный Уставом области.
Статья 9. Контрольные функции Законодательного Собрания
1. Для осуществления контроля за исполнением областного бюджета, использованием кредитных ресурсов и ассигнований из бюджета Российской Федерации, средств внебюджетных и валютных фондов Законодательное Собрание образует Контрольно-бюджетную палату. Компетенция и порядок деятельности Контрольно-бюджетной палаты определяются законом области.
2. Законодательное Собрание самостоятельно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за:
- исполнением принятых им законов и иных нормативных правовых актов;
- исполнением областного бюджета;
- выполнением программ и планов социально-экономического развития области;
- соблюдением установленного порядка управления и распоряжения собственностью области;
- осуществляет иные контрольные функции в соответствии с федеральными и областными законами.
3. Формы и методы контроля определяются законами области и Регламентом Законодательного Собрания.
Статья 10. Организационные основы деятельности Законодательного Собрания
1. Основной формой работы Законодательного Собрания является проведение заседаний, на которых решаются вопросы, отнесенные к его ведению.
2. Заседание Законодательного Собрания правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного Собрания.
3. Порядок созыва и проведения заседаний Законодательного Собрания определяется его Регламентом.
4. Заседания Законодательного Собрания являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральным и областным законодательством, а также Регламентом Законодательного Собрания.
5. Законодательное Собрание осуществляет свои полномочия и в иных формах (заседания комитетов и комиссий Законодательного Собрания, депутатские слушания и др.), которые определяются Регламентом.
Статья 11. Председатель Законодательного Собрания
1. Председатель Законодательного Собрания избирается на заседании Законодательного Собрания из числа депутатов Законодательного Собрания тайным голосованием на срок полномочий Законодательного Собрания данного созыва.
2. Председатель Законодательного Собрания подотчетен Законодательному Собранию. Порядок внесения предложений об избрании, отставке или освобождении председателя Законодательного Собрания от должности определяется Регламентом Законодательного Собрания.
3. Добровольное сложение председателем Законодательного Собрания своих полномочий удовлетворяется на основании его письменного заявления. В случае непринятия Законодательным Собранием отставки председатель Законодательного Собрания вправе сложить свои полномочия по истечении двух недель после подачи заявления.
Статья 12. Полномочия председателя Законодательного Собрания
Председатель Законодательного Собрания:
1) представляет Законодательное Собрание области в пределах его полномочий в отношениях с населением, федеральными, областными органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, профессиональными союзами внутри страны и за рубежом;
2) созывает заседания Законодательного Собрания, доводит до сведения депутатов время и место их проведения, проект повестки дня;
3) осуществляет руководство подготовкой заседаний Законодательного Собрания и вопросов, вносимых на его рассмотрение;
4) ведет заседания Законодательного Собрания в соответствии с его Регламентом;
5) издает распоряжения, подписывает постановления, принимаемые Законодательным Собранием, протоколы заседаний, обращения, заявления и другие документы Законодательного Собрания;
6) организует работу аппарата Законодательного Собрания, назначает и освобождает от должности работников аппарата Законодательного Собрания;
7) применяет меры поощрения и дисциплинарного воздействия к работникам аппарата Законодательного Собрания;
8) оказывает содействие депутатам Законодательного Собрания в осуществлении ими своих полномочий;
9) координирует деятельность комитетов и комиссий Законодательного Собрания, Совета Законодательного Собрания, депутатских групп;
10) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения о работе Законодательного Собрания;
11) обеспечивает в соответствии с правовыми актами Законодательного Собрания обсуждение гражданами проектов важнейших решений Законодательного Собрания, а также вопросов областного и государственного значения;
12) организует в Законодательном Собрании прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;
13) открывает и закрывает расчетные и текущие счета Законодательного Собрания в банках и является распорядителем кредитов по этим счетам;
14) исполняет функции распорядителя кредитов при исполнении бюджета по расходам, предусмотренным на содержание Законодательного Собрания;
15) от имени Законодательного Собрания подписывает запросы, ходатайства, жалобы и другие документы, направляемые в Конституционный и иные суды, общественные и государственные организации, учреждения;
16) вносит на рассмотрение Законодательного Собрания области кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации Федерального Собрания от Законодательного Собрания области;
17) решает иные вопросы, порученные ему Законодательным Собранием и возложенные на него федеральным и областным законодательством.
Статья 13. Заместитель председателя Законодательного Собрания
1. Заместитель председателя Законодательного Собрания избирается тайным голосованием на заседании Законодательного Собрания по представлению председателя Законодательного Собрания из числа его депутатов на срок полномочий Законодательного Собрания данного созыва.
2. Заместитель председателя Законодательного Собрания выполняет функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных Регламентом Законодательного Собрания и поручениями председателя Законодательного Собрания. В случаях отсутствия председателя или невозможности выполнения им своих обязанностей выполняет функции председателя Законодательного Собрания.
Статья 14. Депутат Законодательного Собрания
Депутат Законодательного Собрания обладает всей полнотой прав для участия в работе Законодательного Собрания и его органов. Статус депутата Законодательного Собрания определяется законом области в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 15. Аппарат Законодательного Собрания
1. Для организационного, правового, информационного, материально- технического и иного обеспечения деятельности Законодательного Собрания, оказания помощи депутатам, комитетам и комиссиям Законодательное Собрание создает свой аппарат.
2. Структура, штаты и фонд оплаты труда работников аппарата Законодательного Собрания утверждаются на заседании Законодательного Собрания в соответствии с законом области "О государственной службе в Еврейской автономной области" в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
Статья 16. Законодательное Собрание - юридическое лицо
1. Законодательное Собрание обладает правами юридического лица, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, собственные источники финансирования из областного бюджета и внебюджетных фондов, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет гербовую и иные печати, штампы, бланки с собственной символикой, расчетные и другие банковские счета. Законодательное Собрание имеет самостоятельные баланс и смету.
2. Расходы на обеспечение деятельности Законодательного Собрания предусматриваются отдельной строкой в бюджете области.
Статья 17. Прекращение полномочий Законодательного Собрания
Полномочия Законодательного Собрания области прекращаются со дня признания полномочий не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного Собрания нового созыва.
Порядок досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания определяется в соответствии с федеральным законодательством, Уставом и законом области.
Глава III. Система исполнительных органов государственной власти области
Статья 18. Система органов исполнительной власти области
В систему органов исполнительной власти области входят:
- губернатор области;
- правительство области;
- органы исполнительной власти области, формируемые правительством области в соответствии с законом области.
Статья 19. Губернатор Еврейской автономной области
1. Губернатор области является высшим должностным лицом области и одновременно главой исполнительной власти в области.
2. Губернатором области может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 30 лет, обладающий пассивным избирательным правом.
3. Губернатор области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет и не может избираться на эту должность более двух сроков подряд.
В случае признания выборов губернатора области несостоявшимися, недействительными или в случае, если ни один из баллотировавшихся кандидатов не был избран, исполнение обязанностей губернатора области осуществляется действующим губернатором. При этом повторные выборы проводятся в срок не позднее чем через шесть месяцев после официального объявления результатов предыдущих выборов.
4. Порядок выборов губернатора и вице-губернатора области определяется законом области.
Статья 20. Присяга губернатора области
1. При вступлении в должность губернатор области принимает следующую присягу:
"Вступая в должность губернатора Еврейской автономной области, торжественно клянусь соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, Устав и законы Еврейской автономной области, уважать и охранять права человека и гражданина, верно служить народу."
2. Присяга принимается на заседании Законодательного Собрания, проводимом не позднее 15 дней после официального объявления итогов выборов губернатора области.
Статья 21. Полномочия губернатора области
1. Губернатор области:
1) представляет область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом он вправе подписывать договоры и соглашения от имени области;
2) формирует высший исполнительный орган власти (правительство области) в соответствии с законодательством области;
3) председательствует на заседаниях правительства области;
4) руководит деятельностью правительства области и аппарата губернатора области на принципах единоначалия;
5) вносит законопроекты в Законодательное Собрание;
6) вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания, а также созывать вновь избранное Законодательное Собрание на первое заседание ранее срока, установленного Уставом области;
7) вправе участвовать в работе Законодательного Собрания с правом совещательного голоса;
8) подписывает и обнародует законы, либо отклоняет законы, принятые Законодательным Собранием, в соответствии с действующим законодательством;
9) подписывает постановления и распоряжения губернатора и правительства области;
10) утверждает структуру и штаты аппарата губернатора, состав правительства и структуру органов исполнительной власти области в пределах ассигнований, предусмотренных областным бюджетом;
11) дает согласие на назначение на должности руководителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом законодательством;
12) назначает на должности и освобождает от должностей первых заместителей председателя правительства области, заместителей председателя правительства области, руководителей органов исполнительной власти области, формируемых правительством области;
13) применяет меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам;
14) отменяет акты органов исполнительной власти области, если они противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу области, а также законам области и нормативным правовым актам губернатора и правительства области;
15) вносит в Законодательное Собрание представление о согласовании кандидатуры для назначения на должность председателя комитета по управлению имуществом;
16) дает согласие на назначение представляемой Генеральным прокурором Российской Федерации кандидатуры на должность прокурора области;
17) вносит в Законодательное Собрание представление о согласовании кандидатур на должности судей уставного суда области;
18) согласовывает по представлению начальника управления Министерства юстиции Российской Федерации по Еврейской автономной области назначение кандидатуры на должность регистратора прав на недвижимое имущество и сделок с ним - руководителя центра государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Еврейской автономной области;
19) назначает половину членов областной избирательной комиссии;
20) осуществляет руководство гражданской обороной области;
21) рассматривает ходатайства и вносит представления в соответствующие органы о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий;
22) осуществляет функции первого распорядителя кредитов при исполнении областного бюджета, за исключением расходов, предусмотренных на содержание Законодательного Собрания;
23) устанавливает размер платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, а также устанавливает льготы по взиманию платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
24) осуществляет перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах второй и третьей групп;
25) осуществляет меры по обеспечению законности, защите прав и свобод граждан, охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью;
26) назначает члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от правительства области и вносит его кандидатуру на рассмотрение и утверждение Законодательного Собрания;
27) вносит в Законодательное Собрание представление о назначении кандидатур на должности мировых судей области;
28) отрешает от должности и одновременно назначает выборы главы муниципального образования области (если он избирался населением муниципального образования области), за исключением главы муниципального образования г. Биробиджана, в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
29) назначает временно исполняющего обязанности главы муниципального образования области на период до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования области, если иной порядок не установлен уставом муниципального образования области;
30) вправе вносить предложение об отрешении от должности Президентом Российской Федерации главы муниципального образования области "Город Биробиджан" в соответствии с действующим законодательством;
31) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.
2. В случае отказа Законодательного Собрания в согласовании назначения должностного лица, указанного в подпункте "15" пункта 1 настоящей статьи, губернатор области вносит новую кандидатуру для назначения на указанную должность на очередное заседание Законодательного Собрания. При повторном отказе согласования губернатор области может самостоятельно назначить указанное должностное лицо.
Статья 22. Досрочное прекращение полномочий губернатора области
1. Губернатор области вступает в должность со дня принятия им присяги и прекращает свои полномочия со дня вступления в должность вновь избранного губернатора.
2. Полномочия губернатора области могут быть прекращены досрочно в случаях:
- его смерти;
- его отставки в связи с выражением ему недоверия Законодательным Собранием;
- его отставки по собственному желанию;
- отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
- признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
- вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
- его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
- утраты им гражданства Российской Федерации.
3. Решение о досрочном прекращении полномочий губернатора области принимается на заседании Законодательного Собрания. Полномочия губернатора области считаются прекращенными со дня, указанного в постановлении Законодательного Собрания.
Статья 23. Выражение Законодательным Собранием недоверия губернатору области
1. Законодательное Собрание вправе выразить недоверие губернатору области в случаях:
- издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу и законам области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а губернатор области не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
- иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.
2. Решение Законодательного Собрания области о недоверии губернатору принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.
3. Решение Законодательного Собрания о недоверии губернатору влечет за собой немедленную отставку губернатора и возглавляемого им правительства области.
4. В случае отставки правительства области, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи, оно продолжает действовать до сформирования нового правительства области.
5. Во всех случаях, когда губернатор области не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет вице-губернатор области.
6. В случае досрочного прекращения полномочий губернатора области Законодательное Собрание в соответствии с федеральным законом, Уставом и законом области назначает внеочередные выборы губернатора области.
Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий губернатора области.
Статья 24. Вице-губернатор области
1. Вице-губернатором области может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 30 лет, проживающий на территории области.
2. Вице-губернатор области избирается вместе с губернатором области на срок пять лет.
3. Вице-губернатор области входит в состав правительства области и организует подготовку его заседаний, председательствует на заседаниях правительства области в отсутствие губернатора и выполняет поручения губернатора области.
Вице-губернатор области исполняет полномочия губернатора области в случае отсутствия губернатора, а также в случае досрочного прекращения губернатором своих полномочий в соответствии с Уставом области.
4. Вице-губернатор области исполняет свои полномочия в пределах срока полномочий губернатора области.
5. Полномочия вице-губернатора области могут быть прекращены досрочно в случаях:
- его отставки в связи с выражением ему недоверия Законодательным Собранием в порядке, установленном законодательством области;
- его отставки по собственному желанию;
- его смерти;
- признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
- вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
- его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
- утраты им гражданства Российской Федерации;
- иных случаях, предусмотренных законодательством области.
Порядок досрочного прекращения полномочий вице-губернатора устанавливается законом области.
6. В случае досрочного прекращения полномочий вице-губернатора губернатор области назначает на эту должность по согласованию с Законодательным Собранием области исполняющего обязанности вице-губернатора области. Порядок и сроки согласования Законодательным Собранием области кандидатуры на должность вице-губернатора устанавливаются законом области.
Статья 25. Правительство области
1. Правительство области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области.
2. Правительство области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава, законов и иных нормативных правовых актов области.
3. Правительство области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
4. Правительство области состоит из губернатора области, вице- губернатора области, заместителей председателя правительства области, управляющего делами, а также руководителей органов исполнительной власти области в соответствии с законом области.
5. Структура, порядок формирования и деятельности правительства области устанавливаются в соответствии с законодательством области.
Статья 26. Полномочия правительства области
1. Правительство области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
2. Правительство области:
1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
2) разрабатывает для представления губернатором области в Законодательное Собрание проект бюджета области, а также проекты программ социально-экономического развития области;
3) обеспечивает исполнение бюджета области и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития области для представления их губернатором области в Законодательное Собрание;
4) формирует в соответствии с законом области органы исполнительной власти области;
5) управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также федеральной собственностью, переданной в управление области, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
6) назначает на должности в соответствии с законодательством области руководителей организаций, находящихся в государственной собственности;
7) разрабатывает для представления губернатором области в Законодательное Собрание описание границ области;
8) разрабатывает для представления губернатором области в Законодательное Собрание документы и материалы по изменению административно-территориального устройства области;
9) ведет учет изменений административно-территориального устройства области;
10) предварительно прорабатывает по представлению Законодательного Собрания вопросы административно-территориального устройства области и подготавливает по ним заключения губернатора;
11) принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты (постановления, распоряжения);
12) в пределах и формах, установленных Уставом и законами области, осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов области, исполнением бюджета области, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью области;
13) в рамках социального партнерства заключает соглашения с профессиональными союзами и другими организациями, органами и работодателями области;
14) заключает в соответствии с федеральным законом соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
15) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу, законам и иным нормативным правовым актам области, а также вправе обратиться по данным вопросам в суд;
16) разрабатывает и утверждает целевые отраслевые программы;
17) учреждает средства массовой информации;
18) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом и законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
3. Правительство области слагает свои полномочия перед вновь избранным губернатором области.
4. По поручению вновь избранного губернатора области правительство области продолжает действовать до сформирования его нового состава.
Статья 27. Аппарат губернатора области
1. Деятельность губернатора области и правительства области обеспечивается аппаратом губернатора области, обладающим правом юридического лица.
2. Структура аппарата утверждается губернатором области в соответствии со схемой управления областью.
3. Полномочия структурных подразделений аппарата, порядок их формирования определяются губернатором области.
Статья 28. Выражение недоверия должностным лицам правительства области
1. Группа депутатов Законодательного Собрания, насчитывающая не менее одной трети от установленного числа депутатов, вправе внести на заседание Законодательного Собрания мотивированное предложение о выражении недоверия должностному лицу правительства области, назначаемому на должность по согласованию с Законодательным Собранием.
2. Решение о выражении недоверия должностному лицу правительства области, назначенному на должность по согласованию с Законодательным Собранием, принимается на заседании Законодательного Собрания двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания и оформляется постановлением.
3. Решение Законодательного Собрания о выражении недоверия должностному лицу правительства области является основанием для освобождения его от должности.
Статья 29. Представительства при федеральных органах государственной власти Российской Федерации
Органы государственной власти области вправе создавать представительства при федеральных органах государственной власти Российской Федерации, а также в субъектах Российской Федерации и в зарубежных государствах в порядке, определяемом федеральным и областным законодательством.
Глава IV. Нормотворческая деятельность органов государственной власти области
Статья 30. Система правовых актов области
В систему правовых актов области входят:
- правовые акты Законодательного Собрания;
- правовые акты губернатора области;
- правовые акты правительства области;
- правовые акты органов исполнительной власти области, формируемых правительством области.
Статья 31. Правовые акты, принимаемые Законодательным Собранием
Законодательное Собрание по вопросам компетенции Еврейской автономной области принимает Устав и законы области, по вопросам своей компетенции Законодательное Собрание принимает постановления, положения, регламенты, правила, а также может принимать акты резолютивного характера: обращения, заявления, резолюции и т. д.
Статья 32. Порядок принятия правовых актов Законодательным Собранием
Порядок подготовки, принятия, опубликования и вступления в законную силу правовых актов, принимаемых Законодательным Собранием, устанавливается законом области.
Статья 33. Правовые акты губернатора области
1. Губернатор области принимает правовые акты по вопросам исполнительной и распорядительной деятельности, в том числе нормативного характера. Правовые акты губернатора области, в т.ч. и не носящие нормативного характера, издаются в виде постановлений и распоряжений.
2. Правовые акты губернатора не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным нормативным правовым актам, Уставу и законам области.
Статья 34. Правовые акты правительства области
1. К правовым актам правительства области относятся постановления и распоряжения.
2. Постановления и распоряжения подписываются губернатором области, а в его отсутствие - вице-губернатором.
3. Порядок подготовки актов правительства определяется регламентом правительства области.
4. Правовые акты правительства не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным нормативным правовым актам, Уставу и законам области.
Статья 35. Официальное толкование правовых актов, принятых органами государственной власти области
1. До сформирования уставного суда толкование Устава области осуществляется Законодательным Собранием в порядке, определенном для принятия Устава и поправок к нему.
2. Официальное толкование иных правовых актов, принятых органами государственной власти области, могут давать только органы, принявшие их. Принятие решений об официальном толковании правовых актов осуществляется в том же порядке, в каком эти правовые акты приняты.
Статья 36. Срок действия законов области, правовых актов органов государственной власти
Законы области, правовые акты органов государственной власти области утрачивают юридическую силу в следующих случаях:
- истечения срока, если правовой акт издан на определенный срок;
- прямой отмены данного акта другим актом, изданным компетентным органом;
- фактической отмены (замены), когда органом государственной власти области издан новый правовой акт, устанавливающий по данному вопросу иные правовые нормы;
- принятия решения судом.
Статья 37. Ответственность за нарушение Устава, законов и иных правовых актов, принятых органами государственной власти
Устав, законы и иные правовые акты органов государственной власти, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность предусмотренную федеральным и областным законодательством.
Глава V. Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти области
Статья 38. Общие принципы взаимодействия законодательного и исполнительного органов власти области
1. Законодательное Собрание и правительство области взаимодействуют, исходя из принципа разделения властей, соблюдения прав и законных интересов жителей области, общности целей и задач в решении областных проблем.
2. Правовые акты, принятые Законодательным Собранием, направляются после их подписания губернатору области, который может обратиться в Законодательное Собрание с предложением об их приостановлении, отмене, дополнении и изменении, а также обжаловать их в судебном порядке.
3. Правовые акты губернатора области, нормативные правовые акты правительства области направляются в Законодательное Собрание. Законодательное Собрание может обратиться к губернатору области с предложением о внесении изменений, дополнений в указанные акты или об их отмене, а в случае отказа обжаловать их в судебном порядке.
Статья 39. Права губернатора области во взаимоотношениях с Законодательным Собранием
1. Осуществляя взаимоотношения с Законодательным Собранием, губернатор области вправе:
- участвовать в открытых и закрытых заседаниях Законодательного Собрания;
- предлагать вопросы в повестку дня заседания Законодательного Собрания;
- вносить на рассмотрение Законодательного Собрания проекты законов и постановлений;
- вправе обжаловать в судебном порядке законы и постановления, принятые Законодательным Собранием;
- выступать с докладом по вопросам повестки дня заседания Законодательного Собрания;
- вправе назначать своего постоянного представителя в Законодательном Собрании;
- делегировать на заседания Законодательного Собрания официальных представителей губернатора области.
2. Губернатор области вправе потребовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания. Требование о созыве внеочередного заседания передается в письменной форме председателю Законодательного Собрания с указанием вопроса, вносимого на рассмотрение Законодательного Собрания, кратким обоснованием необходимости его созыва и при необходимости с проектом решения. Председатель Законодательного Собрания созывает внеочередное заседание не позднее 15 дней после получения письменного требования губернатора области о проведении внеочередного заседания.
Статья 40. Процедура разрешения споров между Законодательным Собранием и правительством области
Споры между Законодательным Собранием и правительством области по вопросам осуществления их полномочий решаются путем создания на паритетной основе согласительных комиссий на срок не более одного месяца. При отсутствии согласия в решении возникающих вопросов по истечении установленного срока рассмотрение спора может быть передано в суд.
Глава VI. Судебная власть
Статья 41. Судебная власть
Судебная власть принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.
Статья 42. Осуществление правосудия в области
Правосудие на территории области осуществляют федеральные суды, а также уставный суд Еврейской автономной области и мировые судьи.
Статья 43. Осуществление судебной власти
1. Суды федеральной судебной системы формируются и осуществляют судебную власть на территории области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
2. Полномочия и порядок деятельности мировых судей устанавливаются федеральным законом и законом области.
3. Уставный суд области формируется и осуществляет судебную власть на территории области в соответствии с законом области.
Глава VII. Заключительные положения
Статья 44. О вступлении в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 45. О признании утратившими силу некоторых законов области
Признать утратившими силу законы области:
- "О внесении изменений и дополнений в закон ЕАО "Об органах государственной власти в Еврейской автономной области" от 17 апреля 1996 г. N 9-ОЗ;
- "О внесении изменений в закон ЕАО "Об органах государственной власти в Еврейской автономной области" от 30 октября 1996 г. N 23-ОЗ;
- "О внесении изменений и дополнений в закон ЕАО "Об органах государственной власти в Еврейской автономной области" от 26 февраля 1997 г. N 7-ОЗ;
- "О внесении дополнений и изменений в закон ЕАО "Об органах государственной власти в Еврейской автономной области" от 23 июля 1997 г. N 34-ОЗ;
- "О внесении изменений и дополнений в закон Еврейской автономной области "Об органах государственной власти в Еврейской автономной области" от 23 октября 1997 г. N 54-ОЗ;
- "О внесении дополнений и изменений в закон области "Об органах государственной власти в Еврейской автономной области" от 25 февраля 1998 г. N 11-ОЗ;
- "О внесении дополнения в закон ЕАО "Об органах государственной власти в Еврейской автономной области" от 25 марта 1998 г. N 13-ОЗ;
- "О внесении дополнения в закон Еврейской автономной области "Об органах государственной власти в Еврейской автономной области" от 26 марта 1999 г N 93-ОЗ;
- "О внесении дополнения в закон ЕАО "Об органах государственной власти в Еврейской автономной области" от 21 декабря 1999 г. N 148-ОЗ;
- "О внесении изменения в закон ЕАО "Об органах государственной власти в Еврейской автономной области" от 31 мая 2000 г. N 184-ОЗ;
- "О внесении дополнения в закон ЕАО "Об органах государственной власти в Еврейской автономной области" от 5 июля 2000 г. N 200-ОЗ".
Губернатор области |
Н.М. Волков |
г. Биробиджан
31 января 1996 г.
N 1-ОЗ"
Губернатор области |
Н.М. Волков |
г. Биробиджан
15 декабря 2000 г.
N 226-ОЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Еврейской автономной области от 15 декабря 2000 г. N 226-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в закон ЕАО "Об органах государственной власти в Еврейской автономной области"
Текст Закона опубликован в информационно-правовом сборнике "Собрание законодательства Еврейской автономной области" N 11-12 (ноябрь-декабрь 2000 г. - февраль 2001 г.), газете "Биробиджанер штерн" от 16 января 2001 г. N 4
Законом Еврейской автономной области от 25 февраля 2004 г. N 258-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу