Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Еврейской автономной области от 14 июля 2003 г. N 143-ПП "О Концепции взаимодействия органов государственной власти ЕАО с некоммерческими организациями"

2. Рекомендовать органам местного самоуправления принять аналогичные концепции на территориях муниципальных образований и установить контроль за их исполнением.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства ЕАО Жирдецкую М.М.

4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Биробиджанер штерн".

 

 

Губернатор области

Н.М. Волков

 

г. Биробиджан

14 июля 2003 г.

N 143-ПП

 

 

Концепция
взаимодействия органов государственной власти
Еврейской автономной области с некоммерческими организациями
(утв. постановлением правительства Еврейской автономной области
от 14 июля 2003 N 143-ПП)

 

Введение

 

В обращении Президента России В.В. Путина к участникам Гражданского форума, прошедшего в ноябре 2001 года в Москве, было подчеркнуто:

"Гражданское общество не может быть сформировано по инициативе представителей власти, по их желанию, и тем более - по их плану. Более того, считаю абсолютно непродуктивным, а в принципе невозможным, и даже опасным, попытаться создать гражданское общество "сверху". В этом же выступлении Президент впервые определил основной принцип формирования гражданского общества - "оно должно стать самостоятельным, иметь свою собственную корневую базу, питаться духом свободы. И только тогда оно становится действительно гражданским".

На текущий момент можно констатировать, что неправительственные организации действуют повсюду. В их среде формируются навыки демократического управления, накапливается опыт социальных новаций, формируются основы новой политико-правовой культуры, стажируются и приступают к труду молодые грамотные кадры.

В условиях демократии процесс становления общественного сектора является непрерывным и постоянным, а для России он только начинается. Ни одно демократическое государство не может дать рекомендации "взращивания" гражданского общества. Как показывает мировая практика, перед органами власти в целом может стоять только одна задача - формировать максимально благоприятные условия для его развития.

Если проанализировать уровень гражданской активности населения Еврейской автономной области, способность населения взять на себя ответственность самостоятельно решать стоящие перед ним социально-экономические и общественно-политические проблемы, то необходимо признать низкий уровень способности населения к самоорганизации.

В этих условиях органам государственной власти области, с целью повышения способности населения к самоорганизации и самоопределению, необходимо стремиться к созданию благоприятных условий для становления и развития общественного сектора в Еврейской автономной области.

 

I. Цели и задачи концепции

 

Концепция взаимодействия органов государственной власти области с общественными объединениями (далее именуется - Концепция) определяет основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти области по формированию благоприятных условий развития общественного сектора области, совершенствованию правовой системы взаимодействия, развитию конструктивного сотрудничества с различными структурами общественного сектора.

II. Понятия, используемые в Концепции

 

Общественно-гражданская инициатива - деятельность, обусловленная выполнением работ и/или оказанием услуг и направленная на достижение общественных благ, осуществление одной или нескольких общественно значимых целей

"Третий сектор" (некоммерческий, общественный сектор) совокупность некоммерческих организаций, общественных и религиозных объединений, политических партий, не ставящих перед собой цели получения прибыли и ориентированных на реализацию общественных интересов.

Социальное партнерство - конструктивное взаимодействие представителей всех трех секторов любого общества (государственного, коммерческого и неприбыльного (некоммерческого), объединение имеющихся ресурсов при решении социально значимых проблем (бедность, бездомность, безработица, сиротство, одиночество, насилие в семье и т.п.), осуществляемое в рамках действующего законодательства и направленное на улучшение социальной ситуации местного сообщества.

Целевая социальная программа области - объединенный по отраслевым, функциональным, финансовым и иным признакам комплекс мероприятий, утверждаемый органами власти области в установленном порядке и направленный на решение социально значимых проблем населения области.

Целевая социальная программа негосударственной некоммерческой организации, ассоциации негосударственных некоммерческих организаций - объединенный по функциональным, финансовым и иным признакам комплекс мероприятий, разработанный организацией или ассоциацией негосударственных некоммерческих организаций и направленный на решение социально значимых проблем населения области.

Социальный заказ - одна из форм реализации областных целевых социальных программ, представляющая собой совокупность государственных контрактов на выполнение работ и/или оказание услуг за счет областного бюджета.

Грант (субсидия) - средства областного бюджета предоставляемые физическому или юридическому лицу на безвозмездной безвозвратной основе на условиях долевого финансирования расходов по осуществлению целевых социальных программ некоммерческих организаций, поддержке общественных гражданских инициатив в целях успешного социально - экономического развития области.

Добровольческая деятельность - добровольная безвозмездная социально значимая деятельность физических лиц - добровольцев, реализуемая от лица и/или по поручительству негосударственной некоммерческой организации

Волонтеры - лица, осуществляющие какую-либо деятельность по своей воле, а не по принуждению. Они могут действовать неформально, работать бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или социального обеспечения, либо являться членами добровольческих организаций.

III. Описание ситуации

 

Основой формирования гражданского общества является общественная активность граждан, способность личности к самоорганизации и самоуправлению. В последние годы в нашей области наблюдается активизация процесса формирования общественного сектора. Федеральными законами, такими, как:

- "Об общественных объединениях", от 19.05.95 N 82-ФЗ;

- "О некоммерческих организациях", от 12.01.96 N 7-ФЗ;

- "О политических партиях", от 11.07.2001 N 95-ФЗ;

- "О свободе совести и о религиозных объединениях", от 26.09.97 N 125- ФЗ;

- "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", от 28.06.95 N 98-ФЗ;

- "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", от 11.08.95 N 135-ФЗ;

- "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", от 12.01.96 N 10-ФЗ и другими определено более двадцати различных правовых форм деятельности некоммерческих организаций, практически все они представлены в нашей области.

Зарегистрированных некоммерческих организаций - 260, в том числе: политических партий и общественно-политических движений - 30; религиозных организаций - 29 (не имеющих регистрацию религиозных групп - более 15).

Остальные общественные объединения можно условно разделить по направлениям их деятельности (на сегменты) и сгруппировать по принципу сложившихся механизмов взаимодействия с органами власти.

В этом случае к первой группе можно отнести так называемые "традиционные" общественные объединения, взаимоотношения которых с органами власти выстраивались десятилетиями и носят характер конструктивного сотрудничества: профсоюзные организации - 19; организации, представляющие интересы инвалидов - 10; ветеранские организации (с учетом структуры районных и поселковых Советов), более 100 и другие.

Во вторую группу войдут организации, становление которых пришлось на последние десять-пятнадцать лет. Их отношения с органами власти еще не сложились, а в некоторых случаях носят весьма противоречивый характер, например: правозащитные объединения -12; экологические объединения -10; общественные фонды - 9 и другие.

В общественно-политической структуре области присутствуют и активно о себе заявляют также не имеющие статуса юридического лица или подлежащие учету в органах местного самоуправления НКО. Например, органы общественной самодеятельности, к которым отнесены органы территориального общественного самоуправления (поселковые, домовые, дворовые, уличные комитеты, советы). В области их насчитывается около 200, только в городе Биробиджане - 125. Необходимо также учесть общественные объединения без образования юридического лица, инициативные группы, их насчитывается более 50.

Итак, структура Третьего сектора в Еврейской автономной области насчитывает около 500 организаций, групп, объединений различных правовых форм. На основании изложенных фактов можно сделать вывод о том, что в области достаточно активно идет процесс развития общественного сектора. Вместе с тем его становление происходит в условиях недостаточной развитости гражданского общества и традиций личной свободы. Это способствует сохранению иждивенческих настроений населения, сдерживает стабильное развитие области.

Трудно переоценить тот социально-экономический эффект, который возникает при вовлечении в развитие территории огромного ресурса гражданской инициативы. Так как организации некоммерческого сектора объединяют самую активную и образованную часть населения и способны не только профессионально участвовать в решении местных проблем и оказывать качественные социальные услуги населению, но и служат выразителем интересов граждан, организуют их для самостоятельного решения проблем, обеспечивают обратную связь с органами государственной власти.

К сожалению, потенциал населения области, включенного в общественное движение, а он по приблизительным подсчетам составляет более 30 % от общего числа населения области, пока не используется в должной мере.

К тому же условия, в которых развиваются отношения организаций Третьего сектора и органов государственной власти, оставляют желать лучшего: последние по-прежнему часто рассматривают общественный сектор как совокупность объектов управления, действия которых необходимо отслеживать, организовывать и контролировать. Общественники, в свою очередь, совершают ошибку в том, что, взяв за основу развития стратегию разъединения и индивидуализма, свою независимость считают самоцелью существования и категорически отказываются от отношений, где есть хоть намек на контроль со стороны органов государственной власти. Совместную деятельность с властями видят не как партнерскую, а стремятся в первую очередь сформировать общественный контроль над деятельностью органов власти, как правило, в сфере расходования бюджетных средств.

Эти тенденции ярко выражены в процессе взаимодействия НКО и органов государственной власти области. В целом, на этот процесс влияют различные факторы, прежде всего внутреннего характера. В органах власти это:

- недооценка уровня развития общественного движения и его влияния на развитие местного сообщества в целом;

- отсутствие доступной информации о социальном партнерстве и, в частности, о Третьем секторе;

- нередко полное непонимание или игнорирование роли Третьего сектора в общественном развитии;

- отсутствие определенности в том, в каком направлении и каким образом выстраивать отношения с общественным сектором.

В общественном секторе: - широкий спектр интересов населения, включенного в общественные объединения, от политических до религиозных, а также неравномерное развитие НКО;

- наличие потребительского либо негативного настроения по отношению к органам власти;

- недостаточный информационный обмен между различными НКО в г. Биробиджане, а тем более в районах области;

- слабые лидеры, их слабая профессиональная подготовка (в первую очередь - управленческая);

- отсутствие готовности к объединению, корпоративности и совместной деятельности между НКО.

Как показывают научные исследования, перечисленные признаки являются постоянной характеристикой процесса развития гражданского общества. Поэтому становление Третьего сектора нуждается в квалифицированной организационно-методической поддержке, формировании системы партнерских отношений как с властью, так и внутри собственной структуры. В свою очередь органы власти, стремясь к снижению социальной напряженности, устойчивому развитию местного сообщества нуждаются в активном вовлечении некоммерческих организаций в процесс реализации инициатив граждан.

Главной целью органов государственной власти области на современном этапе в сфере взаимодействия с общественным сектором стало, обеспечение условий для развития и поддержки гражданской активности, формирования правового поля трехсекторного взаимодействия и создание стимулов к повышению самоорганизации населения.

 

IV. Содержание Концепции

 

4.1. Учитывая необходимость участия в реализации концепции органов государственной власти и органов местного самоуправления области, представляется возможным определить некоторую общую межведомственную стратегию поддержки развития Третьего сектора в ЕАО:

а. В первую очередь необходимо создавать единообразные и равноправные условия для развития всего спектра НКО.

Для этого следует:

- провести комплексное изучение состояния уровня развития общественного сектора, возникших за последние годы механизмов взаимодействия НКО с бизнес-сектором и властными органами, а также выяснить степень влияния некоммерческих структур на жителей области;

- сформировать правовое поле, которое позволит регламентировать взаимодействие трех секторов в ЕАО;

- обеспечить выполнение мероприятий плана реализации концепции (прилагается).

б. Отработать и внедрить механизмы трехсекторного взаимодействия:

- внедрять различные способы выявления интересов НКО и учитывать их мнение при принятии решений органами государственной власти области;

- создавать условия для развития договорных отношений в сотрудничестве между органами власти, НКО и бизнес-сектором;

в. Создавать благоприятные условия развития общественного сектора:

- оказывать организационно-методическую поддержку НКО, создавать условия для внедрения инновационных социальных технологий;

- освещать в прессе значимые результаты, достигнутые в сфере трехсекторного взаимодействия, и общественные мероприятия, проводимые НКО в различных направлениях;

- создавать условия для профессионализации кадров НКО, специалистов органов власти, отвечающих за эту сферу деятельности.

4.2. В сложившихся условиях перед органами государственной власти области стоит задача укрепления и поддержки некоммерческих структур, необходимых местному сообществу. Для этого следует принять конкретные областные программы:

- Программу совместных действий по развитию общественных инициатив в Еврейской автономной области;

- Программу, направленную на повышение гражданского самосознания населения области;

- Программу дальнейшей гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Еврейской автономной области;

- Программу развития политической и правовой культуры населения Еврейской автономной области.

 

V. Ожидаемые результаты

 

По итогам реализации Концепции предполагается получить следующие результаты:

- повысить общественную инициативу населения в решении различных социально-культурных проблем Еврейской автономной области. Создать правовое поле трехсекторного сотрудничества для дальнейшего конструктивного взаимодействия органов государственной власти с НКО;

- сформировать эффективные механизмы поддержки деятельности некоммерческих организаций. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно-полезных программ НКО по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; заключение договоров на реализацию социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу НКО на конкурсной основе;

- создать благоприятные условия для реализации общественно значимых инициатив, благотворительной деятельности религиозных организаций и групп, национально-культурных организаций в удовлетворении социально- культурных и духовных потребностей населения;

- продолжить формирование и воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения, мирного совместного проживания граждан различных национальностей;

- объединить усилия всех звеньев областной государственной системы, научных, учебных, общественных и общественно-политических организаций для сохранения социальной стабильности, позитивного развития политической ситуации в области.

 

Приложение

 

План
мероприятий по реализации Концепции взаимодействия органов государственной власти Еврейской автономной области с некоммерческими организациями на 2003-2005 годы

 

N
п/п
Мероприятия Сроки исполнения Исполнители
1. Создание единообразных и равноправных условия для развития всего
спектра НКО
1.1. Провести социологические исследования
по направлениям:
- политические предпочтения населения
области;
- конфессиональная принадлежность
населения области;
- благотворительная деятельность в
ЕАО, степень вовлечения населения
области в деятельность общественного
сектора.


IV кв. 2003 г.

первое полугодие

второе полугодие
2004 г.
управление по
связям с
общественно-
стью и СМИ
1.2. Разработать и внести на рассмотрение
проекты нормативных правовых актов:
Закон ЕАО "О государственном
социальном заказе в ЕАО";
Закон ЕАО "О благотворительной
деятельности в Еврейской автономной
области";
Положение "Об областном Совете по
социальному заказу";
Постановление губернатора области "О
комиссии по проведению конкурса
социальных проектов";
Положение о конкурсах по выделению
грантов (субсидий);
Постановление губернатора области о
государственных целевых социальных
программах.


2004-2005 годы
управление по
связям с
общественно-
стью и СМИ
2. Внедрение механизмов трехсекторного взаимодействия
2.1.




2.2.




2.3.




2.4.




2.5.









2.6.









2.7.









2.8.
Создание областного Координационного
Совета НКО



Создание областного Совета религиозных
организаций



Заседание Общественной палаты при
губернаторе области



Заседание Комиссии по правам человека
при губернаторе области



Общественные слушания при принятии
социально значимых областных программ
и законопроектов







Заключение соглашений о сотрудничестве
с НКО








Заключение договоров с НКО и
бизнес - структурами на размещение
грантов и социальных государственных
заказов






Организация и поддержка общественного
благотворительного фонда устойчивого
развития
первое полугодие
2005 г.



первое полугодие
2004 г.



два раза в год




ежеквартально




по мере
необходимости








по мере
необходимости








по мере
необходимости








2005 г.
управление по
связям с
общественно-
стью и СМИ

управление по
связям с
общественно-
стью и СМИ

управление по
связям с
общественно-
стью и СМИ

управление по
связям с
общественно-
стью и СМИ

управление по
связям с
общественно-
стью и СМИ,
управление и
комитеты
правительства
области (по
направлениям)

управление по
связям с
общественно-
стью и СМИ,
управление и
комитеты
правительства
области (по
направлениям)

управление по
связям с
общественно-
стью и СМИ,
управление и
комитеты
правительства
области (по
направлениям)

управление по
связям с
общественно-
стью и СМИ
  3. Создание благоприятных условий развития общественного сектора
3.1.











3.2.













3.3.
Создание сети ресурсных методических
центров развития НКО










Открытие в областных СМИ постоянных
рубрик освещающих сотрудничество трех
секторов и деятельность НКО











Проведение конкурсов на размещение
государственного социального заказа
и государственного гранта
первое полугодие
2005 г.










второе полугодие
2005 г.












ежегодно с
2004 г.
управление по
связям с
общественно-
стью и СМИ,
управление
образования,
управление
культуры,
органы
местного
самоуправ-
ления
СМИ, учреди-
телями котор-
ых являются
органы
государств-
енной власти
области,
органы мест-
ного самоуп-
равления,
управление
по связям с
обществен-
ностью и СМИ
управление по
связям с
общественно-
стью и СМИ,
управление и
комитеты
правительства
области (по
направлениям)
4. Профессионализация кадров НКО, специалистов органов власти
4.1.













4.2.








4.3.









4.4.
Проведение областных семинаров по теме
развития трехсекторного сотрудничества
и становления НКО











Проведение научно-практических
конференций







Сформировать группу специалистов для
работы в ресурсно-методических центрах
области







Обеспечивать участие специалистов
органов власти и представителей НКО в
семинарах, тренингах, конференциях,
проводимых в ДВФО
ежегодно с 2003 г.













ежегодно с 2004 г.








2004-2005 годы









постоянно с
2004 г.
управление по
связям с
общественно-
стью и СМИ,
управление и
комитеты
правительства
области (по
направлени-
ям), админи-
страции муни-
ципальных
образований
области
управление по
связям с
общественно-
стью и СМИ,
управление и
комитеты
правительства
области (по
направлениям)
управление по
связям с
общественно-
стью и СМИ,
управление
образования,
управление
культуры
правительства
области
управление по
связям с
общественно-
стью и СМИ,
администрации
муниципальных
образований
области
5. Разработка и принятие программ
5.1.
















5.2.














5.3.







5.4.
Областная целевая программа
"Общественные инициативы"















Областная целевая программа
"Патриотическое воспитание населения
области"












Областная целевая программа
"Гармонизация межнациональных и
религиозных отношений"





Областная целевая программа "Развитие
политико-правовой культуры населения
области"
второе полугодие
2003 г.















второе полугодие
2003 г.













второе полугодие
2004 г.






второе полугодие
2005 г.
управление по
связям с
общественно-
стью и СМИ,
управление
образования,
управление
культур,
комитет по
делам семьи
и молодежи,
комитет
социальной
защиты
населения
правительства
области
управление по
связям с
общественно-
стью и СМИ,
управление
образования,
комитет по
делам семьи
и молодежи,
комитет по
физической
культуре и
спорту
правительства
области
управление по
связям с
общественно-
стью и СМИ,
управление
образования
правительства
области
управление по
связям с
общественно-
стью и СМИ,
управление
образования,
комитет по
делам семьи
и молодежи,
управление
культуры
правительства
области

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Еврейской автономной области от 14 июля 2003 г. N 143-ПП "О Концепции взаимодействия органов государственной власти ЕАО с некоммерческими организациями"


Текст постановления опубликован в газете "Биробиджанер штерн" от 31 июля 2003 г. N 54 (13491)