Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление правительства Еврейской автономной области от 30 марта 2004 г. N 81-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Воспроизводство лесов Еврейской автономной области на 2004 год"

2. Рекомендовать Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Еврейской автономной области (Недорезов Ю.А.) обеспечить выполнение мероприятий областной целевой программы "Воспроизводство лесов Еврейской автономной области на 2004 год ".

3. Информацию о выполнении областной целевой программы "Воспроизводство лесов Еврейской автономной области на 2003 год", утвержденной постановлением правительства ЕАО от 25.03.2003 N 61-пп принять к сведению.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора области Г.А.Антонова.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

 

Губернатор области

Н.М.Волков

 

г. Биробиджан

30 марта 2004 г.

N 81-ПП

 

Областная целевая программа "Воспроизводство лесов
Еврейской автономной области на 2004 год"
(утв. постановлением правительства Еврейской автономной области
от 30 марта 2004 г. N 81-ПП)

 

Паспорт
областной целевой программы
"Воспроизводство лесов Еврейской автономной области на 2004 год"

 

Наименование                      Областная    целевая   программа
Программы                         "Воспроизводство лесов Еврейской
                                  автономной области на 2004  год"
Основные разработчики             Управление   природных  ресурсов
Координатор                       и  охраны  окружающей  среды МПР
                                  России  по  Еврейской автономной
                                  области

 

Заказчики                         Правительство          Еврейской
Программы                         автономной области
Основание для  разработки         Федеральная   целевая  программа
Программы                         "Экология  и  природные  ресурсы
                                  России"   на  2002 - 2010  годы,
                                  (Подпрограмма"Леса")  утверждена
                                  Постановлением     Правительства
                                  Российской     Федерации      от
                                  7 декабря 2001 г. N860.
Цели и задачи                     Цель программы сбалансированное
Программы                         развитие природно-сырьевой базы
                                  для удовлетворения потребностей
                                  экономики  области   в   лесных
                                  ресурсах.
                                  Основные задачи:
                                  -   обеспечение    потребностей
                                  экономики  области  в различных
                                  видах  природных  ресурсов леса
                                  на  принципах  его комплексного
                                  рационального  использования;
                                  -  осуществление    мер      по
                                  воспроизводству  ресурсов  леса
                                  как     компонента   окружающей
                                  среды;

 

Сроки реализации                  2004 год
Программы
Исполнители                       Управление природных ресурсов  и
Программы                         охраны   окружающей   среды  МПР
                                  России  по  Еврейской автономной
                                  области   координатор,   лесхозы
                                  исполнители.

 

Источники финансирования:         средства  областного  бюджета -
                                  5400,0 тыс.руб.
Ожидаемые конечные                Обеспечение  экономики Еврейской
результаты  Программы             автономной    области   основным
                                  природным лесным ресурсом:
                                  - лесовосстановление на  площади
                                  3300,0га;
                                  - ввод  молодняков  в  категорию
                                  хозяйственно - ценных     лесных
                                  насаждений на площади 6600,0 га;
                                  -   рубки   ухода  за   лесом  в
                                  молодняках хозяйственно - ценных
                                  лесных  насаждениях на площади -
                                  1061,0 га,    направленные    на
                                  улучшение        породного     и
                                  качественного состава лесов.
Контроль за реализацией           - Управление  природных ресурсов
                                  и  Программы  охраны  окружающей
                                  среды  МПР  России  по Еврейской
                                  автономной области.
                                  -   Финансовое        управление
                                  правительства области.
                                  - Управление природных  ресурсов
                                  правительства области.

 

Пояснительная записка
к областной целевой программе "Воспроизводство
лесов Еврейской автономной области на 2004 год"

 

Леса - составная часть природной среды, природный объект, представляющий собой совокупность древесно-кустарниковой растительности природный экологический комплекс, оказывающий влияние на другие элементы природной среды, имеющий важное значение для развития экономики, культуры, укрепления здоровья человека.

Учитывая комплексную многофункциональную значимость лесов, необходимо обеспечить использование лесных ресурсов на основе рационального и не истощительного лесопользования сопровождаемого мерами по воспроизводству и охране лесов.

Согласно Лесному кодексу Российской Федерации (N22-ФЗ от 29 февраля 1997 года) леса страны отнесены к федеральной собственности.

Общая площадь земель лесного фонда области находящегося в ведении МПР России составляет на 1 января 2003 года 2137,2 тыс.га, в том числе покрытые лесной растительностью - 1563,1 тыс.га (73,1%), из них по основным лесообразующим породам 1563,1 тыс. га, в т. ч. хвойными породами 593,4 тыс. га (38,0 %), твердолиственными породами 402,8 тыс.га (25,8 %), мягколиственными породами 566,0 тыс.га (36,1 % ), прочие древесные породы 0,9 тыс. га или 0,1 % (см.приложение 1).

Общий запас древесины 170180,0 тыс.куб.м, в том числе в спелых и перестойных лесах 78610,0 тыс.куб.м.

По группам возрастов преобладают спелые и перестойные насаждения на их долю приходится по возрасту 35,4 процента (552,7 тыс.га), по запасу 46,7 процента (78,6 млн. куб. м), молодняки занимают 20,4 процента, средневозрастные 31,0 процента, приспевающие 13,2 процента от лесных земель покрытых лесной растительностью.

В лесном фонде имеется 59,9 тыс. гектаров лесных земель непокрытых лесной растительностью.

Не покрытые лесом лесные земли представлены рединами 5,8 тыс. гектаров (9,7 %), гарями 11,0 тыс. гектаров (18,4 %), пустыри и прогалины 15,4 тыс. гектаров (25,7 %), лесные питомники 0,2 тыс. гектаров (0,3 %), погибшие древостои 11,7 тыс. гектаров (2, %), не сомкнувшиеся лесные культуры 6,1 тыс. гектаров (10,2 %), вырубки 19,7 тыс. гектаров или 32,9 % (см. приложение 1).

По итогам работы 2003 года по главному пользованию заготовлено 146,4 тыс. куб.м, расчетная лесосека использовалась в целом на 11,7 процентов, что превышает отчетный 2002 год на -3,3 процента. Незначительная, но подвижка просматривается, несмотря на качество лесных ресурсов, которое на несколько порядков ниже, чем в соседних субъектах.

Лесовосстановительные мероприятия проведены на площади 4882,0 гектара, в т.ч. посадки леса размещены на площади 604,0 гектарах, введено молодняков в категорию хозяйственно-ценных древесных насаждений на площади 8295,0 гектаров. Лесные земли не открытые лесной растительностью уменьшились на 3,8 тыс. га.

Уходными работами за лесом охвачено площадей молодняков хозяйственно-ценных насаждений 1500,0 гектаров. При производстве рубок ухода за лесом в молодняках, прореживаниях и выборочных санитарных рубках (оздоровительно-санитарные мероприятия) получено древесной массы 9450,0 куб. м, в том числе заготовлено 4090,0 куб. м. ликвидной древесины.

 

Основные цели и задачи программы

 

Основной целью Программы является сохранение на основе рационального и не истощительного лесопользования и воспроизводство лесов, как сырьевой базы обеспечения спроса экономики и населения области на древесную продукцию леса и как являющийся одним и основных видов национальных богатств в силу его размеров и значения экологического и культурно-оздоровительного.

Для реализации основных задач в условиях ограниченных финансовых ресурсов выделены следующие приоритетные направления реализации Программы:

- воспроизводство ресурсного потенциала лесов, повышение их продуктивности и качества, исходя из принципа наибольшей эффективности результатов вложенного труда и максимально возможного повышения качества получаемой продукции (посадок леса, сохраненного подроста, и т.д.);

- охрана лесов от пожаров - обеспечение оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров силами наземной и авиационной охраны лесов, выполнение предупредительных (профилактических) мероприятий (находятся за пределами Программы), но проводимые мероприятия следует рассматривать, прежде всего, как меру воспроизводства лесов.

Итогом реализации мероприятий Программы (2004 г.) будет развитие ресурсного потенциала лесов в Еврейской автономной области, способного обеспечить спрос промышленности и населения на древесную и не древесную продукцию леса в условиях развития экономик области.

 

Система программных мероприятий

 

Система Программных мероприятий представляет собой комплекс взаимоувязанных мер, направленных на достижение основной цели и решение задач Программы в рамках приоритетных направлений с расчетом необходимых ассигнований для их решения.

Программные мероприятия по воспроизводству и использованию ресурсного потенциала лесов области включают:

- уточнение запасов и характеристики состояния лесных ресурсов;

- выращивание стандартного посадочного материала для работ по лесовосстановлению, закладка лесосеменных участков, лесосеменных плантаций, заготовка семян древесно-кустарниковых пород;

- увеличение отводов лесосечного фонда под рубки главного пользования;

- мероприятия по не допущению снижения лесопокрытой площади и площадей хозяйственно-ценных насаждений;

- сокращение убытков лесного хозяйства от лесных пожаров;

- сохранение и повышение устойчивости продуктивности леса, улучшение породного состава насаждений их качества и санитарного состояния.

 

Основные направления коренного улучшения
воспроизводства и качественного состояния лесов

 

Лесовосстановление является наиболее сложной экономической и хозяйственной проблемой. Оно тесно связано с рубкой леса.

В связи с этим, в лесовосстановлении необходимо учитывать сроки примыкания лесосек в сочетании с системой лесоводственных мер надежно обеспечивающих успешный ход естественного возобновления с полным сохранением средообразующих и защитных функций леса. Поэтому необходимо реализовывать известный принцип преемственной связи между рубкой и возобновлением новых лесов.

Содействие естественному возобновлению в этих условиях должно представлять собой комплексную систему лесоводственных мер, обеспечивающих воспроизводство устойчивых и высокопродуктивных целевых насаждений.

Технология работ по содействию естественному возобновлению леса включает в себя такие меры, как:

- сохранение подроста в процессе рубки и уход после нее,

- минерализацию почвы,

- уход за самосевами и подростом.

Вместе с тем, приоритет в лесовосстановлении также отдан посадке леса, где естественное возобновление леса затруднено.

Одним из важнейших лесохозяйственных мероприятий, направленных на выращивание высокопроизводительных лесов, являются рубки ухода за лесом. В результате их проведения повышается не только продуктивность насаждений, но появляется дополнительная возможность получения товарной древесины. Наиболее важными являются рубки ухода за лесом в молодняках их планируется провести на площади 1061,0 гектарах (см. приложение 3,4).

 

Восстановление кедровых лесов

 

Кедровые леса имеют исключительно важное народнохозяйственное значение из-за их многосторонней полезности, долговечности, большой экономической и экологической роли.

Кедровники широко известны как уникальные источники больших запасов пищевого сырья, охотничьей продукции.

Постановлением Верховного Совета СССР от 27 ноября 1989 года и распоряжением СМ СССР от 30 декабря 1989 года с 1990 года рубки главного пользования в кедровых лесах запрещены. При проводившихся с начала 50-х годов до 1990 года при рубке кедра а площадях в большинстве случаев не соблюдались требования сохранения кедрового подроста. В результате на многих площадях произошла смена кедра малоценными лиственными насаждениями.

В Программе по воспроизводству лесов особое место занимают кедровые леса, произрастающие на площади 177,4 тыс. га (см. приложение 1) с общим запасов 30 млн. куб. м при среднем возрасте 151 год и среднем запасе на 1 га 172,0 куб. м, в том числе молодняки кедра корейского произрастают на площади 28,0 тыс. гектарах. К ним относятся насаждения с участием кедра в составе трех единиц, а так же насаждения с долей участия кедра две единицы при той же или меньшей долей других пород.

Разносторонняя ценность кедровых лесов определяет необходимость эксплуатации и воспроизводства в исключительно водорегулирующих, экологических, культурно-оздоровительных свойств этих лесов и побочного лесопользования.

При создании лесных насаждений кедра учитывается их целевое назначение, в данном случае кедровники создаются для сохранения и расширения этой породы. Программой предусмотрено разместить лесные посадки кедра не менее чем на 300 гектарах (см. приложение 2, 4).

 

Лесосеменное питомничество

 

Основной задачей коренного улучшения лесного семеноводства является полное обеспечение лесовосстановительных работ районированными лесными семенами.

Постоянная лесосеменная база имеет в своем составе 313 шт. плюсовых деревьев, 125,0 гектаров плюсовых насаждений, 1639,0 гектаров аттестованных постоянных лесосеменных участков и 24,8 гектаров плантаций.

Однако состояние лесного семеноводства нельзя признать отвечающим современным требованиям. Имеет место недостаток районированных лесных семян, по причине необеспеченности финансовыми средствами на их заготовку.

Наличие объектов постоянной лесосеменной базы, позволяет заготавливать семена древесных пород на постоянных лесосеменных участках и плантациях в объемах обеспечивающий потребности лесовосстановительных мероприятий.

Важнейшее направление лесокультурного производства - продолжение создания лесосеменной базы и наращивание объемов выращиваемой продукции в лесном питомническом хозяйстве. В 2004 году планируется заложить 2,0 гектара лесосеменной плантации, постоянных лесосеменных участков на площади 6,0 гектаров, провести уходные работы на лесосеменной плантации на площади 40,0 гектаров и за лесосеменными участками на площади 20,0 гектаров.

Главной задачей лесных питомников является ежегодное выращивание посадочного материала в объемах и ассортименте, полностью удовлетворяющих потребности лесокультурных работ и выращивание саженцев на озеленительные работы городов и населенных пунктов. В 2003 году выращено посадочного материала в объеме 2,5 млн. шт., в том числе стандартного 1,3 млн. шт., из них хвойных пород 1,2 млн. шт. Реализовано на озеленительные работы населенных пунктов 2,4 тыс. шт. саженцев, а новогодних елей более 3000 штук.

В 2004 году запланировано вырастить стандартного посадочного материала в объеме 1,2. млн. шт. хвойных пород и на озеленительные работы саженцев в количестве 2,5 тыс. шт. (см. приложение 2, 4).

В лесном питомнике характеризующийся низким плодородием почв, предусматривается продолжить последовательное проведение мероприятий по повышению плодородия почв.

 

Объекты и способы лесовосстановления

 

Восстановление лесов на лесных землях непокрытых лесом и реконструкция малоценных древесных насаждений путем посадки леса с проведением мероприятий по повышению их продуктивности и улучшения качественного состава - главная и наиболее сложная задача.

Основное внимание будет обращено на коренное улучшение качества и эффективности лесовосстановления, повышение сохранности лесных посадок и их производительности.

Однако преимущественными способами останутся: содействие естественному возобновлению леса (уход за самосевом и подростом), сохранение подроста при рубке леса, минерализация поверхности почвы.

Площади, на которых планируется в текущем году провести лесовосстановительные мероприятия составят 3300,0 гектаров, в том числе посадка леса - 600,0 гектаров (18,2 %), содействие естественному возобновлению леса - 2700,0 гектаров или 81,8 % (см. приложение 2, 4).

 

Состояние работ по воспроизводству лесных ресурсов

 

В результате проведения ежегодных работ по воспроизводству лесов удается обеспечить увеличение покрытых лесом лесных земель (на 01.01.2003 г. увеличение составило 3,8 тыс. га или 0,2 %).

По учету лесного фонда показатели лесов на 01.01.2003 г. свидетельствуют, в целом по области происходит постепенное увеличение площади лесов в основном за счет ценных пород с одновременным сокращением непокрытых лесом земель. Непокрытые лесной растительностью лесные земли сократились на 3,7 тыс. гектаров.

Основное внимание уделялось выращиванию хозяйственно-ценных древесных пород и в первую очередь, хвойных. В 2003 году заложено хвойными лесообразующими породами 4882 гектара.

В целом в лесном фонде области в молодняках 20-летнего возраста преобладают хвойные насаждения, они составили в 2000 году 41,4 процента, в 2001 году - 42,9 процента, в 2002 году - 44,8 процента или 141,8 тыс. гектаров, при общем объеме молодняков произрастающих на площади 316,4 тыс. гектарах.

Основное влияние на состояние лесного фонда оказывают проводимые мероприятия по воспроизводству лесов: соблюдение лесовосстановительных требований при посадке леса, рубке древостоев и охрана лесов от пожаров.

В лесном фонде фонд ежегодного лесовосстановления доступный для хозяйственного воздействия составляет 3,3 тыс. гектаров (по данным учета лесного фонда на 01.01.2003 г.).

Для проведения лесовосстановительных мероприятий на труднодоступной части лесных земель требуются дополнительные выделения значительных финансовых и материально-технических средств.

 

Ресурсное обеспечение Программы

 

Для реализации программы по воспроизводству лесов в 2004 году предусматривается осуществлять финансирование мероприятий программы в пределах средств, предусмотренных областным бюджетом (приложение 2, 3).

 

Эффективность Программы

 

В результате реализации Программы ожидается улучшение состояния лесного фонда, основными факторами которого являются лесовосстановление на площади 3300,0 га, проведение рубок ухода за лесом в молодняках хозяйственно-ценных насаждений на площади 1061,0 га, введение молодняков в категорию ценных лесных насаждений в объеме 6600,0 га. А так же принимаемые дополнительные меры на снижение опасности лесных пожаров позволит обеспечить подготовку лесосечного фонда под рубки главного пользования и в то же время создадутся условия для повышения доходности бюджета за счет платежей от использования лесного фонда.

В экологическом плане эффективность Программы заключается в сохранении биоразнообразия (одного из основных компонентов устойчивого развития).

 

 

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Еврейской автономной области от 30 марта 2004 г. N 81-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Воспроизводство лесов Еврейской автономной области на 2004 год" (с изм. и доп. от 27 октября 2004 г.)


Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания


Текст постановления опубликован в информационно-правовом сборнике "Собрание законодательства Еврейской автономной области" от 12 декабря 2004 г. N 3


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление правительства Еврейской автономной области от 27 октября 2004 г. N 192-ПП

Изменения вступают в силу со дня их подписания