Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению
районного Собрания Биробиджанского района
от 27 сентября 2002 г. N 74
Программа
"Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса муниципального образования "Биробиджанский район" на 2002-2010 годы"
Паспорт
Программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса муниципального образования "Биробиджанский район" на 2002 - 2010 годы"
Наименование - Программа "Реформирование и модернизация Программы
жилищно-коммунального комплекса муниципального
образования "Биробиджанский район" на 2002-2010
годы";
Разработчик - Отдел районного хозяйства;
Программы
Заказчик Программы - Отдел районного хозяйства,
Основание для - Постановление Правительства Российской Федерации
разработки от 17.11.2001 N 797 "О подпрограмме "Реформирова-
ние и модернизация жилищно-коммунального комплекса
Российской Федерации" Федеральной Целевой програм-
мы "Жилище" на 2002- 2010 годы",
- Постановление Правительства Еврейской автономной
области от 08.05.2002 N 72-пп "О Программе
"Реформирование и модернизация жилищно-коммуналь-
ного комплекса Еврейской автономной области
на 2002-2010 годы";
Основные цели - повышение эффективности, устойчивости и надежности
Программы функционирования жилищно-коммунальных систем
жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций
в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качес-
тва жилищно-коммунальных услуг с одновременным
снижением не рациональных затрат, адресная соци-
альная защита населения при оплат
жилищно-коммунальных услуг;
Сроки реализации - 2002-2010 годы:
Программы первый этап - 2002-2003 годы;
второй этап - 2004-2005 годы;
третий этап - 2006-2010 годы;
Исполнитель - Отдел районного хозяйства, финансовый отдел, МУП
Программы "Единый Заказчик", МУП ЖКХ;
Объем и источники - объем финансирования Программы составляет 59543
финансирования тыс. рублей.
Источники финансирования:
средства Федерального бюджета, бюджета Еврейской
автономной области, местных бюджетов, средства
предприятий жилищно-коммунального комплекса,
заемные средства, средства населения;
Ожидаемые - повышение эффективности, качества жилищно-
конечные результаты коммунального обслуживания, надежность работы
реализации инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и
Программы безопасность условий проживания, социальная защита
населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;
Система организации - Комиссия по реформированию жилищно-коммунального
контроля за хозяйства ежегодно представляет доклад о ходе
исполнением реализации Программы,
I. Общие положения
Настоящая Программа включает в себя комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей.
Программа предусматривает решение задач по ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, включает в себя комплекс мероприятий, обеспечивающих улучшение качества жилищно-коммунального обслуживания, вывод отрасли в режим устойчивого достаточного финансирования, адресную социальную защиту населения в оплате жилищно-коммунальных услуг, повышения надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения.
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.
Проблема усугубляется большим объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней и населением.
Предприятия ЖКК обременены огромными кредиторскими обязательствами и дебиторскими задолженностями, существование которых искажает систему экономических стимулов в отрасли и является одним из главных препятствий к финансовому оздоровлению предприятий и организаций.
Дебиторская и кредиторская задолженность по предприятиям ЖКК муниципального образования "Биробиджанский район"
(тыс. руб.)
Предприятия ЖКК МО "Биробиджанский район" |
Дебиторская задолженность |
Кредиторская задолженность |
||
на 01.01.2002 |
на 01.07.2002 |
на 01.01.2002 |
на 01.07.2002 |
|
МУП "Единый Заказчик" | 4864 | 7760 | 3701 | 6890 |
МУП ЖКХ | 3968 | 4758 | 13994 | 14014 |
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 60 процентов) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.
Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.
Следствием этого стали обострение проблемы снабжения населения теплом, качественной питьевой водой, дефицит мощностей водоотведения и очистки сточных вод, перерасход топливно-энергетических ресурсов.
Состояние инженерных сетей, котельных, водозаборных сооружений и станций очистки муниципального образования "Биробиджанский район"
Сети тепловые (км.) |
Сети водопровод. (км) |
Сети канализации (км) |
Котельные (Гкал/час.) |
Водозаборные и водоочистные сооружен. м.куб./час |
Станции очистки м.куб./сут. |
||||||
всего | >20 лет |
всего | >20 лет |
всего | >20 лет |
всего | >20 лет |
всего | подлежит модер. |
всего | подлежит модер. |
11,08 | 5,4 | 12,95 | 6,23 | 6,77 | 2,84 | 25,8 | 22,87 | 28,5 | 28,5/14,3 | 523,3 | 523,3 |
Основными причинами, тормозящими формирование кондоминиумов и организацию товариществ собственников жилья, являются отсутствие экономических стимулов к образованию товариществ собственников жилья, значительный недоремонт жилищного фонда, отсутствие системы накоплений финансовых средств, необходимых для ремонта жилищного фонда, моральная неготовность большинства жителей многоквартирных домов самостоятельно управлять своей собственностью и их убежденность, что эта обязанность лежит на государстве.
Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса необходимо использование программно-целевого метода.
III. Основные цели и задачи Программы
Основные цели Программы - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Для достижения поставленных целей необходимо выполнение следующих задач:
1. осуществить финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации и ликвидации их задолженности;
2. довести тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня;
3. жестко соблюдать установленные стандарты оплаты услуг населением;
4. снизить издержки и повысить качество и доступность жилищно-коммунальных услуг;
5. добиться экономии бюджетных средств от реформирования жилищно-коммунального комплекса;
6. сформировать инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг;
7. создать взаимосвязанные процедуры тарифного регулирования коммунальных предприятий и естественных монополистов-предприятий топливно-энергетического комплекса;
8. обеспечить государственную поддержку процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и государственных гарантий по привлекаемым инвестициям;
9. активно поддерживать инициативы по созданию товариществ собственников жилья;
10. обеспечить информационную доступность проводимой реформы.
IV. Сроки и этапы реализации Программы
Программа будет выполняться поэтапно в течение 2002-2010 годов. На первом этапе (2002-2003 годы) предполагается реализовать следующие первоочередные мероприятия:
1. провести инвентаризацию и реструктуризацию задолженности бюджета, бюджетных организаций и других потребителей (в том числе населения) перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса;
2. развивать договорные отношения в жилищно-коммунальном комплексе;
3. усовершенствовать механизмы социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;
4. привлечь бюджетные ресурсы для финансирования процесса модернизации отрасли;
5. провести углубленный анализ технического состояния объектов жилищно-коммунального комплекса;
6. провести комплексную экспертизу издержек и независимый аудит жилищно-коммунальных предприятий.
На втором этапе (2004-2005 годы) предполагается обеспечить:
1. развитие конкурентных отношений в жилищной сфере;
2. создание условий для эффективной деятельности товариществ собственников жилья;
3. продолжить бюджетное финансирование процесса модернизации отрасли;
4. остановить процесс ухудшения технического состояния жилищного фонда и объектов жизнеобеспечения населенных пунктов;
На третьем этапе (2006-2010 годы) предполагается:
1. довести степень износа основных фондов жилищно-коммунальной отрасли до нормативной;
2. финансово-экономическое состояние предприятий жилищно-коммунального хозяйства довести до уровня обеспечивающего привлечение инвестиций и возвратность кредитов;
3. продолжить работу по передаче жилищного фонда в управление проживающим в нем гражданам, созданию товариществ собственников жилья.
Конкретные мероприятия третьего этапа с определением уровня финансирования и объемов работ по модернизации отрасли рассмотреть в 2005 году.
V. Мероприятия Программы
Инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности бюджета, бюджетных организаций и других потребителей (в том числе населения) перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса
Для оздоровления финансовой ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве необходимо:
- разработать в течение 2002 года порядок реструктуризации и ликвидации задолженности в жилищно-коммунальном комплексе;
- провести инвентаризацию задолженности и убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства с целью подписания актов сверки задолженности со всеми кредиторами и дебиторами, а также определение размеров задолженности перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса, признаваемой бюджетами всех уровней и бюджетными организациями;
- признанную задолженность бюджетов и бюджетных учреждений перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса включить в расходную часть соответствующих бюджетов на весь срок реструктуризации.
В процедуру по реструктуризации задолженности бюджетов и бюджетных организаций должны быть вовлечены как предприятия коммунальной энергетики, так и открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго".
Работа по инвентаризации и реструктуризации бюджетной задолженности в жилищно-коммунальном секторе относится к числу первоочередных мероприятий первого этапа реализации подпрограммы и должна быть завершена до формирования бюджетов 2004 года.
Обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан
В соответствии с Федеральным законом "Об основах Федеральной жилищной политики" с 1993 года действует система социальной защиты населения при переходе к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг. Малоимущим категориям граждан предоставляются адресные субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг. За 2001 год жилищные субсидии были предоставлены 348 семьям (30%) в сумме 1143,2 тыс. руб. За 8 мес. 2002 г. субсидии предоставлены на сумму 1896,3 тыс. руб.
Размер жилищной субсидии для всех категорий получателей (наниматели, собственники, члены жилищно-строительных кооперативов) должен зависеть от размера совокупного дохода семьи и рассчитываться как полная компенсация разницы между установленным в данном населенном пункте размером платы в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг и максимально допустимым размером собственных расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг, определяемым на основе установленной предельно допустимой доли этих расходов в совокупном доходе семьи.
Привлечение бюджетных ресурсов для финансирования процесса модернизации отрасли
Обеспечение устойчивой и надежной работы жилищно-коммунального комплекса требует принятия экстренных мер бюджетной поддержки для проведения неотложных ремонтных и восстановительных работ в первую очередь за счет средств областного и местных бюджетов. Предполагается, что консолидированные бюджетные ресурсы будут направлены на решение задач модернизации и технического переоснащения объектов инженерной инфраструктуры и внедрение современных энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном комплексе.
Средства Федерального бюджета, направляемые на модернизацию жилищно-коммунальной сферы, будут направляться на модернизацию и завершение строительства крупных объектов, имеющих важное значение для обеспечения жизнедеятельности района при реализации специальных Программ на ликвидацию кризисного состояния систем теплоснабжения, водоснабжения и канализации.
Структура финансирования мероприятий подпрограммы по модернизации жилищно-коммунального комплекса состоит из следующих частей:
- средства бюджета Еврейской автономной области;
- средства муниципального образования "Биробиджанский район";
- средства предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
- привлеченные ресурсы.
VI. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы определяется на 2002 - 2005 годов.
Ресурсное обеспечение Программы реформирования и модернизации отрасли на третий этап (2006-2010 годы) утвердить Решением районного Собрания в 2005 году.
Затраты на модернизацию жилищно-коммунального комплекса в основном ориентированы на проведение работ по реконструкции и обновлению систем жизнеобеспечения населенных пунктов (систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения).
Общая потребность в затратах на модернизацию сетевого хозяйства и генерирующих мощностей теплоснабжения, а также на модернизацию систем водоснабжения и канализации на 2002-2005 годы составит 21,6 млн. рублей.
Оценка необходимого объема работ по сетевому хозяйству, модернизации мощностей систем тепло-, водоснабжения и канализации приведена в Приложении N 1.
Приоритетными направлениями указанных работ являются:
- завершение ремонтно-восстановительных работ на аварийных объектах теплоснабжения;
- замена котлов в модернизируемых котельных на котлы с более высоким коэффициентом полезного действия;
- использование современных изолирующих материалов при передаче тепловой энергии;
- ремонт и утепление наружных ограждающих конструкций зданий;
- установка в домах приборов учета потребления ресурсов: воды, газа, тепловой энергии, электричества за счет населения;
- ремонт и оптимизация внутренних систем отопления и горячего водоснабжения;
- использование экономичных приборов освещения и санитарно- технического оборудования.
Общая оценка потребности в затратах на модернизацию жилищно-коммунального комплекса по основным направлениям модернизации систем теплоснабжения, а также водоснабжения и канализации приведена в Приложении N 2. Объемы и источники финансирования затрат приведены в Приложении N 3.
Потребность в средствах на предоставление гражданам субсидий и льгот при оплате жилья и коммунальных услуг покрывается за счет средств бюджетов всех уровней.
Необходимые расходы на социальную защиту населения при оплате жилья и коммунальных услуг и на обеспечение устойчивой работы жилищно-коммунального хозяйства приведены в Приложении N 4.
Ежегодно принимается и утверждается пообъектная Программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального комплекса, конкретные объемы средств по направлениям будут устанавливаться при утверждении бюджетов на соответствующий год с учетом разработки ежегодных мероприятий по ремонту основных средств, модернизации и замены изношенного оборудования и коммуникаций.
VII. Организация управления реализацией Программы и контроль за ее выполнением
Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения возлагаются на отдел районного хозяйства, финансовый отдел.
Оценка реализации Программы производится ежеквартально на заседании Комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Отдел районного хозяйства совместно с предприятиями жилищно-коммунального комплекса анализирует и корректирует ход выполнения мероприятий Программы и вносит предложения по совершенствованию реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.