Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Система программных мероприятий
Программа поддержки малого предпринимательства в Еврейской автономной области в 2001 - 2003 годах предусматривает реализацию восьми основных блоков.
1. Формирование нормативно-правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства
В течение последних лет в области, как и в Российской Федерации, сформированы основы нормативно-правового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства. Приняты областные законы "О малом предпринимательстве в Еврейской автономной области", "Об областном фонде поддержки малого предпринимательства", "О введении на территории области упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности", ряд постановлений правительства и губернатора области по этой проблеме.
К сожалению, в ряде случаев, положения законодательных и нормативно-правовых актов носят декларативный характер, исполнение которых не обеспечивается прежде всего из-за сложившейся ситуации на федеральном уровне.
В предстоящий период формирование нормативно-правовой базы должно развиваться по двум основным направлениям:
- на основе анализа состояния предпринимательства будут вноситься коррективы в имеющиеся нормативно-правовые акты;
- будут вырабатываться и передаваться в федеральные органы власти предложения по формированию федерального законодательства.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности должно быть направлено на создание условий для их успешного старта, выживания, стабилизации развития при возрастающей конкуренции и на предотвращение предвзятости к малым предприятиям со стороны органов государственной власти.
2. Совершенствование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства
Основной задачей формирования и совершенствования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства области является создание благоприятных условий для его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержки субъектов малого предпринимательства в различных направлениях: финансовом, информационном, производственно-технологическом, научно-техническом, а также в оказании предпринимателям широкого спектра деловых услуг.
Основой инфраструктуры малого предпринимательства на областном и местном уровнях должны стать государственные и общественные структуры, обеспечивающие следующие основные функции:
- управление и контроль;
- финансирование малого предпринимательства;
- осуществление обратной связи государственных органов с малым предпринимательством;
- защита его интересов;
- консультативное обеспечение государственной политики в области малого предпринимательства.
При этом областной фонд поддержки малого предпринимательства должен стать базовым элементом инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в области.
В организационном аспекте для поддержки малого предпринимательства необходимо укрепление таких элементов инфраструктуры, как областной союз предпринимателей. Эта организация должна стать полезной организационной формой малого бизнеса. Необходимо стимулировать ее возникновение, добиваться, чтобы в ее рамках осуществлялось бы кредитование, страхование, социальное обеспечение, снабженческо-сбытовая деятельность по заказам и в интересах малых фирм.
3. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства
Среди проблем, с которыми сталкивается малый бизнес, наиболее важное место занимают проблемы финансирования. Трудности, связанные с привлечением капитала, являются основным барьером для развития малого предпринимательства.
В 2001 - 2003 годах финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства области должна сочетать в себе налоговые льготы с развитием системы кредитования, созданием благоприятного инвестиционного климата и осуществляться по трем основным направлениям:
- финансирование проектов и программ по развитию инфраструктуры малого предпринимательства;
- льготное налогообложение субъектов малого предпринимательства, занятых приоритетными видами деятельности;
- кредитование и страхование действующих в приоритетных направлениях субъектов малого предпринимательства.
Государственная поддержка малого предпринимательства области в настоящий период, должна претерпеть существенные изменения. Это относится, прежде всего, к формам предоставления финансовых ресурсов.
Особое внимание следует уделить такой форме финансовой поддержки малых предприятий, как предоставление гарантий за счет средств бюджетов муниципальных образований области, залоговых фондов.
Необходимо помнить, что в условиях большого дефицита бюджетов всех уровней переход от предоставления льготных кредитов отдельным предприятиям к выдаче поручительств, гарантий - это не только более эффективный путь использования государственных ресурсов, но и привлечения средств коммерческих банков.
Большую роль в расшивке "узких мест" в процессе финансирования инвестиций в малое предпринимательство, помимо создания системы гарантий и поручительств, может сыграть содействие развитию лизинговых операций. В области имеются реальные возможности для развития лизинга, в первую очередь в перерабатывающих отраслях пищевой промышленности. Развитие в области финансового лизинга особенно важно потому, что открываются возможности обновить оборудование, не прибегая к большим кредитам на всю его стоимость, осуществляя оплату стоимости оборудования частями, что позволило бы одновременно увеличить заказы на производство и оживить в некоторой степени приоритетные отрасли экономики.
Программой предусматривается проведение конкурсов инвестиционных проектов, а также кредитование проектов предприятий малого бизнеса, занятых в приоритетных видах деятельности.
4. Информационное обеспечение малого предпринимательства
Успешное развитие малого предпринимательства во многом зависит от уровня постановки его информационной инфраструктуры.
Во-первых, это связано с самой природой малой фирмы, которая не имеет возможности своими силами систематически отслеживать ситуацию на рынке, изменения в сфере законодательства и налогообложения, развивать рекламную, межрегиональную и внешнеэкономическую деятельность - все эти виды услуг субъекты малого предпринимательства должны получать по мере необходимости от специализированных структур, в том числе государственных и общественных, которые должны предоставлять им такую информацию на льготных условиях.
Во-вторых, малый бизнес, особенно в переходной экономике, где он еще относительно слаб и где наблюдается быстрая смена общеэкономической ситуации, требует постоянного мониторингового наблюдения, которое позволяло бы оперативно отслеживать обострение тех или иных проблем и принимать оперативные меры.
В отличие от среднего и крупного предпринимательства малый бизнес оперирует в основном на локальных рынках сбыта и снабжения, внутрифирменная структура малого предприятия упрощена и находится в пространстве местного регулирования.
Соответственно потребность в информационном обеспечении для субъектов малого предпринимательства - это информация:
- о локальных поставщиках (диллерах#);
- о совокупных издержках по приобретению сырья, материалов и т.п., включая транспортные расходы;
- о стабильности возможного поставщика;
- о платежеспособном спросе населения;
- о тенденциях спроса на локальном рынке.
Необходимо обеспечить доступность информации по малому бизнесу как для органов управления, так и для предпринимательских структур, зарубежных и международных организаций.
В целях реализации задач программы предусматривается работа по развитию областного информационного центра для малого предпринимательства при государственном фонде поддержки малого предпринимательства Еврейской автономной области.
Кроме того, необходимо возродить регулярный выпуск информационного вестника по вопросам развития малого предпринимательства и проведение иных мероприятий, направленных на повышение информированности субъектов малого предпринимательства.
5. Производственная и инновационная поддержка малого предпринимательства
В целях реализации Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" принято постановление Правительства Российской Федерации "Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд", в котором органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется осуществлять привлечение субъектов малого предпринимательства к производству и поставке продукции и товаров (услуг) для региональных нужд.
В качестве одного из направлений поддержки малого предпринимательства в области необходимо предусмотреть формирование целевого фонда нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства на основе договоров об аренде помещений на льготных условиях в части арендной платы. Порядок предоставления льгот и использования нежилых помещений целевого фонда будет определен положением об этом фонде.
В области необходимо создавать систему субконтрактных отношений в малом предпринимательстве, которая позволит существенно улучшить производственную кооперацию и сбыт продукции, производимой малыми предприятиями.
В целях смягчения проблемы безработицы в области программой предусматривается лицам, стоящим на учете в городских и районных центрах занятости и создающих свое собственное дело, оказывать финансовую поддержку за счет средств департамента Федеральной государственной службы занятости населения в соответствии с указом Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации".
6. Научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства
Одной из важных проблем в развитии малого предпринимательства является необеспеченность квалифицированными кадрами, отсутствие опыта в ведении бизнеса. Индивидуальное предприятие редко управляется более чем одним лицом, и, следовательно, ее хозяин, не располагая специализированными подразделениями по вопросам финансов, сбыта, проектирования, производства и другим, должен обладать определенной универсальностью.
Одним из путей решения задачи обучения кадров может быть придание консультационных функций системе социальной защиты и службе занятости. Консультационные услуги своим клиентам могут оказывать банки.
Помимо консультирования предпринимателей необходимы также достаточно основательные и систематические программы, отражающие опыт ведения собственного дела. Хотя большая часть предпринимателей открывает дело, не проходя обучения, значительно выше удельный вес "выживших" среди прошедших подготовку.
Для обеспечения субъектов малого предпринимательства специалистами необходима система подготовки и переподготовки кадров, в том числе с использованием средств областного фонда поддержки малого предпринимательства и областного департамента занятости населения.
Необходимо продолжить работу по организации обучения кадров для предпринимательских структур путем проведения областных и районных семинаров с участием отечественных и иностранных специалистов.
Наряду с обучением специалистов предпринимательских структур необходимо обучение работников органов исполнительной власти областных и муниципальных структур, занимающихся вопросами развития и поддержки малого предпринимательства.
7. Содействие внешнеэкономической деятельности малого предпринимательства
Понимая важность установления и расширения внешнеэкономических связей, правительство области осуществляет содействие субъектам малого предпринимательства в расширении их участия в экспортно-импортных операциях, включая содействие развитию их торговых, производственных, информационных связей с зарубежными государственными и частными организациями и фондами, содействие участию малых предприятий в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, в поиске и проверке состоятельности зарубежных партнеров.
В связи с этим программой предусматривается выполнение ряда мероприятий по оказанию методической помощи в установлении контактов предпринимателей области с иностранными партнерами через торговые представительства за рубежом, по проведению внешнеторговых миссий между зарубежными деловыми кругами и предпринимателями области.
Кроме того, будет продолжено формирование банка данных и отбор наиболее эффективных инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства с целью доведения их до потенциальных инвесторов и привлечения иностранных инвестиций, в том числе по каналам технической помощи.
8. Меры по защите прав предпринимателей
Не менее важной проблемой в развитии малого предпринимательства является защита прав предпринимателей. В этих целях программой предусматривается проведение ряда мероприятий соответствующими органами по оказанию практической помощи субъектам малого предпринимательства. Будет организовано обучение руководителей малого бизнеса по вопросам налогового, антимонопольного, потребительского, рекламного законодательства.
Планируется проведение анализа договоров аренды нежилых помещений госсобственности с субъектами малого предпринимательства .Одной из мер защиты прав предпринимателей является устранение административных барьеров в сфере лицензирования отдельных видов деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.