Постановление Правительства Еврейской автономной области
от 28 февраля 2006 г. N 46-пп
"Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых населению областными государственными учреждениями социального обслуживания
и требований к качеству их оказания"
6 декабря 2011 г.
Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 5 марта 2013 г. N 82-пп настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Законом ЕАО от 24 декабря 2004 года N 404-ОЗ "О социальном обслуживании населения Еврейской автономной области", правительство Еврейской автономной области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
- перечень социальных услуг, предоставляемых населению областными государственными учреждениями социального обслуживания;
- требования к качеству оказания социальных услуг, предоставляемых населению областными государственными учреждениям# социального обслуживания.
Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 6 декабря 2011 г. N 614-пп в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства Еврейской автономной области Пинчук И.Н.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Биробиджанер штерн".
4. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Губернатор области |
Н.М. Волков |
Перечень
социальных услуг, предоставляемых населению областными государственными учреждениями социального обслуживания
(утв. постановлением Правительства Еврейской автономной области от 28 февраля 2006 г. N 46-пп)
1. Виды социальных услуг
1.1. Социальные услуги должны предусматривать помощь и всестороннюю поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
1.2. Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:
- социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
- социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
- социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
- социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
- социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня граждан;
- социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
1.3. Социальные услуги предоставляют клиентам социальной службы (далее - клиенты):
- в стационарных учреждениях (стационарных отделениях учреждений);
- в полустационарных учреждениях (отделениях дневного и ночного пребывания учреждений);
- на дому;
1.4. При принятии решения о предоставлении клиентам конкретных социальных услуг учитывают интересы клиента, состояние его здоровья, специфику трудной жизненной ситуации, в которой находится клиент, содержание индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы), кратковременность или долговременность потребности в этих услугах, материальные возможности клиента и другие объективные факторы.
Социальные услуги предоставляются клиентам в соответствии с федеральными, областными законами в следующих формах:
1.5. Социально-бытовые услуги
1.5.1. Содействие населению всех категорий и групп в получении им предусмотренных законодательством Российской Федерации и Еврейской автономной области льгот и преимуществ в социально-бытовом обеспечении.
1.5.2. Предоставление клиентам учреждений социального обслуживания жилой площади, помещений для организации реабилитационных и лечебных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания.
1.5.3. Предоставление клиентам учреждений социального обслуживания в пользование мебели согласно утвержденным нормативам.
1.5.4. Приготовление и подача пищи клиентам учреждений, включая диетическое питание.
1.5.5. Предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам.
1.5.6. Оказание индивидуальных социально-бытовых услуг обслуживающего и гигиенического характера клиентам стационарных учреждений, неспособным по состоянию здоровья выполнять обычные житейские процедуры, в том числе такие действия как: встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться, принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться по дому и вне дома, ухаживать за зубами или челюстью, пользоваться очками или слуховыми аппаратами, стричь ногти, мужчинам - бриться.
1.5.7. Оказание помощи в написании и прочтении писем.
1.5.8. Предоставление транспорта при необходимости перевоза клиентов стационарных учреждений социального обслуживания в учреждения для лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях, если по состоянию здоровья или условиям пребывания им противопоказано пользование общественным транспортом.
1.5.9. Организация ритуальных услуг (при отсутствии у умерших клиентов родственников или их нежелании заняться погребением).
1.5.10. Покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов.
1.5.11. Содействие в приготовлении пищи.
1.5.12. Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости.
1.5.13. Помощь в уходе за детьми, другими нетрудоспособными или тяжело и длительно болеющими членами семьи.
1.5.14. Доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения.
1.5.15. Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка.
1.5.16. Содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений.
1.5.17. Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг.
1.5.18. Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению, в пределах района проживания.
1.5.19. Сопровождение вне дома, в том числе к врачу.
1.5.20. Создание условий для отправления религиозных обрядов.
1.5.21. Обеспечение сохранности вещей и ценностей, принадлежащих клиентам стационарных учреждений социального обслуживания.
1.5.22. Содействие в направлении в стационарные учреждения.
1.6. Социально-медицинские услуги
1.6.1. Оказание помощи населению всех категорий и групп в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-медицинских услуг.
1.6.2. Оказание или содействие в оказании клиентам учреждений медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.
1.6.3. Обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, в том числе оказание санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание).
1.6.4. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы.
1.6.5. Содействие в проведении или проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера, в том числе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
1.6.6. Оказание клиентам стационарных учреждений социального обслуживания первичной медико-санитарной помощи.
1.6.7. Содействие в прохождении диспансеризации клиентами стационарных учреждений социального обслуживания.
1.6.8. Госпитализация клиентов стационарных учреждений социального обслуживания в лечебно-профилактические учреждения, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях).
1.6.9. Содействие в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных и других дорогостоящих материалов), протезно-ортопедической и слухопротезной помощи.
1.6.10. Обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации.
1.6.11. Организация квалифицированного медицинского консультирования.
1.6.12. Помощь в медико-социальной адаптации и реабилитации.
1.6.13. Проведение в стационарном учреждении социального обслуживания первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки.
1.6.14. Организация медико-социального обследования.
1.6.15. Оказание первой доврачебной помощи.
1.6.16. Проведение процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель и др.).
1.6.17. Оказание помощи в выполнении физических упражнений.
1.6.18. Организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
1.6.19. Организация лечебно-трудовой деятельности.
1.6.20. Консультирование по социально-медицинским вопросам (планирование семьи, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек и др.).
1.6.21. Проведение санитарно-просветительной работы для решения вопросов возрастной адаптации.
1.6.22. Организация экстренной медико-психологической помощи.
1.6.23. Формирование и организация работы "групп здоровья" по медицинским показаниям и возрастным особенностям граждан.
1.6.24. Социально-медицинский патронаж.
1.6.25. Индивидуальная работа с несовершеннолетними, связанными с предупреждением появления вредных привычек и избавлением от них, подготовкой к созданию семьи и рождению ребенка.
1.6.26. Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
1.6.27. Содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения.
1.6.28. Обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними.
1.6.29. Оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых граждан в учреждения органов здравоохранения и посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации.
1.6.30. Проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур (подкожные и внутримышечные инъекции лекарственных препаратов, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм, забор материалов для проведения лабораторных исследований, оказание помощи в пользовании катетерами и другими медицинскими изделиями) при наличии лицензии на медицинскую деятельность данного вида.
1.6.31. Обучение членов семьи основам медико-психологических и социально-медицинских знаний для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
1.6.32. Наблюдение за состоянием здоровья (измерение температуры тела, артериального давления).
1.6.33. Содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение.
1.6.34. Содействие семьям, имеющим детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, в том числе детей-инвалидов, воспитываемых дома, в их лечении, обучении навыкам самообслуживания, общения, самоконтроля.
1.6.35. Услуги по слухопротезированию.
1.7. Социально-психологические услуги
1.7.1. Социально-психологическое и психологическое консультирование.
1.7.2. Психологическая диагностика и обследование личности.
1.7.3. Психологическая коррекция.
1.7.4. Психотерапевтическая помощь.
1.7.5. Социально-психологический патронаж.
1.7.6. Психологические тренинги.
1.7.7. Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.
1.7.8. Экстренная психологическая (в том числе по телефону) и медико-психологическая помощь.
1.7.9. Оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов, обслуживаемых на дому.
1.8. Социально-педагогические услуги
1.8.1. Социально-педагогическое консультирование.
1.8.2. Социально-педагогическая диагностика и обследование личности.
1.8.3. Педагогическая коррекция.
1.8.4. Анимационные услуги (экскурсии, посещение театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия). Организация и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов клиентов.
1.8.5. Содействие инвалидам в получении образования с учетом их физических возможностей и умственных способностей: создание условий для дошкольного воспитания детей и получения дошкольного и школьного образования по специальным программам; создание инвалидам условий для получения среднего специального и профессионального образования.
1.8.6. Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией: создание условий для использования остаточных трудовых возможностей, участие в лечебно-трудовой деятельности; проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса.
1.8.7. Социально-педагогический патронаж.
1.8.8. Обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации.
1.8.9. Профессиональная реабилитация инвалидов, их профессиональное консультирование.
1.8.10. Содействие инвалидам в получении профессии в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями.
1.8.11. Содействие в организации обучения на дому детей-инвалидов.
1.8.12. Обучение выпускников учреждений социального обслуживания, проживающих самостоятельно, основам домоводства (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т.д.).
1.8.13. Организация профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства подростков.
1.8.14. Содействие в организации труда подростков-инвалидов и членов их семей на дому, обеспечении сырьем и сбыте готовой продукции.
1.8.15. Обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности.
1.8.16. Обучение родителей детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, основам их реабилитации в домашних условиях.
1.8.17. Организация обучения детей и подростков, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, по школьной программе.
1.8.18. Организация обучения детей-инвалидов с нарушениями слуха, их родителей и других заинтересованных лиц языку жестов.
1.8.19. Услуги по переводу на язык жестов.
1.9. Социально-экономические услуги
1.9.1. Содействие населению всех категорий и групп в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат, улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Еврейской автономной области.
1.9.2. Оказание материальной помощи.
1.9.3. Компенсация клиентам стационарных учреждений расходов, связанных с проездом к местам обучения, лечения, консультаций.
1.9.4. Обеспечение клиентов при выписке из стационарных учреждений одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам.
1.9.5. Содействие в обеспечении протезами и протезно-ортопедическими изделиями, слуховыми аппаратами, очками.
1.9.6. Содействие в решении вопросов занятости: трудоустройстве, направлении на курсы переподготовки, поиске временной (сезонной) работы, работы с сокращенным рабочим днем, работы на дому.
1.9.7. Консультирование по вопросам самообеспечения граждан и их семей, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, другим вопросам улучшения клиентами своего материального положения.
1.10. Социально-правовые услуги
1.10.1. Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов.
1.10.2. Оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действие или бездействие социальных служб или работников этих служб, нарушающих или ущемляющих законные права граждан.
1.10.3. Оказание юридической помощи в оформлении документов (на получение положенных по законодательству льгот, пособий и других социальных выплат, на усыновление и другие формы семейного воспитания детей, для трудоустройства, для удостоверения личности, для направления детей и подростков в учреждения социального обслуживания на временное пребывание др.).
1.10.4. Оказание юридической помощи или содействие клиентам в решении вопросов, связанных с социальной реабилитацией, пенсионным обеспечением, получением страхового медицинского полиса и другими социальными выплатами.
1.10.5. Оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат.
1.10.6. Обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов.
1.10.7. Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством.
1.10.8. Содействие в привлечении к уголовной ответственности виновных в физическом и психическом насилии, совершенном в семье над детьми, женщинами, престарелыми людьми и инвалидами.
1.10.9. Содействие органам опеки и попечительства несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на усыновление, под опеку, на попечение, в приемную семью, в учреждения социального обслуживания.
1.10.10. Оформление представлений на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на лишение родителей родительских прав.
1.10.11. Содействие в получении страхового медицинского полиса.
1.10.12. Консультирование по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.).
1.10.13. Оказание юридической помощи гражданам в оформлении документов на усыновление и другие формы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1.10.14. Оказание юридической помощи в оформлении документов для трудоустройства, получения паспорта и других документов, имеющих юридическое значение.
1.10.15. Получение по доверенности пенсий, пособий, других социальных выплат.
1.10.16. Оказание помощи в оформлении документов для направления детей и подростков (при необходимости) в учреждения социального обслуживания на временное пребывание.
1.10.17. Оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей и подростков на воспитание и заботу о них, в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью.
Требования
к качеству оказания социальных услуг, предоставляемых населению областными государственными учреждениями социального обслуживания
(утв. постановлением Правительства Еврейской автономной области от 28 февраля 2006 г. N 46-пп)
1. Область применения
Настоящие требования распространяются на социальные услуги, предоставляемые областными государственными учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения), и устанавливают основные положения, определяющие качество социальных услуг.
2. Качество социально-бытовых услуг
2.1. Качество социально-бытовых, а также социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых услуг рассмотрено применительно к объему и формам их предоставления.
2.2. Содействие населению всех категорий и групп в получении им предусмотренных законодательством Российской Федерации и Еврейской автономной области льгот и преимуществ должно обеспечивать своевременное, полное и в соответствующей форме квалифицированное оказание помощи в решении вопросов, интересующих клиентов, и удовлетворять их запросы и потребности.
2.3. Жилая площадь, предоставляемая в стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания по размерам и другим жизненным показателям (состояние зданий и помещений, их комфортность), должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и обеспечивать удобство проживания клиентов. При размещении клиентов в жилых помещениях (комнатах) должны быть учтены их физическое и психическое состояние, наклонности, психологическая совместимость.
Помещения, предоставляемые для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания, по размерам, расположению и конфигурации должны обеспечивать проведение в них всех упомянутых выше мероприятий с учетом специфики обслуживаемого контингента.
Все жилые, служебные и производственные помещения должны отвечать санитарным нормам и правилам, требованиям безопасности, в том числе противопожарным требованиям, обеспечены средствами коммунально-бытового благоустройства и доступны для инвалидов. Они должны быть защищены от воздействия различных факторов (повышенной температуры и влажности воздуха, запыленности, вибрации и т.д.), отрицательно влияющих на здоровье персонала, клиентов и на качество предоставляемых услуг.
2.4. Предоставляемые клиентам стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания мебель и постельные принадлежности должны быть удобными в пользовании, подобранными с учетом физического состояния клиентов (инвалидов, тяжелобольных, малоподвижных и т.д.).
2.5. Одежда, обувь, нательное белье, предоставляемые клиентам, должны быть удобными в носке, соответствовать росту и размерам клиентов, отвечать, по возможности, их запросам по фасону и расцветке, а также санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
2.6. Горячее питание, предоставляемое в учреждениях социального обслуживания, и горячие обеды, доставляемые на дом, должны быть приготовлены из доброкачественных продуктов, удовлетворять потребности клиентов по калорийности, санитарно-гигиеническим требованиям и быть представлены с учетом состояния здоровья клиентов.
2.7. Социально-бытовые услуги индивидуально-обслуживающего характера, предоставляемые в стационарных учреждениях социального обслуживания клиентам, неспособным по состоянию здоровья или из-за преклонного возраста к самообслуживанию, должны обеспечивать им выполнение необходимых процедур без причинения какого-либо вреда их здоровью, физических или моральных страданий и неудобств (при оказании этих услуг необходима особая корректность обслуживающего персонала по отношению к клиентам).
2.8. Содействие в получении направления в стационарные учреждения социального обслуживания должно быть осуществлено строго в соответствии с показаниями (состояние здоровья и др.), подтверждающими необходимость такого направления, и должно удовлетворять законные требования клиентов.
2.9. При создании условий для отправления религиозных обрядов должны быть строго учтены вероисповедание, возраст, пол, физическое состояние клиентов, особенности религиозных обрядов, принятые в различных конфессиях; не допускается любое ущемление прав свободного отправления религиозных обрядов верующими.
2.10. Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями должно удовлетворять потребности клиентов в своевременном и по умеренным ценам приобретении необходимых продовольственных и промышленных товаров, а также в решении ими вопросов в сфере коммунально-бытового обслуживания, связи и т.д.
2.11. Такие услуги, как покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости, доставка воды, топка печей, содействие в снабжении топливом, сдаче вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратной их доставке, в организации ремонта и уборки жилых помещений, должны обеспечивать полное и своевременное удовлетворение нужд и потребностей клиентов в решении этих проблем в целях создания им нормальных условий жизни.
2.12. Оказание помощи в уходе за детьми, другими нетрудоспособными или длительно болеющими членами семьи должно в значительной мере освободить от этой обязанности остальных членов семьи и позволить им заниматься другими делами дома и на работе.
3. Качество социально-медицинских услуг
3.1. Помощь населению всех категорий и групп в получении им предусмотренных законодательством Российской Федерации и Еврейской автономной области социально-медицинских услуг, предоставляемых социальными службами, должна обеспечить своевременное и в необходимом объеме предоставление услуг с учетом характера заболевания, медицинских показаний, физического и психического состояния клиентов.
3.2. Оказание или содействие в оказании медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях должно обеспечивать полное, высококачественное и своевременное выполнение всех медицинских процедур и мероприятий, предусмотренных соответствующими программами.
3.3. Обеспечение ухода в стационарных учреждениях с учетом состояния здоровья должно включать в себя такие услуги, как наблюдение (с готовностью в любой момент прийти на помощь), проведение медицинских процедур, выдача лекарств в соответствии с назначением лечащих врачей, оказание помощи в передвижении (при необходимости) и в других действиях клиента.
3.4. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи органам Государственной службы медико-социальной экспертизы в правильном определении (в установленном порядке) потребностей освидетельствуемых клиентов в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Оказание помощи в прохождении медико-социальной экспертизы должно обеспечивать посещение клиентом соответствующих специалистов и сбор всех документов, необходимых для комплексной оценки состояния его организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемых# клиента с использованием классификаций и критериев, разработанных и утвержденных в установленном порядке.
3.5. Содействие в проведении реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, должно обеспечивать выполнение оптимального для каждого инвалида набора разработанных мероприятий по социальной реабилитации, состоящей из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации, и медицинской реабилитации, состоящей из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования.
3.6. Организация прохождения диспансеризации должна обеспечивать посещение клиентами всех предписанных им врачей-специалистов для углубленного и всестороннего обследования состояния здоровья.
3.7. Организация медико-социального обследования, оказания квалифицированного консультирования, проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки, оказание первой доврачебной помощи, первичной медико-санитарной и стоматологической помощи должны обеспечивать удовлетворение потребности клиентов стационарных учреждений в социально-медицинских услугах до начала систематического лечения.
3.8. Госпитализация или содействие в госпитализации нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов в лечебно-профилактические учреждения и в направлении их по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях), а также содействие в предоставлении нуждающимся детям услуг оздоровления и их направлении на санаторно-курортное лечение должны быть осуществлены строго по медицинским показаниям, с учетом пожелания клиентов.
3.9. Содействие в получении бесплатной зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также обеспечение или содействие в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации должны быть осуществлены в соответствии с практическими потребностями клиентов.
3.10. Проведение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, очистительные клизмы) и оказание помощи в выполнении других связанных со здоровьем процедур (прием лекарств, закапывание капель, пользование катетерами и др.) должны быть осуществлены с максимальной аккуратностью и осторожностью без причинения какого-либо вреда клиенту.
3.11. Содействие клиентам, обслуживаемым на дому, в получении медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования, оказываемой государственными и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями, должно обеспечивать постановку предварительного диагноза, доставку клиентов в лечебное учреждение, возращение# клиента домой.
3.12. Оказание обслуживаемым на дому клиентам санитарно-гигиенической помощи (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание), подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов в соответствии с назначениями лечащих врачей, забор материалов для проведения лабораторных исследований, смена нательного белья, кормление ослабленных граждан должны обеспечивать своевременное, квалифицированное и с высоким качеством проведение предписанных клиентам медицинских процедур, способствовать улучшению состояния их здоровья и самочувствия, устранять неприятные ощущения дискомфорта.
3.13. Консультирование по социально-медицинским вопросам должно обеспечивать оказание квалифицированной помощи клиентам в правильном понимании и решении стоящих перед ними конкретных социально-медицинских проблем (планирование семьи, современные средства контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, профилактика различных заболеваний, обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними и др.)
3.14. Индивидуальная работа с несовершеннолетними по предупреждению вредных привычек и избавлению от них, подготовка к созданию семьи и рождению детей должна быть направлена на разъяснения пагубности вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение и т.д.), негативных результатов, к которым они приводят, дачу необходимых рекомендаций молодым людям по предупреждению или преодолению этих привычек и зависимости от конкретных обстоятельств.
3.15. Организация экстренной медико-психологической и экстренной доврачебной помощи должна обеспечивать безотлагательное медико-психологическое консультирование клиентов, оказание помощи в мобилизации их физических и духовных ресурсов, в определении предварительного диагноза, правильном выборе и получении лекарств, а также порядок их приема до прибытия вызванного врача.
3.16. Социально-медицинский патронаж семей, имеющих детей с ограниченными умственными или физическими возможностями, в том числе детей-инвалидов, должен обеспечивать на основе систематического наблюдения за семьями своевременное выявление возникающих проблем, которые могут отрицательно повлиять на здоровье и психику детей и усугубить сложившуюся трудную жизненную ситуацию в этих семьях, и оказание им необходимой в данный момент социально-медицинской помощи.
3.17. Содействие семьям, имеющим детей с ограниченными умственными или физическими возможностями (включая детей-инвалидов), воспитываемых дома, должно быть направлено на обучение родителей приемам лечения, обучения навыкам самообслуживания, общения, самоконтроля, а также оказание им квалифицированной помощи в проведении мероприятий по социально-медицинской реабилитации детей, повышении их интеллектуального уровня и адаптации к сложившимся условиям жизни и быта.
3.18. Организация лечебно-трудовой деятельности и лечебно-оздоровительных мероприятий должна обеспечивать привлечение клиентов социальных услуг к посильной трудовой деятельности, совмещаемой с лечением и отдыхом в зависимости от состояния здоровья, с целью поддержки активного образа жизни.
3.19. Оказание помощи в выполнении физических упражнений должно обеспечивать овладение клиентами доступным и безопасным для здоровья комплексом физических упражнений в целях систематического их выполнения для укрепления здоровья.
4. Качество социально-психологических услуг
4.1. Психологическое консультирование должно обеспечивать оказание клиентам квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений для предупреждения и преодоления семейных конфликтов, по вопросам детско-родительских, супружеских и других значимых отношений. Социально-психологическое консультирование должно на основе полученной от клиента информации и обсуждения с ним возникших социально-психологических проблем помочь ему раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы и решить эти проблемы.
4.2. Психодиагностика и обследование личности должны по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношения с окружающими людьми, дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий.
4.3. Психокоррекция как активное психологическое воздействие должна обеспечивать преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении отдельных лиц, конфликтных отношений родителей с детьми, нарушений общения у детей или искажения в их психическом развитии и т.д.), что позволит привести эти показатели в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды.
4.4. Психотерапевтическая помощь должна способствовать эффективному решению клиентами таких лежащих в основе жизненных трудностей и личностных конфликтов проблем, как преодоление в семье острой психотравмирующей или стрессовой ситуации, негативно влияющей на здоровье и психику, прежде всего детей, неадекватных форм поведения родителей, социальная адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни и быта и т.д.
4.5. Социально-психологический патронаж должен на основе систематического наблюдения за клиентами обеспечивать своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию клиентов, и оказание им необходимой в данный момент социально-психологической помощи.
4.6. Психопрофилактическая и психологическая работа должны способствовать формированию у клиента потребности в психологических знаниях и желании использовать их для работы над собой и своими проблемами, созданию условий для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе, своевременному предупреждению возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента.
4.7. Психологические тренинги, как активное психологическое воздействие, должны быть оценены их эффективностью в снятии последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, привитии социально ценных норм поведения людей, преодолевающим# асоциальные формы жизнедеятельности, формировании личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям.
4.8. Привлечение клиентов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения должно обеспечивать оказание им помощи в выходе из состояния дискомфорта (если оно есть), поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь, в сфере межличностных отношений и общения.
4.9. Экстренная (по телефону) психологическая и медико-психологическая помощь должна обеспечивать: безотлагательное психологическое консультирование клиентов, содействие в мобилизации их физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния, расширении у них диапазона приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления трудностей, укреплении уверенности в себе, а также медико-психологическое консультирование и помощь в определении предварительного диагноза, правильном выборе лекарств и порядка их приема до прибытия вызванного врача.
4.10. Беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса, обеспечивающие укрепление психического здоровья клиентов, повышение их стрессоустойчивости и психической защищенности.
5. Качество социально-педагогических услуг
5.1. Социально-педагогическое консультирование должно обеспечивать при оказании квалифицированной помощи клиентам правильное понимание и решение стоящих перед ними социально-педагогических проблем (родительско-детских отношений, воспитания и развития детей и подростков, формирования супружеских и семейных отношений, включая сексуальные, предупреждения и преодоления педагогических ошибок, межличностных отношений в семье и т.д.).
5.2. Социально-педагогическая диагностика и обследование личности должны быть проведены с использованием современных приборов, аппаратуры, тестов и давать на основании всестороннего изучения личности (взрослого или ребенка) объективную оценку ее состояния для оказания в соответствии с установленным диагнозом эффективной педагогической помощи клиенту, попавшему в кризисную или конфликтную ситуацию, установление форм и степени социальной дезадаптации детей, определение интеллектуального развития ребенка, изучение его склонности, степени готовности к школе и т.д.
5.3. Педагогическая коррекция должна обеспечивать оказание квалифицированной и эффективной педагогической помощи родителям (в форме бесед, разъяснения, рекомендации и т.д.) в преодолении и исправлении допущенных ими педагогических ошибок или конфликтных ситуаций в семье, травмирующих детей, а также в исправлении неадекватных родительских установок и форм поведения родителей при воспитании детей.
5.4. Организация досуга в учреждениях социального обслуживания должна быть направлена на удовлетворение социокультурных и духовных запросов клиентов (как взрослых, так и детей), способствовать расширению общего и культурного кругозора, сферы общения, повышению творческой активности клиентов, привлечению их к участию в семейных и детских праздниках, соревнованиях, к активной клубной и кружковой работе (а детей к занятию спортом), к проведению других культурно-досуговых мероприятий.
5.5. Качество услуг, связанных с организацией получения или содействием в получении образования инвалидами (в том числе детьми-инвалидами на дому) в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями определяется тем, в какой степени условия, созданные в учреждениях или на дому для дошкольного воспитания детей-инвалидов и получения ими школьного образования по специальным программам, а также для получения образования взрослыми инвалидами по специальным программам и сами программы, способствуют успешному и результативному проведению воспитательной работы и обучению.
Условия должны быть созданы с учетом характера инвалидности, физического состояния инвалидов и обеспечивать необходимые для них удобства в процессе воспитания и обучения.
Программы должны быть составлены с учетом способности того или иного инвалида к восприятию и усвоению навыков воспитания или учебного материала.
5.6. Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией, должны обеспечивать создание в стационарных учреждениях таких условий, которые позволят вовлечь клиентов в различные формы жизнедеятельности с учетом состояния их здоровья, а также обеспечивать активное участие клиентов в мероприятиях по обучению доступным профессиональным навыкам, способствующим восстановлению их личностного и социального статуса.
5.7. Обучение выпускников интернатных учреждений, проживающих самостоятельно, основам домоводства должно быть наглядным и эффективным, в результате клиенты должны в полном объеме освоить такие бытовые процедуры, как приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, уход за квартирой и т.п.
5.8. Обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации (в том числе для творческой и физкультурно-спортивной реабилитации) должно развить у инвалидов практические навыки и умения самостоятельно пользоваться этими средствами.
Профессиональная реабилитация инвалидов должна способствовать максимально возможному восстановлению их профессиональных навыков и овладению новыми профессиями.
Профессиональное консультирование должно способствовать быстрейшей профессиональной реабилитации инвалидов.
5.9. Содействие в организации труда подростков-инвалидов и членов их семей на дому должно обеспечивать оказание всесторонней педагогической помощи клиентам в повышении квалификации и качества их труда, в своевременном и полном снабжении их сырьем и выгодном сбыте продукции.
5.10. Определять форму обучения несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и оказывать им практическую помощь в организации обучения следует с учетом степени их социально-педагогической дезадаптации, уровня знаний, физического и психического состояния.
Организация профориентации, профобучения, трудоустройства таких подростков должно# помочь им в выборе профессии, обучении этой профессии, получении соответствующей квалификации и устройстве на работу по выбранной профессии.
5.11. Обучение детей-инвалидов самоконтролю, навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, общения и другим формам жизнедеятельности должно обеспечивать формирование ребенка (подростка) как самостоятельной личности, способной обслужить себя в бытовых условиях, культурной и вежливой, предусмотрительной и благожелательной в отношении к окружающим, внутренне дисциплинированной.
5.12. Обучение родителей детей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов, основам реабилитации должно быть проведено с учетом индивидуальных способностей детей, характера их индивидуальности, степени ограничения возможностей, физического или психического состояния детей, а также степени подготовленности родителей к этим процедурам.
Качество обучения должно быть оценено по степени восстановления физических или умственных возможностей детей и их адаптации к окружающей обстановке.
5.13. Социально-педагогический патронаж семей должен быть проведен с учетом их отнесения к определенной группе (многодетные, малообеспеченные и др.), физического и психического состояния членов семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми. Качество патронажа оценивают по степени его влияния на обеспечение нормального семейного воспитания членов семьи и создания в семье нормальной социально-педагогической обстановки.
6. Качество социально-экономических услуг
6.1. Содействие населению всех категорий и групп в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, кредитов, алиментов, предоставлении жилья или улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Еврейской автономной области должно обеспечивать своевременное, полное, квалифицированное и эффективное оказание помощи в решении вопросов, интересующих клиентов, и удовлетворять их запросы и потребности.
6.2. Компенсация клиентам стационарных учреждений расходов, связанных с проездом к месту обучения, лечения, консультации, должна своевременно и полностью возмещать каждому клиенту эти расходы в соответствии с финансовыми документами, подтверждающими их законность.
6.3. Обеспечение при выписке из стационарных учреждений одеждой, обувью соответствующих размеров, роста, фасона должно удовлетворять потребности клиентов.
6.4. Содействие нуждающимся в обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями, слуховыми аппаратами, очками должно позволить получение необходимых им надежных и удобных в пользовании реабилитационных изделий хорошего качества и в кратчайшие сроки.
6.5. Оказание материальной помощи клиентам должно заключаться в предоставлении денежных средств.
6.6. Обеспечение клиентов бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами должно гарантировать им своевременное получение питания или продуктов в соответствии с установленными нормами.
6.7. Содействие в решении вопросов занятости должно заключаться в объективной информации клиентов о состоянии данной проблемы в интересующих их населенных пунктах, оказании практической помощи в поиске и выборе места и характера работы (временной или сезонной, с сокращенным рабочим днем, на дому), в устройстве на курсы переподготовки через службы занятости и т.д.
6.8. Консультирование по вопросам самообеспечения граждан и их семей должно обеспечить уровень знаний о правах и возможностях клиентов в соответствии с нормативными актами и другими документами, касающимися развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, и обеспечить оказание квалифицированной помощи в решении этих и других вопросов по поддержанию и улучшению их материального положения и жизненного уровня.
6.9. Социальный патронаж малообеспеченных семей и одиноких граждан должен путем систематических наблюдений за социально-экономическим состоянием клиентов своевременно выявить угрозу осложнения или возникновения трудной жизненной ситуации и способствовать оказанию им необходимых в тот или иной конкретный момент социально-экономических услуг.
7. Качество социально-правовых услуг
7.1. Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной системах социальных служб и защитой их интересов, должно дать клиентам полное представление об установленных законодательством правах на обслуживание и о путях их защиты от возможных нарушений.
Оказание помощи в подготовке жалоб на действие или бездействие социальных служб или работников социальных служб, нарушающих или ущемляющих законные права клиентов, должно заключаться в том, чтобы помочь им юридически грамотно изложить суть обжалуемых действий, требования устранить допущенные нарушения и отправить жалобу адресату.
7.2. Оказание юридической помощи в оформлении документов (на получение положенных по законодательству льгот, пособий и других социальных выплат, на усыновление и другие формы семейного воспитания детей, для трудоустройства, для удостоверения личности, для направления детей и подростков в учреждения социального обслуживания на временное пребывание и др.) должно обеспечить разъяснение клиентам содержания необходимых документов в зависимости от их предназначения, изложение и написание (при необходимости) текста документов или заполнение форменных бланков, написание сопроводительных писем. Эффективность помощи оценивают тем, в какой степени она способствовала своевременному и объективному решению стоящих перед клиентами проблем.
7.3. Оказание юридической помощи в решении вопросов, связанных с социальной реабилитацией, пенсионным обеспечением и другими социальными выплатами, получением установленных законодательством льгот и преимуществ, страхового медицинского полиса, защитой и соблюдением прав детей и подростков на воспитание и заботу о них и т.д., должно обеспечивать разъяснение сути и состояния интересующих клиента проблем, определить предполагаемые пути их решения и осуществить практические меры: содействие в подготовке и направлении в соответствующие инстанции необходимых документов, личное обращение клиентов в указанные инстанции, если в этом возникает необходимость, контроль за прохождением документов и т.д.
7.4. Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством, или обеспечение представительствования (в установленном порядке) в суде для защиты прав и помощь в целях принятия объективного решения по его вопросу.
7.5. Содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на усыновление, под опеку, на попечение, в приемную семью, интернатное учреждение должно обеспечивать подготовку и оформление документов в личное дело на каждого несовершеннолетнего (документов, подтверждающих отсутствие родителей, акта об обследовании условий жизни, справки с места жительства о размере занимаемой площади, описи имущества, оставшегося после смерти родителей, пенсионной книжки на детей, получающих пенсию, справки о наличии сестер, братьев и других близких родственников, документов о состоянии здоровья, об образовании и др.)
7.6. Представление на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, заботы об их здоровье и развитии, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и документы на лишение родителей родительских прав должны содержать все необходимые материалы и являться основанием для дальнейшего практического решения вопросов, связанных с привлечением родителей к ответственности, защитой законных прав и интересов детей и их устройством.
7.7. Содействие в привлечении к ответственности виновных в семейном насилии над детьми, женщинами, гражданами пожилого возраста и инвалидами должно заключаться в подготовке необходимых документов пострадавшим клиентам для предоставления в суд, участии в судебных процессах в целях защиты прав потерпевших и наказания виновных.
7.8. Социально-правовой патронаж детей, женщин, граждан пожилого возраста и инвалидов в семьях, где существует угроза насилия в их отношении, должен обеспечивать систематическую юридическую помощь семьям социального риска (имеющим в составе лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, вернувшихся из мест лишения свободы, семьям с неблагоприятным психологическим микроклиматом и др.) с учетом физического, психического состояния членов семьи и характера взаимоотношений между ними в разъяснении их прав, обязанностей и в информации о путях предотвращения или устранения какого-либо насилия.
7.9. Консультирование населения всех категорий и групп по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права детей, женщин, отцов, инвалидов и др.) для их практического решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 28 февраля 2006 г. N 46-пп "Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых населению областными государственными учреждениями социального обслуживания и требований к качеству их оказания"
Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Биробиджанер штерн" от 30 марта 2006 г. N 23
Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 5 марта 2013 г. N 82-пп настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 6 декабря 2011 г. N 614-пп
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления