Постановление Главы местной Администрации Октябрьского района Еврейской автономной области
от 17 октября 2005 г. N 168
"Об утверждении Положения об организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного и дошкольного образования на территории муниципального образования"
Постановлением Администрации Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области от 19 октября 2016 г. N 144 настоящее постановление признано утратившим силу
На основании Федерального Закона# N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в соответствии с Уставом муниципального образования "Октябрьский район" постановляю:
1. Утвердить Положение об организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного и дошкольного образования на территории муниципального образования
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Октябрьские зори"
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Глава |
Г.А. Сироткин |
Положение
об организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного и дошкольного образования на территории муниципального образования
(утв. постановлением Главы местной Администрации Октябрьского района Еврейской автономной области от 17 октября 2005 г. N 168)
1. Организация среднего (полного) общего образования на территории муниципального образования
1.1. Порядок организации предоставления среднего (полного) общего образования
1.1.1. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
1.1.2. Среднее (полное) общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
1.1.3. Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.
1.1.4. Образовательные учреждения обеспечивают прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
1.1.5. Первая ступень обучения (начальная школа).
- В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими на 1 сентября соответствующего года возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.
- Начальная общеобразовательная школа реализует общеобразовательную программу начального общего образования.
- Нормативный срок освоения образовательной программы 4 года (1 - 4-й классы).
- Учебный план разрабатывается самостоятельно образовательным учреждением в соответствии с примерным учебным планом Министерства образования и науки Российской Федерации, на основании базисного регионального плана, регламентируется расписанием занятий.
1.1.6. Вторая ступень.
- Нормативный срок освоения программы 5 лет (5 - 9-й классы).
- Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования по очной форме обучения - 18 лет.
- С учетом потребностей и возможностей личности учащегося общеобразовательные программы в общеобразовательном учреждении осваиваются в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах и форме экстерната.
- Выпускникам общеобразовательного учреждения, освоившим программу основного общего образования, прошедшим успешно государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца - аттестат об основном общем образовании.
- Лицам, не завершившим основное общее образование, образовательным учреждением выдаются справки установленного образца.
1.1.7. Обучающиеся I и II ступеней, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
1.1.8. Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей (законных представителей) остаются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования.
1.1.9. Третья ступень обучения. Среднее (полное) общее образование. Нормативный срок обучения 2 года (10 - 11-й классы). Образовательное учреждение обеспечивает прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. Зачисление в 10-й класс производится на основании заявления родителей (законных представителей) с учетом интересов, способностей и возможностей ребенка. Обучение в школе III ступени завершается государственной (итоговой) аттестацией. Выпускникам школы III ступени выдается документ государственной образца - аттестат о среднем (полном) общем образовании.
Лицам, не завершившим среднее (полное) общее образование, общеобразовательным учреждением выдается справка установленного образца.
1.1.10. Организация образовательного процесса.
- Учебный год начинается с 1 сентября.
- Продолжительность учебного года на I, II, III ступенях среднего (полного) общего образования составляет 34 недели, в первом классе - 33 недели.
- Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Сроки проведения каникул определяет учредитель.
- Наполняемость классов и групп продленного дня устанавливается в количестве 25 обучающихся.
- При наличии необходимых условий и финансовых средств возможно в исключительных случаях комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения по согласованию с учредителем.
- Количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения.
- Классы-комплекты создаются согласно действующим СаНПиНам.
- В общеобразовательном учреждении по согласованию с учредителем и с учетом интересов родителей могут открываться классы компенсирующего обучения наполняемостью 20 человек, специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии наполняемостью 9 - 12 человек.
Перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется органами отделом# образования только с согласия родителей (законных представителей) обучающихся по заключению постоянно действующей медико-психологической комиссии.
- В общеобразовательном учреждении по согласованию с учредителем и с учетом интересов родителей и учащихся могут открываться:
лицейские классы (реализуют общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественнонаучного# профиля);
гимназические классы (реализуют общеобразовательные программы (основного) общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля);
классы с углубленным изучением отдельных предметов (реализуют общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам).
- Зачисление в классы (лицейские, гимназические, углубленного изучения отдельных предметов) производится по заявлению родителей (законных представителей) с учетом интересов и возможностей детей. Наполняемость классов 25 человек. Возможно в исключительном случае при наличии финансовых средств открытие классов с меньшей наполняемостью, но не менее 20.
- Образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы при наличии соответствующих лицензий.
- При проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы, если наполняемость класса составляет не менее 20 человек. Возможно в исключительных случаях при наличии финансовых средств деление на группы в сельских школах при наличии меньшей наполняемости по согласованию с учредителем.
2. Организация дополнительного образования детей на территории муниципального образования
2.1. Порядок комплектования контингента, установление муниципальных нормативов наполняемости в учреждениях дополнительного образования детей
2.1.1. Образовательное учреждение дополнительного образования детей - тип образовательного учреждения, основные предназначения которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
2.1.2. Учреждение дополнительного образования самостоятельно разрабатывает программу своей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений, с учетом особенностей социально-экономического развития округа, национально-культурных традиций по согласованию с Учредителем.
2.1.3. Учреждение дополнительного образования в системе образования муниципального образования организует работу с детьми дошкольного и школьного возраста. В детско-юношеской спортивной школе в группах совершенствования могут находиться спортсмены в возрасте до 23 лет, если это предусмотрено Уставом учреждения.
2.1.4. Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и др.) Занятия проводятся по группам, индивидуально или со всем составом объединения.
2.1.5. В состав каждого объединения должно входить не менее 10 человек. Максимальная наполняемость - 15 человек.
2.1.6. Возможна организация работы с особо одаренными детьми по индивидуальным программам, разработанным учреждением дополнительного образования и согласованным с Учредителем.
2.1.7. Определен следующий порядок приема детей в учреждение:
- зачисление в объединение по интересам производится на основании заявления родителей (законных представителей) с учетом интересов ребенка приказом руководителя учреждения дополнительного образования. При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
2.1.8. Учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, предусмотренные Уставом и выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ, по договорам с учредителями, предприятиями, организациями и физическими лицами при наличии лицензии на данный вид деятельности. Осуществление платных услуг согласовывается с учредителем.
2.1.9. К педагогической деятельности допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников, как на полную ставку, так и по совместительству. Ставка заработной платы педагогическим работникам выплачивается в установленные им нормы часов учебной нагрузки: педагоги дополнительного образования - 18 часов в неделю, концертмейстер - 24 часа в неделю.
3. Организация дошкольного образования на территории муниципального образования
3.1. Общие положения
3.1.1. Дошкольное образовательное учреждение открывается с целью удовлетворения запросов населения в получении их детьми дошкольного образования и современной подготовке ребенка к обучению в школе.
3.1.2. Дошкольное образовательное учреждение создается на основании постановления главы муниципального образования (учредителя) и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.1.3. Отношения между Учредителем и дошкольным образовательным учреждением определяется договором, заключенным между ними.
3.1.4. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает:
- охрану и укрепление физического и психологического здоровья детей;
- необходимую коррекцию отклонений в развитии ребенка;
- интеллектуальное, личностное и физическое развитие ребенка;
- эмоциональное благополучие каждого воспитанника;
- взаимодействие с семьей для полноценного развития детей.
3.1.5. Дошкольное образовательное учреждение реализует одну или несколько комплексных и порциальных образовательных программ, образовательных программ, включающих все основные направления развития ребенка, утвержденных или рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
3.1.6. С учетом мнения родителей дошкольное образовательное учреждение самостоятельно как в выборе образовательной программы из комплекса вариативных программ, так и во внесении изменений и разработке собственных программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
3.1.7. Дошкольное образовательное учреждение может реализовать дополнительные образовательные программы, оказать дополнительные платные образовательные услуги за пределами тех, которые предусмотрены его основной деятельностью, лицензией, с учетом потребностей семьи на основе договора с родителями (законными представителями).
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.
3.1.8. Дошкольное образовательное учреждение может выбирать приоритетное направление деятельности с учетом имеющихся условий (оздоровительное, интеллектуальное, художественно-эстетическое, экономическое, экологическое и др.)
3.1.9. В зависимости от направленности дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды:
- детский сад;
- детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
- центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
3.1.10. По итогам аттестации дошкольным образовательным учреждениям устанавливается категория в соответствии с уровнем реализации образовательных программ:
- дошкольные образовательные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования, относятся к 3-й категории;
- дошкольные образовательные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями, превышающими государственный образовательный стандарт по одному или нескольким направлениям его деятельности, относятся ко 2-й категории;
- дошкольные образовательные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями, превышающими государственный образовательный стандарт дошкольного образования по всем направлениям его деятельности, относятся к 1-й категории.
3.2. Порядок приема и содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях
3. 2.1. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 1 года до 7 лет (в исключительных случаях дети, не принятые в 1 класс по медицинским или другим показаниям, могут посещать санаторные, специализированные группы или группы общего типа до 8 лет).
3.2.2. Прием детей в детские сады осуществляется по направлениям отдела образования и медицинскому заключению о состоянии здоровья ребенка.
3.2.3. Направление на право зачисления ребенка в дошкольное образовательное учреждение действительно с момента его получения в течение 2 недель. В случае неявки ребенка после указанного срока без уважительных причин место в дошкольном образовательном учреждении передается другому ребенку.
3.2.4. Родители обязаны ежедневно приводить и забирать ребенка в соответствии с режимом работы дошкольного образовательного учреждения.
3.2.5. Пропуски детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, допускаются в случае болезни ребенка, отпуска родителей (с предъявлением справки с места работы об отпуске), в т.ч. в летний период до 75 дней.
3.2.6. Отпуск без сохранения заработной платы по месту работы не является уважительной причиной непосещения дошкольного образовательного учреждения ребенком.
3.2.7. После персонального заболевания, а также отсутствия более 3 дней, детей принимают в дошкольное образовательное учреждения# только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребенка на первые 10 - 14 дней.
3.2.8. Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода.
3.2.9. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.
3.2.10. Прием детей иностранных граждан, лиц без гражданства в муниципальные дошкольные образовательные учреждения осуществляется по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями по согласованию с учредителем с иностранными гражданами, лицами без гражданства, в соответствии с п. 3 ст. 157 Законом РФ "Об образовании", Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с ред. От 02.11.2004), письмом Минобразования РФ от 07.04.2003 N 14-52-388 ин/13 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 3 ст. 57 Закона РФ "Об образовании"
3.3. Порядок комплектования контингента в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, определение нормативов наполняемости групп
3.3.1. Комплектование муниципального дошкольного образовательного учреждения осуществляется на основе данного Положения, разработанного в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 677, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 1997 г. N 179, с последующими изменениями.
3.3.2. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем. Устанавливается следующая наполняемость групп:
- от 1 года до 3 лет 10 - 15 детей;
- от 3 лет до 7 лет 15 - 20 детей.
В разновозрастных группах:
- при наличии в группе двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей;
- при наличии в группе детей любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей;
- при наличии в группе детей любых двух возрастов ( от 3 до 7 лет) 15 детей.
3.3.3. В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида могут открываться группы различной направленности, наполняемость в которых устанавливается в зависимости от категорий детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет соответственно:
- для детей с тяжелыми нарушениями речи - до 6 - 10 детей;
- для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет - до 12 детей;
- для глухих детей - до 6 детей для обеих возрастных групп;
- для слабослышащих детей до 6 - 8 детей соответственно;
- для слепых детей - до 6 детей для обеих возрастных групп;
- для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - до 6 - 10 детей соответственно;
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - до 6 - 8 детей соответственно;
- для детей с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) - до 6 - 10 детей соответственно;
- для детей с задержкой психического развития - до 6 - 10 детей соответственно;
- для детей с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет - до 8 детей;
- для детей с туберкулезной интоксикацией - до 10 - 15 детей соответственно;
- для детей с заболеваниями органов дыхания - до 10 - 15 детей соответственно;
- для детей с заболеваниями крови - до 10 - 15 детей соответственно;
- для часто болеющих детей - до 10 - 15 детей соответственно;
- для детей со сложными дефектами (2 и более дефекта) - до 5 детей для обеих возрастных групп;
- для детей с иными отклонениями в развитии - до 10 - 15 детей соответственно.
3.3.4. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в дошкольных образовательных учреждениях либо общего типа, либо в специализированных группах.
3.3.5. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в дошкольных учреждениях общего типа (ДЦП, глубокая умственная отсталость, слепота, глухота), создаются специальные дошкольные учреждения или специальные группы в дошкольных учреждениях общего типа. Наполняемость их не превышает 5 человек.
3.3.6. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, в целях обеспечения доступности образовательных услуг для всех слоев населения может быть организовано функционирование детских садов (групп) в дневное, вечернее время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни со следующей наполняемостью:
Группы продленного дня:
- при наличии в группе детей двух возрастов до 3 лет - 8 детей;
- при наличии в группе детей любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей;
- при наличии в группе детей любых двух возрастов от 3 до 7 лет - 15 детей.
Группа выходного дня (суббота, воскресенье) с режимом работы 10,5 часов:
- от 1 года до 3 лет - на селе - 10 - 12 детей
- от 3 до 7 лет - на селе - 12 - 15 детей.
3.3.7. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Законом РФ "Об образовании", Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, в целях обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в детских садах допускается функционирование групп кратковременного пребывания по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от запросов родителей (законных представителей).
3.3.8. Количество групп кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении устанавливается учредителем в зависимости от запроса населения и условий, созданных для обеспечения образовательного процесса.
3.3.9. Все группы, указанные в пп. 8, 9, открываются учреждением по согласованию с учредителем.
3.3.10. Комплектование групп кратковременного пребывания осуществляет как по одновозрастному, так и по разновозрастному принципу и регулируется Положением о группах кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
3.3.11. Прием детей в группы кратковременного пребывания осуществляется на основании заявлений родителей (законных представителей) и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка.
3.3.12. Конкурсный отбор и тестирование при комплектовании групп, кратковременного пребывания не допускается.
3.3.13. Отношения между образовательным учреждением, имеющим группы кратковременного пребывания, и родителями (законными представителями), регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.
3.3.14. Группы кратковременного пребывания могут функционировать:
- с организацией питания воспитанников 1 раз в день (завтрак, обед или полдник) по меню и денежным нормам питания для дошкольных учреждений в зависимости от режима работы группы и пожелания родителей;
- без организации питания при длительности пребывания ребенка в группе до 3,5 часов.
3.3.15. Дошкольное образовательное учреждение, имеющее в своем составе группы кратковременного пребывания, несет ответственность во время образовательного процесса за жизнь и здоровье детей, за соответствие форм, методов и средств его организации возрастным и психофизиологическим возможностям детей.
3.3.16. В дошкольных образовательных учреждениях могут функционировать следующие группы кратковременного пребывания:
- "Адаптационная группа" для детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Создается в целях обеспечения ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в дошкольные образовательные учреждения.
- "Группа развития" - для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Создается с целью всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых
- "Будущий первоклассник" - для детей в возрасте 5 - 7 лет. Создается с целью подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
- "Группа для детей, у которых русский язык не является родным" - для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Создается с целью обеспечения адаптации ребенка в русскоязычной среде, овладения навыками русской речи, формирования основ готовности к школьному обучению.
- "Группа для детей с отклонениями в развитии" - для детей в возрасте от 2 до 7 лет. Создается с целью оказания систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, их воспитания и обучения, консультативно-методической поддержки родителей.
- "Особый ребенок" - для детей-инвалидов в возрасте от 2 до 7 лет. Создается с целью оказания систематической психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам, формирования у них предпосылок к учебной деятельности, социальной адаптации, содействия родителям в организации воспитания и обучения детей.
- "Играя, обучаюсь" - для детей от 1,5 года до 7 лет. Создается для обеспечения освоения ребенком социального опыта, общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, формирования основ готовности к школьному обучению.
3.3.17. Группы кратковременного пребывания могут открываться в течение учебного года по мере комплектования по согласованию с Учредителем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы местной Администрации "Октябрьский район" Еврейской автономной области от 17 октября 2005 г. N 168 "Об утверждении Положения об организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного и дошкольного образования на территории муниципального образования"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Октябрьские зори" от 26 октября 2005 г. N 88
Постановлением Администрации Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области от 19 октября 2016 г. N 144 настоящее постановление признано утратившим силу