Постановление Правительства Еврейской автономной области
от 2 февраля 2005 г. N 13-пп
"Об областной целевой программе "Повышение плодородия почв в Еврейской автономной области на 2005 год"
7 сентября, 25 октября 2005 г.
В соответствии с постановлением правительства Еврейской автономной области от 17.11.2004 N 203-пп "Об утверждении перечня областных целевых программ, принимаемых к разработке на 2005 год" и в целях повышения эффективности работы агропромышленного комплекса области, улучшения плодородия почв правительство Еврейской автономной области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Повышение плодородия почв в Еврейской автономной области на 2005 год".
Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 25 октября 2005 г. N 267-пп пункт 2 настоящего постановления изложен в новой редакции
2. Финансирование мероприятий программы производить в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2005 год.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства области, начальника управления сельского хозяйства правительства области Кияшко А.С.
4. Признать утратившим силу постановление правительства Еврейской автономной области от 19.06.2001 N 78 "Об утверждении программы "Повышение плодородия почв Еврейской автономной области 2002-2005 годах".
Губернатор области |
Н.М. Волков |
Областная целевая программа
"Повышение плодородия почв в Еврейской автономной области на 2005 год"
(утв. постановлением правительства Еврейской автономной области от 2 февраля 2005 г. N 13-пп)
7 сентября 2005 г.
1. Паспорт областной целевой программы
"Повышение плодородия почв в Еврейской автономной области на 2005 год"
Наименование программы - "Повышение плодородия почв в Еврейской
автономной области на 2005 год"
Основание для разработки - Постановление правительства Еврейской
программы автономной области от 17.11.2004 N 203-пп
"Об утверждении перечня областных целевых
программ, принимаемых к разработке на
2005 год". Закон ЕАО от 09.12.2004
N 381-ОЗ "Об основах государственной под-
держки агропромышленного комплекса Еврей-
ской автономной области". Федеральная це-
левая программа "Повышение плодородия
почв России на 2002-2005 годы", утверж-
денная постановлением Правительства Рос-
сийской Федерации 08.11.2001 N 780. Феде-
ральный закон "О мелиорации земель"
от 10.01.96 N 4-ФЗ.
Государственные заказчики - Управление сельского хозяйства правитель-
программы ства области.
Основные разработчики - Управление сельского хозяйства правитель-
программы ства области, ФГУ Управление "Биробиджан-
мелиоводхоз"
Цель программы - Повышение эффективности работы агропро-
мышленного комплекса области. Обеспечение
воспроизводства почвенного плодородия,
создание условий для устойчивого произ-
водства основных сельскохозяйственных
культур, увеличение производства зерна и
кормов, в том числе и на мелиорированных
землях, восстановление и обеспечение ра-
ботоспособности осушительных систем,
эффективного использования средств хими-
зации, защиты растений.
Основные задачи программы - 1. Увеличение производства продукции
растениеводства, повышение урожайности
сельскохозяйственных культур.
2. Улучшение использования земель сель-
скохозяйственного назначения.
Сроки и этапы реализации - 2005 год
программы
Объемы и источники - Всего по программе предусмотрено 11518
финансирования программы тысяч рублей, в том числе из областного
бюджета 9018 тысяч рублей, из Федерально-
го 2500 тыс. рублей
Ожидаемые конечные - Производство валовой продукции результаты
программы реализации растениеводства в 2005 году во
всехкатегориях хозяйств АПК области по
сравнению с 2004 годом увеличится на 14,7
процента. Получение дополнительной про-
дукции растениеводства в объеме 203,1
млн. рублей.
Рост производства по сравнению с 2004
годом составит: по зерну на 36,3 проце-
нта, сои на 7 процентов, овощам на 2,6,
картофелю на 2,9.
Система организации контроля - Общий контроль за реализацией программы
за исполнением программы осуществляет госзаказчик программы управ-
ление сельского хозяйства правительства
области.
Ежеквартально госзаказчик программы пред-
ставляет в управление экономики прави-
тельства области отчет о ходе реализации
программы.
2. Содержание проблемы и обоснование ее решения программными методами
2.1. Анализ ситуации
Земли сельскохозяйственного назначения занимают 15 процентов площади всех земель области (537,0 тыс.га.), на них производится вся сельскохозяйственная продукция, которая используется как сырье для промышленной переработки и как продукты питания. Большинство сельскохозяйственных угодий находятся в достаточно суровых климатических условиях и имеют низкое естественное плодородие.
Структура сельскохозяйственных угодий в области характеризуется следующими данными: пашня - 15 процентов, кормовые угодья - 69 процентов.
Изменение структуры угодий за период с 2000 по 2004 годы показано в таблице 1
Таблица N 1
Структура сельскохозяйственных угодий
(тыс. га)
2000 г. | 2004 г. | |
Площадь сельхозугодий, | 537 | 537,2 |
в том числе | ||
пашня | 80 | 81,8 |
залежь | 88 | 82,8 |
сенокосы | 119 | 119,1 |
пастбища | 250 | 249,9 |
Краткая характеристика почв
В пределах равнинной территории ландшафтных комплексов области почвы представлены следующими основными типами и подтипами: буроподзолистыми, луговыми бурыми, луговыми глеевыми, болотными, аллювиальными. Границы распространения почв выражены нечетко и обусловлены главным образом характером рельефа. Буро - подзолистые и луговые бурые почвы типичны для склонов предгорных увалов и прилегающих равнин. Первые, как правило, занимают более высокое положение, в связи с чем в большей степени подвержены водной эрозии. Луговые глеевые почвы распространены повсеместно на выровненных горизонтальных и слабонаклоненных участках под разнотравно-злаковой, вейниковой, осоково-вейниковой растительностью. Они перемежаются с болотными (торфяно - и торфянисто-глеевыми) почвами, занимающими бессточные понижения равнин.
Для большинства типов почв характерны маломощность гумусового горизонта, низкая обеспеченность подвижным фосфором и довольно высокая - калием, а также кислая и очень кислая реакция среды. Эффективное сельскохозяйственное использование этих почв возможно лишь после проведения осушительной мелиорации, в том числе с применением закрытого дренажа и окультуривания.
Аллювиальные (дерново-аллювиальные) почвы сформировались на аллювиальных отложениях Амура и его притоков. Наибольшее распространение они имеют на юге Октябрьского и Ленинского районов и являются лучшими пахотными почвами области. Обладают более легкими гранулометрическим составом от суглинистого до супесчаного и хорошей водопроницаемостью. Пойменные почвы, прежде всего, нуждаются в защите от затопления паводками, в отдельных случаях - в удалении избыточных поверхностных и грунтовых вод. По этим причинам интенсивное их сельскохозяйственное использование (под пашню) весьма ограничено и составляет всего лишь 7 процентов от общей площади аллювиальных почв.
Таблица N 2
Динамика состояния земельного фонда
(тыс. га)
Показатели состояния почв и угодий | 1998 г. | 2000 г. | 2004 г. |
Сельскохозяйственные угодия: | 402,7 | 537,0 | 537,2 |
в том числе: | |||
переувлажненные и заболоченные | 150,1 | 154,1 | 154,1 |
закустаренные и заросшие мелколесьем | 9,8 | 18,7 | 18,7 |
подверженные эрозии и дефляции | 32,0 | 34,4 | 34,5 |
обследованная площадь, всего почвы: | 82,2 | 136,1 | 134,9 |
с повышенной кислотностью | 51,4 | 67,3 | 67,9 |
с низким содержанием гумуса | 58,3 | 90,3 | 111,3 |
с низким содержанием фосфора | 49,7 | 88,8 | 97,5 |
с низким содержанием калия | 16,9 | 22,1 | 21,8 |
Приведенные в таблице 2 данные показывают, что площади кислых почв, почв с низким содержанием питательных веществ велики. Объемы и масштабы деградации почв практически на всей площади пашни значительно опережают объемы и темпы работ по восстановлению плодородия почв. За последние 20-25 лет содержание почвенного гумуса снизилось на 30-40 процентов.
2.2. Описание проблемы
Объемы производства продукции растениеводства являются недостаточными для устойчивого и эффективного функционирования АПК области и обеспечения продуктами питания собственного производства населения области, что в свою очередь, является следствием низкого естественного плодородия почв, недостатка собственных семян высших репродукций для проведения научно-обоснованных сортосмены и сортообновления, увеличения посевных площадей, отсутствие возможности совершенствования структуры посевных площадей, недостаточного внедрения интенсивных технологий для возделывания сельскохозяйственных культур.
Применение органических удобрений
Органические удобрения являются не только источником питательных веществ, но и средством окультуривания почв, в частности, доведения мощности их пахотного слоя до 25-30 см. Внесение 30-40 т. на гектар в год качественного органического удобрения позволяет увеличить пахотный слой на 1-1,5 см.
Для поддержания исходных запасов гумуса в почвах необходимо вносить на каждый гектар пашни в среднем за год под кукурузу - 15 т., картофель и овощи - 20 т. органических удобрений.
Для улучшения структуры почвы и восстановления гумуса необходимо использовать имеющиеся на территории области запасы торфа.
Для бездефицитного баланса гумуса в почвах на пахотных землях ежегодно необходимо вносить 140 тыс. тонн органических удобрений.
Для поддержания баланса гумуса в почве за счет областного бюджета планируется выделить на компенсацию затрат по внесению органических удобрений 2000 тысяч рублей, в том числе 702 тысячи рублей под возделывание картофеля по голландской технологии.
Применение минеральных удобрений
В настоящее время минеральные удобрения вносятся лишь на 20 процентов площади посевов сельскохозяйственных культур, практически не получают минеральные подкормки сенокосы и пастбища.
Для ликвидации дефицита питания почв необходимо:
1. Довести применение минеральных удобрений в год до 4,2 тыс. тонн.
2. Осуществить применение минеральных удобрений, микроудобрений, регуляторов роста растений и мелиорантов почв на основе диагностики питания растений и почв.
Исходя из финансовых возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и установленной государственной поддержки в виде субсидий на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений, в 2005 году планируется выделить 2500 тысяч рублей из областного бюджета на приобретение средств химизации, в том числе 1000 тысяч рублей на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений для обеспечения питомников потомств и размножения в первичном семеноводстве.
В целях окультуривания и улучшения структуры почв, ускорения отвода поверхностных вод проводятся агромелиоративные мероприятия, включающие в себя вспашку залежных и старопахотных земель, гребневание, щелевание и другое.
Гидромелиорация и культуртехнические работы
По результатам учета и проведенного обследования мелиорированных земель в области имеется 77 осушительных систем общей площадью 85,9 тыс. гектаров, в том числе 71,3 тыс.га сельхозугодий. В области имеются 9 оросительных систем общей площадью 2,7 тыс.га в том числе 2,5 тыс.га сельхозугодий. Из осушенных сельхозугодий под пашней занято 13,2 тыс.га (19 процентов), в залежи находится 29,0 тыс.га (41 процентов), под кормовыми культурами 29,1 тыс.га (41,0 процент). Осушенные земли находятся в пользовании более чем у 300 землепользователей различной формы собственности (товарищества, кооперативы, организации, граждане, администрации). В распоряжении предприятий, организаций и граждан, занимающихся производством сельхозпродукции находятся 21,4 тыс.га или 30 процентов от осушенных сельхозугодий. В запасе находится 48,4 тыс.га или 70 процентов всех осушенных земель.
В 2004 году в сельскохозяйственном производстве использовалось всего 26,6 т.га или 37 процентов от имеющихся осушенных земель.
По разным причинам в 2004 году не использовалось 44,7 тыс.га осушенных земель или 63 процента от наличия, в том числе по причине неисправности осушительной сети - 32,3 т.га.
Из-за неудовлетворительного технического состояния мелиоративных систем и как следствия, плохого их использования, валовой сбор сельскохозяйственных культур с мелиорированных земель сократился.
В настоящее время практически все мелиорированные площади требуют проведения мероприятий по повышению плодородия и технического уровня мелиоративных систем. На площади 39,8 тыс.га (56 процента) осушенных сельхозугодиях требуется провести реконструкцию осушительной сети, на 40,7 т.га (57 процентов), культуртехнические работы, на всей площади - химическую мелиорацию.
Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 7 сентября 2005 г. N 201-ПП в настоящую таблицу внесены изменения
Таблица N 3
Перечень
объектов строительства и ремонта мелиоративных систем на 2005 год
(тыс. рублей)
NN п/п |
Наименование видов работ объекты |
|||
Мощность (га) (км) |
Стоимость т. руб. |
Источник финансирования |
||
1. | Строительство и реконструкция мелиоративных систем |
264 | 2500 | федеральн. бюджет |
1.1. | Строительство осушительной системы "Башмачная" ГБСХОС Ленинского района |
264 | 2500 | федеральн. бюджет |
2. | Сохранение и мелиорация пахотных земель |
1984,5 | областн. бюджет |
|
2.1. | Ремонт осушительной системы "Даур" ГБСХОС Ленинского района в том числе: ПИР технадзор |
100 | 318 | областн. бюджет |
2.2. | Ремонт осушительной системы "Бабстовская" 6,1 км. для группы крестьянских хозяйств Ленинского района в том числе : ПИР технадзор |
6,1 км. | 256,3 30 15 |
|
2.3. | Культуртехнические работы ЗАО "Раддевское" Облученский район в том числе: ПИР технадзор |
50 | 258 31 12 |
|
3. | Обследование мелиоративных систем Октябрьского района |
56 | ||
4. | Проектно-сметные работы по строительству осушительной системы "Башмачная" 2 очередь. |
300 | ||
5. | Строительство осушительной Областной системы "Башмачная" в ГБСХОС |
264 | 730,2 | бюджет |
Финансирование мероприятий по мелиорации земель осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов.
За счет средств федерального бюджета финансируются:
- затраты на реконструкцию и строительство осушительных систем.
За счет средств областного бюджета финансируются:
- затраты на реконструкцию, культуртехнические работы, ремонт и содержание внутрихозяйственной мелиоративной сети для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.
З. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
3.1. Цель и задачи программы
Цель: Повышение плодородия почв
Таблица N 4
Задачи программы
N п/п |
Наименование задачи |
Наименование решаемой проблемы |
Ожидаемый результат | |
Описание результата (качественная характеристика) |
Количественная оценка |
|||
1. Задачи в сфере реформирования нормативно-правовой базы | ||||
1.1. | Увеличение производства продукции растениеводства |
Расширение посевных площадей, улучшение фитосанитарного состояния полей, повышения содержания питательных элементов в почве, повышение технического уровня мелиоративных систем |
Совершенствование структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур. Повышение урожайности и увеличение производства сельскохозяйственных культур и сои |
Увеличение сельскохозяйственных угодий на 500 га. Получение дополнительно и продукции в количестве 18 тыс. тонн зерна, 13,5 тыс. тонн сои, 1 тыс. тонн картофеля, 150 тонн кормов |
4. Система программных мероприятий с технико-экономическим обоснованием. Система программных мероприятий
Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 7 сентября 2005 г. N 201-ПП в настоящую таблицу внесены изменения
Таблица N 5
N п/п |
Наименование программных мероприятий |
Затраты всего, тыс. руб. |
Сроки реализации (год) |
Ожидаемый результат (в количественном измерении) |
1. Совершенствование нормативно-правовойбазы | ||||
1. Улучшение использования земель сельскохозяйственного назначения | ||||
1. | Подготовка закона области об использовании земель сельхозназначения |
2005 | Улучшение использования земель сельхозназначения. Наличие механизма планирования их использования |
|
Программные мероприятия Увеличение производства продукции растениеводства, повышение урожайности сельскохозяйственных культур, улучшение почвенного плодородия |
||||
1. | Приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений для производства растениеводческой продукции в том числе: Приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений для производства элитных семян в семеноводческом хозяйстве |
2244,9 1000 |
2005 2005 |
3,8 тонны средств защиты, 320 тонны минеральных удобрений Приобретение 60 тонн азотных удобрений и 64.8 тонн сложных удобрений, 390л средств зашиты# растений |
2. | Проведение работ по выполнению агромелиоративных мероприятий в том числе: Проведение работ по выполнению агромелиоративных мероприятий в семеноводческом хозяйстве |
2877,0 1600 |
2005 2005 |
Окультуривание пахотного горизонта полей, введение в оборот залежных земель, улучшение отвода поверхностных вод на площади 2300 га Окультуривание пахотного горизонта нолей, введение в оборот залежных земель, улучшение отвода поверхностных вод на площади 1500 га |
3. | Компенсация затрат по внесению на поля органических удобрений в том числе: Компенсация затрат по внесению на поля органических удобрений для голландской технологии возделывания картофеля |
1911,6 702 |
2005 2005 |
Повышение содержания гумуса в почве, на 1 процент Улучшение механического состава почвы, повышение гумуса на 3 процента, увеличение урожайности картофеля на 100ц/га |
4. | Сохранение и мелиорация пахотных земель Итого за счет средств областного бюджета |
1984,5 9018 |
2005 | Улучшение технического состояния мелиоративных систем на площади 220 га |
II. | Строительство осушительных систем за счет средств федерального бюджета Всего по программе |
2500 11518 |
2005 |
Ввод эксплуатацию 264 га пашни |
5. Механизм реализации программы
Для реализации программы используются средства областного и федерального бюджетов. Порядок их использования утверждается постановлением правительства области.
6. Ресурсное обеспечение программы
6.1. Финансирование программы
Общий объем финансирования 11518 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 9018 тыс. рублей.
Таблица N 6
Объемы и источники финансирования по программе в целом
(млн. рублей)
Источники финансирования | Итого | 2005 год | 2 год | 3 год | Последующие годы |
В процентах к итогу |
Финансовые средства по программе - всего |
11,518 | 11,518 | - | - | - | - |
Собственные средства участников |
- | - | - | - | - | - |
Средства федерального бюджета |
2,5 | 2,5 | - | - | - | - |
Средства областного бюджета |
9,018 | 9,018 | - | - | - | - |
Средства местных бюджетов |
- | - | - | - | - | - |
Кредиты коммерческих банков |
- | - | - | - | - | - |
Иностранные кредиты и средства международных организаций |
- | - | - | - | - | - |
в том числе: - под гарантии областного бюджета |
- | - | - | - | - | - |
Другие источники финансирования |
- | - | - | - | - | - |
Таблица N 7
Структура финансирования программ
(млн. рублей)
Источники финансирования | Итого | 2005 год | 2 год | 3 год | Последующие годы |
Всего | |||||
Федеральный бюджет | 2,5 | 2,5 | - | - | - |
Областной бюджет | 9,018 | 9,018 | - | - | - |
Местные бюджеты | - | - | - | - | - |
Собственные средства | - | - | - | - | - |
Коммерческие кредиты | - | - | - | - | - |
Другие источники | - | - | - | - | - |
Итого | 11,518 | 11,518 | - | - | - |
Капитальные вложения | |||||
Федеральный бюджет | 2,5 | 2,5 | - | - | - |
Областной бюджет | - | - | - | - | - |
Местные бюджеты | - | - | - | - | - |
Собственные средства | - | - | - | - | - |
Коммерческие кредиты | - | - | - | - | - |
Другие источники | - | - | - | - | - |
Итого | 2,5 | 2,5 | - | - | - |
Ниокр | |||||
Федеральный бюджет | - | - | - | - | - |
Областной бюджет | - | - | - | - | - |
Местные бюджеты | - | - | - | - | - |
Собственные средства | - | - | - | - | - |
Коммерческие кредиты | - | - | - | - | - |
Другие источники | - | - | - | - | - |
Итого | - | - | - | - | - |
Прочие текущие расходы | |||||
Федеральный бюджет | - | - | - | - | - |
Областной бюджет | 9,018 | 9,018 | - | - | - |
Местные бюджеты | - | - | - | - | - |
Собственные средства | - | - | - | - | - |
Коммерческие кредиты | - | - | - | - | - |
Другие источники | - | - | - | - | - |
Итого | 9,018 | 9,018 | - | - | - |
7. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых социально-экономических результатов от реализации программы
Выполнение намеченных программой мероприятий позволит приобрести 380 тонн минеральных удобрений, 3,8 тонн средств защиты растений, внести 2 тыс. тонн органических удобрений, провести ремонт мелиоративной сети на площади 220 га и агромелиоративные мероприятия на площади 3 тыс.га, ввести в оборот 264 га пашни, что даст возможность увеличить урожайность зерна на 2 центнера, сои 1,5, картофеля 100 центнеров с 1 гектара и получить дополнительный объем продукции растениеводства в количестве 34,6 тыс. тонн, в том числе зерна 18 тыс. тонн, сои 13,5 тыс. тонн, картофеля 1 тыс. тонн, грубых кормов 150 тонн.
Намеченные мероприятия позволят сохранить более 300 и создать 70 новых рабочих мест.
8. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Общий контроль за реализацией программы осуществляет управление сельского хозяйства правительства ЕАО.
Контроль за использованием отдельных мероприятий программы осуществляет госзаказчик программы.
Ежеквартально госзаказчик программы представляет в управление экономики правительства области отчет о ходе реализации программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 2 февраля 2005 г. N 13-пп "Об областной целевой программе "Повышение плодородия почв в Еврейской автономной области на 2005 год"
Текст постановления опубликован в информационно-правовом сборнике "Собрание законодательства Еврейской автономной области" от 29 апреля 2005 г. N 5
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 25 октября 2005 г. N 267-пп
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 7 сентября 2005 г. N 201-ПП
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления