Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Областная целевая программа
"Село" на 2005 год
(утв. постановлением Правительства Еврейской автономной области от 29 декабря 2004 г. N 287-пп)
20 апреля, 28 апреля, 9 июня 2005 г.
Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 20 апреля 2005 г. N 105-пп в настоящий Паспорт внесены изменения
1. Паспорт
областной целевой программы "Село"
Наименование программы - "Село"
Основание для разработки - Постановление Законодательного Собрания
программы Еврейской автономной области от 30.10.2002
N 293 "О программе развития мелкотоварного
производства продукции сельского хозяйства
в личных, подсобных хозяйствах населения
Еврейской автономной области на 2003-2005
годы".
Постановление правительства Еврейской авто-
номной области от 17.11.2004 N 203-пп
"Об утверждении перечня областных целевых
программ, принимаемых к разработке на 2005
год".
Закон ЕАО от 09.12.2004 N 381-ОЗ "Об осно-
вах государственной поддержки агропромыш-
ленного комплекса Еврейской автономной об-
ласти".
Государственные заказчики - Управление сельского хозяйства правительст-
программы ва области.
Основные разработчики - Управление сельского хозяйства правительст-
программы ва области.
Цель программы - Повышение эффективности работы агропромыш-
ленного комплекса области, увеличение
объемов производства продукции сельского
хозяйства и пищепереработки, улучшение
снабжения населения области высокока-
чественными продуктами питания из местного
сырья.
Основные задачи программы 1. Увеличение производства продукции растение-
водства, повышение урожайности сельскохо-
зяйственных культур.
2. Увеличение производства продукции животно-
водства, птицеводства и пчеловодства.
З. Обеспечение эпизоотического благополучия
территории области, надзор за выпуском
продукции безопасной в ветеринарно-санитар-
ном отношении.
4. Укрепление материально-технической базы и
повышение технологического уровня сельско-
хозяйственного производства.
5. Развитие рынка сбыта молока, создание эф-
фективного предприятия по выпуску молочной
продукции.
6. Формирование кадрового потенциала агоропро-
мышленного комплекса (далее АПК).
7. Информационно-консультационное обеспечение
АПК.
8. Улучшение использования земель сельскохо-
зяйственного назначения.
Сроки и этапы реализации - 2005 год
программы
Объемы и источники - Всего по программе 29,81 млн. рублей, в том
финансирования программы числе областной бюджет 29,81 млн. рублей.
Ожидаемые конечные - Производство валовой продукции в 2005 году
результаты реализации во всех категориях хозяйств АПК области по
программы сравнению с 2004 годом увеличится на 10,2
процента, в том числе продукция растение-
водства на 14,7, продукция животноводства
на 2,5 процента.
Рост производства по сравнению с 2004 годом
составит: по зерну на 36,3 процента, сои на
7 процентов, овощам на 2,6, картофелю на
2,9, молоку на 1, яйцам на 8,6, мясу 3,8
процента.
Система организации - Общий контроль за реализацией программы
контроля осуществляет госзаказчик программы управле-
за исполнением программы ние сельского хозяйства правительства
области.
Ежеквартально госзаказчик программы пред-
дставляет в управление экономики
правительства области отчет о ходе
реализации программы
Ежегодно правительству ЕАО представляется
информация о ходе реализации программы.
2. Содержание проблемы и обоснование ее решения программными методами
2.1. Анализ ситуации
Агропромышленный комплекс области включает в себя 16 коллективных предприятий (3 государственных, 9 обществ с ограниченной ответственностью, 3 акционерных обществ, 1 сельскохозяйственный производственный кооператив), 298 крестьянских (фермерских хозяйств), 289 производителей пищевой продукции, более 30 тысяч личных подсобных хозяйств
Объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств по оценке в действующих ценах в 2004 году составляет 2253 млн. рублей, из них продукция земледелия 1451,4, животноводства 801,6 млн. рублей, что выше 2003 года на 7,8 процента, в том числе по продукции растениеводства на 10,6 и по продукции животноводства на 3,9 процента.
Стабилизации экономического положения в агропромышленном комплексе способствовала государственная финансовая поддержка средствами областного бюджета.
На 1 декабря 2004 года для нужд агропромышленного комплекса области выделено 59,1 млн. рублей, в том числе из областного бюджета на безвозвратной основе 50,5 млн. рублей и на возвратной основе 8,6 млн. рублей. Они направлены: в растениеводство 3,7 млн. рублей, животноводство 11,4 млн. рублей, в том числе на выполнение программы развития мелкотоварного производства 2,9 млн. рублей, в механизацию 2,8, пищепереработку 13,9 млн. рублей.
Из областного бюджета выделено на повышение плодородия почв 7,5 млн. рублей, для покупки техники и скота на условиях областного лизинга 8,6 млн. рублей. Кроме того, на проведение комплекса работ по возделыванию сельскохозяйственных культур в 2004 году организациями АПК получено кредитов банка с субсидированной процентной ставкой на сумму 30,8 млн. рублей.
Улучшению финансового положения сельскохозяйственных предприятий способствует проводимое финансовое оздоровление.
В соответствии с Законом РФ от 9 июля 2002 года N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" и постановлением Правительства РФ от 30 января 2003 года N 52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" проведено финансовое оздоровление 5 предприятий: СПК "Заречный", ГБСХОС, ООО "Луговое", ОАО "Бирушкинское", госхоз "Дальневосточный".
По пяти предприятиям реструктуризирована на 12 лет просроченная кредиторская задолженность на сумму 47,4 млн. рублей, в том числе основной долг 21,9 млн. рублей, пени и штрафы 25,5 млн. рублей. Списано пеней и штрафов 23,5 млн. рублей.
Кроме того, 17 хозяйств области подписали в разовом порядке соглашения с ОАО "Хабаровскэнерго" о реструктуризации задолженности за потребленную электрическую энергию на условиях залога имущества хозяйств на сумму более 26 млн. рублей. С ОАО "Торговый Дом "Биробиджанагропромснаб" 12 сельскохозяйственных предприятия заключили соглашения о рассрочке задолженности по лизингу на сумму 8,8 млн. рублей.
Эти меры позволили сельскохозяйственным предприятиям значительно улучшить финансовое состояние. По предварительным данным по итогам 2004 года получат прибыль 12 предприятий в объеме 30 млн. рублей против 6 предприятий на сумму 5 млн. рублей в 2003 году.
В текущем году сумма убытков сократится на 19 млн. рублей и составит 10,6 млн. рублей. Общий финансовый результата 19 млн. рублей прибыли против 25 млн. рублей убытков в 2003 году.
В 2004 году объем производства растениеводческой продукции по оценке в действующих ценах составит 1451 млн. рублей, что выше 2003 года на 10,6 процента.
В 2004 году всеми категориями хозяйств получено зерна 21,8 тыс. тонн, картофеля 134,5 тыс. тонн, ка уровне 2003 года, овощей 41,5 тыс. тонн, что выше прошлого года на 19 процентов.
Производство сои превысило уровень 2003 года в 1,7 раза и достигло более 34 тысяч тонн.
Урожайность зерновых культур составила 10,4 и сои 8,9 центнера с гектара, что выше, чем в прошлом году соответственно на 1,8 и 3,3 центнера с гектара. Под посев будущего года засыпано 5152 тонны семян зерновых культур, 4034 тонны сои, что выше уровня 2003 года на 12 процентов. Поднято 34,6 тыс. гектаров зяби, что в 2 раза выше уровня прошлого года.
Выделенные финансовые средства программы "Село" на 2004 год на укрепление материально-технической базы и развитие государственной Биробиджанской сельскохозяйственной опытной станции позволили получить в этом хозяйстве в 2004 году урожайность основных сельскохозяйственных культур выше уровня прошлых лет. По зерновым культурам она составила 16, сое 13,5, картофелю 200 центнеров с гектара.
В хозяйстве внедрено три полевых севооборота, с многолетними травами, на которых в текущем году заготовлено более 800 тонн высококачественного сена. Полученный урожай зерновых культур и сои позволил реализовать сельскохозяйственным товаропроизводителям 725 тонн семян элиты, в том числе зерновых 525 и сои 200 тонн. Для формирования областного страхового фонда под посев в 2005 году засыпано 150 тонн семян зерновых культур высших репродукций.
Сотрудничество с научно-исследовательскими институтами позволило станции эффективно вести первичное семеноводство сельскохозяйственных культур.
Вместе с тем, сокращение валового производства зерна колосовых культур и кукурузы в целом по области осложняют проблему обеспечения отрасли животноводства концентрированными кормами.
Такое положение складывается по причине несоблюдения технологии возделывания сельскохозяйственных культур и, как следствие, низкой урожайности этих культур. В отдельных хозяйствах сортовые посевы зерновых культур в общей их посевной площади составляют 54 процента, сои 53, картофеля 43 процента, что явно недостаточно. Отсюда качество засыпанных семян зерновых культур остается низким.
В целом по отрасли растениеводства по предварительным расчетам в 2004 году ожидается прибыль около 7 млн. рублей.
Наметились положительные тенденции в животноводстве. Увеличились объемы производства продукции по сравнению в 2003 годом. Ожидаемый валовой надой молока во всех категориях хозяйств за 2004 год превысит уровень 2003 года и составит 32,3 тыс. тонн. На 300 тонн увеличится производство мяса в живом весе. В текущем году будет получено более 15 млн. штук яиц или на 8,6 процента больше 2003 года.
Численность поголовья крупного рогатого скота в концу 2004 года достигнет 20,5 тыс. голов, в т.ч. 9,7 тыс. коров.
Финансовая поддержка из областного бюджета в виде субсидий компенсаций по программе развития мелкотоварного производства продукции сельского хозяйства в личных подсобных хозяйствах населения способствовала увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции в этой категории хозяйств. В общем объеме производства продукции животноводства области личными подсобными хозяйствами населения производится молока 84 процента, мяса в живом весе 83 и яиц более 90 процентов.
За счет реформирования коллективных хозяйств увеличилась в текущем году численность поголовья крупного рогатого скота и свиней в крестьянских (фермерских) хозяйствах, возросли объемы производства молока, мяса в живом весе и яиц.
Как и в предыдущие годы, животноводство в области ведется в двух направлениях - молочное и мясное. Одним из направлений является молочное и, прежде всего, в крестьянских хозяйствах и личных подсобных хозяйствах населения. Развитию молочного животноводства способствует финансовая поддержка в виде субсидий за реализованное молоко из областного бюджета.
В текущем году получило дальнейшее развитие и мясное направление. С присвоением статуса племенного репродуктора государственной Биробиджанской сельскохозяйственной опытной станции появилась возможность реализации племенного молодняка герефордской породы хозяйствам области и за ее пределы. Общая численность скота мясного направления в области составляет более полутора тысяч голов.
В области начинает развиваться птицеводство. Численность птицы во всех категориях хозяйств составляет 133 тыс. голов. Проведенная работа по реконструкции цехов на птицефабрике "Биробиджанская" позволит увеличить поголовье птицы в 2 раза, улучшить сохранность молодняка, выйти на прибыльный режим работы, обеспечить население области молодняком птицы.
За период 2001-2002 годы в область завезено 470 голов племенного молодняка крупного рогатого скота. Завоз в область племенных животных позволяет восстановить численность поголовья, улучшить его породные качества.
Принятая программа по организации искусственного осеменения скота в личных подсобных хозяйства населения и проведенные мероприятия способствуют увеличению охвата искусственным осеменением скота.
Вместе с тем рост производства продукции животноводства пока недостаточен. Остается низкой продуктивность скота и птицы, сокращается численность поголовья скота, свиней и птицы в отдельных категориях хозяйств.
Отрасль животноводства остается убыточной, за 2004 год убытки составили 13 млн. рублей
Стабилизация положения дел в животноводстве возможна за счет:
1. Улучшения кормовой базы животноводства, обеспечения кормами личных подсобных хозяйств населения.
2. Завоза в область племенного молодняка высокого генетического потенциала, повышения уровня воспроизводства стада, обеспечения выхода телят до 75 процентов.
3. Обеспечения стабильного рынка сбыта продукции животноводства.
Реализация этих мер позволит увеличить объем производимой продукции животноводства в действующих ценах до 929 млн. рублей, что больше, чем в 2004 году на 2,5 процента.
Основными задачами перед госветучреждениями области являются профилактика инфекционных и массовых незаразных болезней животных, защита населения от болезней, общих для человека и животных, выпуск продукции животного происхождения, безопасной в ветеринарно-санитарном отношении.
За последние годы ситуация, связанная с состоянием госветучреждений на территории области, требует улучшения.
Несмотря на сокращение финансирования госветучреждений области, численности их сотрудников, на территории области обеспечивается эпизоотическое благополучие. Выполнены основные показатели специальных ветмероприятий, определенные противоэпизоотическим планом, направленные на профилактику особо опасных болезней животных.
В области складывается система мер государственной поддержки технической оснащенности и эффективного использования технологий сельскохозяйственными товаропроизводителями, которая осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
- укрепление материально-технической базы машинно-технологической станции и техническое перевооружение предприятий областного значения;
- приобретение техники, оборудования и запасных частей для ведения сельскохозяйственного производства;
- предоставление возможности приобретения техники на условиях областного лизингового фонда на возвратной основе для предприятий всех форм собственности;
- возмещение части затрат в размере 50 процентов сметной стоимости капитального ремонта тракторов, их узлов и агрегатов, формирование вторичного рынка техники;
- поддержка сельскохозяйственного производства путем регулирования энерготарифов, проведения реструктуризации долгов за поставку электроэнергии.
Укрепление материально-технической базы государственного предприятия ЕАО "Машинно-технологическая станция "Биробиджанская" позволило в 2004 году приобрести новое технологическое оборудование, подготовить участок для восстановительного ремонта изношенных деталей, произвести капитальные ремонты сельскохозяйственной техники на сумму около 2,6 млн. рублей, в том числе субсидировать сельхозтоваропроизводителям оказанные услуги на сумму 13 млн. рублей, оказать хозяйствам области услуги по вспашке земель, уборке зерновых культур и сои на общую сумму более 600 тыс. рублей.
С 2001 года для приобретения техники и племенной продукции на условиях областного лизинга из областного бюджета было выделено более 35 млн. рублей. За счет бюджетных средств и средств лизингополучателей приобретено техники и оборудования на 27,5 млн. рублей. В оборот вовлечены собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей в сумме более 2,5 млн. рублей.
За три года приобретено 13 зерноуборочных комбайнов "Енисей 1200", "КЗС-3" колесной и гусеничной модификации. Приобретены 3 кормоуборочных комбайна. Парк тракторов пополнили 7 гусеничных тракторов ДТ-75.
Для обеспечения переработки молока и повышения рентабельности производства для ГП ЕАО "Биробиджан-молоко" приобретается оборудование для обновления технологии, реконструкции компрессорного, холодильного хозяйства предприятия.
На 01.10.2004 года техническая оснащенность АПК области характеризовалась следующими показателями:
Наименование показателя | Ед. изм. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | |||
Тракт. | Комб. | Тракт. | Комб. | Тракт. | Комб. | ||
Наличие | % | 1290 | 283 | 1176 | 262 | 1087 | 245 |
Обновление | % | 3.3 | 2.9 | 1.7 | 3.6 | 2 | |
Коэффициент ликвидации |
% | 16 | 4.9 | 9.7 | 8 | 8.2 | 7 |
Нагруженность | Га/ед | 70 | 154 | 76 | 166 | 85 | 178 |
В целом обновление техники за год составляет 2 - 3,3 процента, в то же время нужно заменять от 8 до 10 процентов в год.
Важное звено агропромышленного комплекса - пищевые и перерабатывающие предприятия.
На 1 ноября 2004 года в отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности числится 4 крупных и средних предприятия, 27 малых предприятий и 258 индивидуальных предпринимателей. Всего зарегистрировано 289 производителей пищевой продукции.
За 10 месяцев 2004 года выпуск промышленной продукции в стоимостном выражении составил 97 млн. рублей или 120 процентов к соответствующему периоду прошлого года.
В области осуществляется переработка мяса, молока, овощей, сои, рыбы, зерна. Производится кондитерская и алкогольная продукция.
За январь-октябрь 2004 года по сравнению с соответствующим периодом 2003 года произведено в натуральном выражении цельномолочной продукции 1640 тонн или 93 процента к уровню соответствующего периода прошлого года, масла животного 13 тонн (в 1,7 раза больше), алкогольных напитков 64,9 тыс. дал (107 %), безалкогольных напитков 49 тыс. дал (117 %). Заготовки молока составили 1660 тонн или 137 процентов.
В 2003-2004 годах начали производственную деятельность новые предприятия по переработке мяса в г. Биробиджане ООО "Бридер", по производству минеральных вод и напитков ЗАО "Золотая Сутара", ГП ЕАО "Биробиджан-молоко".
С начала 2004 года произведено колбасных изделий 540 тонн, мясных полуфабрикатов 175 тонн, получено минеральной воды 655 тыс. полулитров.
Вместе с тем снижено производство мороженого, хлеба и хлебобулочных, макаронных и кондитерских изделий.
Наиболее общими проблемами для предприятий пищепереработки являются:
1. Недостаток сырьевых ресурсов местного производства.
В 2003 году производственные мощности использованы по выпуску цельномолочной продукции лишь на 16,5 процента, маслу животному на 11, хлебу и хлебобулочным изделиям на 58, макаронным изделиям на 45, водочной продукции на 16,воде минеральной на 50 процентов.
2. Материально-техническая база пищеперерабатывающих предприятий некоторых предприятий требует обновления и реконструкции.
В тоже время возрастает роль индивидуального предпринимательства в области переработки сельскохозяйственного сырья и выпуска пищевых продуктов. Индивидуальными предпринимателями производится 80 процентов от всего производимого в области хлеба и хлебобулочных изделий, 95 рыбной продукции, 75 макаронных изделий, 41 процент мясных полуфабрикатов.
Особое внимание уделяется созданию благоприятного инвестиционного климата для переработчиков сельскохозяйственного сырья. В соответствии с постановлением губернатора ЕАО от 27.04.2002 N 102 "О предоставлении государственной поддержки инвестиционных проектов на территории ЕАО" образован и действует инвестиционный совет ЕАО. По решению совета в текущем году оказана финансовая поддержка ООО "Бридер" в виде возмещения процентной ставки при реализации инвестиционного проекта с участием кредитных организаций. Ведется работа организациями и индивидуальными предпринимателями по составлению бизнес-планов по ряду приоритетных направлений, таких как переработка молока, мяса птицы, сои.
Приоритетным направлением развития пищепереработки в области является переработка молока. В декабре 2003 года правительством области принято решение о создании государственного предприятия ЕАО "Биробиджан-молоко". С этого времени началось становление предприятия, приобретается современное технологическое оборудование.
Согласно проектно-сметной документации и бизнес-плану на период 2005-2009 годы реконструкция продолжится в 2005 году. Предполагается закупить новые линии по производству и упаковке сливочного масла, творогов и мороженого. Это позволит оздоровить финансовое состояние предприятия, повысить его экономическую независимость и возможность развития производства за счет собственной прибыли.
Обновление материально-технической базы предприятий АПК в 2001-2004 годах велось за счет средств областного бюджета. За это время проведена реконструкция животноводческих помещений в ОАО "Птицефабрика Биробиджанская", ГУ ГБСХОС, ООО "Даниловское" осуществлено строительство зерноочистительной линии и зернохранилища в ГУ ГБСХОС, начата реконструкция цеха сгущения молока в ГП ЕАО "Биробиджан-молоко".
В 2004 году на капитальные вложения выделено из областного бюджета 17250 тыс. рублей.
Важной задачей является обеспечение населения области продуктами питания собственного производства. В 2003 году соотношение сельскохозяйственной продукции собственного производства к рекомендуемым медицинским нормам потребления составляет на душу населения по мясу и мясопродуктам 18 процентов, яйцам 48, молоку и молокопродуктам 74 процента, овощам в 2 и картофелю в 5 раз.
Если производимые сельхозтоваропроизводителями ЕАО мясо, яйца и молоко реализуются внутри области, то части картофеля и овощей необходимо обеспечить сбыт за ее пределами. Поэтому одним из направлений агромаркетинга в 2005 году будет считаться организация районных, областных сельскохозяйственных выставок-ярмарок, участие сельхозтоваропроизводителей в межрегиональных выставках-ярмарках.
В соответствии с областным Законом "О закупках и поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд Еврейской автономной области" в 2004 году обеспечено проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на закупку и поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд ЕАО. Общая стоимость заключенных контрактов составила более 26 млн. рублей, а их экономическая эффективность составила 29 млн. рублей.
На начало 2004 года агропромышленный комплекс области насчитывал около 2250 человек, в том числе 377 руководителей и специалистов.
На подготовку кадров в 2004 году по программе "Село" было выделено 170 тыс. рублей. Выделенные средства были направлены на проведение семинаров и конкурсов профессионального мастерства, повышение квалификации специалистов по охране труда, бухгалтерскому учету, инженеров-электриков, техников-осеменаторов, агрономов-семеноводов и участие в семинарах-совещаниях, конференциях по изучению передовых технологий, новых научных разработок. Профессиональный уровень повысило более 300 человек.
В настоящее время за счет средств программы "Село" обучается в Биробиджанском филиале Дальневосточного аграрного университета 16 человек с условием оплаты 50 процентов стоимости обучения.
В области действует 4 учебных заведения, готовящие специалистов и работников массовых профессий для АПК области - Биробиджанский сельскохозяйственный техникум, ежегодно выпускающий около 100 специалистов, и 3 професионально-технических училища, готовящих ежегодно до 80 человек рабочих профессий.
В АПК области продолжается работа по реформированию хозяйств.
В соответствии с существующим законодательством особое внимание уделяется созданию и укреплению крестьянских, фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств населения как наиболее эффективной форме хозяйствования.
Реорганизация сельскохозяйственных предприятий в другие организационно-правовые формы хозяйствования позволяет соблюсти требования существующего законодательства, сохранить имущественный комплекс хозяйств, создать эффективного собственника.
В последние годы особое внимание уделяется созданию новых и укреплению существующих крестьянских хозяйств, занимающихся животноводством. В настоящее время все 298 хозяйств имеют крупный рогатый скот, лошадей, свиней, овец, коз, птицу, а хозяйств, где более 10 голов крупного рогатого скота, или более 15 свиней насчитывается 172, и количество таких крестьянских хозяйств ежегодно возрастает.
Совместно с управлениями сельского хозяйства муниципальных образований будет продолжена работа по созданию и укреплению крестьянских хозяйств в селах Дежнево, Кукелево, Валдгейм, Надеждинское, Белгородское, Песчаное и некоторых других.
За 10 месяцев 2004 года в крестьянских хозяйствах превышен соответствующий период 2003 года по производству молока на 783 тонны или 36,3 процента, мяса на 5,8 процента, яиц на 8,3 процента.
Поголовье крупного рогатого скота увеличилось в 1,4 раза, коров в 1,6 раза, свиней на 24 процента, овец и коз на 28 процентов.
Хозяйства стабильно наращивают объемы производства продукции земледелия. В 2004 году получено зерна 13,3 тыс. тонн, что выше уровня 2003 года на 27 процентов, овощей 13,2 тыс. тонн или выше прошлого года на 36 процентов, картофеля 11,9 тыс. тонн или больше 2003 года на 6 процентов.
На 1 декабря т. г. получено сои 19 тыс. тонн или выше соответствующего периода прошлого года в 1,6 раза. В целом по крестьянским хозяйствам ожидается производство продукции в действующих ценах на сумму 437 млн. рублей, что выше прошлого года на 29 процентов, в том числе по продукции растениеводства на 34 процента, продукции животноводства на 9 процентов.
Производством сельскохозяйственной продукции в области занимаются более 30 тыс. личных подсобных хозяйств. Доля производства продукции в общем ее объеме здесь составляет более 70 процентов. Площадь сельхозугодий в личном пользовании граждан составляет 16,9 тыс. гектаров, в т. ч. пашни 7,7 и 5,8 тыс. га сенокосов.
Население области производит в год продукции более чем на миллиард рублей. Производство картофеля, овощей сосредоточено в основном в частном секторе и составляет 88 и 61 процент в общем объеме их производства.
Производство молока составляет ежегодно 27 тыс. тонн, скота и птицы на убой более 4 тыс. тонн, яиц около 12 млн. штук, 170 тонн меда, это 84,84 и 80 процентов к общему объему производства этих видов продукции в области.
Население содержит около 15 тыс. голов крупного рогатого скота, более 6 тыс. коров, более 12 тыс. свиней, 74 тыс. голов птицы, 6,8 тыс. семей пчел.
В целях поддержки и развития личных подворий в октябре 2002 года правительством области одобрена и утверждена законодательным собранием программа развития мелкотоварного производства продукции сельского хозяйства в личных подсобных хозяйствах населения на 2003-2005 годы.
В целях регулирования взаимоотношений между органами государственной власти и гражданами, имеющими личные подворья, в 2004 году принят областной Закон "О государственной поддержке граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, Еврейской автономной области".
Все это способствовало наращиванию объемов сельскохозяйственной продукции в частном секторе области.
Финансовая поддержка личных подворий в 2004 году составит около 3 млн. рублей, а на 2005 год программой "Село" предусматривается финансовая поддержка в сумме 3775 тыс. рублей.
2.2. Описание проблемы
Растениеводство.
Несмотря на увеличение объемов производства продукции земледелия, остаются нерешенными следующие вопросы: увеличение производства зерна для развития животноводства; наращивание объемов применения минеральных удобрений, средств защиты растений, семян высших репродукций, повышение урожайности сельскохозяйственных культур, прежде всего, зерновых и сои.
С целью увеличения продукции растениеводства необходимо решить следующие основные проблемы:
- обеспечение семенами высших репродукций сельхозтоваропроизводителей области для проведения научно-обоснованных сортосмены и сортообновления, увеличения посевных площадей;
- улучшение плодородия почв за счет внедрения севооборотов, совершенствования структуры посевных площадей;
- расширение опыта внедрения интенсивных технологий для возделывания сельскохозяйственных культур.
Животноводство.
Несмотря на некоторую стабилизацию положения дел с сохранностью поголовья крупного рогатого скота, свиней и птицы в области, спад поголовья по сравнению с прошлым годом в ряде категорий хозяйств продолжается. Идет снижение маточного поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах населения.
Ежегодно сокращается численность закупаемого племенного скота на лизинговых условиях.
В области принята программа по организации искусственного осеменения скота в личных подсобных хозяйствах населения. Однако в 2004 году по сравнению с 2003 годом сократилось количество искусственно осемененных животных в частном секторе. Удешевление услуг по искусственному
осеменению скота обеспечит увеличение охвата искусственным осеменением животных.
Недостаточная кормовая база является главным сдерживающим фактором роста объемов производства продукции, сохранности поголовья. Решение проблемы обеспечения кормами личных подсобных хозяйств населения позволит увеличить объемы производства продукции животноводства.
Государственная поддержка личных подворий позволит решать проблему обеспеченности кормами подсобных хозяйств населения и увеличения численности поголовья крупного рогатого скота и птицы.
С целью увеличения производства продукции животноводства, птицеводства и пчеловодства необходимо решить следующие проблемы:
- постепенное наращивание численности поголовья крупного рогатого скота, птицы и пчелосемей;
- повысить продуктивность животных;
- улучшить генетический потенциал скота;
- улучшение кормовой базы.
Ветеринария.
Учитывая особую значимость роли своевременной диагностики болезней сельскохозяйственных животных и птицы, выделенные средства будут использованы в большей степени на подготовку проектно-сметной документации и начало работ по реконструкции производственного помещения областной ветеринарной лаборатории, что позволит в ближайшее время избежать ежегодных затрат в объеме 1,5 млн. рублей, связанных с оплатой исследований на базе региональных ветлабораторий, находящихся за пределами Еврейской автономной области.
Кроме того, своевременная постановка диагноза и оценка напряженности иммунитета птицы и животных после их вакцинации позволит своевременно принимать экономически эффективные меры по профилактике инфекционных болезней, а также обеспечивать выпуск продукции животного происхождения безопасной в ветеринарно-санитарном отношении.
Механизация.
Сокращение машинно-тракторного парка идет более быстрыми темпами чем обновление, в результате увеличиваются нагрузки на машинно-тракторный парк.
Государственная поддержка обновления и увеличения технического потенциала сельскохозяйственного производства области направлена на решение следующих проблем:
- формирование платежеспособного спроса сельскохозяйственных товаропроизводителей на машинно-технологические и ремонтные услуги, продукцию машиностроения путем субсидирования капитального ремонта;
- повышение уровня технического сервиса, технологических услуг, осуществляемых машинно-технологическими станциями путем укрепления материально-технической базы;
- совершенствование уровня применяемых систем технологий и машин на основе содействия внедрению интенсивных технологий и субсидирования затрат на приобретение техники, оборудования и запасных частей.
Пищепереработка.
В области существует проблема сбыта и переработки молока. Прием молока на переработку в последнее время осуществляли три предприятия: ОАО "ДВИПП-ЕВА", КХ "Дарьюшка", ИП Белоносов.
В декабре 2003 года правительством области принято решение о создании государственного предприятия ЕАО "Биробиджан-молоко" с целью обеспечения задачи развития рынка сбыта молока и выпуска высококачественной молочной продукции на основе натурального местного сырья.
Выполнение данной задачи позволит решить следующие проблемы:
- наращивание объемов производства и реализации молока сельскохозяйственными товаропроизводителями области;
- обновление материально-технической базы по переработке молока.
Строительство.
Для стабильного развития сельскохозяйственных предприятий области необходимо выделение средств на строительство, реконструкцию и ремонт производственных зданий и сооружений, на обновление оборудования.
Развитие племенного репродуктора в ГУ ГБСХОС, увеличение поголовья скота, требует строительства новых животноводческих помещений и капитального ремонта существующих, что позволит решить проблему обеспечения технологических требований содержания и расширения племенного репродуктора на ближайшие годы.
Проведенная в 2002-2004 году реконструкция помещений для клеточного содержания птицы в ОАО "Птицефабрика Биробиджанская" позволила увеличить поголовье птицы. На птицефабрике имеется два клеточных цеха для содержания молодняка и кур-несушек, закуплено новое оборудование для содержания молодняка птицы. Вместе с тем имеются цехи для напольного содержания птицы, требующие реконструкции под секционное содержание. Это позволит улучшить режим кормления и содержания птицы, что, в свою очередь, скажется на увеличении яйценоскости кур, сокращении затрат на содержание птицы.
Государственная поддержка реконструкции производственных зданий и сооружений племенных репродукторов крупного рогатого скота и птицы позволит решить проблему:
- обеспечения технологических требований содержания и расширения племенных репродукторов крупного рогатого скота и птицы.
Кадры.
В работе по совершенствованию кадрового обеспечения АПК области существуют проблемы. Среди них закрепляемость молодых специалистов в сельском хозяйстве и отток из села высококвалифицированных кадров рабочих профессий.
Учитывая Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2000 N 117 "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса", и в рамках реализации в соответствии с ним отраслевой программы "Развитие аграрного образования" (на 2003-2005 г.г. и на период до 2010 г) система мер по обеспечению кадровой политики в области направлена на решение следующие приоритетных проблем:
- обеспечение взаимодействия органов управления АПК и предприятий-заказчиков с учебными заведениями, готовящими кадры для села на основе реализации совместных целевых программ кадрового обеспечения агропромышленного комплекса ЕАО.
Проблемой формирования базы информационно-консультационного обеспечение АПК является:
- приобретение электронно-вычислительной техники для создания пункта обеспечения информации, приобретение специальной литературы.
По вопросам реформирования нормативно-правовой базы приоритетной проблемой является:
- реализация Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в связи с наделением органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по вопросам планирования использования земель сельскохозяйственного назначения.
З. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
3.1. Цель и задачи программы
Цель: Повышение эффективности работы агропромышленного комплекса области, увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства и пищепереработки, улучшение снабжения населения области высококачественными продуктами питания из местного сырья
Таблица 1
Задачи программы
N п/п |
Наименование задачи |
Наименование решаемой проблемы |
Ожидаемый результат | |
Описание результата (качественная характеристика) |
Количественная оценка | |||
1. Задачи в сфере реформирования нормативно-правовой базы | ||||
1.1. | Улучшение использования земель сельско- хозяйственного назначения |
Наделение органов государственной власти области полномочиями в вопросах планирования использования земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ |
Подготовка областного закона о планировании использования земель сельхозназначения |
Улучшение использования земель сельхозназ-начения. Наличие механизма планирования их использования |
1.2. | Обеспечение эпизоотического благополучия территории области, надзор за выпуском продукции безопасной в ветеринарно- санитарном отношении |
Недопущение карантинных заболеваний животных на территории ЕАО, выпуск продуктов животного происхождения, безопасных в ветеринарно- санитарном отношении |
Подготоика областного закона о ветеринарной службе ЕАО и областной целевой программы "Ветеринария" на 2006 год |
Эпизоотическое благополучие территории области по ящуру. сибирской язве, оспе овец. туберкулезу, бруцеллезу животных. Выпуск 5 тыс. тонн мяса, 34 тыс. тонн молока, 13 млн. штук яиц, безопасных в ветеринарно- санитарном отношении |
2. Задачи в создания материально-технических условий решения сфере проблем |
||||
2.1. | Укрепление материально- технической базы и повышение технологического уровня сельско- хозяйственного производства |
Формирование платежеспособного спроса сельскохозяйственных товаропроизводителей на машиннотехнологические и ремонтные услуги. Повышение уровня технического сервиса, технологических услуг Внедрение интенсивных технологий производства семян |
Создание приоритетных условий для производителей сельскохозяйственной продукции Повышение качества капитально- восстановительного ремонта, качества технологических услуг |
Проведение капитального ремонта 15 тракторов, 30 двигателей и трансмиссий, на сумму 3 млн. рублей. Увеличение объема услуг сельскохозяйственным товаропроизводитель на 300 тыс. рублей, в том числе по капитальным ремонтам на 150 тыс. рублей. полевым и уборочным работам на 150 тыс. рублей. Увеличение урожайности зерновых культур и сои на 10% |
2.2. | Увеличение производства продукции животноводства птицеводства и пчеловодства |
Улучшение генетического потенциала скота, создание условий для его содержания |
Обеспечение поголовья скота и птицы животноводческими помещениями в соответствии с нормативами |
Ввод в эксплуатацию коровника на 200 голов, птичника на 10 тыс. голов молодняка птицы |
2.3. | Обеспечение эпизоотического благополучия территории области, надзор за выпуском продукции, безопасной в ветеринарно- санитарном отношении |
Слабая диагностическая база госучреждений ветеринарии |
Укрепление материально технической базы областной ветеринарной Лаборатории |
Повышение сохранности скот: и птицы во всех категориях хозяйств. Выпуск благополучных ветеринарно-санитарном отношении мяса, молока, яиц |
2.4. | Развитие рынка сбыта молока, создание эффекивного предприятия по выпуску молочной продукции |
Физический износ помещений, износ оборудования, недостаток технологического оборудования для производства новых видов продукции. |
Реконструкция производственных помещений, приобретение и установка нового оборудования. Получение высококачественных молочных продуктов, расширение ассортимента выпускаемых товаров. Стимулирование увеличения поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах области, появление новых рабочих мест |
Переработка молока до 10-12 тонн ежегодно. Организация 30 новых рабочих мест |
3. Задачи в других отраслях АПК | ||||
3.1. | Увеличение производства продукции растениеводства, повышение урожайности сельскохозяйс- твенных культур |
Улучшение обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей семенами высших репродукций районированных сортов, проведение научно- обоснованных сортосмен и сортообновления, внедрение севооборотов, в том числе травопольных, создание областного страхового фонда семян |
Совершенствование структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур, увеличение площади посева семенами высших репродукций. Повышение урожайности, увеличение производства зерновых культур и сои |
Получение семян высших репродукций всего 2500 тонн, в том числе зерновых культур 1100, сои 810 тонн. Получеиие 30 тыс. тонн зерна. З9 тыс. тонн сои |
Увеличение производства продукции животноводства, птицеводства и пчеловодства |
Снижение численности поголовья крупного рогатого скота и птицы. Низкая продуктивность животных, слабый генетический потенциал скота. |
Наращивание численности поголовья крупного рогатого скота и птицы. Увеличение генетического потенциала скота. Сохранение популяции Дальневосточной пчелы. Обеспечение населения области продукцией животноводства, согласно медицинским нормам потребления |
Численность поголовья крупного рогатого скота возрастет до 23 тыс. голов поголовье птицы на ОАО "Птицефабрика Биробиджанская" возрастет до 40 тыс. голов, количество пчелосемей увеличится в 1,7 раза. Производство молока составит 32,6 тыс. тонн яйца 15,5 млн. штук, мяса (в живом весе) 5,5 тыс. тонн |
|
3.3. | Обеспечение эпизоотического благополучия территории области, надзор за выпуском продукции, безопасной в вегеринарно- санитарном отношении |
Своевременность проведения диагностики. профилактики и лечения заболеваний животных |
Производство безопасного в ветеринарно санитарном отношении сырья животного происхождения. Профилактика инфекционных и инвазионных болезней на территории области |
Повышение сохранности животных на 10% |
3.4. | Развитие рынка сбыта молока создание эффективного предприятия по выпуску молочной продукции |
Наращивание объемов производства и реализации молока сельскохозяйственными товаропроизводителями области |
Производство и реализация конкурентоспособной молочной продукции в период реконструкции |
Обеспечение приема молока переработку в количестве 10-12 тонн в день |
3.5. | Формирование кадрового потенциала АПК |
Обеспечение взаимодействия органов управления АПК и предприятий заказчиков с учебными заведениями, готовящими кадры для села. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей, специалистов и кадров массовых профессий АПК области |
Создание системы подбора, подготовки и использования кадров в АПК области. Пополнение высоко- квалифицированными кадрами АПК области |
Рост количества специалистов АПК с высшим образованием на 5%, кадров среднего звена и массовых профессий на 10% Улучшение качественного состава руководящих кадров АПК на 10%. |
3.6. | Информационно- консультационное обеспечение АПК |
Формирование информационной базы консультационного пункта |
Расширение форм и методов работы информационно- консультационной службы управления сельского хозяйства правительства ЕАО |
Укрепление информационно- консультационной службы ЭВМ на 40% |
Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 9 июня 2005 г. N 144-пп в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Система программных мероприятий с технико-экономическим обоснованием
Таблица N 2
Система программных мероприятий
N п/п |
Наименование программных мероприятий |
Затраты всего, тыс. руб. |
Сроки реализации (год) |
Ожидаемый результат (в количественном измерении) |
1. Совершенствование нормативно-правовой базы 1. Улучшение использования земель сельскохозяйственного назначения |
||||
1 . | Подготовка закона области об использовании земель сельхозназначения |
2005 | Улучшение использования земель сельхозназначения. Наличие механизма планирования их использования |
|
2. Обеспечение эпизоотического благополучия территории области, надзор за выпуском продукции, безопасной в ветеринарно-санитарном отношении |
||||
2. | Подготовка закона области о ветеринарной службе ЕАО и областной целевой программы "Ветеринария" на 2006 год |
2005 | Достижение эпизоотического благополучия территории области по ящуру, сибирской язве, оспе овец, туберкулезу, бруцеллезу животных. Выпуск 5,5 тыс. тонн мяса. 33 тыс. тонн молока. 15,5 млн. штук яиц, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении |
|
2. Развитие материально-технической базы | ||||
2.1. Укрепление материально-технической базы и повышение технологического уровня сельскохозяйственного производства |
||||
3. | Государственная поддержка на проведение капитального ремонта техники в машинно- технологических станциях |
1500 | 2005 | Восстановление 15 тракторов, 30 двигателей и трансмиссий |
4. | Государственная поддержка укрепления материально- технической базы машинно- технологической станции |
650 | 2005 | Увеличение объема услуг на 300 тыс. рублей, в том числе по капитальным ремонтам на 150 тыс. рублей, полевым и уборочным работам на 150 тыс. рублей. |
5. | Субсидирование затрат по приобретению техники, для внедрения ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий (ГУ ГБСХОС) |
1150 | 2005 | Производство картофеля по интенсивной технологии на площади 50 гектаров, обеспечение урожайности 250 ц/га. Возделывание зерновых культур и сои по интенсивной технологии на площади 800 гектаров |
2.2. Увеличение производства продукции животноводства, птицеводства, пчеловодства |
||||
6. | Государственная поддержка укрепления материально- технической базы предприятий: ОАО "Птицефабрика Биробиджанская", ГП ЕАО "Биробиджан-молоко" |
420 | 2005 | Увеличение объема производства и переработки молока до 12 тонн в день, производство диетических яиц до 3,5 млн. штук |
7. | Субсидирование затрат на строительство и реконструкцию животноводческих помещений, всего в т.ч. - ГУ ГБСХОС - ОАО "Птицефабрика Биробиджанская" |
3000 2500 500 |
2005 |
Строительство коровника на 200 голов, реконструкция коровника на 200 голов Реконструкция цеха площадью 480 кв. м |
2.3. Обеспечение эпизоотического благополучия территории области, надзор за выпуском продукции, и в ветеринарно-санитарном отношении безопасно |
||||
8. | Государственная поддержка укрепления материально- технической базы ветеринарии: - подготовка проектно- сметной документации; - реконструкция здания ОГУ "Областная ветеринарная лаборатория" |
88,4 411,6 |
2005 2005 |
Документационное обеспечение работ 2-х пристроек зданию облветлаборатории Начало работы по двум пристройкам к зданию облветлаборатори |
2.4. Развитие рынка сбыта молока, создание эффективного предприятия по выпуску молочной продукции |
||||
9. | Поддержка предприятий по переработке молока - реконструкция цеха сгущения ГП ЕАО "Биробиджан-молоко" Итого: |
4880 12300 |
2005 | Ввод реконструированного цеха на 10-12 тонн молока в смену |
3. Прочие программные мероприятия 3. Увеличение производства продукции растениеводства, повышение урожайности сельскохозяйственных культур |
||||
10. | Субсидирование реализации элитных семян собственного производства сельскохозяй- ственным товаропроизводи- телям области в том числе: - семена урожая 2005 года - зерновые культуры - соя Семена урожая 2004 года под посев 2005 года - зерновые культуры - соя |
1250 993 793 200 257 40 217 |
2005 | Реализация семян элиты урожая 2005 года всего 464 тонны в том числе: зерновые культуры - 397 т соя - 67 т Урожая 2004 года - 201 т в том числе: зерновые культуры - 20 т соя - 181 т |
11. | Государственная поддержка создания областного страхового фонда семян сельскохозяйственных культур |
800 | 2005 | 150 тонн семян зерновых культур. |
12. | Финансовая поддержка сортоучастков |
100 | 2005 | Сортоиспытание и передача в производство районированных сортов зерновых, сои. картофеля |
13. | Государствснная поддержка приобретения семян кормовых культур |
337 | 2005 | 8 тонн |
14. | Субсидирование компенсации затрат по приобретению минеральных удобрений и средств защиты растений для производства элитных семян |
1650 | 2005 | 1,8 тонны средств защиты. 124 тонны минеральных удобрений |
15. | Финансирование научных разработок ДальНИИСХ, ВНИИ сои, финансовая поддержка первичного семеноводства в ГУ ГБСХОС |
600 | 2005 | Контроль за выполнением технологий возделывания зерновых культур, сои, картофеля, кукурузы на зерно, ведение первичного семеноводства сельскохозяйственных культур |
16. | Оплата специализированной агрометеоинформации Итого по растениеводству: |
80 5150 |
2005 | Получение метеоинформации |
3.2. Увеличение производства продукции животноводства, птицеводства, пчеловодства |
||||
17. | Государственная поддержка производства яиц птицефабриками имеющим поголовье птицы свыше 20 тыс. голов |
2710 | 2005 | Получение 3550 тыс. шт. яиц |
18. | Государственная поддержка сельскохозяйственным предприятиям крестьянским (фермерским) хозяйствам за молоко, реализуемое предприятиям области, перерабатывающим не менее 3 тонн молока в сутки |
2520 | 2005 | Закупка 840 тонн молока |
19. | Субсидия на полученный приплод крупного рогатого скота в том числе: по программе МТП |
2310 | 2005 | Получение приплода крупного рогатого скота 5860 голов |
20. | Субсидирование на возмещение части затрат по содержанию свиноматок в том числе: по программе МТП |
670 670 |
2005 | Содержание 620 свиноматок |
21. | Государственная поддержка ОАО "Биробиджанское предприятие по искусственному осеменению и заготовкам племенных животных" за семя и азот |
162 | 2005 | Закупка 10 тонн азота на сумму 140 тыс. рублей обеспечит потребность в хранении семени производителей 10 тыс. доз |
22. | Субсидирование затрат по искусственному осеменению скота в частном секторе, всего в том числе: по программе МТП |
94 29 |
2005 | Осеменение крупного рогатого скота в частном секторе 500 голов |
23. |
Утратил силу См. текст пункта 23 |
|||
3.3. Обеспечение эпизоотического благополучия территории области, надзор за выпуском продукции, безопасности в ветеринарно-санитарном отношении |
||||
24. | Субсидирование компенсации 50 процентов стоимости ветеринарных препаратов платных услуг населению, в том числе: - по программе МТП Итого по ветеринарии в том числе: - по программе МТП Итого по ветеринарии |
150 150 150 150 150 |
Повышение сохранности свинопоголовья | |
3.4. Развитие рынка сбыта мoлoка создание эффективного предприятия по выпуску молочной продукции |
||||
25. | Приобретение товаро- материальных ценностей, закуп молока и другого сырья для выпуска пищевых продуктов ГП ЕАО "Биробиджан-молоко" в период реконструкции Итого |
3525 | 2005 | Обеспечение приема молока на переработку в количестве 10-12 тонн в день Производство и реализация конкурентноспособной молочной продукции в период реконструкции |
3.5. Формирование кадроаого потенциала АПК | ||||
26. | Подготовка и повышение квалификации кадров |
192 | 2005 | Подготовка и повышение квалификации |
3.6. Информационно консультационное обеспечение АПК | ||||
27. | Информационно-консульта- ционное обеспечение АПК |
10 | 2005 | приобретение спецлитературы для соз- дания пункта обеспечения информации |
Прочие мероприятия | ||||
28. | Организация выставок- ярмарок проведение конкурсов на закупку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд |
50 | 2005 в течение года |
Расширение рынков сбыта сельскохозяйственной продукции. Осуществление взаимодействия между товаропроизводителями и потребителями. Заключение договоров на поставку сельскохозяйственной продукции |
29. | Субсидирование разницы в процентных ставках по кредитам банка |
300 | 2005 | Снижение себестоимости продукции, улучшение финансового результата предприятий АПК |
30. |
Исключен См. текст пункта 30 |
|||
Всего по программе 29810 В т.ч. по программе МТП 3775 |
5. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы утверждается постановлением правительства области
Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 20 апреля 2005 г. N 105-пп в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. Ресурсное обеспечение программы
6.1. Финансирование программы
Общий объем финансирования 29810 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 29810 тыс. рублей.
Таблица 4
Объемы и источники финансирования по программе в целом (мил. рублей)
Источники финансирования |
Итого | 2005 год | 2 год | 3 год | Последующие годы |
В процентах к итогу |
Финансовые средства по программе - всего |
29,81 29,81 |
29,81 29,81 |
- | - | - | - |
Собственные средства участников |
- | - | - | - | - | - |
Средства федерального бюджета | - | - | - | - | - | - |
Средства областного бюджета | - | - | - | - | - | - |
Средства местных бюджетов | - | - | - | - | - | - |
Кредиты коммерческих банков | - | - | - | - | - | - |
Иностранные кредиты и средства международных организаций в том числе: |
- | - | - | - | - | - |
- под гарантии областного бюджета |
- | - | - | - | - | - |
Другие источники финансирования |
- | - | - | - | - | - |
Таблица 5
Структура
финансирования программы (млн. рублей)
Источники финансирования |
Итого | 2005 год | 2 год | 3 год | Последующие годы |
Всего | |||||
Федеральный бюджет | - | - | - | - | - |
Областной бюджет | 29,81 | 29,81 | - | - | - |
Местные бюджеты | - | - | - | - | - |
Собственные средства | - | - | - | - | - |
Коммерческие кредиты | - | - | - | - | - |
Другие источники | - | - | - | - | - |
Итого | 29,81 | 29,81 | - | - | - |
Капитальные вложения | |||||
Федеральный бюджет | - | - | - | - | - |
Областной бюджет | 8,38 | 8,38 | - | - | - |
Местные бюджеты | - | - | - | - | - |
Собственные средства | - | - | - | - | - |
Коммерческие кредиты | - | - | - | - | - |
Другие источники | - | - | - | - | - |
Итого | 8,38 | 8,38 | - | - | - |
НИОКР | |||||
Федеральный бюджет | - | - | - | - | - |
Областной бюджет | - | - | - | - | - |
Местные бюджеты | - | - | - | - | - |
Собственные средства | - | - | - | - | - |
Коммерческие кредиты | - | - | - | - | - |
Другие источники | - | - | - | - | - |
Итого | - | - | - | - | - |
Прочие текущие расходы | |||||
Федеральный бюджет | - | - | - | - | - |
Областной бюджет | 21,43 | 21,43 | - | - | - |
Местные бюджеты | - | - | - | - | - |
Собственные средства | - | - | - | - | - |
Коммерческие кредиты | - | - | - | - | - |
Другие источники | - | - | - | - | - |
Итого | 21,43 | 21,43 | - | - | - |
7. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых социально-экономических результатов от реализации программы
Растениеводство.
Программой на 2005 год предусматривается выделение средств в сумме 5150 тыс. рублей.
Субсидирование затрат по реализации семян высших репродукций собственного производства и создание областного страхового фонда семян даст возможность расширить площади, засеваемые сортовыми семенами на 5,4 тыс. га, в том числе зерновыми культурами на 2,8 тыс. га и сои 2,6 тыс. га. Посев сортовыми, районированными семенами повысит урожайность зерновых культур на 2,4 ц/га, сои на 1,8 ц/га и получить дополнительно зерна 672 тонны, сои 468 тыс. тонн, выручить от реализации этой продукции 5,2 млн. рублей.
В области поставщиками семян сельскохозяйственных культур для крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подворий являются сортоиспытательные участки. Для укрепления материально-технической базы и пополнения оборотных средств планируется направить 100 тыс. рублей.
На приобретение семян многолетних трав, кормовых культур и семян кукурузы планируется направить 420 тыс. рублей, что позволит вести дальнейшую работу по освоению травопольных севооборотов, расширению возделывания белково-содержащих кормовых культур, оказать финансовую поддержку по приобретению семян кормовых культур сельхоз - товаропроизводителям области, занимающихся производством молока и мяса. Приобретение семян кормовых культур даст возможность дополнительно получить 14 тыс. тонн сочных кормов, что улучшит кормовую базу в животноводстве
В целом по отрасли растениеводства производство продукции в действующих ценах в 2005 году составит 1913,8 млн. рублей, что выше 2004 года на 14,7 процента.
Животноводство.
Предусмотренная финансовая поддержка по отрасли животноводства в 2005 году в сумме 12350 тыс. рублей будет направлена на поддержку птицефабрик, развитие личных подворий населения, на поддержку сельхоз - товаропроизводителей, занимающихся производством молока, на реконструкцию животноводческих помещений и на поддержку племенного дела.
В соответствии с программой приоритетным направлением в животноводстве остается наращивание объемов производства продукции в личных подсобных хозяйствах населения. Финансовая поддержка личных подворий населения в виде субсидий за полученный приплод крупного рогатого скота и на содержание свиноматок в сумме 3775 тыс. рублей обеспечит рост объемов производства молока в области на 1 процент, мяса на 3,8, яиц на 8,6 процента.
Субсидирование производства яиц в сумме 2840 тыс. рублей обеспечит рост объемов производства яиц в 2005 году на 10 процентов. Проведенная реконструкция имеющихся цехов под клеточное содержание птицы на ОАО "Птицефабрика Биробиджанская" позволит довести численность поголовья в 2005 году до 40 тыс. голов, в т.ч. кур-несушек до 25 тыс. голов.
В целях повышения материальной заинтересованности сельхоз - товаропроизводителей всех форм собственности в наращивании объемов производства молока в 2005 году предусматривается финансовая поддержка их в сумме 2520 тыс. рублей в виде субсидирования затрат за реализованное молоко перерабатывающим предприятиям из расчета 3 тыс. рублей за 1 тонну. Это даст возможность улучшить финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечить наращивание объемов переработки молока, улучшить финансовое состояние предприятия АПК.
В 2005 году будет продолжена работа по организации искусственного осеменения скота в личных подворьях населения. Финансовая поддержка ОАО "Биробиджанское предприятие по искусственному осеменению и заготовкам племенных животных" будет способствовать бесперебойному обеспечению всех сельхоз - товаропроизводителей независимо от форм собственности семенем быков-производителей и жидким азотом, что позволит значительно улучшить генетический потенциал. Осуществление предусмотренных программой "Село" мероприятий позволят получить в 2005 году продукции животноводства в сопоставимой оценке на сумму 930,7 млн. рублей, что на 4,7 процента больше чем было в предыдущем году.
Техническая политика
В 2004 году в соответствии с системой мер государственной поддержки технической оснащенности АПК области, финансируемых в соответствии с программой "Село на 2004 год", нормативно-правовой базой использования средств областного лизинга, были реализованы следующие мероприятия:
- компенсированы затраты на проведение капитальных ремонтов техники на сумму - 1,3 млн. рублей;
- приобретена техника, оборудование, запасные части для передовых технологий - 1,8 млн. рублей;
- на основе средств областного лизинга проводится обновление техники и племенной продукции предприятий АПК - 8,6 млн. рублей;
- ведется реконструкция теплоэнергоснабжения и клеточного содержания птицы на ОАО "Птицефабрика Биробиджанская" - 2 млн. рублей.
Укрепление материально-технической базы государственного предприятия машинно-технологическая станция "Биробиджанская" позволило с 2001 года возобновить систему капитального ремонта техники, приобрести новое технологическое оборудование, подготовить участок для восстановительного ремонта изношенных деталей, произвести капитальные ремонты сельскохозяйственной техники на сумму около 8 млн. рублей, в том числе субсидировать сельхозтоваропроизводителям оказанные услуги на сумму 3,6 млн. рублей, оказать услуги по вспашке, уборке зерновых культур и сои на общую сумму более 2 млн. рублей.
Укрепление материально-технической базы МТС позволяет увеличить объем производства на предприятии на 15 процентов или на 300 тыс. рублей.
Субсидирование затрат на проведение капитального ремонта техники позволяет ввести в строй 15 тракторов, обеспечивающих проведение полевых работ на площади 1500 тыс. га. При средней урожайности сои по области 10 ц/га, таким образом обеспечивается производство продукции на сумму 10,5 млн. рублей.
В рамках мероприятий государственной поддержки сельскохозяйственного производства путем регулирования энерготарифов, проведения энергоадудитов, реализации мероприятий энергоресурсоснабжения, проведения реструктуризации долгов за поставку, в том числе и электроэнергии реализуется реконструкция инженерных сетей в ГУ ГБСХОС, ОАО "Птицефабрика Биробиджанская".
7. Экономическая эффективность по ГП ЕАО
"Биробиджан-молоко"
Для ГП ЕАО "Биробиджан-молоко" разработан бизнес-план. Данная работа составлена в 2-х вариантах и рассчитана на период 2005-2009 годы.
Один из вариантов рассчитан на 34,5 млн. рублей инвестиций.
Согласно плану, точка безубыточности достигается во II квартале 2006 года и у предприятия появляется прибыль от производственной деятельности.
Срок окупаемости в варианте - 37 месяцев.
Объем производства сельскохозяйственной продукции в действующих ценах в 2005 году во всех категориях хозяйств составит 2842,3 млн. рублей, что выше 2004 года (2253,4 млн. рублей) на 10,2 процента.
Удельный вес сельскохозяйственной продукции в валовом продукте области в 2005 году составит 16 процентов, что выше 2004 года на 1 процент.
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции на одну душу населения составит:
(кг)
Пороговые нормы |
2004 г. | 2005 г. | Обеспеченность продукцией собственного производства |
||
2004 г. в % к пороговым нормам |
2005 г. в % к пороговым нормам |
||||
Зерно | 103 | 155 | |||
Соя | 182 | 186 | |||
Картофель | 133 | 711 | 720 | 534 | 541 |
Овощи | 86 | 219 | 223 | 254 | 259 |
Мясо (в убойном весе) | 27 | 15,3 | 15,5 | 56 | 57 |
Молоко | 131 | 163 | 173 | 124 | 132 |
Яйцо (тыс. штук) | 156 | 80 | 90 | 51 | 57 |
Выпуск промышленной продукции в фактических ценах предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности в 2005 году составит 145 млн. рублей против 129 млн. рублей ожидаемого в 2004 году или выше на 12 процентов.
Объем производства продукции от реализации программы составит по сельскохозяйственным товаропроизводителям 83 млн. рублей.
Вложенные средства на 1 рубль продукции составят 0,36 рублей. Удельный вес затрат по программе составляет в производимых затратах сельхозтоваропроизводителей (коллективные и крестьянские хозяйства 10).
Налоговые поступления в бюджетную систему
в 2005 году составят 19,5 млн. рублей
в том числе в областной бюджет 7,4 млн. рублей
Текущий областной бюджетный эффект
составит в 2005 году 24,5%
В 2005 году сохраняется более 4000 рабочих мест в сельскохозяйственных и перерабатывающих организациях и крестьянских хозяйствах. Будет создано дополнительно 84 новых рабочих мест.
Социальный эффект составит 1,6 млн. рублей.
Финансовый результат (прибыль) по сельскохозяйственным организациям будет увеличен с учетом выделения бюджетных средств по программе "Село" на 4 млн. рублей и составит 23 млн. рублей против 19 млн. рублей в 2004 году.
8. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Общий контроль за реализацией программы осуществляет управление сельского хозяйства правительства ЕАО.
Контроль за использованием отдельных мероприятий программы осуществляют:
- ежеквартально госзаказчик программы представляет в управление экономики правительства области отчет о ходе реализации программы;
- ежегодно на заседании правительства Еврейской автономной области рассматривается информация о ходе реализации областной целевой программы "Село".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Еврейской автономной области от 29 декабря 2004 г. N 287-пп "Об областной целевой программе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.