Постановление Правительства Еврейской автономной области
от 19 января 2005 г. N 3-пп
"Об областной целевой программе "Организация комплексных научных исследований, анализ и решения, направленные на выявление основных ресурсных экономических и социальных проблем развития Еврейской автономной области" на 2005 год"
В соответствии с Федеральным законом от 20.07.95 N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", Федеральным законом от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и постановлением правительства Еврейской автономной области от 17.11.2004 N 203-пп "Об утверждении перечня областных целевых программ, принимаемых к разработке на 2005 год" правительство Еврейской автономной области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Организация комплексных научных исследований, анализ и решения, направленные на выявление основных ресурсных экономических и социальных проблем развития Еврейской автономной области" на 2005 год.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства области Шулятикова В.П.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области |
Н.М. Волков |
Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 30 мая 2006 г. N 121-пп исполнение областной целевой программы продлено до 2007 г.
Областная целевая программа
организация комплексных научных исследований, анализ и решения, направленные на выявление основных ресурсных экономических и социальных проблем развития Еврейской автономной области на 2005 год
(утв. постановлением правительства Еврейской автономной области
от 19 января 2005 г. N 3-пп)
Паспорт
Организация комплексных научных исследований, анализ и решение, направленные на выявление основных ресурсных экономических и социальных проблем развития Еврейской автономной области
Наименование программы Организация комплексных научных исследова-
ний, анализ и решение, направленные на
выявление основных ресурсных экономических
и социальных проблем развития Еврейской
автономной области
Основание для разра- Федеральный закон от 04.07.2003 N 95-ФЗ
ботки программы "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах орга-
низации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации",
Основные положения региональной политики в
Российской Федерации, утвержденные Указом
Президента Российской Федерации от 03.06.96
N 803 "Об основных положениях региональной
политики в Российской Федерации", Постанов-
ление правительства ЕАО от 17.11.2004
N 203-пп "Об утверждении перечня областных
целевых программ, принимаемых к разработке
на 2005 год"
Государственный заказ- Управление экономики правительства ЕАО
чик программы
Основные разработчики Институт комплексного анализа региональных
программы проблем ДВО РАН
Цель программы Оценка экономического потенциала и разработ-
ка Концепции экономического развития ЕАО.
Основные задачи прог- Изучение степени мобильности региональных
раммы активов и формирование их баз данных.
Построение математической модели для оптими-
зации экономического развития ЕАО. Опреде
-ление перспективных направлений развития
экономики области. Разработка Концепции
развития области на среднесрочную перспек-
тиву.
Сроки и этапы реализа- 2005 год
ции программы
Объемы и источники 496 тыс. руб.
финансирования прог-
раммы
Ожидаемые конечные ре- Оценка региональных активов. Создание баз
зультаты реализации данных по отдельным отраслям промышлен-
программы ности. Создание математической модели для
оптимизации экономического развития области.
Концепция экономического развития ЕАО явится
основой для разработки Стратегии и Программы
развития области.
Система организации Госзаказчик Программы - управление экономики
контроля за исполнением отчитывается о выполнении Программы перед
программы правительством ЕАО.
2. Содержание проблемы и обоснование ее решения программными методами
2.1. Анализ ситуации
Анализ социально-экономического развития Еврейской автономной области позволяет констатировать следующее. Среднегодовые темпы роста обобщающего показателя экономического развития региона ВРП за период с 2000 по 2004 год составляют порядка 7 процентов. За эти годы структура валового регионального продукта, как основного показателя, характеризующего состояние экономики области, изменилась коренным образом. Если в 1995-1996 гг. в ВРП 21,2-28,4 процента приходилось на промышленность, то в 2002-2003 гг. ее доля снизилась до 10,0 - 8,6 процентов. При этом значительно возросла доля третичного сектора (с 41,5 % до 67,5 %, в 1995 и 2003 г. соответственно) и, прежде всего транспортной составляющей (более 2/3). Это, в общем, соответствует структуре хозяйства многих развитых стран мира. В 2004 году ожидается рост инвестиций в основной капитал на 45,9 процента, объем инвестиций составит 2184,6 млн. руб., по сравнению с 2000 годом объем инвестиций вырос более чем в 4 раза. Положительная динамика инвестиций обусловлена увеличением инвестиционного потенциала предприятий. Инвестиции направляются на модернизацию и реконструкцию производства, совершенствование технологий, обеспечивающих ресурсосбережение, эффективность производства, конкурентоспособность продукции.
Начиная с 1998 года в экономике, наблюдаются положительные тенденции в производстве отдельных видов товаров, прежде всего имеющих межрегиональное значение.
Если в целом индекс промышленного производства в ДВФО в 2003 году составили 104,7 процентов, то данный показатель по ЕАО один из самых высоких в округе - 111,2 процента. В отраслевой структуре хозяйства ЕАО по сравнению с другими субъектами выделяется наиболее диверсифицированной структурой промышленности и, прежде всего, ее обрабатывающих отраслей. На фоне средних показателей по ДВФО область выделяется, прежде всего, промышленностью стройматериалов - 30,6 процентов (среднерегиональная - 2,1 %), машиностроением и металлообработкой - 14,5 процента (среднерегиональная - 13,6 %), лесной - 15,5 процента (среднерегиональная - 5,3 %), легкой промышленностью -10,4 процента (среднерегиональная - 0,5 %).
В 2004 году показатель численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составил около 23 процентов, что значительно ниже, чем в других субъектов ДВФО.
В целях ускорения социально-экономического развития региона, повышения уровня жизни населения возникает необходимость разработки и реализации соответствующей региональной политики. Решение столь сложных, комплексных задач требует привлечения различных концепций, методик анализа и расчетов, способов обработки большого объема эмпирического материала. Междисциплинарный характер проблем приводит к необходимости интенсивного использования современных информационных технологий и математического моделирования как "универсальных склеивающих средств", позволяющих объединить результаты перечисленных наук в рамках единого подхода. В настоящее время имеется разнообразная информация, прежде всего статистического плана, отражающая современное состояние и ретроспективную динамику социального развития ЕАО. Применение информационных технологий позволит на базе средств современной вычислительной техники объединить концепции и фактический материал, накопленный геологическими, географическими, биологическими и экономическими исследованиями, а также экспертные оценки, отражающие опыт и интуицию специалистов-практиков. Развитая информационная система, дополненная подробной имитационной математической моделью, может играть роль основного инструмента, как для научного анализа региональных проблем, так и для глубокого обоснования решений по региональному развитию; она позволит сравнивать различные допустимые сценарии развития по экономическим, социальным и экологическим критериям.
Предполагается, что на основе полученных данных и расчетов будут выявлены наиболее оптимальные точки роста экономики, которые станут основой формирования новой отраслевой и пространственной структуры хозяйства ЕАО. Оптимизации управленческих решений на региональном уровне в современных условиях, безусловно, требует оперативной обработки значительных объемов информации и комплексного подхода к разрешению управленческих задач. Решение этой проблемы возможно на основе сотрудничества органов власти формируемых правительством области и Институтом комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН.
2.2. Описание проблемы
Главная проблема в прогнозировании социально-экономических процессов для территории ЕАО состоит в необходимости создания научной базы для совмещения, органического единства исследовательского подхода с так называемым стратегическим или сценарным подходом. В целом, только комплексно и планомерно используя региональные активы, можно увеличить темпы экономического развития, увеличить валовой региональный продукт, сократить дотационность бюджета области.
Основой функционирования регионального воспроизводственного процесса являются региональные активы, которыми располагает территория. Исходя из функциональной направленности, можно выделить:
- элементы региональных активов, обеспечивающие расширенное региональное воспроизводство;
- элементы региональных активов, обеспечивающие эффективное функционирование локальных воспроизводственных циклов как непременное условие решения общерегиональных социальных и производственных задач;
- потенциал материального благосостояния населения, основных фондов непроизводственной сферы, реальных доходов и сбережений к количеству домохозяйств.
Важное значение для выработки структурной и инвестиционной политики имеет анализ структуры и технико-экономического уровня элементов региональных активов, позволяющий выявить несоответствия и диспропорции, снижающие эффективность функционирования хозяйства. В данном случае необходимо уделить внимание особенностям развития отдельных элементов региональных активов, таких как:
- основные производственные фонды;
- непроизводственные фонды;
- оборотные фонды;
- человеческие ресурсы и, прежде всего, трудовые ресурсы, с учетом их образовательного и профессионального уровня;
- природные ресурсы (с учетом их изученности и характера использования и воспроизводства).
Между элементами региональных активов существует тесная взаимосвязь, и исследование каждого из них необходимо вести с учетом его роли и значения.
Программа предполагает провести исследования по следующим направлениям:
1. Выделение основных компонентов региональных природно-хозяйственных территориальных комплексов.
2. Создание информационно-математической модели социально-экономического развития региона.
3. Анализ структуры и динамики хозяйственного комплекса ЕАО.
4. Оценка природных, человеческих и материальных активов в регионе.
На основе полученной оценки и анализа отдельных компонентов региональной системы будет проведено исследование и верификация базовых моделей их динамики, дан анализ тенденций развития.
В конечном итоге планируется объединить результаты всех выше перечисленных разработок в единую информационную систему. На ее основе, дополненной подробной имитационной математической моделью, будет разработан инструментарий, необходимый как для проведения различного уровня экспертиз проектов, предлагаемых в целях развития региона, разработки прогнозных сценариев развития природно-территориальных комплексов, так и сравнения различных допустимых сценариев развития по экономическим, социальным и экологическим критериям.
Созданные информационная система и математическая модель явятся основой для формирования Концепции развития области, на базе которой в перспективе можно разработать Стратегию и Программу социально-экономического развития ЕАО.
Для оценки результатов реализации стратегических целей целесообразно сформировать систему статистических и динамических измерителей, позволяющих осуществлять промежуточный и итоговый контроль над соответствием полученных результатов, намеченным целям развития. Такая система измерителей должна быть адаптивной к условиям среды и может быть сформирована на основе совокупности критериев и правил их применения.
Критерии здесь рассматриваются как система количественных и качественных показателей, характеризующих соответствие состояния элементов внутренней среды области намеченной траектории развития, а также позволяющих проводить сравнение с состоянием элементов внешней среды за пределами ЕАО. Отклонения полученных результатов от траектории развития является сигналом для выработки корректирующих действий субъекта управления. В качестве критериев развития ЕАО можно использовать следующие:
- уровень ВРП на душу населения в сравнении с расчетными показателями и регионами ДВР;
- уровень экспорта на душу населения в сравнении с расчетными показателями и регионами ДВР;
- уровень инвестиций на душу населения в сравнении с расчетными показателями и регионами ДВР;
- удельная стоимость инфраструктурных факторов в затратах на производство товаров (работ, услуг) в ЕАО по сравнению с расчетными показателями и сопредельными регионами ДВР, провинциями Китая (тепло, электроэнергия, стоимость переработки и перевозки 1 т. груза и т.п.).
В виде качественных критериев предполагается использовать:
- степень удовлетворенности населения уровнем и качеством жизни, социальной защищенности (например, количество коллективных акций против работодателей, динамика задолженности по выплате зарплаты и т.п.);
- уровень зависимости внутреннего рынка от импорта сырья и продуктов питания.
Таким образом, предлагаемые критерии и оценки представляют собой основу для формирования системы контроля и текущей экономической корректировки траектории развития территории.
3. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
3.1. Цель и задачи программы
Цель - Оценка экономического потенциала и разработка Концепции экономического развития ЕАО.
Таблица 1
Задачи программы
N п/п |
Наименование задачи |
Наименование решаемой проблемы |
Ожидаемый результат | |
Описание результатов (качественная характеристика) |
Количественная оценка |
|||
1. Задачи в сфере НИОКР | ||||
1. | Изучение степени мобильности региональных активов и формирование их баз данных. |
Отсутствие системы статистически и динамических измерителей, позволяющих осуществлять промежуточных и окончательны и контроль за состоянием системы. |
Создание баз данных, характеризующих структуру региональных активов области для формирования информационной системы. |
|
2. | Построение математической модели оптимального экономического развития ЕАО. |
Отсутствие математическ его аппарата и моделей для прогнозированияяя экономики региона. |
На основе информационной системы построена математическая модель для оптимального экономического развития ЕАО. |
|
3. | Определение перспективных направлений развития экономики развития области. |
Не сформулированы приоритетные направления разработки области на 2008-2012 гг. |
На основе математической модели создание инструментария необходимого для прогнозных сценариев. |
|
4. | Разработка Концепции развития области на среднесрочную перспективу. |
Не разработана концепция развития области на 2008-2012 гг. |
Представление Концепция экономического развития на рассмотрение правительства области. |
Таблица 2
4. Система программных мероприятий с технико-экономическим обоснованием
N п/п |
Наименование подпрограмм, программных мероприятий |
Затраты, всего, тыс. руб. |
Сроки реализации |
Ожидаемый результат (в количественном измерении) |
НИОКР 1. Изучение степени мобильности региональных активов и формирование их баз данных |
||||
1. | Выявление основных компонентов региональных природно-хозяйственных территориальных комплексов. |
90 | 2005 | Разработка базовых моделей динамики природно-хозяйственных территориальных |
2. | Анализ процессов динамики хозяйственных субъектов организационно- правовых форм по отдельным отраслям хозяйственного комплекса ЕАО. |
50 | 2005 | Оценка перспективности различных отраслей хозяйства ЕАО. |
3. | Анализ природных и человеческих активов. |
30 | 2005 | Создание баз данных и информационной системы. |
2. Построение математической модели оптимального экономического развития ЕАО |
||||
1. | Разработка инструментария для построения математической модели оптимального экономического развития ЕАО |
40 | 2005 | Инструментарий для построения математической модели оптимального экономического развития ЕАО |
2. | Построение математической модели оптимального экономического развития ЕАО |
40 | 2005 | Математическая модель оптимального экономического развития ЕАО |
3. Определение перспективных направлений развития экономики ЕАО | ||||
1. | Изучение пространственной структуры размещения промышленного производства на территории ЕАО. |
46 | 2005 | Предложения по формированию системы кластеров в экономике области. |
4. Разработка Концепции развития области на среднесрочную перспективу | ||||
1. | Разработка сценариев развития экономики |
100 | 2005 | Сценарии развития для формирования ЕАО концепции |
2. | Разработка Концепции развития экономики ЕАО |
100 | 2005 | Концепция развития на среднесрочную перспективу для разработки Стратегии и Программы развития экономики ЕАО. |
5. Механизм реализации программы
Госзаказчик - управление экономики правительства ЕАО формирует задание на разработку Программы. На конкурсной основе осуществляет отбор исполнителей Программы и заключает договор с победителем конкурса на исполнение программных мероприятий.
6. Ресурсное обеспечение программы
6.1. Финансирование программы
Финансирование программных мероприятий предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования программы 496 тыс. руб.
Виды расходования средств - оплата НИОКР
Таблица 3
Объемы и источники финансирования по программе в целом (млн. руб.)
Источники финансирования |
итого | 1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
в % к итогу |
Финансовые средства по программе - всего |
0,496 | 0,136 | 0,120 | 0,120 | 0,120 | |
Собственные средства участников |
- | |||||
Средства федерального бюджета |
- | |||||
Средства областного бюджета |
0,496 | 0,136 | 0,120 | 0,120 | 0,120 | |
Средства местных бюджетов |
- |
Таблица 4
Структура финансирования Программы (млн. руб.)
/---------------------------------------------------------------\
| Источники | итого | 1 год | 2 год | 3 год |
| финансирования | | | | |
|---------------------------------------------------------------|
| ВСЕГО |
|---------------------------------------------------------------|
|Федеральный бюджет | - | | | |
|----------------------+--------+----------+----------+---------|
|Областной бюджет | 0,496 | 0,496 | | |
|----------------------+--------+----------+----------+---------|
|Местные бюджеты | - | | | |
|----------------------+--------+----------+----------+---------|
|Собственные средства | - | | | |
|----------------------+--------+----------+----------+---------|
|Коммерческие кредиты | - | | | |
|----------------------+--------+----------+----------+---------|
|Другие источники | - | | | |
|----------------------+--------+----------+----------+---------|
|Итого | 0,496 | 0,496 | | |
|---------------------------------------------------------------|
| НИОКР |
|---------------------------------------------------------------|
|Федеральный бюджет | - | | | |
|----------------------+--------+----------+----------+---------|
|Областной бюджет | 0,496 | 0,496 | | |
|----------------------+--------+----------+----------+---------|
|Местные бюджеты | - | | | |
|----------------------+--------+----------+----------+---------|
|Собственные средства | - | | | |
|----------------------+--------+----------+----------+---------|
|Коммерческие кредиты | - | | | |
|----------------------+--------+----------+----------+---------|
|Другие источники | - | | | |
|----------------------+--------+----------+----------+---------|
|Итого | 0,496 | 0,496 | | |
\---------------------------------------------------------------/
7. Оценка эффективности и
прогноз ожидаемых социально-экономических
результатов от реализации программы
Реализация мероприятий Программы будет содействовать позитивным изменениям в социально-экономической ситуации в области. На основе единой информационной системы, дополненной подробной имитационной математической моделью, будет реализована возможность предоставления информации по всему многообразию проблем как для внутренних, так и для внешних пользователей, отбор конкурентоспособных отраслей экономики, расчет экономических, социальных, экологических и иных последствий по планируемым управленческим решениям на территории субъекта, разработка сценариев развития отраслей и экономики в целом, разработана научно-обоснованная Концепция развития экономики области на среднесрочную перспективу, которая в дальнейшем может послужить базой для формирования Стратегии и Программы социально-экономического развития ЕАО.
8. Организация управления программой и контроль
за ходом ее реализации
Управление Программой осуществляется на двух уровнях:
Государственным заказчиком Программы является управление экономики правительства Еврейской автономной области.
Управление экономики правительства Еврейской автономной области реализует задачи, возложенные на него в разделе 5 настоящей Программы. Кроме того, осуществляет оперативный контроль за работой исполнителя программных мероприятий; при необходимости вносит предложения по корректировке как самой Программы, так и объемов и сроков финансирования программных мероприятий.
Управление экономики отчитывается о выполнении программы правительству ЕАО.
Исполнитель самостоятельно или с привлечением сторонних организаций обеспечивает выполнение в установленные сроки программных мероприятия и ежеквартально отчитывается перед заказчиком о ходе реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 19 января 2005 г. N 3-пп "Об областной целевой программе "Организация комплексных научных исследований, анализ и решения, направленные на выявление основных ресурсных экономических и социальных проблем развития Еврейской автономной области" на 2005 год" (с изм. и доп. от 30 мая 2006 г.)
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в информационно-правовом сборнике "Собрание Законодательства Еврейской автономной области" от 31 марта 2005 г. N 4
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 30 мая 2006 г. N 121-пп
Исполнение областной целевой программы продлено до 2007 г.