Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Еврейской автономной области от 26 декабря 2007 г. N 295-ОЗ в настоящее Приложение внесены изменения, вступающие в силу после дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникающие с 1 января 2008 г.
Приложение
к закону
Еврейской автономной области
"Об областной целевой программе
"Развитие сети автомобильных дорог
Еврейской автономной области"
на 2008 - 2010 годы"
(с изменениями от 26 декабря 2007 г.
31 марта, 16 мая, 18 августа, 31 октября 2008 г.)
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Еврейская автономная область (далее - область) расположена в южной части российского Дальнего Востока. Ее площадь - 36,0 тыс .кв. км. На западе и северо-западе она граничит с Амурской областью, на востоке и северо-востоке - с Хабаровским краем, на юго-западе и юге (по реке Амур) - с Китайской Народной Республикой.
В состав области входят следующие муниципальные образования: городской округ "Город Биробиджан" (административный центр области), Биробиджанский, Ленинский, Октябрьский, Облученский, Смидовичский муниципальные районы. Административный, экономический и культурный центр области - город Биробиджан, численность населения которого на 01.01.2005 составила 76,6 тыс. человек.
Область относится к пограничным субъектам Российской Федерации, что предопределяет большое значение приграничного сотрудничества и торговли в экономике области. Внешнеэкономическая деятельность в области - один из наиболее важных факторов развития, обеспечения и сохранения экономического потенциала. За счет приграничного сотрудничества и внешней торговли, в первую очередь, с Китайской Народной Республикой, удовлетворяются потребности внутреннего рынка в продуктах питания и других потребительских товарах, создаются дополнительные рабочие места, увеличиваются налоговые поступления.
Международные грузовые и пассажирские перевозки на территории области выполняются через пограничные пункты пропуска, расположенные на берегу р. Амур (Цзяинь - Пашково, Лобэй - Амурзет, Тунцзян - Нижнеленинское). Объемы и темпы роста международных экспортно-импортных операций через пограничные пункты пропуска на территории области ежегодно увеличиваются и имеют хорошие перспективы.
Доминирующим видом транспорта, обеспечивающим основной объем внутренних перевозок в области, является автомобильный транспорт. Объемы грузовых автомобильных перевозок на территории области в последние годы характеризуются тенденцией к увеличению. Это объясняется переходным характером экономики области, продолжающимися здесь структурными изменениями.
Всего на территории области имеется 2827,567 км автомобильных дорог общего пользования, в том числе 350 км - федеральная автомобильная дорога "Амур"; 903,254 км - региональные автомобильные дороги; 1574,313 км - муниципальные автомобильные дороги, в том числе 1261,65 км - дороги городских и сельских поселений, а также городского округа.
Средняя по области плотность дорожной сети общего пользования (с учетом федеральной) выше, чем в среднем по Российской Федерации и по Дальневосточному федеральному округу. По данному показателю область занимает второе место в Дальневосточном федеральном округе.
Сеть автомобильных дорог общего пользования на территории области представлена участками региональных и муниципальных автомобильных дорог III, IV и V категории. Региональные автомобильные дороги в суммарной протяженности областной дорожной сети общего пользования составляют 32,0 процента. В региональной государственной собственности находится 42,9 процента автомобильных дорог III категории, 55,2 процента автомобильных дорог IV категории и 1,9 процент автомобильных дорог V категории.
В суммарной протяженности сети региональных и муниципальных автомобильных дорог основную часть (45 процентов) составляют автомобильные дороги IV категории преимущественно с переходным типом дорожной одежды (гравийное покрытие). Протяженность автомобильных дорог наиболее низкой V категории, имеющих по действующим стандартам одну полосу для движения автомобилей, составляет 23 процента от суммарной протяженности областной дорожной сети. При этом удельный вес автомобильных дорог низшего технического уровня в составе государственных региональных автомобильных дорог общего пользования незначителен - 2 процента от их суммарной протяженности.
Переходный тип дорожной одежды является доминирующим на территории области. Удельный вес участков, имеющих гравийное покрытие, в суммарной протяженности региональных и муниципальных автомобильных дорог всех категорий составляет 65,5 процента, в том числе на автомобильных дорогах III категории - 40,8 процента от их протяженности.
Суммарное протяжение автомобильных дорог общего пользования, не имеющих твердого покрытия (низший тип дорожной одежды), на территории области составляет 54,6 км - 1,9 процента от общей протяженности региональных и муниципальных автомобильных дорог. Все автомобильные дороги без твердого покрытия имеют исключительно местное значение и переведены в муниципальную собственность.
Усовершенствованные дорожные одежды капитального типа с асфальтобетонным покрытием на региональных и муниципальных автомобильных дорогах общего пользования составляют 30 процентов всей протяженности. Из них 62,8 процента приходится на автомобильные дороги III категории, 33 процента - на автомобильные дороги IV категории и 4,2 процента - на автомобильные дороги V категории.
В целом на фоне средних условий Дальневосточного федерального округа в структуре автомобильных дорог общего пользования область имеет более высокий удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием (95,5 процента от протяжения автомобильных дорог в области при 73 процентах от протяжения территориальных автомобильных дорог в Дальневосточном федеральном округе), опережая по этому показателю также и средние российские значения (91 процент). При этом следует отметить полное отсутствие в структуре автодорожной сети области жестких дорожных одежд и цементобетонных покрытий, являющихся в настоящее время одними из наиболее высокотехнологичных, прочных и долговечных видов дорожных конструкций, широко применяемым в мире, включая и граничащие с областью территории Китайской Народной Республики.
В то же время следует отметить наличие неблагоприятной тенденции к увеличению разрыва в техническом уровне между формируемыми муниципальными сетями и системой региональных автомобильных дорог. К муниципальной собственности отнесены автомобильные дороги местного значения, обеспечивающие преимущественно транспортные связи между поселениями внутри муниципальных образований. Из общего протяжения муниципальных дорог 83,3 процента имеют V категорию и 17,4 процента - без твердых покрытий. Низкий технический уровень муниципальных дорожных сетей может стать одним из наиболее серьезных ограничителей местной экономической активности и инвестиционного потенциала муниципалитетов. При весьма вероятных неблагоприятных условиях финансирования из местных бюджетов в ближайшие годы возможно также сокращение местной дорожной сети ввиду максимальной подверженности конструкций автомобильных дорог низшего технического уровня всевозможным разрушениям в результате природно-климатических и транспортно-эксплуатационных воздействий.
На региональных автомобильных дорогах области имеется 77 мостов общим протяжением 4436,73 погонных метра (в том числе 8 временных мостов суммарным протяжением 114,45 погонных метра) и 571 шт. водопропускных труб общим протяжением 8781,41 погонных метра. На муниципальных автомобильных дорогах имеется 17 мостов общим протяжением 1013 погонных метра# и 122 водопропускных трубы суммарным протяжением 1781,6 погонных метра.
Автодорожная сеть области в настоящее время обеспечивает круглогодичный бесперебойный проезд автомобилей. В то же время практически все автомобильные дороги в той или иной степени характеризуются различными дефектами, связанными преимущественно с состоянием земляного полотна, дорожного покрытия, водоотводных и мостовых сооружений.
Кроме этого, отдельные участки дорожной сети области не соответствуют современным нормативным требованиям по геометрическим параметрам и по допустимым нагрузкам транспортных средств (прочности дорожных конструкций, одежд).
Таким образом, в общей сложности 70 процентов протяжения участков автомобильных дорог и около 80 процентов мостов области имеют существенные дефекты, требующие максимально быстрого исправления во избежание дальнейшего прогресса разрушений. При этом около 10 процентов участков дорог и 8 процентов мостов уже находятся в аварийном и предаварийном состоянии, характеризующимся разрушением конструкций, и требуют срочных восстановительных работ.
Кроме того, прочность дорожных и мостовых конструкций на большей части областных и муниципальных автомобильных дорог рассчитана на осевую нагрузку автомобилей лишь до 8 тонн, а на отдельных участках - до 6 тонн. Это не позволяет эффективно использовать возможности современного грузового автомобильного транспорта на всей территории области. На дорогах области имеется порядка 10 деревянных мостов, по которым обеспечивается проезд только легких грузовых автомобилей, автобусов малого класса и легковых автомобилей. При этом большая часть из них находится в неудовлетворительном состоянии и требует замены на более прочные и долговечные конструкции.
Любая автомобильная дорога после ввода её в эксплуатацию требует постоянного надзора, ухода, содержания, систематического мелкого и периодического более крупного ремонта. Без этих мероприятий автомобильная дорога, какой бы технический уровень и качество строительства она ни имела, будет сначала постепенно, а затем всё быстрее и быстрее необратимо деформироваться и разрушаться.
Выбоины и ямы необходимо ликвидировать на ранней стадии их образования. Опыт показывает, что каждая незаделанная выбоина увеличивается в размерах и способствует появлению новых выбоин. Вначале этот процесс идет медленно, а затем приобретает лавинообразный характер. Если стоимость работ по ямочному ремонту, выполненному ранней весной, принять за единицу, то с опозданием ремонта на 2 - 3 месяца эта стоимость может возрасти в 3 - 5 раз.
Транспортная инфраструктура является необходимым элементом хозяйственного устройства и интеграции любой территории, неотъемлемой частью жизненного пространства современного человека.
Наличие единой, высокопроизводительной, технологичной и надежной системы путей сообщения на территории области создает предпосылки для реализации преимуществ её географического положения, формирует потенциал для будущего развития и является особым экономическим ресурсом, эффективность использования которого оказывает существенное влияние на параметры функционирования экономической системы в целом.
Максимальное обеспечение устойчивого экономического роста и создания комфортной среды жизнедеятельности в области возможно при следующем состоянии автомобильно-дорожной системы области:
- для всех типов автомобилей в сообщении как между всеми населенными пунктами области, так и внутри них обеспечивается возможность беспрепятственного движения с минимальными затратами времени и ресурсов, с максимальной комфортностью для водителей и пассажиров;
- по автомобильным дорогам - подъездам к международным пунктам пропуска через государственную границу обеспечивается возможность постоянного беспрепятственного и безопасного проезда тяжелых грузовых автомобилей, автопоездов и туристских автобусов;
- автомобильные дороги, обслуживающие связи с массивами пригородных (дачных) участков городского населения, с санаторно-курортными и прочими рекреационными территориями межрегионального значения обеспечивают возможность регулярного, комфортного и безопасного пассажирского движения;
- для транзитного автотранспорта, следующего через территорию области, обеспечиваются возможности гарантированного удобного, быстрого и безопасного проезда при высоком уровне сервисного обслуживания, учитывающем специфику потребностей пользователей при поездках на дальние расстояния;
- обеспечиваются равные возможности и все необходимые условия для межрегионального автомобильного сообщения области по всем востребованным направлениям и для любой освоенной части её территории.
В результате будут обеспечены возможности для максимальной реализации преимуществ географического и геополитического потенциала территории области как в части использования ресурсов приграничного положения, так и в части реализации её транзитного потенциала, использования выгод расположения области на пути движения основных внутри- и межрегиональных товарно-транспортных потоков. Тем самым должны быть созданы условия для активного и свободного развития предпринимательства и рынков на территории области, повышения инвестиционной привлекательности области, что обеспечит дополнительные возможности для устойчивого роста и развития всей экономической системы.
При наличии названных выше параметров системы будут обеспечены также низкая стоимость эксплуатации автомобилей, возможность гарантированного и комфортного проезда на них из одной части области в любую другую её часть. Все это, при одновременном повышении уровня благосостояния населения в результате экономического роста, обеспечит формирование качественно новой среды, базирующейся на высоком уровне мобильности населения и системы товародвижения, использовании новейших транспортных технологий во всех сферах жизнедеятельности населения и экономики.
Длительное время в области действуют экономические ограничения дорожного хозяйства, связанные как со скромными собственными финансовыми возможностями бюджета области, так и с наличием определенного внутреннего технического потенциала дорожных систем, поддерживаемого федеральными ресурсами в части, способствующей реализации национальных интересов. При этом финансирование эксплуатационных расходов в дорожном хозяйстве осуществляется в настоящее время исключительно собственником дорожной сети соответствующего уровня. Средства же, ежегодно направляемые из бюджета области на дорожное хозяйство, в течение длительного периода удовлетворяли потребности в финансовых ресурсах на текущие регламентные работы по круглогодичному эксплуатационному содержанию автомобильных дорог не более чем на 15 - 20 процентов, что привело к накоплению внутренней задолженности по этим обязательным для выполнения видам работ.
В техническом аспекте имеющиеся ограничения не обеспечивали ни возможности полного и своевременного устранения дефектов дорожных и мостовых конструкций, образующихся в результате климатических и транспортных нагрузок, ни возможности проведения всего комплекса профилактических мероприятий, установленных техническими регламентами для обеспечения защиты конструкций от влияния неблагоприятных факторов и сохранения их потребительских свойств. Ввиду этого, при увеличивающихся в течение достаточно продолжительного периода (более 10 лет) масштабах воздействия транспортных средств на дорожные сооружения области, происходил интенсивный износ всех конструктивных элементов, рассчитанных в условиях нормальной эксплуатации на срок 15 - 20 лет. Как результат - накопление дефектов и деформаций дорожных конструкций осуществлялось и продолжает осуществляться одновременно и в виде углубления негативных качественных преобразований конструктивных элементов - снижения прочности, надежности и связности, увеличения степени их повреждения, и в виде расширения их пространственного ареала на сети автомобильных дорог.
Дальнейшее накопление физического износа дорожных конструкций при сохранении имеющихся экономических ограничений и при использовании адекватных им "дешевых" стратегий локальных поддерживающих воздействий, может уже в течение ближайших 5 лет привести к их интенсивному и масштабному разрушению. В этих условиях потребуются значительные капитальные расходы, дополнительное время на приведение разрушенных участков и сооружений в нормальное состояние и необходимость введения ограничений на использование или полного закрытия движения на них.
Экономия расходов на ремонт и содержание дорог не только является невыгодной, но и оборачивается увеличением общей стоимости перевозимых товаров из-за повышения стоимости транспортных услуг. Неудовлетворительное содержание дорог приводит к увеличению задолженности по затратам на их эксплуатацию и, следовательно, к увеличению долгосрочных издержек. В денежном выражении восстановление дорог стоит в три раза дороже, чем их регулярные ремонты и содержание в течение 10 - 20 лет.
Одним из важнейших условий устойчивого развития экономики является опережающее развитие транспортной инфраструктуры, способствующей росту товарооборота, объемов передачи информации, производственных мощностей, изменению структуры экономики. Транспортная инфраструктура должна отвечать требованиям надежности, безопасности и доступности всех составляющих её систем и обеспечивать предоставление широкого спектра услуг потребителям с минимальными затратами, с высоким качеством, в полном объеме и в кратчайшие сроки.
Ухудшение эксплуатационных параметров автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности области, и их несоответствие техническим возможностям и потребностям современных автомобилей, препятствуя процессам формирования эффективной системы товародвижения, производственным и социально-культурным коммуникациям на территории, области, существенно ограничивают её конкурентные возможности по всем ключевым аспектам развития.
Реализация Программы сформирует благоприятные условия и новые возможности для будущего развития экономики области и её транспортных систем. Реализация этих возможностей в полной мере может быть обеспечена только при наличии адекватного новым условиям развития транспортно-эксплуатационного потенциала внутренних автомобильно-дорожных систем области.
3. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Цель программы - повышение технического уровня и улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования области, а также создание благоприятных транспортных условий, обеспечивающих безопасность дорожного движения для долгосрочного устойчивого экономического развития и улучшения качества жизни населения на территории области.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Совершенствование и сохранность существующей сети региональных дорог, улучшение инженерного обустройства для обеспечения безопасности дорожного движения.
2. Развитие участков, обслуживающих транспортные межрайонные связи (включая сельские районы) на территории Еврейской автономной области до уровня, позволяющего осуществлять регулярные безопасные автомобильные перевозки.
3. Повышение технического уровня и инженерное обустройство участков региональной дорожной сети, обслуживающих транспортные связи международных пограничных переходов.
Обоснование необходимости решения поставленных задач заключается в следующем:
1. Решение задачи совершенствования и сохранности существующей сети региональных дорог, улучшение инженерного обустройства для обеспечения безопасности движения позволит сохранить целостность региональной дорожной системы, что является базовыми условиями её существования и устойчивого развития.
2. Решение задачи обеспечения развития участков, обслуживающих транспортные межрайонные связи (включая сельские районы) на территории области, до уровня, позволяющего осуществлять регулярные безопасные автомобильные перевозки, позволит стимулировать экономический потенциал периферийных районов и создаст базовые условия для устойчивого функционирования единой транспортной системы на территории области.
3. Решение задачи повышения технического уровня и инженерное обустройство участков региональной дорожной сети, обслуживающих транспортные связи международных пограничных переходов, обеспечит повышение привлекательности транспортной системы области для международных перевозчиков и создаст условия для эффективного включения экономики области и расположенных на её территории международных пунктов пропуска в формирующийся транспортный коридор "Транссиб".
4. Система программных мероприятий<*>
Законом Еврейской автономной области от 31 октября 2008 г. N 455-ОЗ в таблицу 1 раздела 4 настоящего Приложения внесены изменения
Таблица 1
<*> конкретные объемы финансирования по каждому объекту подлежат уточнению после изготовления проектно-сметной документации и утверждения окончательной их стоимости
5. Механизм реализации программы
Финансирование мероприятий, предусмотренных программой, будет осуществляться за счет средств, выделяемых из бюджета области, и субсидий из федерального бюджета.
Финансирование работ по программе за счет средств федерального бюджета предусматривает заключение соглашения между правительством области и Федеральным дорожным агентством.
Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых государственным заказчиком программы на конкурсной основе с целью повышения эффективности использования финансовых ресурсов с исполнителями программных мероприятий.
Государственный заказчик в ходе реализации программы обеспечивает контроль своевременности выполнения мероприятий и целевое использование бюджетных средств.
6. Ресурсное обеспечение программы
Законом Еврейской автономной области от 31 октября 2008 г. N 455-ОЗ в таблицу 2 раздела 6 настоящего Приложения внесены изменения
Таблица 2
Структура финансирования программы
(тыс. рублей)
Источники и направления расходов |
всего |
Финансовые затраты в том числе по годам |
||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||
Всего Областной бюджет* |
755185,224 |
142431,974 |
222098,75 |
390654,5 |
Федеральный бюджет* (на условиях софинансирования) |
4154487,0 |
553270,0 |
1056217,0 |
2545000,0 |
Другие источники |
|
|
|
|
Капитальные вложения | ||||
Областной бюджет* |
632138,224 |
80335,0 |
172142,75 |
336700,5 |
Федеральный бюджет* (на условиях софинансирования) |
4154487,0 |
553270,0 |
1056217,0 |
2545000,0 |
Другие источники |
|
|
|
|
НИОКР |
|
|
|
|
Областной бюджет* |
|
|
|
|
Федеральный бюджет* (на условиях софинансирования) |
|
|
|
|
Другие источники |
|
|
|
|
Прочие расходы | ||||
Областной бюджет* |
123047,0 |
62096,974 |
49956,0 |
53954,0 |
Федеральный бюджет* (на условиях софинансирования) |
|
|
|
|
Другие источники". |
<*> - подлежат ежегодному уточнению при разработке проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год, утверждении федерального бюджета, федеральной и областной адресной инвестиционной программы, исходя из возможностей федерального и областного бюджета.
7. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых социально-экономических результатов от реализации программы
В результате реализации программы к 2010 году будет обеспечено повышение технического уровня региональных автомобильных дорог на протяжении 70,473 км. Объемы регламентных работ по содержанию автомобильных дорог и мостов будут увеличены более чем в 2 раза по сравнению с существующими в настоящее время.
К 2010 году будут сформированы необходимые для дальнейшего развития региональной дорожной системы организационно-технологические условия, позволяющие эффективно маневрировать имеющимися ресурсами, обеспечивая их экономию, и создающие возможность перехода на систему упреждающих воздействий на состояние автомобильных дорог.
В результате реализации программы будет:
1) произведена реконструкция автомобильных дорог общей протяженностью 70,473 км;
2) построено 7 мостовых переходов общей протяженностью 322,321 п. м.;
3) произведен ремонт автомобильной дороги Подъезд к п. Бира протяженностью 2,075 км.;
4) увеличен объем регламентных работ по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Основными социально-экономическими результатами программы являются:
1) повышение обеспеченной скорости движения автомобилей и улучшение доступности территории;
2) сохранение и расширение единого экономического пространства области;
3) повышение удобства и безопасности поездки, сокращение времени пребывания пассажиров в пути, снижение ущерба от воздействия автотранспорта на окружающую среду;
4) стимулирование экономической активности хозяйствующих субъектов и населения области;
5) повышение уровня инвестиционной привлекательности территории.
8. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Общий контроль за реализацией программы осуществляет государственный заказчик программы - управление автомобильных дорог области.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на реализацию комплекса мероприятий программы, осуществляется управлением автомобильных дорог области.
Ежеквартально государственный заказчик программы представляет в управление экономики правительства области отчет о ходе реализации программы.
Ежегодно правительству области представляются отчеты о результатах реализации программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.