Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к закону
Еврейской автономной области
"Об областной целевой программе
"Улучшение демографической ситуации
в Еврейской автономной области"
на 2008 - 2010 годы"
Областная целевая программа
"Улучшение демографической ситуации в Еврейской автономной области" на 2008 - 2010 годы
1. Паспорт
областной целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Еврейской автономной области" на 2008 - 2010 годы"
Наименование программы |
Улучшение демографической ситуации в Еврейской автономной области |
Основание для разработки программы: |
Постановление правительства Еврейской автономной области от 09.10.2007 N 263-пп "Об утверждении перечня областных целевых программ, принимаемых к разработке на 2008 год" |
Государственный заказчик программы: |
Управление по вопросам демографии и молодежной политики правительства Еврейской автономной области |
Основной разработчик программы: |
Управление здравоохранения правительства Еврейской автономной области |
Цель программы: |
Стабилизация численности населения Еврейской автономной области и формирование предпосылок для последующего демографического роста |
Основные задачи программы: |
1) стимулирование рождаемости и укрепление института семьи; 2) снижение уровня смертности от управляемых причин |
Сроки реализации программы: |
2008 - 2010 годы |
Исполнители основных мероприятий программы: |
1) управление здравоохранения правительства Еврейской автономной области; 2) комитет социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области; 3) комитет образования Еврейской автономной области; 4) управление культуры правительства Еврейской автономной области; 5) управление по связям с общественностью и средствами массовой информации аппарата губернатора Еврейской автономной области; 6) управление внутренних дел по Еврейской автономной области; 7) областное государственное учреждение здравоохранения "Центр планирования семьи и репродукции"; 8) областное государственное учреждение "Областной центр социально-психологической реабилитации"; 9) управление по вопросам демографии и молодежной политики правительства Еврейской автономной области. |
Объемы и источники финансирования программы: |
Общий объем финансирования за счет средств областного бюджета - 28745 тыс. рублей. 2008 год - 9000 тыс. рублей, 2009 год - 9585 тыс. рублей, 2010 год - 10160 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы: |
1) стабилизация демографической ситуации в Еврейской автономной области за счет снижения темпов естественной убыли, увеличения рождаемости, средней продолжительности жизни, улучшения качества жизни и здоровья, переориентации сознания граждан на традиционные семейные ценности; 2) обучение 200 сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД) приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; 3) снижение смертности от травм на 5 процентов; 4) снижение смертности при сосудистых заболеваниях на 10 процентов; 5) снижение материнской и младенческой смертности на 3 процента; 6) повышение рождаемости в Еврейской автономной области на 10 процентов; 7) подготовка к усыновлению и организации около 90 приемных семей, создание двух видеороликов по пропаганде устройства детей в семью. |
Система организации контроля за исполнением программы: |
Контроль за исполнением программы осуществляет управление по вопросам демографии и молодежной политики правительства Еврейской автономной области, которое представляет в управление экономики правительства Еврейской автономной области ежеквартальные и в правительство Еврейской автономной области ежегодные отчеты о результатах реализации программы и эффективности использования бюджетных средств. |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Современная демографическая ситуация в Еврейской автономной области (далее - область) формируется под влиянием как предшествующих демографических процессов, так и накопившихся социально-демографических проблем.
Демографические потери населения области за период с 2000 года по 2006 год (включительно) составили 8,7 тыс. человек.
На 01 января 2007 года численность постоянного населения области составила 185,6 тыс. человек. Несмотря на реализацию комплексных мер по улучшению демографической ситуации в области и положительную динамику отдельных показателей, демографическая ситуация остается сложной.
Депопуляция как в целом по России, так и в области, обуславливается четырьмя основными факторами. К ним относятся: высокая смертность населения, низкая рождаемость, старение населения, миграция.
Естественная убыль населения за 2000 - 2006 годы составила 6187 человек. В 2006 году данный показатель был самым низким - 740 человек - и снизился по сравнению с предыдущим годом на 453 человека.
В течение последних лет отмечается относительная стабилизация показателей рождаемости в области. За 2006 год в области родилось 2242 ребенка, что на 78 детей больше, чем в 2005 году.
Рождаемость характеризуется распространением малодетности, откладыванием рождения первого ребенка, каждый третий ребенок рождается вне брака.
Другой проблемой современного демографического развития области является высокий уровень смертности населения. Основные потери несет мужское население, причем в значительной степени из-за несчастных случаев таких, как отравления, травмы, дорожно-транспортные происшествия, убийства, самоубийства и т.д.
В структуре смертности населения первенство сохраняется за сердечно-сосудистой патологией, онкологией, травматизмом и отравлениями.
2006 год характеризовался положительной тенденцией сокращения числа умерших с 3365 человек в 2005 году до 2982 человек в 2006 году.
Также сократился показатель младенческой смертности с 49 детей в 2004 году до 31 ребенка в 2006 году.
Население детородного возраста характеризуется низким уровнем здоровья, сохраняется большое количество абортов, патологических состояний в период беременности и родов. Эти причины обуславливают высокие показатели материнской, перинатальной смертности, мертворождаемости.
Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения области, которая в настоящее время составляет 59,34 лет (1992 год - 68,8 лет). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 11,9 лет ниже, чем у женщин.
Преодоление негативной тенденции демографической ситуации в области в ближайшей перспективе возможно только при условии снижения смертности и повышения рождаемости населения.
Наряду с медицинскими факторами, влияющими на изменение демографической ситуации, большое значение имеют уровень благосостояния, степень социальной защищенности, жилищные условия, которые формируют отношение к семейности, деторождаемости.
Для решения некоторых задач по улучшению медицинского и социального обслуживания населения, а, значит, стабилизации демографической ситуации, в области приняты# и действуют# ряд областных целевых программ. В настоящее время назрела необходимость использования программных методов, направленных на стабилизацию демографической ситуации в области, реализация которых даст необходимый положительный результат только при взаимодействии на межведомственном уровне.
Очевидна необходимость принятия мер по повышению качества медицинской помощи, определению приоритетных направлений в снижении смертности населения. Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения, необходимо отметить снижение качества жизни населения области (низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.
Таким образом, в сложившейся ситуации крайне необходима реализация комплекса программных мероприятий, направленных на стабилизацию, а в дальнейшем и на улучшение демографической ситуации.
3. Цели, задачи и сроки реализации программы
1. Цель и задачи программы
Цель - стабилизация численности населения области и формирование предпосылок для последующего демографического роста.
Достижение указанной цели будет осуществляться в ходе реализации основных задач программы:
1) снижение уровня смертности от управляемых причин;
2) стимулирование рождаемости и укрепление института семьи.
2. Сроки реализации программы
Сроки реализации программы - 2008 - 2010 годы.
4. Система программных мероприятий
Таблица 1
Система программных мероприятий
5. Механизм реализации программы
Ответственным за реализацию программы является управление по вопросам демографии и молодежной политики правительства области.
Исполнителями программы являются управление здравоохранения правительства области, комитет социальной защиты населения правительства области, комитет образования области, управление культуры правительства области, управление по связям с общественностью и средствами массовой информации аппарата губернатора области, управление внутренних дел по области, управление по вопросам демографии и молодежной политики правительства области, областное государственное учреждение здравоохранения "Центр планирования семьи и репродукции", областное государственное учреждение "Областной центр социально-психологической реабилитации".
6. Ресурсное обеспечение программы
Таблица 2
Структура финансирования программы
(тыс. рублей)
Источники и направления расходов |
Финансовые затраты |
|||
Всего |
В том числе по годам |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
||
Всего | ||||
Областной бюджет |
28745 |
9000 |
9585 |
10160 |
Федеральный бюджет (на условиях софинансирования) |
|
|
|
|
Другие источники |
|
|
|
|
Капитальные вложения | ||||
Областной бюджет |
21639 |
6779 |
6940 |
7619 |
Федеральный бюджет (на условиях софинансирования) |
|
|
|
|
Другие источники |
|
|
|
|
НИОКР | ||||
Областной бюджет |
|
|
|
|
Федеральный бюджет (на условиях софинансирования) |
|
|
|
|
Другие источники |
|
|
|
|
Прочие расходы | ||||
Областной бюджет |
7106 |
2221 |
2645 |
2541 |
Федеральный бюджет (на условиях софинансирования) |
|
|
|
|
Другие источники |
|
|
|
|
Получатели финансовых средств: управление здравоохранения правительства области, областное государственное учреждение здравоохранения "Областная больница" - 25965,0 тыс. рублей, областное государственное учреждение "Центр планирования семьи и репродукции" - 190,0 тыс. рублей, управление по связям с общественностью и средствами массовой информации аппарата губернатора области - 170,0 тыс. рублей, комитет образования области - 1239,0 тыс. рублей, управление культуры правительства области - 270,0 тыс. рублей, комитет социальной защиты населения правительства области - 390,0 тыс. рублей, областное государственное учреждение "Областной центр социально-психологической реабилитации" - 290,0 тыс. рублей, управление внутренних дел по области - 121,0 тыс. рублей, управление по вопросам демографии и молодежной политики правительства области - 110,0 тыс. рублей.
7. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых социально-экономических результатов от реализации программы
Основным результатом программы должна стать стабилизация демографической ситуации в области за счет снижения смертности, увеличения рождаемости, средней продолжительности жизни, улучшения качества жизни и здоровья, переориентации сознания граждан на традиционные семейные ценности, что в совокупности даст значительный социально-экономический эффект.
В рамках реализации программы 200 сотрудников ГИБДД будут обучены приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
В целях снижения уровня смертности от управляемых причин будет осуществляться оснащение лечебно-профилактических учреждений области медицинским оборудованием для оказания качественной медицинской помощи при сосудистых заболеваниях, травмах.
Стимулирование рождаемости и укрепление института семьи планируется реализовать через обеспечение условий для оказания медицинской помощи беременным и роженицам при неотложных и угрожающих жизни состояниях, улучшение качества медицинской помощи новорожденным (в том числе с экстремально низкой массой тела - 20 новорожденным, оказание современной реанимационной помощи - 30 новорожденным), сокращение числа искусственных прерываний беременности на 0,5 процента.
Проведение обследования 150 супружеских пар с целью выявления причин бесплодия и оказание 35 женщинам, взятых на диспансерный учет по бесплодию, лечебной помощи подготовленными специалистами.
Размещение в средствах массовой информации информационных и пропагандистских материалов, посвященных проблемам демографического развития области, стимулированию рождаемости и укреплению института семьи будет способствовать решению задач укрепления института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений.
Подготовка информационно-образовательных материалов обучающего курса по сохранению репродуктивного здоровья подростков и молодежи в помощь социальным педагогам и классным руководителям образовательных учреждений области. Ежегодный охват групповой работой составит около 300 семей, опосредованной - около 1000 семей.
В ходе реализации программы будет подготовлено к усыновлению и организации около 90 приемных семей, улучшено материальное положение 10 семей, имеющих 3 и более приемных детей.
8. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Текущий контроль за исполнением программы осуществляет управление по вопросам демографии и молодежной политики правительства области, которое представляет в управление экономики правительства области ежеквартальные и в правительство области ежегодные отчеты о результатах реализации программы и эффективности использования бюджетных средств.
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Закон Еврейской автономной области от 15 февраля 2008 г. N 321-ОЗ "Об областной целевой программе "Улучшение демографической... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.