Постановление Правительства Еврейской автономной области
от 6 мая 2011 г. N 192-пп
"Об областной целевой программе "Развитие производства сои в Еврейской автономной области на 2011 - 2013 годы"
24 июля 2012 г.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" и приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.12.2010 N 437 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1042" правительство Еврейской автономной области
Постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие производства сои в Еврейской автономной области на 2011-2013 годы".
Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 24 июля 2012 г. N 378-пп пункт 2 настоящего постановления изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства Еврейской автономной области Петухова Л.A..
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Вице-губернатор области |
Г.А. Антонов |
Областная целевая программа
"Развитие производства сои в Еврейской автономной области на 2011 - 2013 годы"
(утв. постановлением правительства Еврейской автономной области от 6 мая 2011 г. N 192-пп)
Паспорт
областной целевой программы "Развитие производства сои в Еврейской автономной области на 2011 - 2013 годы"
Основание разработки программы |
Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1042 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ от 07.08.2009 N 1663/17 и от 23.12.2010 N 1388/17 Проект отраслевой целевой программы "Развитие производства и переработки сои в России на период 2011 - 2015 годы" (разработчик - Соевый Союз России) Областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия в Еврейской автономной области" на 2009 - 2012 годы, утвержденная постановлением правительства Еврейской автономной области от 09.09.2008 N 259-пп |
Ведомства - разработчики программы |
Правительство Еврейской автономной области Управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области |
Наименование программы |
Областная целевая программа "Развитие производства сои в Еврейской автономной области на 2011-2013 годы" |
Выходные данные программы |
Программа утверждена постановлением правительства Еврейской автономной области от____________ N_______________ |
Цель программы |
Развитие традиционного для Еврейской автономной области подсектора сельскохозяйственного производства - производства сои, повышение урожайности и экономической эффективности выращивания сои, внедрение инновационных технологий, создание предпосылок для глубокой переработки сои, развития сельских территорий и решения социальных проблем в сельской местности. К 2013 году планируется увеличить посевные площади под сою в Еврейской автономной области с 72 до 85 тыс. га, валовой сбор - с 80 тыс. тонн до 115 тыс. тонн |
Основные задачи программы |
1. Введение в оборот новых участков пашни в результате строительства, восстановления и реконструкции мелиоративных систем в соеводческих хозяйствах, известкования закисленных почв 2. Обновление машинно-технологического парка сельскохозяйственной техники 3. Внедрение инновационных технологий в соеводство 4. Сохранение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, снижение агротехнологических рисков при возделывании сои 5. Обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей Еврейской автономной области сортовыми семенами сои 6. Строительство интегратора соеводства - предприятия по глубокой переработке сои 7. Решение вопросов социального развития сельской местности |
Целевые индикаторы и показатели программы |
Производство к 2013 году не менее 114,7 тонны сои в валовом сборе (в весе доработки - не менее 100 тыс. тонн, индекс прироста к 2010 г. - 52%) Расширение посевных площадей под сою на 10 тыс. га - до 85 тыс. га к 2013 году (на 18% больше уровня 2010 г.) Увеличение урожайности сои на 8 процентов - до 13,5 ц/га к 2013 году Прирост выручки от реализации сои к 2013 г. на 388,5 млн. рублей, в том числе по семенной сое 48,0 млн. рублей Прирост валового регионального продукта Еврейской автономной области к 2013 году не менее чем на 0,7 млрд. рублей Прирост суммарного валового дохода соеводческих организаций Еврейской автономной области к 2013 году на 198,0 млн. рублей Прирост числа постоянно трудоустроенных работников к 2013 году не менее чем на 567 человек, в том числе в сельхозпредприятиях на 317 человек, на заводе по глубокой переработке сои на 250 человек |
Сроки и этапы реализации программы |
Сроки реализации программы - 2011 - 2013 годы В течение трех лет реализации программы будут осуществлены: комплексные мероприятия по повышению устойчивости соеводческого сектора Еврейской автономной области, улучшению экономических условий деятельности соеводческих хозяйств; капиталовложения, обеспечивающие развитие подотрасли на длительную перспективу; адресные меры, направленные на социальное развитие села Будут созданы условия для дальнейшего развития производства и переработки сои в Еврейской автономной области в период до 2020 года |
Объемы и источники финансирования программы |
Объем финансирования программы составляет 2 302,6 млн. рублей, в том числе: - федеральный бюджет - 1 279,9 млн. рублей (56%); - бюджет Еврейской автономной области -156,7 млн. рублей (7%); - кредиты ОАО "Россельхозбанк" - 680,0 млн. рублей (30%); - собственные средства участников программы -186,0 млн. рублей (8%) |
Ожидаемые результаты реализации программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
Мощный импульс для развития традиционной для Еврейской автономной области подотрасли растениеводства - производства сои Формирование условий для максимально полного использования уникального природно-агроклиматического потенциала региона для производства сои с высокими характеристиками качества Улучшение экономических условий для производства сои, снижения рисков при ее выращивании Введение в оборот заброшенных участков пашни с проведением на них необходимых мелиоративных работ (10 тыс. га) Развитие собственного семеноводства в Еврейской автономной области Развитие перерабатывающих мощностей по глубокой переработке сои Передача опыта интенсивного производства сои в другие регионы Дальневосточного федерального округа, Сибирского федерального округа и т.д. Активное импортозамещение соевых продуктов, формирование в Еврейской автономной области благоприятного производственного и предпринимательского климата, обеспечение высоких показателей занятости населения в Еврейской автономной области Заметный вклад в повышение качества жизни сельского населения, комплексное сельское развитие Увеличение к 2013 году валовой продукции растениеводства Еврейской автономной области на 388,5 млн. рублей Увеличение к 2013 году валовой продукции агропромышленного комплекса Еврейской автономной области (с учетом завода по глубокой переработке сои) на 0,7 млрд. рублей Прирост налоговых поступлений в областной бюджет к 2013 году на 50,7 млн. рублей Создание к 2013 году не менее 567 новых постоянных рабочих мест, в том числе в сельской местности - 317 рабочих мест |
Распределение финансирования из федерального бюджета по годам
тыс. рублей | ||||
|
Всего |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
1. Капитальные вложения на строительство, реконструкцию и восстановление оросительных мелиоративных систем |
850 000 |
0 |
320 000 |
530 000 |
2. Государственное финансирование по программе сохранения и восстановления плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения |
67 080 |
15 840 |
23 990 |
27 250 |
3. Государственное финансирование мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения |
4 030 |
1 310 |
1340 |
1 380 |
4. Субсидии на приобретение элитных семян сои |
13 440 |
0 |
6 190 |
7 250 |
5. Государственное финансирование научно-исследовательских опытно-конструкторских работ |
2 900 |
0 |
1450 |
1450 |
6. Создание Центра инновационных технологий в сельскохозяйственном производстве |
4 960 |
0 |
2 480 |
2 480 |
7. Социальное развитие соесеющих хозяйств |
255 000 |
0 |
136 000 |
119 000 |
8. Субсидирование процентных платежей по кредитам ОАО "Россельхозбанк" |
82 460 |
0 |
27 280 |
55 180 |
Итого финансирование из федерального бюджета |
1 279 870 |
17 150 |
518 730 |
743 990 |
Распределение финансирования из областного бюджета по годам
тыс. рублей | ||||
|
Всего |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
1. Капитальные вложения на строительство, реконструкцию и восстановление оросительных мелиоративных систем |
4 120 |
0 |
1995 |
2 125 |
2. Государственное финансирование по программе сохранения и восстановления плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения |
20 091 |
5 200 |
6 963 |
7 928 |
3. Государственное финансирование мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения |
1030 |
310 |
340 |
380 |
4. Субсидии на приобретение элитных семян сои |
1344 |
0 |
619 |
725 |
5. Государственное финансирование научно-исследовательских опытно-конструкторских работ |
1350 |
450 |
450 |
450 |
6. Создание Центра инновационных технологий в сельскохозяйственном производстве |
1920 |
0 |
960 |
960 |
7. Социальное развитие соесеющих хозяйств |
95 000 |
0 |
47 000 |
48 000 |
8. Субсидирование процентных платежей по кредитам ОАО "Россельхозбанк" |
31 920 |
0 |
10 560 |
21 360 |
Итого финансирование из областного бюджета |
156 775 |
5 960 |
68 887 |
81 928 |
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена областная целевая программа "Развитие производства сои в Еврейской автономной области на 2011-2013 годы"
Областная целевая программа "Развитие производства сои в Еврейской автономной области на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа) направлена на развитие традиционной для региона подотрасли сельскохозяйственного производства - специализированного производства сои. Соя - одна из важнейших сельскохозяйственных культур, в мировом продовольственном балансе находящаяся на третьем месте после пшеницы и риса. Важность производства сои связана с незаменимостью соевого белка при производстве высокоэффективных кормов для сельскохозяйственных животных, функциональных пищевых добавок и пищевых продуктов. Невысокий уровень производства сои в Российской Федерации является одной из важнейших причин, объясняющих низкие показатели животноводческого производства и сильную зависимость от импорта соевых белков.
Таблица 1
Основные показатели, характеризующие производство сои в Российской Федерации, Дальневосточном федеральном округе и в Еврейской автономной области
|
1995 г. |
2005 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Российская Федерация |
|
|
|
|
|
Посевная площадь, тыс. га |
487,0 |
719,9 |
747,0 |
874,6 |
1205,7 |
Валовой сбор, тыс. тонн |
290,2 |
615,9 |
746,0 |
943,7 |
1219,6 |
Урожайность, ц/га |
6,0 |
10,5 |
10,5 |
11,9 |
10,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
|
|
|
|
|
Посевная площадь, тыс. га |
445,0 |
495,5 |
512,9 |
626,7 |
710,4 |
Валовой сбор, тыс. тонн |
247,0 |
360,2 |
509,9 |
626,7 |
814,1 |
Урожайность, ц/га |
5,5 |
9,0 |
9,8 |
11,1 |
11,8 |
Еврейская автономная область |
|
|
|
|
|
Посевная площадь, тыс. га |
32,7 |
56,6 |
57,2 |
64,6 |
72,1 |
Валовой сбор, тыс. тонн |
12,9 |
57,6 |
66,4 |
45,9 |
79,7 |
Урожайность, ц/га |
3,9 |
11,3 |
13,1 |
11,0 |
12,0 |
Как свидетельствуют приведенные статистические данные, в последние годы производство сои в Российской Федерации, регионах Дальневосточного федерального округа и в Еврейской автономной области растет достаточно высокими темпами, что говорит о высокой востребованности данной культуры на отечественном рынке.
В то же время начиная с 2007 - 2008 годов резко возрос импорт в Российскую Федерацию соевых бобов, что говорит о сохраняющемся на внутреннем рынке дефиците этой важнейшей сельскохозяйственной культуры.
Таблица 2
Показатели импорта соевых бобов в Российскую Федерацию в 2007 - 2010 годах (тыс. тонн)
|
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. (предварительно) |
Российская Федерация - импорт сои |
163,4 |
600,9 |
987,9 |
1 100,0 |
Таким образом, увеличение производства сои является одним из наиболее востребованных направлений развития сельского хозяйства. Огромный потенциал для роста производства сои состоит в повышении ее урожайности, средние показатели которой по Российской Федерации ниже показателей ведущих соепроизводящих стран в 1,5 - 2,0 раза, а также в расширении посевных площадей под сою как за счет оптимизации севооборотов, так и за счет включения в оборот незадействованных пахотных площадей. Немаловажную роль в увеличении производства сои должны сыграть обновление машинно-технологического парка, внедрение новых агротехнологий и сортов сои, развитие инфраструктуры заготовок и переработки сои, а также социальное развитие производящих сою хозяйств.
Для Еврейской автономной области производство сои является традиционной подотраслью растениеводства, для которой в регионе имеются необходимые природно-климатические условия, а также кадровые и организационные возможности. На территории Еврейской автономной области имеются оптимальные условия для производства сои.
В условиях растущего спроса на сою благодаря усилиям предприятий агропромышленного комплекса Еврейской автономной области, правительства Еврейской автономной области производство этой культуры в Еврейской автономной области за последние пять лет выросло более чем на четверть. Вместе с тем, несмотря на достигнутые успехи, развитие производства сои в Еврейской автономной области по-прежнему нуждается в активной государственной поддержке. Необходимы финансовые средства для реконструкции и восстановления оросительных мелиоративных систем, приобретения новой техники, субсидирования приобретения элитных семян, проведения мониторинга почвенного плодородия.
С целью стабилизации демографической ситуации в сельской местности и укрепления кадрового потенциала необходимы вложения в мероприятия по социальному развитию села.
В условиях реальной государственной поддержки производство сои в Еврейской автономной области за короткий срок сможет превратиться в высокоэффективную подотрасль растениеводства, внести заметный вклад в сельское развитие и самообеспечение региона кормовым сырьем, сыграть важную роль при реализации проектов и программ по увеличению производства сои в других регионах страны.
Высокий и постоянно растущий спрос на сою и задачи опережающего увеличения производства сои в Еврейской автономной области делают актуальными и необходимыми меры действенной финансовой и организационной поддержки данной подотрасли со стороны государства и субъекта Федерации.
2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является развитие традиционного для Еврейской автономной области подсектора сельскохозяйственного производства - производства сои, повышение урожайности и экономической эффективности выращивания сои, внедрение инновационных технологий, создание предпосылок для глубокой переработки сои, развития сельских территорий и решения социальных проблем в сельской местности.
К 2013 году планируется увеличить посевные площади под сою в Еврейской автономной области с 72 до 85 тыс. га, валовой сбор -с 80 тыс. тонн до 115 тыс. тонн.
Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
- введение в оборот новых участков пашни в результате строительства, восстановления и реконструкции мелиоративных систем в соеводческих хозяйствах, известкования закисленных почв;
- обновление машинно-технологического парка сельскохозяйственной техники;
- внедрение инновационных технологий в соеводство;
- сохранение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, снижение агротехнологических рисков при возделывании сои;
- обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей Еврейской автономной области сортовыми семенами сои;
- строительство интегратора соеводства - предприятия по глубокой переработке сои;
- решение вопросов социального развития сельской местности.
Для решения задач предусматривается выполнение следующих мероприятий:
- создание на базе федерального государственного унитарного предприятия "Башмак" Центра инновационных технологий в сельскохозяйственном производстве;
- мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на основе агрохимических и эколого-токсикологических обследований;
- субсидирование приобретения элитных семян сои;
- осуществление научных разработок по совершенствованию агротехнологий сои и семеноводству сои;
- проектирование и строительство предприятия по глубокой переработке сои;
- строительство социальных объектов на сельских территориях. Реализация вышеперечисленных задач должна опираться на функционально эффективный и сбалансированный по ресурсам план программно-целевых действий.
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться как через прямые инвестиции в создание (реконструкцию) соответствующих основных фондов соесеющих хозяйств, так и через формирование благоприятных экономических условий для осуществления инвестиционной и хозяйственной деятельности в подсекторе производства сои путем предоставления субсидий.
План увеличения производства сои в Еврейской автономной области на 2011 - 2013 годы представлен в таблице 3.
Таблица 3
План увеличения производства сои в Еврейской автономной области на 2011-2013 годы
Показатель |
Единица измерения |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Посевная площадь |
тыс. га |
75,0 |
80,0 |
85,0 |
Урожайность |
ц/га |
12,5 |
13,0 |
13,5 |
Валовой сбор |
тыс. т |
96,2 |
104,0 |
114,7 |
Амбарный вес |
тыс. т |
86,0 |
94,0 |
100,0 |
В результате реализации мероприятий Программы в 2011 - 2013 годах значительно возрастет эффективность производства сои в Еврейской автономной области, основные плановые показатели которой представлены в таблице 4.
Таблица 4
Плановые показатели эффективности производства сои в Еврейской автономной области в период 2011 - 2013 годов
Показатель |
Единица измерения |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Прирост 2013 г. к 2010 г. |
Валовой сбор |
тыс. т |
96,2 |
104,0 |
114,7 |
143,9% |
Удельный вес переработки сои внутри Еврейской автономной области |
% |
25,0 |
30,0 |
50,0 |
В 5 раз |
Себестоимость производства сои |
руб/т |
11 065,0 |
12 065,0 |
13 513,0 |
133,8% |
Рентабельность производства сои |
% |
40,0 |
43,0 |
44,0 |
110,0% |
Таким образом, в результате реализации Программы к 2013 году в Еврейской автономной области будет создан высокоэффективный соепроизводящий подсектор, обладающий большим потенциалом для дальнейшего количественного роста производства и повышения его эффективности.
Реализация поставленных задач потребует значительных финансовых вложений и организационных усилий как со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и со стороны органов государственного управления и банков. Потребуется привлечение крупных финансовых ресурсов, значительная часть которых ввиду достаточно высоких рисков должна предоставляться на долгосрочной или дотационной (субсидиарной) основе.
В этих условиях средства государственной поддержки должны быть сосредоточены на решении задач, обеспечивающих быстрый и долгосрочный эффект в становлении производственной и инфраструктурной основы подотрасли производства сои в Еврейской автономной области.
3. Система программных мероприятий
Достижение цели Программы планируется осуществить в рамках реализации следующих программных мероприятий:
3.1. Строительство, реконструкция и восстановление оросительных мелиоративных систем
В 2011 - 2013 годах планируется продолжить работы по строительству, реконструкции и восстановлению в Еврейской автономной области оросительных мелиоративных систем, начатые в 2010 году. Благодаря этим работам удастся ввести в севооборот под производство сои до 10 тыс. га залежных и выведенных из оборота пахотных земель.
Таблица 5
Объемы субсидий на проведение работ по строительству, реконструкции и восстановлению оросительных мелиоративных систем в Еврейской автономной области в рамках реализации Программы
Наименование работ |
Всего |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Строительство, реконструкция и восстановление оросительных мелиоративных систем, га |
10 000 |
|
3 500 |
6 500 |
Итого, га |
10 000 |
- |
3 500 |
6 500 |
Объекты строительства, реконструкции и восстановления оросительных мелиоративных систем определяются управлением сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, исполнителем работ является федеральное государственное учреждение "Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению Еврейской автономной области".
3.2. Обновление машинно-технологического парка соесеющих хозяйств (приобретение техники и оборудования для производства сои)
В рамках данного программного мероприятия планируется существенное обновление машинно-технологического парка соесеющих хозяйств на основе поставки сельскохозяйственной техники, поставщиками которой выступят компания John Deer и заводы Китайской Народной Республики. Всего планируется поставить 107 тракторов, 107 зерноуборочных комбайнов, шлейф прочей сельскохозяйственной техники и машин для послеуборочной подработки сои.
Индикативный состав новой техники, предназначенной для поставки в соесеющие хозяйства, приведен в таблице 6.
Таблица 6
Индикативный состав сельскохозяйственной техники, запланированной для поставки в хозяйства Еврейской автономной области в рамках реализации Программы (единиц)
Тип сельскохозяйственной техники |
Марка |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Тракторы |
МТЗ 1221 |
5 |
5 |
5 |
МТЗ 854 |
5 |
10 |
10 |
|
Луньзян-220 |
10 |
20 |
30 |
|
DFH-454 |
10 |
20 |
30 |
|
DFH-909 |
10 |
20 |
30 |
|
DFH-1204 |
5 |
10 |
15 |
|
DFH-1804 |
4 |
18 |
10 |
|
FOTON-454 |
10 |
. 20 |
30 |
|
FOTON-904 |
10 |
20 |
30 |
|
FOTN-1254 |
5 |
10 |
15 |
|
FOTON-1854 |
4 |
8 |
10 |
|
Комбайны уборочные "Енисей" и John Deer |
Енисей 954 |
5 |
10 |
20 |
JDL-3310 |
5 |
10 |
20 |
|
Дисковая борона |
IBG-5.3 |
10 |
15 |
20 |
IBG-6.8 |
10 |
15 |
20 |
|
Плуг |
ILYF-5.3 |
10 |
15 |
20 |
ILYF-7.0 |
5 |
10 |
15 |
|
Сеялка соевая гребневая |
2BJZ-4 |
20 |
25 |
40 |
2BJZ-6 |
10 |
12 |
15 |
|
2BJZ-8 |
10 |
12 |
15 |
|
Опрыскиватель |
3W-500 |
10 |
15 |
20 |
3W-2000 |
10 |
20 |
30 |
Состав закупаемой техники может уточняться в процессе реализации Программы на основании заявок соесеющих хозяйств и мониторинга состояния машинно-технологического парка.
Благодаря новой сельскохозяйственной техники в практику соеводства будут внедрены такие инновационные ресурсосберегающие технологии как внесение гербицидов в баковых смесях, уборка с измельчением стерни, первичная доработка зерна сои на пневмосортировальных машинах.
3.3. Создание на базе федерального государственного унитарного предприятия "Башмак" Центра инновационных технологий в сельскохозяйственном производстве
С целью комплексного управления научными разработками и внедрением инновационных и ресурсосберегающих технологий в соеводстве, а также с целью обеспечения коммерческой независимости соесеющих предприятий Еврейской автономной области от поставок элитных семян сои из других регионов и достижения максимально высоких показателей качества семян элиты и первых репродукций в рамках Программы запланировано создание на базе федерального государственного унитарного предприятия "Башмак" Центра инновационных технологий в сельскохозяйственном производстве с семеноводческим подразделением.
В рамках запланированных инвестиций предусматривается строительство в ФГУП "Башмак" нового цеха по переработке (калибровке) семян сои, склада семян, приобретение фитотрона, приобретение малогабаритной техники для обработки селекционных участков, приобретение оборудования селекционно-генетической лаборатории и лаборатории для исследования биотехнологических характеристик сои.
Исполнителем данного программного мероприятия будет являться управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области.
3.4. Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения
В целях сохранения и восстановления плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и улучшения на этой основе экономических условий для производства в Еврейской автономной области сои запланировано предоставление соесеющим хозяйствам субсидий на приобретение минеральных удобрений и проведение работ по известкованию закисленных почв. Объемы субсидий, выделяемых из федерального и областного бюджетов на приобретение минеральных удобрений и проведение работ по известкованию закисленных почв, указаны в таблице 7.
Таблица 7
Объемы субсидий на приобретение минеральных удобрений и проведение работ по известкованию закисленных почв (тыс. рублей)
Цель предоставления субсидий |
Всего |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Приобретение минеральных удобрений |
78 436,0 |
21 040,0 |
26 928,0 |
30 468,0 |
Проведение работ по известкованию закисленных почв |
8 735,0 |
0 |
4 025,0 |
4 710,0 |
Итого |
87 171,0 |
21 040,0 |
30 953,0 |
35 178,0 |
Исполнителем данного программного мероприятия будет являться управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области.
3.5. Мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на основе агрохимических и эколого-токсикологических обследований
С целью повышения урожайности сои и снижения агроклиматических рисков необходимо завершение на всех участках пашни, где в севооборотах возделывается соя, комплексных агрохимических и эколого-токсикологических обследований почв и мониторинга почвенного плодородия. В рамках Программы запланировано проведение указанных работ на наиболее значимых для соеводства участках пахотных земель силами федерального государственного учреждения "Станция агрохимической службы "Биробиджанская".
С целью реализации инновационных методов дистанционного зонирования участков пашни и прогнозирования оптимальных севооборотов под сою на основе углубленных выборочных агрохимических обследований и аэрокосмического зонирования планируется реализация в экспериментальном порядке разработок Института экологического почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, реализованных в 2007 - 2009 годах в соепроизводящем подсекторе Краснодарского края.
3.6. Субсидирование приобретения элитных семян сои
В целях улучшения экономических условий для производства сои запланировано предоставление соесеющим хозяйствам Еврейской автономной области субсидий на приобретение элитных семян сои.
Удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посевов определен областной целевой программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия в Еврейской автономной области" на 2009 - 2012 годы, утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 09.09.2008 N 259-пп.
Исполнителем данного программного мероприятия будет являться управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области.
3.7. Осуществление научных разработок по совершенствованию агротехнологий возделывания сои и семеноводству сои
Оказание соесеющим предприятиям научно-методической помощи в деле ведения и использования результатов первичного семеноводства сои, повышения экономической эффективности ее производства, поставки потребителям сортов сои с кормовыми и пищевыми характеристиками, точно соответствующими потребностям потребителей, выведение, испытание и внедрение новых сортов сои с развитыми свойствами фитоорганической устойчивости и высокими потребительскими качествами (содержание белка, масла, аминокислотный профиль и т.д.).
Работа по данному направлению для Дальневосточного федерального округа традиционно выполняется государственным научным учреждением "Дальневосточный научно-исследовательский институт сельского хозяйства" Российской академии сельскохозяйственных наук и государственным научным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт сои", а также Хэйлунцзянской сельскохозяйственной академией (Китайская Народная Республика).
В рамках данного программного мероприятия запланировано заключение договоров с указанными научными учреждениями на осуществление целевых проектов в области ведения первичного семеноводства сои и выведения новых сортов сои.
3.8. Проектирование и строительство предприятия по глубокой переработке сои
С целью обеспечения устойчивого внутрирегионального сбыта сои в объеме 40 - 50 тыс. тонн в год и создания экономических условий для интеграции регионального соеводства с высокорентабельной переработкой в рамках реализации Программы запланировано проектирование и строительство завода по глубокой переработке сои.
К 2013 году планируется ввести в строй первую очередь указанного завода, в рамках деятельности которой будет вырабатываться кормовой соевый шрот, корм для крупного рогатого скота и концентрированный соевый белок в качестве высокоэффективной кормовой добавки для птицеводства, свиноводства и аквакультуры.
После 2013 года планируется ввести в эксплуатацию вторую очередь комплекса завода, в рамках деятельности которой будут вырабатываться пищевые соевые концентраты, изоляты, а также высокотехнологичные структурно модифицированные соевые белки (наноглобулы, нанотрубки), находящие широкое применение в пищевой промышленности, в медицине и органической химии.
3.9. Социальное развитие соесеющих хозяйств
В рамках мероприятий по развитию социальной инфраструктуры соевого подсектора в Еврейской автономной области запланированы:
- строительство 100 жилых домов;
- строительство детского сада;
- строительство поликлиники;
- строительство стадиона;
- реконструкция 15 км автомобильной дороги с усовершенствованным типом покрытия.
4. Стоимость программных мероприятий и источники их финансирования
Развернутый перечень программных мероприятий, составленный в соответствии с вышеизложенными задачами Программы, приведен в таблице 8.
Таблица 8
Перечень программных мероприятий
Мероприятие |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
Срок выполнения (годы) |
1. Строительство, реконструкция и восстановление оросительных мелиоративных систем |
854 120 |
2012-2013 |
2. Обновление машинно-технологического парка соесеющих хозяйств (приобретение техники и оборудования для производства сои) |
443 480 |
2011-2013 |
2.1. Приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования |
385 000 |
2011-2013 |
2.2. Субсидирование процентных платежей по кредитам |
58 480 |
|
3. Создание на базе федерального государственного унитарного предприятия "Башмак" Центра инновационных технологий в сельскохозяйственном производстве |
22 880 |
2013 |
4. Сохранение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения |
87 171 |
2011-2013 |
4.1. Субсидии на приобретение минеральных удобрений |
78 436 |
2011-2013 |
4.2. Субсидии на проведение работ по известкованию закисленных почв |
8 735 |
2012-2013 |
5. Мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на основе агрохимических и эколого-токсикологических обследований |
5 060 |
2011-2013 |
6. Субсидирование приобретения элитных семян сои |
14 784 |
2012-2013 |
7. Осуществление научных разработок по совершенствованию агротехнологий возделывания сои и семеноводству сои |
4 250 |
2011-2013 |
8. Проектирование и строительство предприятия по глубокой переработке сои |
520 900 |
2012 - 2013 |
8.1. Проектирование и строительство предприятия |
465 000 |
2012-2013 |
8.2. Субсидирование процентных платежей по кредитам |
55 900 |
2012-2013 |
9. Социальное развитие соесеющих хозяйств |
350 000 |
2011-2013 |
Всего по Программе |
2 302 645 |
|
Таким образом, в рамках Программы в течение 2011 - 2013 годов подлежит выполнению 9 подпроектов общей стоимостью 2,3 млрд. рублей.
План финансирования мероприятий Программы в разрезе лет планового периода представлен в таблице 9.
Таблица 9
План финансирования мероприятий Программы по годам (тыс. рублей)
Мероприятие |
Объем финансирования, всего |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
1. Строительство, реконструкция и восстановление оросительных мелиоративных систем |
854 120 |
|
321 995 |
532 125 |
2. Обновление машинно-технологического парка соесеющих хозяйств (приобретение техники и оборудования для производства сои) |
443 480 |
80 000 |
156 930 |
206 550 |
2.1. Приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования |
385 000 |
80 000 |
135 000 |
170 000 |
2.2. Субсидирование процентных платежей по кредитам |
58 480 |
|
21930 |
36 550 |
3. Создание на базе федерального государственного унитарного предприятия "Башмак" Центра инновационных технологий в сельскохозяйственном производстве |
22 880 |
|
3 440 |
19 440 |
4. Сохранение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения |
87 171 |
21 040 |
30 953 |
35 178 |
4.1. Субсидии на приобретение минеральных удобрений |
78 436 |
21040 |
26 928 |
30 468 |
4.2. Субсидии на проведение работ по известкованию закисленных почв |
8 735 |
|
4 025 |
4710 |
5. Мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на основе агрохимических и эколого-токсикологических обследований |
5 060 |
1 620 |
1 680 |
1 760 |
6. Субсидирование приобретения элитных семян сои |
14 784 |
|
6 809 |
7 975 |
7. Осуществление научных разработок по совершенствованию агротехнологий возделывания сои и семеноводству сои |
4 250 |
450 |
1 900 |
1 900 |
8. Проектирование и строительство предприятия по глубокой переработке сои |
520 900 |
|
200 910 |
319 990 |
8.1. Проектирование и строительство предприятия |
465 000 |
|
185 000 |
280 000 |
8.2. Субсидирование процентных платежей по кредитам |
55 900 |
|
15910 |
39 990 |
9. Социальное развитие соесеющих хозяйств |
350 000 |
21 000 |
162 000 |
167 000 |
Всего по Программе |
2 302 645 |
103 110 |
907 617 |
1291918 |
Источниками финансирования мероприятий Программы будут являться:
средства государственного финансирования из федерального бюджета;
средства государственного финансирования из бюджета Еврейской автономной области;
банковские кредиты ОАО "Россельхозбанк";
собственные средства участников Программы.
План финансирования мероприятий Программы в разрезе источников финансирования представлен в таблице 10.
Таблица 10
План финансирования мероприятий Программы по источникам финансирования (тыс. рублей)
Мероприятие |
Объем финансирования, всего |
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Банковские кредиты |
Собственные средства участников Программы |
||||||||
в том числе по годам |
в том числе по годам |
в том числе по годам |
в том числе по годам |
||||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2011 |
2012 |
2013 |
2011 |
2012 |
2013 |
2011 |
2012 |
2013 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. Строительство, реконструкция и восстановление оросительных мелиоративных систем |
854 120 |
|
320000 |
530000 |
- |
1995 |
2 125 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2. Обновление машинно-технологического парка соесеющих хозяйств (приобретение техники и оборудования для производства сои) |
443 480 |
0 |
15 810 |
26 350 |
0 |
6 120 |
10 200 |
64 000 |
108 000 |
136 000 |
16 000 |
27 000 |
34 000 |
2.1. Приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования |
385 000 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
64 000 |
108 000 |
136 000 |
16 000 |
27 000 |
34 000 |
2.2. Субсидирование процентных платежей по кредитам |
58 480 |
- |
15 810 |
26 350 |
- |
6 120 |
10 200 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3. Создание на базе федерального государственного унитарного предприятия "Башмак" Центра инновационных технологий в сельскохозяйственном производстве |
22 880 |
- |
2 480 |
2 480 |
- |
960 |
960 |
- |
- |
- |
- |
- |
16 000 |
4. Сохранение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения |
87 171 |
15 840 |
23 990 |
27 250 |
5 200 |
6 963 |
7 928 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4.1. Субсидии на приобретение минеральных удобрений |
78 436 |
15 840 |
20 240 |
22 880 |
5 200 |
6 688 |
7 588 |
- |
- |
- |
|
- |
- |
4.2. Субсидии на проведение работ по известкованию закисленных почв |
8 735 |
- |
3 750 |
4 370 |
- |
275 |
340 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5. Мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на основе агрохимических и эколого-токсикологических обследований |
5 060 |
1 310 |
1 340 |
1 380 |
310 |
340 |
380 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6. Субсидирование приобретения элитных семян сои |
14 784 |
- |
6 190 |
7 250 |
- |
619 |
725 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7. Осуществление научных разработок по совершенствованию агротехнологий возделывания сои и семеноводству сои |
4 250 |
- |
1450 |
1450 |
450 |
450 |
450 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
8. Проектирование и строительство предприятия по глубокой переработке сои |
520 900 |
0 |
11470 |
28 830 |
0 |
4 440 |
11 160 |
0 |
148 000 |
224 000 |
0 |
37 000 |
56 000 |
8.1. Проектирование и строительство предприятия |
465 000 |
|
|
|
|
|
|
0 |
148 000 |
224 000 |
0 |
37 000 |
56 000 |
8.2. Субсидирование процентных платежей по кредитам |
55 900 |
0 |
11470 |
28 830 |
0 |
4 440 |
11 160 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9. Социальное развитие соесеющих хозяйств |
350 000 |
|
136000 |
119000 |
4 000 |
43 000 |
48 000 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Всего по Программе |
2 302 645 |
17 150 |
518730 |
743 990 |
5 960 |
68 887 |
81 928 |
64 000 |
256 000 |
360 000 |
16 000 |
64 000 |
106 000 |
Укрупненное распределение затрат на реализацию Программы по периодам и источникам финансирования представлено в таблице 11.
Таблица 11
Укрупненное распределение затрат на реализацию Программы по периодам и источникам финансирования (тыс. рублей)
Источник финансирования |
Всего |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Государственное финансирование из федерального бюджета |
1 279 870 |
17 150 |
518 730 |
743 990 |
Государственное финансирование из бюджета Еврейской автономной области |
156 775 |
5 960 |
68 887 |
81928 |
Банковские кредиты ОАО "Россельхозбанк" |
680 000 |
64 000 |
256 000 |
360 000 |
Собственные средства участников Программы |
186 000 |
16 000 |
64 000 |
106 000 |
Всего по Программе |
2 302 645 |
103 110 |
907 617 |
1 291 918 |
Затраты на реализацию Программы определены в ценах 2010 года. В случае значительного изменения цен и затрат в результате влияния макроэкономических факторов бюджет Программы может быть скорректирован.
5. Система государственной поддержки программных мероприятий
Государственная финансовая поддержка программных мероприятий будет осуществляться в рамках подпрограмм, финансируемых из федерального и областного бюджетов, в соответствии с таблицами 12 и 13.
Таблица 12
Система мер и объемы государственной поддержки из федерального бюджета (тыс. рублей)
Мера поддержки |
Всего |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
1. Капитальные вложения на строительство, реконструкцию и восстановление оросительных мелиоративных систем |
850 000 |
0 |
320 000 |
530 000 |
2. Государственное финансирование сохранения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения (субсидии на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений) |
67 080 |
15 840 |
23 990 |
27 250 |
3. Государственное финансирование мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения |
4 030 |
1310 |
1 340 |
1 380 |
4. Субсидии на приобретение элитных семян сои |
13 440 |
0 |
6 190 |
7 250 |
5. Государственное финансирование научно-исследовательских опытно-конструкторских работ |
2 900 |
0 |
1450 |
1450 |
6. Создание Центра инновационных технологий в сельскохозяйственном производстве |
4 960 |
0 |
2 480 |
2 480 |
7. Социальное развитие соесеющих хозяйств |
255 000 |
0 |
136 000 |
119 000 |
8. Субсидирование процентных платежей по кредитам ОАО "Россельхозбанк" |
82 460 |
0 |
27 280 |
55 180 |
Итого |
1 279 870 |
17 150 |
518 730 |
743 990 |
Таблица 13
Система мер и объемы государственной поддержки из областного бюджета (тыс. рублей)
Мера поддержки |
Всего |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
1. Капитальные вложения на строительство, реконструкцию и восстановление оросительных мелиоративных систем |
4 120 |
0 |
1995 |
2 125 |
2. Государственное финансирование сохранения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения (субсидии на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений) |
20 091 |
5 200 |
6 963 |
7 928 |
3. Государственное финансирование мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения |
1030 |
310 |
340 |
380 |
4. Субсидии на приобретение элитных семян сои |
1344 |
0 |
619 |
725 |
5. Государственное финансирование научно-исследовательских опытно-конструкторских работ |
1350 |
450 |
450 |
450 |
6. Создание Центра инновационных технологий в сельскохозяйственном производстве |
1920 |
0 |
960 |
960 |
7. Социальное развитие соесеющих хозяйств |
95 000 |
0 |
47 000 |
48 000 |
8. Субсидирование процентных платежей по кредитам ОАО "Россельхозбанк" |
31 920 |
0 |
10 560 |
21 360 |
Итого |
156 775 |
5 960 |
68 887 |
81 928 |
Таким образом, планируемый объем финансирования мероприятий Программы из федерального бюджета составляет 1279,9 млн. рублей, из средств областного бюджета - 156,7 млн. рублей.
6. Эффективность мер государственной поддержки развития производства сои в Еврейской автономной области и окупаемость затрат на производство сои
Плановой оценкой эффективности расходования бюджетных средств является соотношение конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию. При этом в качестве основного индикатора эффективности Программы необходимо рассматривать увеличение объема производства сои в Еврейской автономной области. В качестве вспомогательных индикаторов могут использоваться следующие показатели: прирост налоговых поступлений, прирост доходов работников, занятых в соеводческом подсекторе.
Оценка осуществлялась для пар "основной индикатор Программы/сумма бюджетного финансирования", "дополнительные доходы госбюджета/сумма бюджетного финансирования" и "дополнительные доходы работников/сумма бюджетного финансирования".
С учетом того, что часть предусмотренных Программой затрат финансируется из негосударственных источников, также рассчитывается показатель , характеризующий отношение основного индикатора Программы к общему объему финансирования.
Таблица 14
Расчет показателей эффективности расходования средств Программы в 2011-2013 годах
Показатель |
Единица измерения |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Весь период |
Ежегодный прирост товарного производства сои (в весе после доработки) |
тыс. тонн |
20,3 |
8,0 |
6,0 |
34,3 |
в т.ч. товарной сои |
% |
20,3 |
6,9 |
5,8 |
33,0 |
в т.ч. семян элиты |
% |
0,0 |
0,7 |
0,1 |
0,8 |
в т.ч. семян первой репродукции |
% |
0,0 |
0,4 |
0,1 |
0,5 |
Ежегодный прирост товарного производства сои (выручка от реализации) |
тыс. руб. |
209 461 |
111 996 |
67 046 |
388 504 |
в т.ч. товарной сои |
% |
209 461 |
71 196 |
59 846 |
340 504 |
в т.ч. семян элиты |
% |
0 |
28 000 |
4 000 |
32 000 |
в т.ч. семян первой репродукции |
% |
0 |
12 800 |
3 200 |
16 000 |
Ежегодный прирост налогов, полученных в результате развития отрасли |
тыс. руб. |
25 973 |
15 686 |
9 074 |
50 734 |
Ежегодный прирост доходов работников, полученный в результате занятости на вновь организованных рабочих местах |
тыс. руб. |
37 703 |
11 165 |
8 266 |
57 134 |
Финансирование, всего |
тыс. руб. |
103 110 |
907 617 |
1 291918 |
2 302 645 |
в т.ч. за счет федерального бюджета |
тыс. руб. |
17 150 |
518 730 |
743 990 |
1 279 870 |
Показатели эффективности: |
|
|
|
|
|
% |
1221% |
22% |
9% |
30% |
|
% |
151,4% |
3,0% |
1,2% |
4,0% |
|
% |
219,8% |
2,2% |
1,1% |
4,5% |
|
% |
203% |
12% |
5% |
17% |
Среднее значение ключевого для анализа бюджетной эффективности Программы показателя составляет 28 процентов. Иными словами, каждый вложенный в отрасль бюджетный рубль возмещается через прирост валового продукта в срок порядка трех лет и четырех месяцев ( года), что соответствует научно обоснованным срокам окупаемости капитальных затрат при производстве сои с использованием интенсивных агротехнологий.
Несколько меньшие значения коэффициентов и связаны с льготным налогообложением сельскохозяйственных предприятий, а также с относительно невысокой долей живого труда в стоимости продукции соеводства.
Исходя из полученных значений коэффициента Э0бщ, составляющих в среднем арифметическом около 17 процентов, можно сделать вывод о достаточно высоком показателе возмещения общих затрат по Программе через прирост валового продукта отрасли - в среднем порядка шести лет ( года). Отметим, что данный период окупаемости базируется на факторах окупаемости, действующих на весьма коротком трехлетнем периоде 2011 - 2013 годов, в пределах которого соеводческая подотрасль Еврейской автономной области еще не может в полной мере демонстрировать высокие экономические результаты. Поэтому разработчиками Программы осуществлен альтернативный прогноз окупаемости, основанный на экстраполяционной оценке экономических результатов в постпрограммный период 2014 - 2020 годов.
Детальный прогноз показателей развития соеводческого подсектора в Еврейской автономной области, относящихся к постпрограммному периоду, приведен в таблице 15.
Таблица 15
Прогноз показателей развития соеводческого подсектора в Еврейской автономной области на период 2010 - 2020 годов
Показатель |
Ед. изм. |
Годы |
||||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Посевная площадь |
тыс. га |
72 |
75 |
80 |
85 |
85 |
85 |
85 |
85 |
85 |
85 |
85 |
Урожайность |
ц/га |
12 |
12,5 |
13 |
13,5 |
13,5 |
13,7 |
13,9 |
13,9 |
14 |
14 |
14 |
Валовой сбор |
тыс. т |
79,7 |
96,2 |
104 |
114,7 |
114,8 |
116,5 |
118,2 |
118,2 |
119,0 |
119,0 |
119,0 |
Вес после доработки |
тыс. т |
65,7 |
86,0 |
94,0 |
100,0 |
10,0 |
103,0 |
105,0 |
106,0 |
107,0 |
107,5 |
108,0 |
в т.ч. товарной сои |
тыс. т |
|
86,0 |
92,9 |
98,7 |
100,5 |
101,4 |
103,3 |
104,2 |
105,0 |
105,4 |
105,9 |
в т.ч. семян элиты |
тыс. т |
|
|
0,7 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
в т.ч. первой репродукции |
тыс. т |
|
|
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
Объем реализации (нетто) |
тыс. руб. |
677 912 |
887 373 |
999 369 |
1 066 415 |
1 092 188 |
1 105 075 |
1 128 279 |
1 140 766 |
1 157 054 |
1 163 537 |
1 169 507 |
в т.ч. товарной сои |
тыс. руб. |
|
887 373 |
958 569 |
1 018415 |
1 036 988 |
1 046 275 |
1 065 879 |
1 075 166 |
1083 214 |
1 087 857 |
1 092 707 |
в т.ч. семян элиты |
тыс. руб. |
|
|
28 000 |
32 000 |
36 000 |
38 000 |
40 000 |
40 000 |
46 000 |
47 200 |
48 000 |
в т.ч. первой репродукции |
тыс. руб. |
|
|
12 800 |
16 000 |
19 200 |
20 800 |
22 400 |
25 600 |
27 840 |
28 480 |
28 800 |
Производственные затраты |
тыс. руб. |
406 747 |
532 424 |
569 640 |
597 193 |
611625 |
618 842 |
631 836 |
638 829 |
647 950 |
651581 |
654 924 |
в т.ч. заработная плата |
тыс. руб. |
122 024 |
159 727 |
170 892 |
179 158 |
183 488 |
185 653 |
189 551 |
191 649 |
194 385 |
195 474 |
196 477 |
Валовой доход |
тыс. руб. |
271 165 |
354 949 |
429 729 |
469 223 |
480 563 |
486 233 |
496 443 |
501 937 |
509 104 |
511956 |
514 583 |
Рентабельность |
% |
40% |
40% |
43% |
44% |
44% |
44% |
44% |
44% |
44% |
44% |
44% |
Налоги |
тыс. руб. |
84 061 |
110 034 |
125 721 |
134 795 |
138 053 |
139 681 |
142 615 |
144 193 |
146 252 |
147 071 |
147 826 |
Расчетная прибыль |
тыс. руб. |
187 104 |
244 915 |
304 008 |
334 428 |
342 510 |
346 551 |
353 828 |
357 744 |
362 852 |
364 885 |
366 757 |
Число постоянно трудоустроенных |
чел. |
678 |
887 |
949 |
1245 |
1 269 |
1281 |
1303 |
1 315 |
1330 |
1336 |
1342 |
в т.ч. в сельскохозяйственных предприятиях |
чел. |
678 |
887 |
949 |
995 |
1019 |
1031 |
1053 |
1065 |
1 080 |
1086 |
1092 |
в т.ч. завод по глубокой переработке сои |
чел. |
|
|
|
250 |
250 |
250 |
250 |
250 |
250 |
250 |
250 |
С учетом представленных выше прогнозных данных на период до 2020 года можно произвести альтернативную оценку окупаемости программных мероприятий. Основным фактором окупаемости в данной модели становятся связанные с реализацией Программы экономические результаты, которые имеют непосредственное денежное выражение: доходы работников соеводческого подсектора, прибыль хозяйств, налоговые платежи соеводческого подсектора на территории Еврейской автономной области.
Таблица 16
Расчет-прогноз эффективности расходования средств Программы в 2011-2020 годах
Факторы окупаемости мероприятий Программы в 2011 - 2020 годах |
Сумма (тыс. руб.) |
Дополнительные доходы работников (заработная плата) за 10 лет |
626 212 |
Дополнительные доходы бюджета за 10 лет |
535 629 |
Прибыль участников Программы от производства сои за 10 лет |
1 507 444 |
Прибыль завода по глубокой переработке сои за 2014-2020 годы |
1 200 000 |
Итого сумма экономических результатов за 10 лет |
3 869 285 |
Стоимость мероприятий Программы |
2 302 645 |
Коэффициент окупаемости мероприятий Программы |
168% |
Справочно: стоимость мероприятий Программы, финансируемых из федерального и областного бюджетов |
1 436 645 |
Справочно: коэффициент окупаемости по государственному финансированию |
269% |
Согласно данным, приведенным в таблице 16, сумма экономических результатов деятельности участников Программы на 68 процентов превосходит стоимость программных мероприятий 2011 - 2013 годов, что подтверждает ее высокую эффективность.
Сумма экономических результатов деятельности участников Программы за 2011 - 2013 годы превосходит стоимость финансирования Программы из федерального и областного бюджетов на 169 процента. Это позволяет сделать вывод о том, что на десятилетнем горизонте планирования средства государственного финансирования успеют окупиться более чем в два с половиной раза.
Наряду с экономическими результатами функционирования соеводческой отрасли в Еврейской автономной области при оценке эффективности Программы необходимо также учитывать инфраструктурные, социальные и экологические факторы. Так в рамках реализации Программы будут построены новые титульные производственные объекты и объекты социальной сферы.
Таблица 17
Перечень объектов соеводческой отрасли, планируемых к строительству в рамках реализации Программы
Наименование объекта животноводства |
Период строительства (годы) |
Реконструированные и новые оросительные мелиоративные системы на площади 10 тыс. га |
2012-2013 |
Центр инновационных технологий в сельскохозяйственном производстве в федеральном государственном унитарном предприятии "Башмак" Российской академии сельскохозяйственных наук |
2012-2013 |
Завод по глубокой переработке сои мощностью 40 - 50 тыс. тонн в год |
2012-2013 |
Таблица 18
Перечень социальных объектов, планируемых к строительству в рамках реализации Программы
Наименование объекта |
Период строительства (годы) |
Жилой комплекс из 100 домов для семейного проживания работников соеводческих хозяйств |
2012-2013 |
Детский сад |
2012-2013 |
Поликлиника |
2012-2013 |
Спортивный комплекс |
2012-2013 |
Реконструкция до 13 км автомобильных дорог в сельской местности |
2012-2013 |
В приведенных выше расчетах эффективности и окупаемости мероприятий Программы не учитывались такие косвенные результаты Программы, как заметный вклад в улучшение социально-экономического положения сельских населенных пунктов и районов Еврейской автономной области, улучшение демографической ситуации, увеличение занятости населения, в интенсификацию хозяйственной жизни на стратегически важных приграничных территориях. С учетом этих факторов народнохозяйственный эффект Программы будет значительно выше.
Также необходимо отметить вклад от реализации мероприятий Программы в улучшение экологической ситуации. Благодаря планируемым мелиоративным мерам и мониторингу состояния пахотных земель будут предотвращены процессы почвенной эрозии, а за счет возделывания сои будет происходить накопление азота в почве, что обеспечит косвенный эффект в повышении урожайности в других растениеводческих отраслях.
7. Механизм реализации Программы и управления Программой
Мероприятия Программы осуществляются на основе действующего законодательства, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, правительства Еврейской автономной области и муниципальных образований Еврейской автономной области.
Механизм реализации Программы включает:
- стратегическое планирование и прогнозирование (определение стратегических направлений, темпов и пропорций развития соеводческой подотрасли);
- экономические и правовые формы воздействия на мероприятия Программы, регулирующие отношения федеральных, региональных и отраслевых органов, заказчиков и исполнителей Программы в процессе реализации мероприятий и проектов Программы;
- организационную структуру управления Программой (определение состава, функций и согласованности звеньев административно-хозяйственного управления).
Для реализации Программы предусматривается использовать финансово-кредитный механизм, государственную контрактную систему закупок и поставки продукции, возможности налогового законодательства, лизинг.
Главным условием успешной реализации Программы является привлечение в экономику и социальную сферу отрасли необходимых финансовых ресурсов. Для решения наиболее острых и значимых социально-экономических проблем соеводческого подсектора Еврейской автономной области Программа предусматривает финансирование значительной части затрат за счет средств федерального и областного бюджетов на безвозвратной основе.
Одновременно с государственными средствами для финансирования основной инвестиционной части Программы предполагается использовать средства предприятий - участников Программы и инвестиционные кредиты ОАО "Россельхозбанк".
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" выбор исполнителей программных мероприятий, финансируемых за счет государственных средств, будет осуществляться на конкурсной основе.
Комплексное управление Программой осуществляется правительством Еврейской автономной области, которое:
- создает Дирекцию Программы;
- определяет наиболее эффективные формы и порядок организации работ по выполнению мероприятий Программы;
- через Дирекцию Программы координирует работу исполнителей программных мероприятий и проектов;
- осуществляет согласование объемов финансирования на очередной финансовый год и на весь период реализации Программы;
- утверждает распределение федеральных средств, выделяемых на безвозвратной основе, по программным проектам, мероприятиям и расходным статьям, при сокращении объемов финансирования Программы корректирует перечень мероприятий и вводимых объектов на очередной год, определяет приоритеты, принимает меры по привлечению средств из внебюджетных источников для финансирования Программы;
- обеспечивает контроль за ходом реализации Программы, в том числе за эффективным и целевым использованием выделяемых финансовых средств, за качеством проводимых мероприятий, соблюдением сроков реализации программных мероприятий, исполнением договоров и контрактов, заключенных в рамках Программы;
- осуществляет сбор отчетности о ходе выполнения программных мероприятий, подготавливает и в установленном порядке представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и в органы государственной статистики информацию о реализации Программы в части разделов с финансированием из средств федерального и областного бюджетов.
Правительство Еврейской автономной области при реализации Программы руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 20.07.1995 N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" (с учетом изменений от 09.07.1999 N 159-ФЗ), от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", другими действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Функции Дирекции Программы будут переданы на исполнение в рамках конкурса. Управление мероприятиями Программы будет осуществляться на основе соответствующего положения, утверждаемого правительством Еврейской автономной области.
Контроль за реализацией Программы со стороны правительства Еврейской автономной области призван обеспечивать своевременное и полное осуществление мероприятий и проектов Программы, а также эффективное и целевое использование финансовых средств.
При необходимости правительство Еврейской автономной области и другие заинтересованные органы государственной власти Российской Федерации могут проводить экспертные проверки хода реализации Программы. По результатам указанных проверок в процесс реализации Программы могут вноситься соответствующие изменения.
8. Комплексная оценка эффективности программных мероприятий
Методологической основой оценки эффективности Программы на стадии ее разработки является углубленное бизнес-планирование ключевых производств и зоотехнических процессов. Соответствующие методические материалы разработаны специалистами Российской сельскохозяйственной академии, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, ООО "ИнвестАгроПроект" совместно с отраслевыми научными организациями.
На стадии реализации Программы оценка ее эффективности будет осуществляться на основе бизнес-планов и бюджетных моделей (ERP-моделей адресных получателей финансовой поддержки), а также на основе отраслевой статистической отчетности субъектов Федерации. Будет применяться отчетность по форме 2 (АПК) на федеральном уровне.
По итогам реализации Программы и ее отдельных этапов будет проводиться комплексная оценка эффективности реализации Программы на основе согласованных с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации методических рекомендаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 6 мая 2011 г. N 192-пп "Об областной целевой программе "Развитие производства сои в Еврейской автономной области на 2011 - 2013 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в информационно-правовом сборнике "Собрание законодательства Еврейской автономной области" от 30 июня 2011 г. N 3
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 24 июля 2012 г. N 378-пп
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления