Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 25. Проверка избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями
1. Избирательная комиссия области проверяет соблюдение предусмотренного настоящим законом порядка выдвижения областного списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным округам каждым избирательным объединением, представившим установленные настоящим законом документы. Соответствующая окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего закона. Если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидатов, областного списка кандидатов, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Соответствующая избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением в соответствии с настоящим законом.
2. Соответствующая избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности данных и сведений, представляемых в соответствии с настоящим законом, в соответствующие органы, которые обязаны в течение десяти дней, а за десять и менее дней до дня голосования - в срок, установленный избирательной комиссией, сообщить избирательной комиссии о результатах проверки.
3. Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения, по согласованию с руководителями этих органов. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах.
Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений избирательная комиссия области вправе использовать Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Выборы", включая регистр избирателей. Сведения о результатах проверки, подписанные должностным лицом избирательной комиссии области, в том числе полученные по каналам связи Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" и подписанные электронной цифровой подписью, могут являться основанием для признания подписей избирателей недействительными.
4. Проверке подлежит 20 процентов от установленного настоящим законом необходимого для регистрации количества подписей в поддержку выдвижения каждого кандидата, областного списка кандидатов и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных соответственно в поддержку выдвижения каждого кандидата, областного списка кандидатов. Если необходимое для регистрации количество подписей не превышает 200 подписей, проверке подлежат все подписи. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется избирательной комиссией области. Выборка проводится непосредственно после выдачи кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения документа, подтверждающего прием подписных листов. При проведении выборки и при проверке подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации по соответствующему избирательному округу количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов по этому округу и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, а в избирательной комиссии области - уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего областные списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О времени проведения соответствующей жеребьевки и проверки подписных листов должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей. Избирательная комиссия не вправе отказать в присутствии при проверке иным лицам, направленным кандидатом, избирательным объединением. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
5. По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
6. Недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Подпись, выполненная указанным образом, признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
7. Недействительными считаются:
1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе, а также подписи избирателей, место жительства которых находится за пределами территории области;
2) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел, сведений, полученных по каналам связи Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" и подписанных электронной цифровой подписью председателя избирательной комиссии области, либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 3 настоящей статьи;
3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с Федеральным законом и настоящим законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
4) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорено избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 3 настоящей статьи;
6) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
7) все подписи избирателей в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, кандидатом, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченными представителями, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;
8) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем уведомления окружной избирательной комиссии о выдвижении кандидата, либо до дня, следующего за днем заверения областного списка кандидатов избирательной комиссией области;
9) подписи избирателей, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области, органов управления организаций независимо от формы собственности, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи, либо подписи, собранные с принуждением избирателей ставить свои подписи и вознаграждением их за это в любой форме;
10) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 3 настоящей статьи;
11) все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, предусмотренных статьей 22 настоящего закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 1-3 к настоящему закону;
12) все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с частью 3 статьи 23 настоящего закона;
13) подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов;
14) подписи избирателей, внесенные в подписной лист позже заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, в поддержку выдвижения которого собирались подписи, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего областной список кандидатов, в поддержку выдвижения которого собирались подписи.
8. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписном листе, сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
9. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, до представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию, если исключение (вычеркивание) специально оговорено указанными лицами в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей избирателей до приема подписных листов избирательной комиссией.
10. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, областного списка кандидатов, действительной считается только одна подпись, а остальные подписи этого избирателя считаются недействительными.
11. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям, предусмотренным настоящим законом, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 7, 11 и 12 части 7 настоящей статьи.
12. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с настоящей статьей.
13. Если суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей, выявленных при выборочной проверке, составит 10 и более процентов от общего количества отобранных для проверки подписей, подлежащих проверке в соответствии с настоящей статьей, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата, областного списка кандидатов не производится. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
14. Регистрация кандидата, областного списка кандидатов не производится также в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации.
15. По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, областному списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в соответствующую избирательную комиссию для принятия ею решения о регистрации кандидата, областного списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, областного списка кандидатов. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидата, областного списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, областного списка кандидатов. Внесение изменений в протокол после принятия указанного решения не допускается. Копия протокола передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, областного списка кандидатов. В случае, если количества достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации кандидата, областного списка кандидатов, либо если количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в соответствующей избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.