Постановление Правительства Еврейской автономной области
от 6 сентября 2011 г. N 422-пп
"О Концепции демографической политики Еврейской автономной области на период до 2025 года"
10 декабря 2013 г.
В целях консолидации усилий органов государственной власти Еврейской автономной области, органов местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области, организаций и граждан по обеспечению условий для устойчивого демографического развития Еврейской автономной области правительство Еврейской автономной области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию демографической политики Еврейской автономной области на период до 2025 года.
2. Органам исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, при разработке нормативных правовых актов, областных целевых программ руководствоваться Концепцией демографической политики Еврейской автономной области на период до 2025 года.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области в своей деятельности по вопросам, касающимся демографического развития Еврейской автономной области, руководствоваться положениями Концепции демографической политики Еврейской автономной области на период до 2025 года.
Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 10 декабря 2013 г. N 660-пп пункт 4 настоящего постановления изложен в новой редакции
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства Еврейской автономной области Пинчук И.Н.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области |
А.А. Винников |
Концепция
демографической политики Еврейской автономной области на период до 2025 года
(утв. Постановление правительства Еврейской автономной области от 6 сентября 2011 г. N 422-пп)
I. Общие положения
Концепция демографической политики Еврейской автономной области на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Еврейской автономной области, а также Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года.
Концепция представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере государственного и экономико-правового регулирования демографических процессов в Еврейской автономной области на период до 2025 года.
Демографическая политика Еврейской автономной области (далее - область) направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, повышение миграционной привлекательности области, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в регионе и стране в целом.
В Концепции отражены результаты анализа современной демографической ситуации в области, ключевые проблемы, предполагаемые последствия и ограничения текущего и перспективного социально-демографического развития области, определены цели, задачи и приоритетные направления в сфере реализации активной демографической политики, а также механизм решения ее основных задач.
II. Современная демографическая ситуация в области
Современная демографическая ситуация в области формируется под влиянием предшествовавших демографических процессов. Основным негативным фактором, повлиявшим на демографическую ситуацию в области в 2000 - 2010 годах, стало сокращение численности населения за счет отрицательного сальдо миграции и отрицательного естественного прироста.
Таблица
Основные демографические показатели области
Показатель |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Среднегодовая численность постоянного населения (тыс. человек) |
186,1 |
185,6 |
185,53 |
185,41 |
184,13 |
Родившихся (на 1 000 человек населения) |
12,1 |
13,0 |
13,8 |
13,2 |
13,0 |
Умерших (на 1 000 человек населения) |
16,0 |
15,1 |
15,3 |
14,8 |
14,8 |
Младенческая смертность (на 1 000 человек родившихся) |
14,3 |
21,4 |
11,7 |
15,0 |
10,3 |
Естественный прирост (на 1 000 человек населения) |
-3,9 |
-2,1 |
-1,4 |
-1,6 |
-1,8 |
Миграционный прирост (на 1 000 человек населения) |
-1,0 |
1,4 |
0,7 |
-0,4 |
-3,0 |
Демографические потери области за период с 2006 года по 2010 год составили 1 970 человек (1,05%), а с 1991 года, когда население области было максимальным (221,5 тыс. человек), потери составили 37,37 тыс человек (16,8%).
Депопуляция в области, как и в целом по России, обусловлена четырьмя основными факторами - высокой смертностью населения, низкой рождаемостью, старением населения и миграционной убылью.
Несмотря на ряд положительных изменений в сфере здравоохранения, показатель смертности все еще превышает показатель рождаемости. Естественная убыль населения за период с 2006 года составила 1 668 человек. В 2008 году данный показатель был самым низким (-251 человек). При этом число умерших превысило число родившихся в 2010 году на 12,1 процента (2008 год - 9,7%), а самый высокий показатель отмечен в 2005 году - 54,2 процента.
С 2000 года в области наблюдается стабильный рост числа родившихся. Кроме того, в последние годы показатель коэффициента рождаемости в области был выше среднероссийского и среднерегионального. Так, в 2009 году в области коэффициент рождаемости составил 13,2 на 1 000 человек населения, что на 1,1 пункта выше среднероссийского и на 0,2 пункта выше среднерегионального показателя. 2010 год характеризуется незначительным снижением показателя рождаемости в сравнении с 2009 годом: в 2010 году в области родилось на 30 детей меньше, коэффициент рождаемости на 1 000 человек составил 13,0, что ниже, чем в 2009 году, на 0,2 пункта.
Вместе с тем современные показатели рождаемости почти в 2 раза меньше, чем требуется для замещения поколений. Характер рождаемости в области определяется массовым распространением малодетности, сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.
Другой проблемой демографического развития области является высокий уровень смертности населения. Основные потери несет мужское население, причем в значительной степени - из-за несчастных случаев, таких как отравления, травмы, дорожно-транспортные происшествия, убийства и самоубийства и т.д.
В 2006 - 2010 годах в структуре причин смертности первенство сохранялось за сердечно-сосудистой патологией, онкологическими заболеваниями, травмами и отравлениями.
В 2010 году сохранилась наметившаяся с 2006 года тенденция сокращения числа умерших, вместе с тем показатель смертности в области остается довольно высоким и составляет 14,8 на 1 000 человек населения, что соответствует уровню 2009 года (в 2005 году он составлял 16,2 на 1 000 человек).
Показатель младенческой смертности на 1 000 рожденных в 2010 году по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года уменьшился на 4,7 промилльных пункта: с 15,0 в 2009 году (37 новорожденных) до 10,3 в 2010 году (25 новорожденных), или на 31,3 процента. Всего за 2006 - 2010 годы в области умерло 174 ребенка в возрасте до 1 года. В структуре причин младенческой смертности преобладают состояния, возникающие в перинатальном периоде.
Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателе ожидаемой продолжительности жизни населения, который в 2010 году в области составил 62,6 года (1992 год - 68,8 года). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 12,07 года ниже аналогичного показателя у женщин. Необходимо учитывать, что основными факторами, оказывающими влияние на продолжительность жизни, репродуктивность и трудоспособность населения, являются текущие и сопутствующие заболевания, и первое место среди них занимают заболевания желудочно-кишечного тракта и опорно-двигательного аппарата.
В связи со старением населения возникает дефицит рабочей силы, увеличивается демографическая нагрузка на трудоспособное население.
Наряду с естественными потерями населения другим существенным фактором изменения численности населения области является миграция. В 2004 - 2010 годах в области наблюдалась миграционная убыль, которая составила 1 612 человек. Также в последние годы в области наблюдалось снижение миграционной активности населения, в 2007 - 2008 годах миграционное сальдо было положительным. Численность населения области за счет миграции только в 2010 году уменьшилась на 615 человек. Отрицательное сальдо миграции сложилось в результате перемещения населения области в другие регионы России.
В 2010 году наибольший отток населения произошел в субъекты Дальневосточного федерального округа (213 человек), Центрального федерального округа (143 человека) и Южного федерального округа (74 человека). Основной отток населения происходит из сельской местности. Так, убыль сельского населения в 2010 году составила 803 человека, тогда как городское население за этот же период увеличилось на 188 человек. Возраст основной массы убывающих из области составляет 20-39 лет. Основными причинами смены места жительства являются обстоятельства личного, семейного характера, в том числе связанные с учебой и работой, а также возвращение на прежнее место жительства. Вместе с тем международная миграция в области в 2010 году показала прирост на 36 человек, из которых 20 человек прибыло из стран СНГ и Балтии.
Таким образом, с 2000 года в области сформировался суженный тип воспроизводства населения, который определяется небольшим ростом рождаемости, а с 2006 года также и снижением смертности населения.
В перспективе основными последствиями суженного воспроизводства и старения населения области будут являться:
- дальнейшее снижение численности населения области;
- уменьшение численности детей и подростков и, как следствие, снижение объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;
- сокращение числа молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, и ухудшение соотношения возрастных групп населения моложе и старше трудоспособного возраста, что вызовет обострение проблемы дефицита трудовых ресурсов (темпы прироста новой рабочей силы будут недостаточными для замещения дополнительных рабочих мест);
- дальнейшее развитие тенденции старения населения и снижение мобильности трудовых ресурсов вследствие их старения (по прогнозу, доля населения старше трудоспособного возраста увеличится с 16,2% в 2006 году до 37,3% в 2015 году);
- рост демографической нагрузки на трудоспособное население, а также повышение нагрузки на систему здравоохранения и социального обеспечения;
- дальнейшее увеличение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы в результате роста числа лиц, выбывающих за пределы категории трудоспособного возраста, и сокращения численности населения трудоспособного возраста.
Преодоление негативной тенденции снижения численности населения области в ближайшей перспективе возможно только при условии снижения смертности и повышения рождаемости населения, а также использования миграционного ресурса.
III. Цели и задачи демографической политики области на период до 2025 года
Целями демографической политики области на период до 2025 года являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
Достижение целей демографической политики области в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития области, включая обеспечение ее стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации населения по доходам, создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.
Задачи демографической политики в области улучшения здоровья и увеличения продолжительности жизни населения:
- повышение качества жизни населения;
- улучшение репродуктивного здоровья населения;
- улучшение условий труда работающих, в первую очередь занятых на вредных и опасных производствах;
- внедрение и реализация в образовательных учреждениях программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
- сокращение разрыва в продолжительности жизни населения области и населения других субъектов Российской Федерации;
- сокращение производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, сокращение случаев профессиональных заболеваний и их профилактика;
- улучшение качества жизни хронических больных и инвалидов;
- снижение уровня смертности населения.
Задачи демографической политики в области стимулирования рождаемости и укрепления института семьи:
- создание благоприятных социально-экономических условий для повышения рождаемости;
- обеспечение комплексной социальной защиты семьи.
Задачи демографической политики в области молодежной политики:
- создание условий для эффективной деятельности и самореализации молодежи;
- содействие решению вопросов занятости молодежи, жилищных проблем молодежи;
- формирование условий для духовного, нравственного, патриотического воспитания и физического развития молодежи;
- совершенствование системы социального воспитания молодежи;
- поддержка и содействие реализации гражданских инициатив молодежи, развитие на территории области детского и молодежного общественного движения;
- поддержка талантливой молодежи, развитие различных форм организации досуга и отдыха молодежи, художественного и технического творчества, массовых видов спорта и туризма.
Задачи демографической политики в области миграции:
- создание действенных механизмов замещения естественной убыли населения области;
- регулирование и повышение эффективности использования миграционных потоков в соответствии с интересами социально-экономического развития области;
- обеспечение контроля за количеством трудовых мигрантов, прибывающих из стран с визовым режимом въезда (дальнего зарубежья), с целью недопущения их отрицательного влияния на социальную обстановку в области;
- обеспечение приоритетного права трудоустройства российских граждан перед трудовыми мигрантами из других стран.
IV. Основные принципы реализации Концепции
К основным принципам реализации Концепции относятся:
- консолидация в установленном порядке действий органов исполнительной власти, формируемых правительством области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, общественных объединений, организаций и граждан по разработке и реализации комплексных программ, направленных на стабилизацию и улучшение демографического развития области;
- многоуровневый подход к достижению целей и решению задач Концепции с учетом как общих потребностей населения области в целом, так и специфических потребностей населения муниципальных образований области, а также интересов отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;
- эффективность и стабильность политики, проводимой органами государственной власти области, совершенствование законодательной базы, развитие социального партнерства;
- межведомственный подход к вопросам повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни;
- равенство всех граждан независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений;
- постоянное функционирование информационной системы, направленной на формирование социально адаптированной личности;
- использование результатов научных исследований, опыта международного сотрудничества с целью разработки оптимальных подходов к решению проблем демографического развития области.
V. Приоритеты в области улучшения здоровья и увеличения продолжительности жизни населения
В области улучшения здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты:
- формирование у жителей области системы жизненных ценностей, установок и моделей повседневного поведения, способствующих ведению здорового образа жизни;
- разработка и реализация мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, обеспечение непрерывности оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека;
- улучшение медицинского обслуживания населения разных возрастных групп;
- совершенствование системы управления охраной труда в области, повышение роли надзорных и контрольных органов в обеспечении охраны труда в организациях в соответствии с требованиями законодательства, создание эффективной инфраструктуры, способствующей обеспечению охраны труда;
- снижение заболеваемости и травматизма, предупреждение преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь в трудоспособном и детском возрасте;
- обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех жителей области;
- сокращение масштабов маргинализации населения, создание у жителей области мотивации к ведению здорового образа жизни;
- улучшение состояния здоровья детей и подростков за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику заболеваний желудочно-кишечного тракта и опорно-двигательного аппарата, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также путем развития физической культуры и спорта, организации здорового досуга;
- популяризация знаний о правилах гигиены и укреплении иммунитета в рамках мероприятий по формированию здорового образа жизни.
Предусматривается проведение следующего комплекса мероприятий:
а) создание целостной системы пропаганды здорового образа жизни, включающей:
- разработку социальной рекламы, медико-просветительских программ, других информационно-пропагандистских проектов, ориентированных на различные группы населения и учитывающих их социально-психологические и культурные особенности;
- формирование стимулов для участия средств массовой информации и общественных объединений в пропаганде здорового образа жизни;
- организацию кампаний и акций по привлечению молодежи, лиц других возрастных категорий к занятиям физической культурой и спортом, участие в этих кампаниях и акциях волонтеров из числа молодежи, а также популярных спортсменов, других лидеров общественного мнения;
- осуществление постоянного государственного административно-правового и информационно-идеологического противодействия пропаганде алкоголя, табакокурения, употребления наркотиков, других форм девиантного поведения;
- пропаганду ценности человеческой жизни и духовно-нравственное противодействие пагубным привычкам, осуществляемое силами религиозных конфессий и общественных объединений;
- формирование современной системы нравственного воспитания и подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни;
- проведение медико-просветительской работы по вопросам охраны репродуктивного здоровья, сексуального и репродуктивного поведения, использования современных средств контрацепции, профилактики заболеваний, передаваемых половым путем;
б) разработка и реализация комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни среди населения, в том числе:
- обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех жителей области;
- развитие материальной базы для занятий физической культурой и спортом в школах, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
- создание условий для занятий населения физической культурой и спортом по месту жительства, в том числе путем создания экономически и территориально доступных спортивных площадок и залов;
- развитие, в том числе в рамках социального партнерства, физкультурно-оздоровительной базы организаций;
разработка и реализация системы мер по профилактике злоупотребления алкоголем, наркотиками, табачными изделиями и противодействию такому злоупотреблению;
- усиление мер противодействия насилию в семье;
- создание системы медико-социальной реабилитации лиц, имеющих алкогольную, наркотическую и другие виды зависимости, и членов их семей;
создание системы медико-социальной реабилитации ВИЧ-инфицированных лиц и членов их семей;
в) реализация мероприятий по улучшению медицинского обслуживания населения, в том числе:
- повышение доступности медицинской помощи для всех категорий населения, включая специализированную помощь и различные виды диагностических исследований;
- создание системы мониторинга качества предоставляемой медицинской помощи;
- реализация мер первичной и вторичной профилактики заболеваний, в том числе диспансерных и реабилитационных мероприятий;
- развитие служб психотерапевтической и психологической помощи в целях предотвращения суицидов, а также для психологического консультирования граждан, оказавшихся в кризисной жизненной ситуации;
- расширение системы грантов для проведения научных исследований в области общественного здоровья и здравоохранения;
- активизация мероприятий по охране здоровья работников на производстве, включая:
разработку нормативных правовых актов, способствующих созданию благоприятных экономических условий для организаций, реализующих программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний работников;
осуществление мониторинга состояния условий и охраны труда, уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях области;
разработку комплекса мероприятий по управлению охраной труда в организациях сферы малого предпринимательства;
информационное обеспечение охраны труда;
организационно-методическое обеспечение охраны труда, предусматривающее повышение эффективности координации работы по охране труда на предприятиях и в организациях;
выявление причинно-следственных связей между нарушениями работодателями трудового законодательства и несчастными случаями на производстве;
проведение исполнительными органами государственной власти, органами государственного надзора и контроля, профессиональными союзами совместных проверок состояния условий и охраны труда в организациях независимо от их организационно-правовых форм;
усиление контроля со стороны работодателей за выполнением на предприятиях норм законодательства по охране труда;
повышение социального престижа предприятий, реализующих программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний работников;
регулярное обсуждение вопросов укрепления здоровья работников и охраны труда в рамках социального партнерства;
- расширение участия населения в мероприятиях по ранней диагностике заболеваний путем проведения в учебных заведениях, на производстве, в лечебно-оздоровительных учреждениях, местах массового отдыха населения добровольной аппаратурной скрининг-диагностики в целях определения уровня здоровья обследуемых, оценки их функциональных резервов, выявления скрытой патологии;
г) проведение мероприятий по улучшению экологической обстановки и ослаблению вредных средовых воздействий на здоровье людей, включая:
- совершенствование системы сбора, временного хранения, транспортировки, утилизации и учета отходов промышленных предприятий, отходов потребления и бытовых отходов;
- оптимизацию транспортных потоков и развитие дорожной сети с учетом экологических требований;
- усиление контроля за деятельностью очистных сооружений промышленных предприятий;
- противодействие уничтожению зеленых насаждений в жилых кварталах при уплотнительной застройке, неукоснительное соблюдение правовых норм в данной сфере;
- ужесточение контроля за техническим состоянием автотранспорта в целях уменьшения числа автомобилей, превышающих нормы выброса в атмосферу загрязняющих веществ;
- развития экологического и социально-гигиенического мониторинга, обеспечивающего получение своевременной взаимосвязанной информации об изменениях социальной и природной среды, здоровья населения и продолжительности жизни, и принятие на основе данной информации необходимых управленческих решений;
д) снижение смертности и инвалидизации в результате дорожно-транспортных происшествий за счет:
- повышения требовательности к качеству подготовки водителей, усиления борьбы с фиктивной сдачей аттестационных экзаменов;
- активизации информационно-пропагандистской работы в сфере безопасности дорожного движения, участия в ней средств массовой информации и использования возможностей социальной рекламы;
- совершенствования системы оказания пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях скорой медицинской помощи, укрепления ее материальной базы;
- обучения навыкам оказания первичной медицинской помощи работников органов внутренних дел, в первую очередь работников дорожно-патрульной службы;
- своевременного осуществления в необходимых объемах работ, обеспечивающих безопасность дорожного движения (в том числе ремонт и разметка дорог, установка пешеходных ограждений и барьеров принудительного снижения скорости, оборудование перекрестков светофорами, обустройство улиц, прилегающих к школам и другим детским учреждениям, современными техническими средствами организации дорожного движения).
VI. Приоритеты в области стимулирования рождаемости и укрепления института семьи
В области стимулирования рождаемости и укрепления института семьи определены следующие приоритеты:
- улучшение жилищных условий молодых семей и семей с детьми;
- совершенствование системы материальной поддержки семей с детьми;
- расширение сферы социальных услуг для семей с детьми в государственном и некоммерческом секторах;
- пропаганда ценностей семьи, материнства и отцовства, повышение социального престижа семей с двумя и более детьми;
- воспитание и подготовка детей, подростков и молодежи к семейной жизни, обучение культуре семейных отношений;
- развитие системы работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, и с замещающими семьями.
Предполагается осуществление мероприятий, направленных на:
- расширение жилищного кредитования в направлении повышения его доступности для семей с детьми;
- развитие системы мер социальной поддержки семей, имеющих детей;
- развитие единой системы социального обслуживания семей с детьми;
- развитие дифференцированной системы услуг по уходу за детьми дошкольного возраста, учитывающей потребности и материальные возможности родителей, включая гибкие формы субсидирования воспитания детей в детских дошкольных учреждениях;
- развитие системы психологического консультирования по вопросам семьи и воспитания детей;
- развитие и совершенствование системы досуговых учреждений для детей, подростков и молодежи по месту жительства, в том числе подростково-молодежных клубов и центров;
- активизацию мер по улучшению репродуктивного здоровья населения, в том числе:
проведение обязательных ежегодных гинекологических и уроандрологических осмотров несовершеннолетних начиная с 12 лет с обеспечением реализации медицинских рекомендаций на бесплатной основе;
реализация системы мер по лечению нарушений репродуктивного здоровья, в том числе бесплодия, методами вспомогательных репродуктивных технологий, включая метод экстракорпорального оплодотворения;
реализация мер по профилактике абортов;
обеспечение реализации бесплатных средств контрацепции для социально незащищенных групп населения;
введение в работу учреждений системы здравоохранения программ для подростков и молодежи по профилактике заболеваний репродуктивной системы;
- совершенствование практики медико-социального сопровождения беременных женщин и детей первого года жизни;
- организация семейных клубов и ассоциаций;
- пропаганда положительного опыта и поощрение работодателей и профсоюзных организаций, осуществляющих активную социальную поддержку работников, имеющих детей, и создающих условия для успешного сочетания работниками своих родительских обязанностей и профессиональной деятельности;
- совершенствование системы поддержки и социальной реабилитации членов семей, оказавшихся в кризисной ситуации, в том числе женщин с хроническими инфекционными заболеваниями, имеющих детей;
- разработка и внедрение программ, способствующих адаптации выпускников детских домов и интернатов к самостоятельной жизни;
- создание служб социального и психологического сопровождения приемных семей и семей с опекаемыми детьми;
- формирование системы мероприятий по пропаганде ценностей семьи и родительства, включающей:
разработку информационно-пропагандистских продуктов в данной сфере, создание финансовых и иных механизмов, обеспечивающих продвижение этих продуктов в средства массовой информации;
проведение конкурсов и других мероприятий, направленных на повышение престижа средств массовой информации, активно участвующих в пропаганде ценностей родительства и семьи;
привлечение представителей деловых кругов, деятелей науки, культуры, искусства и других лидеров общественного мнения к участию в пропаганде семейных ценностей, здорового образа жизни.
VII. Приоритеты в области молодежной политики
Приоритетными направлениями молодежной политики являются:
- обеспечение востребованности молодых специалистов на рынке труда;
- активизация деятельности профессиональных союзов по защите трудовых прав молодежи;
- развитие молодежного предпринимательства, учитывающего необходимость обеспечения стартовых возможностей молодых предпринимателей, обучение молодых людей навыкам цивилизованного предпринимательства;
- организация отдыха подростков, молодежи и молодых семей;
- работа по профилактике правонарушений, безнадзорности среди подростков и молодежи;
- социализация молодых людей в процессе образования;
- поддержка детских и молодежных объединений;
- организация военно-патриотической деятельности;
- создание условий для развития и реализации возможностей молодых людей;
- поддержка талантливой молодежи;
- создание специализированных центров социальной информации и документации для молодежи;
- организация социальной рекламы для молодежи;
- поддержка средств массовой информации, освещающих молодежные общественные инициативы;
- регулярный мониторинг процессов, происходящих в молодежной среде.
VIII. Приоритеты в области миграции
В области миграции определены следующие приоритеты:
- привлечение работников, прежде всего молодежи, обладающих необходимыми области профессиями и квалификациями, из других регионов Российской Федерации и культурно близких ей государств;
- создание условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала области;
- устранение административных барьеров, препятствующих использованию иностранной рабочей силы, и усиление контроля за соблюдением действующего законодательства в этой сфере.
Предполагается реализация следующих мероприятий:
- осуществление экономических мер регулирования трудовой миграции, направленных на упорядочение привлечения в область иностранной рабочей силы;
- изыскание возможностей расширения жилищного фонда, пригодного для временного проживания трудовых мигрантов, в том числе за счет ремонта и приспособления неиспользуемых или неэффективно используемых жилых, производственных и других площадей;
- развитие механизмов предоставления предприятиями ссуд работникам, приобретающим жилье;
- усиление контроля за соблюдением правил регистрации иностранных граждан в соответствии с миграционным законодательством;
- создание институциональной основы для участия представителей землячеств, других организаций и представителей иностранных граждан, обучающихся или работающих в области, в обсуждении вопросов, связанных с участием указанных граждан в жизни региона, соблюдением действующего законодательства в отношении иностранных граждан;
- создание институциональной основы для изучения мигрантами из иностранных государств русского языка, основ российской культуры и цивилизации.
В целях развития системы расселения в области необходимо поддерживать жизнестойкость мелких и средних населенных пунктов путем создания в них рабочих мест, развивать транспортную инфраструктуру в сельской местности.
IX. Механизмы реализации Концепции
Реализация Концепции будет осуществляться путем:
- объединения усилий и координации действий органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, общественных объединений и организаций;
- разработки и реализации областных целевых и муниципальных программ в сфере охраны здоровья, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, направленных на достижение целей и решение задач Концепции;
- дальнейшего совершенствования областного законодательства;
- включения мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации, в программу социально-экономического развития области;
- учета приоритетных направлений демографического развития области при формировании областного бюджета, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в области, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;
- постоянного анализа демографических процессов, происходящих в области;
- организации информационно-просветительской деятельности по пропаганде целей и задач региональной демографической политики в средствах массовой информации при помощи информационных структур органов государственной власти и управления.
X. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции будет осуществляться в три этапа.
На первом этапе (2011 - 2015 годы) необходимо обеспечить стабилизацию демографической ситуации в области путем повышения уровня рождаемости, продолжительности жизни населения, снижения уровня смертности, в том числе младенческой и материнской, комплексной поддержки семьи, материнства и детства, повышения миграционной привлекательности области, снижения миграционного оттока.
Предполагается осуществить мероприятия по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей.
Предусматриваются специальные меры по улучшению условий труда, в первую очередь - женщин репродуктивного возраста, занятых во вредных и тяжелых условиях труда, по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, повышению миграционной привлекательности области.
На первом этапе будет разработана областная целевая (комплексная) программа "Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации в Еврейской автономной области на 2013 - 2015 годы", направленная на улучшение демографической ситуации.
К 2015 году предполагается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей.
По итогам реализации первого этапа к 2016 году предполагается:
- стабилизировать численность населения области на уровне 179 тыс. человек;
- увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 67 лет;
- увеличить в 1,1 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на четверть снизить уровень смертности населения;
- уменьшить отток населения области, в том числе квалифицированных специалистов и молодежи, увеличить объемы привлекаемых для постоянного проживания в области соотечественников с помощью эффективной реализации областной целевой программы "Оказание содействия добровольному переселению в Еврейскую автономную область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2010 - 2012 годы, утвержденной постановлением правительства области от 23.03.2010 N 98-пп, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 300 человек ежегодно.
На втором этапе (2016 - 2020 годы) необходимо обеспечить устойчивое поступательное развитие всех социальных институтов, социальной инфраструктуры, доступность и высокое качество основных социальных благ (медицинского обслуживания, общего образования, пенсионного обеспечения, адресных форм социальной поддержки населения и иных социальных благ), активизацию строительства жилья, доступного для широких слоев населения. Особое внимание будет уделено реализации мероприятий, направленных на рост числа браков и снижение числа разводов, а также повышение доходов семей до уровня прожиточного минимума на одного члена семьи и снижение числа безнадзорных детей, формирование у граждан осознания необходимости личной заботы о своем здоровье и здоровье близких людей.
По итогам реализации второго этапа к 2021 году предполагается:
- стабилизировать численность населения области на уровне 180 тыс. человек;
- увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 68,1 года;
- увеличить в 1,2 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;
- уменьшить отток из области квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлекаемых для постоянного проживания в области соотечественников, в том числе квалифицированных специалистов и молодежи из других субъектов Российской Федерации и из-за рубежа, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 400 человек ежегодно.
На третьем этапе (2020 - 2025 годы) необходимо закрепить полученные ранее положительные результаты во всех сферах жизни общества (реальное повышение качества жизни населения, приближение основных медико-демографических показателей к уровню показателей по Российской Федерации, создание устойчивого среднего класса, включающего как минимум половину всего населения области).
К 2025 году предполагается:
- обеспечить постепенное увеличение численности населения области (в том числе за счет миграции) до 182 тыс. человек;
- увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни в среднем до 70 лет;
- снизить смертность от производственного травматизма на 20 процентов, общую и профессиональную заболеваемость трудоспособного населения - на 15 процентов;
- увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности;
- обеспечить миграционный прирост на уровне более 500 человек ежегодно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 6 сентября 2011 г. N 422-пп "О Концепции демографической политики Еврейской автономной области на период до 2025 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в информационно-правовом сборнике "Собрание законодательства Еврейской автономной области" от 19 октября 2011 г. N 8
Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 25 июля 2019 г. N 228-пп настоящее постановление признано утратившим силу с 25 июля 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 10 декабря 2013 г. N 660-пп
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления