20 марта, 22 мая, 28 сентября 2012 г.
В соответствии с постановлением правительства Еврейской автономной области от 01.08.2011 N 379-пп "Об утверждении перечня областных целевых программ, предусмотренных к финансированию из областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" правительство Еврейской автономной области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Экология Еврейской автономной области" на 2012 - 2016 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора Еврейской автономной области Антонова Г.А.
3. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования, но не ранее 01 января 2012 года.
Губернатор области |
А.А. Винников |
Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 28 сентября 2012 г. N 518-пп настоящая Областная целевая программа изложена в новой редакции
Областная целевая программа
"Экология Еврейской автономной области" на 2012 - 2016 годы
(утв. постановлением Правительства Еврейской автономной области от 5 октября 2011 г. N 480-пп)
20 марта, 22 мая, 28 сентября 2012 г.
1. Паспорт
областной целевой программы "Экология Еврейской автономной области" на 2012 - 2016 годы
Наименование программы |
Экология Еврейской автономной области |
Основание для разработки программы |
Постановление правительства Еврейской автономной области от 22.02.2011 N 57-пп "О докладе об экологической ситуации в Еврейской автономной области в 2010 году" |
Государственный заказчик программы |
Управление природных ресурсов правительства Еврейской автономной области |
Основные разработчики программы |
Управление природных ресурсов правительства Еврейской автономной области |
Цель программы |
Улучшение экологической ситуации в Еврейской автономной области. |
Целевые индикаторы (по годам реализации программы) |
Основные целевые индикаторы представлены в таблице 4 |
Основные задачи программы |
1. Организация приема и утилизации ртутьсодержащих отходов 2. Снижение негативного влияния паводков и наводнений на экологическую ситуацию 3. Проведение исследований наличия радона в атмосферном воздухе и почве 4. Изучение и сохранение биологического разнообразия Еврейской автономной области 5. Экологическое просвещение населения Еврейской автономной области |
Сроки и этапы реализации программы |
2012 - 2016 годы |
Исполнители основных мероприятий программы |
Управление природных ресурсов правительства Еврейской автономной области; управление по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области; комитет образования Еврейской автономной области"; областное государственное казенное учреждение "Дирекция по охране объектов животного мира и особо охраняемым природным территориям Еврейской автономной области" (далее - ОГКУ "Дирекция по охране объектов животного мира и ООПТ ЕАО") |
Объем средств и источники финансирования программы |
Объем финансирования программных мероприятий - 11 371,144 тыс. руб., в том числе: 10 581,144 тыс. руб. из областного бюджета, внебюджетные источники - 790 тыс. руб. 2012 год - 2 146,144 тыс. руб., в том числе: из областного бюджета - 2 006,144 тыс. руб., внебюджетные источники - 140 тыс. руб.; 2013 год - 1 565 тыс. руб., в том числе: из областного бюджета - 1 315 тыс. руб., внебюджетные источники - 250 тыс. руб.; 2014 год - 1 835 тыс. руб., в том числе: из областного бюджета - 1 685 тыс. руб., внебюджетные источники - 150 тыс. руб.; 2015 год - 1 935 тыс. руб., в том числе: из областного бюджета - 1 785 тыс. руб., внебюджетные источники - 150 тыс. руб.; 2016 год - 3 890 тыс. руб., в том числе: из областного бюджета - 3 790 тыс. руб., внебюджетные источники - 100 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Создание условий для утилизации ртутьсодержащих отходов на территории Еврейской автономной области (ежегодно до 48 тыс. штук) Разработка 3-х проектно-сметных документаций по снижению негативного влияния паводков и наводнений на экологическую ситуацию Выработка рекомендаций по противорадоновой защите, снижению риска облучения населения изотопом радона продуктами его распада Проведение оценки состояния, динамики изменений количества редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира Обеспечение охраны объектов животного и растительного мира и среды обитания (произрастания) Повышение экологической культуры населения Еврейской автономной области |
Система организации контроля за ходом реализации программы |
Государственный заказчик программы осуществляет контроль за исполнением программы, представляет в управление экономики правительства Еврейской автономной области ежеквартальный и годовой отчет о ходе и результатах реализации программы |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В 2010 году и за 8 месяцев 2011 года в Еврейской автономной области (далее - область) не зафиксировано экстремально высоких уровней загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, химического и радиационного загрязнения природной среды.
Экологическая ситуация в области сохраняется удовлетворительной на протяжении длительного времени.
Вместе с тем остаются нерешенными ряд экологических проблем.
Одним из нерешенных вопросов является загрязнение окружающей среды ртутьсодержащими отходами.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вводит ограничения на оборот ламп накаливания. С 01.02.2011 к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью сто ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 01.01.2013 может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью семьдесят пять ватт и более, с 01.01.2014 - электрических ламп накаливания мощностью двадцать пять ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
Принимаемые меры приведут к резкому увеличению оборота энергосберегающих ламп. Каждая лампа содержит от 20 до 300 мг ртути. По гигиенической классификации ртуть относится к первому классу опасности (чрезвычайно опасное химическое вещество).
Предельно допустимая концентрация ртути в атмосферном воздухе и воздухе жилых, общественных помещений составляет 0,0003 мг/м(3). Опасны выбросы и осаждения ртути с осадками в воду, а также органические соединения ртути.
Отработанные энергосберегающие (компактные люминесцентные лампы), другие ртутьсодержащие лампы (люминесцентные, неоновые, бактерицидные), приборы с ртутным заполнением относятся к отходам первого класса опасности и подлежат утилизации на специальном оборудовании.
По данным государственной статистической отчетности, на предприятиях области ежегодно образуется 2,3 тонн отработанных ртутьсодержащих ламп. Однако эти сведения неполные, так как не все предприятия отчитываются по форме статистической отчетности 2-тп "отходы", учет образовавшихся у населения пришедших в непригодность энергосберегающих ламп и ртутьсодержащих отходов не ведется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" установлено, что обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется специализированными организациями, осуществляющими их переработку методами, обеспечивающими выполнение санитарно-гигиенических, экологических и иных требований.
Существенное негативное влияние на экологическую ситуацию в области оказывают паводки и наводнения. В результате смыва с селитебных территорий отходов производства и потребления, с сельскохозяйственных угодий и огородов - удобрений и ядохимикатов происходит физическое и химическое загрязнение поверхностных вод. Наблюдается интенсивное разрушение берегов и изменения русловых процессов.
Это приводит и к ухудшению социально-экономической ситуации в населенных пунктах, подверженных негативному воздействию водами рек.
Поселок Партизанский, расположенном на правом берегу реки Большая Бира в городе Биробиджане, неоднократно подвергался затоплению паводковыми водами. Поселок Тукалевский расположен в непосредственной близости от берега реки Большая Бира. Подтопления поселка происходят один раз в 4 - 5 лет. Поселки не имеют противопаводковой защиты.
Для защиты села Преображеновка Ленинского района от паводковых вод ручья Буркали в 1984 году хозяйственным способом построена дамба. В результате интенсивных дождей гребень дамбы частично разрушился, наибольшие разрушения гребня выявлены в местах активного действия волновых процессов. Разрушения установлены на 30 процентах дамбы.
Во время наступления паводков южная часть села Преображеновка подтапливается.
Радиационная обстановка на территории области в течение 2009 - 2010 годов оставалась удовлетворительной.
Вместе с тем средняя доза облучения одного жителя области от природных источников в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась в 1,3 раза. Основным источником природных облучений является изотоп радона и его дочерние продукты распада. Для выработки мер по снижению риска облучения населения необходима достоверная информация, которую предполагается получить в результате исследований наличия радона и его дочерних продуктов распада в воздухе помещений жилых и общественных зданий, в почве на территории области.
Одной из проблем, сопровождающих экономическое развитие и научно-технический прогресс, является уменьшение биологического разнообразия, в том числе сокращение видового разнообразия. В настоящее время основными причинами сокращения видового разнообразия являются:
- уничтожение, разрушение и загрязнение местообитаний;
- чрезмерное изъятие и истребление природных популяций животных и растений;
- распространение болезней животных и растений.
В результате хозяйственной деятельности, лесных пожаров и стихийных бедствий антропогенного и природного характера ухудшаются условия обитания диких животных, сокращаются площади мест произрастания редких сосудистых растений и грибов. Наблюдается тенденция сокращения численности объектов животного и растительного мира области.
Одной из причин наличия в области экологических проблем является недостаточная экологическая культура населения. Свидетельством тому служат несанкционированные свалки отходов на территории населенных пунктов, в местах отдыха, в водоохранных зонах водотоков. Население не сдает на утилизацию пришедшие в негодность энергосберегающие лампы, ртутьсодержащие приборы. Определенная часть населения не принимает участие в наведении должного санитарного и экологического состояния дворов, улиц, парков.
Социальное и экономическое развитие области, привлекательность для переселения в область населения из других регионов Российской Федерации и из других государств во многом зависит от экологической ситуации. Поэтому необходимо вести работу по улучшению экологической обстановки на территории области.
Экологические проблемы области накапливались на протяжении десятилетий. Для их решения необходимы большие материальные, финансовые и трудовые ресурсы.
Без комплексного подхода и концентрации ресурсов на решении основных экологических проблем в условиях действующих рыночных отношений и без специальной государственной поддержки улучшить экологическую ситуацию не удастся.
В настоящее время иные программы, направленные на решение аналогичных проблем на территории области, отсутствуют.
3. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
3.1. Цели и задачи программы
Целью программы является улучшение экологической ситуации в Еврейской автономной области.
Указанную цель предполагается достичь программным методом путем решения следующих задач:
- организация приема и утилизации ртутьсодержащих отходов;
- снижение негативного влияния паводков и наводнений на экологическую ситуацию;
- проведение исследований наличия радона в атмосферном воздухе и почве;
- изучение и сохранение биологического разнообразия области;
- экологическое просвещение населения области.
1. Организацию приема и утилизации ртутьсодержащих отходов предполагается решить созданием предприятия, которое сможет обеспечить сбор и утилизацию ртутьсодержащих отходов.
Это решит проблему обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ртутьсодержащих приборов, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
2. Разработка проектно-сметной документации по снижению негативного влияния паводков и наводнений на экологическую ситуацию в дальнейшем позволит решить вопрос привлечения инвестиций в строительство защитных дамб общей протяженностью около 8 километров, что позволит исключить смыв в поверхностные водные объекты загрязняющих предметов и веществ с площади около 100 гектаров, а также укрепить 6 километров берега реки Большая Бира и около 2 километров ручья Буркали.
Это снизит вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, повысит уровень защиты населенных пунктов от паводков и наводнений, улучшит экологическую ситуацию, сделает более привлекательным для проживания поселки Партизанский и Тукалевский.
3. По итогам проведение исследований наличия радона в атмосферном воздухе жилых и общественных помещений, а также в почве населенных мест будут выработаны рекомендации по противорадоновой защите, снижению риска облучения населения изотопом радона и продуктами его распада.
Выполнение данных мероприятий будет способствовать повышению радиационной безопасности населения.
4. Приоритетными направлениями сохранения объектов животного и растительного мира являются:
- принятие мер особой охраны - занесение в Красную книгу области редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов (далее - объекты животного и растительного мира), обитающих (произрастающих) на территории области;
- мониторинг объектов животного и растительного мира;
- сохранение естественной среды обитания.
В целях изучения и сохранения биологического разнообразия области будет проведен мониторинг амурского тигра и дальневосточного аиста, мест их обитания, исследования экологического состояния объектов животного и растительного мира. По их результатам будет проведена оценка состояния, динамики изменений количества редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира, внесены предложения по их особой охране - внесение или исключение из списков видов, внесенных в Красную книгу области.
Предусмотрена безогневая противопожарная обработка деревьев с гнездами дальневосточного аиста: очистка от пожароопасных предметов и обработка стволов деревьев защитным слоем. Это обеспечит сохранение мест обитания и рост популяции этой птицы, вид которой занесен в Красную книгу области.
5. В целях экологического просвещения населения программой предусматривается привлечение общественных организаций и объединений, волонтеров и население области к проведению экологических акций, участию в природоохранных мероприятиях.
В соответствии с рекомендациями парламентских слушаний от 17.05.2007 на тему "Эколого-экономические проблемы бассейна реки Амур и пути их законодательного решения" в Приамурских субъектах Российской Федерации, в том числе в Еврейской автономной области, ежегодно проводится экологическая акция "Дни Амура".
Постановлением правительства Еврейской автономной области от 22.02.2011 N 57-пп "О докладе об экологической ситуации в Еврейской автономной области в 2010 году" управлению природных ресурсов поручено ежегодно проводить экологические мероприятия в рамках региональной акции "Дни Амура", которая предусматривает привлечение населения к проведению общественных экологических слушаний, выставок, очистке водных объектов, посадке деревьев и другим массовым мероприятиям в целях экологического просвещения.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 09 июня 2011 года в целях экологического воспитания и развития волонтерского движения в области предусмотрено проведение конкурсов экологических проектов некоммерческих организаций, работающих в сфере охраны окружающей среды.
"Дни Амура" и проведение конкурсов экологических проектов позволят привлечь внимание широких слоев населения к экологическим проблемам бассейна реки Амур, улучшить пропаганду экологических знаний и экологическое воспитание населения области, развить волонтерское движение.
Таким образом, решение вышеуказанных задач программным методом будет способствовать улучшению экологической ситуации в Еврейской автономной области.
3.2. Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2012 - 2016 годы.
4. Система программных мероприятий
Таблица 1
Система программных мероприятий
5. Механизм реализации программы
Государственным заказчиком программы является управление природных ресурсов правительства области. Исполнителями программных мероприятий являются: управление природных ресурсов правительства области, управление по охране и использованию объектов животного мира правительства области, комитет образования области, ОГКУ "Дирекция по охране объектов животного мира и ООПТ ЕАО".
Порядок осуществления субсидирования по мероприятиям, представленным в пунктах 1.1, 1.2, 5.2, устанавливается правительством области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "в пунктах 1.1, 1.2, 5.2 таблицы 1,"
Порядок проведения конкурса по субсидированию затрат, связанных с приемом и утилизацией пришедших в негодность ртутьсодержащих ламп и приборов от населения области, предусмотренных программой, устанавливаются правительством области.
Государственный заказчик программы и исполнители программных мероприятий в ходе реализации программы контролируют своевременность выполнения мероприятий и целевое использование бюджетных средств, на конкурсной основе осуществляют отбор исполнителей работ (услуг), согласовывают с ними возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования.
6. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования программы составит 11 371,144 тыс. руб., в том числе: за счет средств областного бюджета - 10 581,144 тыс. руб. и из внебюджетных источников - 790 тыс. руб.
Таблица 2
Структура финансирования программы
Источники и направления расходов |
Финансовые затраты |
||||||||
Всего |
в том числе по годам: |
||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||||
Всего |
|
|
|
11 371,144 |
2 146,144 |
1 565 |
1 835 |
1935 |
3 890 |
Областной бюджет* |
06 |
05 |
5225000 |
10 581,144 |
2 006,144 |
1 315 |
1 685 |
1 785 |
3 790 |
Федеральный бюджет (на условиях софинансирования) |
|
|
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Внебюджетные источники |
|
|
|
790 |
140 |
250 |
150 |
150 |
100 |
Капитальные вложения |
|
|
|
7 425,144 |
1 186,144 |
1 189 |
1685 |
1 785 |
1 580 |
Областной бюджет* |
06 |
05 |
5225000 |
7 425,144 |
1 186,144 |
1 189 |
1685 |
1 785 |
1 580 |
Федеральный бюджет (на условиях софинансирования) |
|
|
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
НИОКР |
|
|
|
440 |
110 |
150 |
50 |
50 |
80 |
Областной бюджет* |
06 |
05 |
5225000 |
150 |
70 |
- |
- |
- |
80 |
Федеральный бюджет (на условиях софинансирования) |
|
|
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Внебюджетные источники |
|
|
|
290 |
40 |
150 |
50 |
50 |
- |
Прочие расходы |
|
|
|
3 506 |
850 |
226 |
100 |
100 |
2 230 |
Областной бюджет* |
06 |
05 |
5225000 |
3 006 |
750 |
126 |
- |
- |
2 130 |
Федеральный бюджет (на условиях софинансирования) |
|
|
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Внебюджетные источники |
|
|
|
500 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
* - подлежат ежегодному уточнению при разработке проекта областного бюджета.
Таблица 3
Получатели финансовых средств областного бюджета на реализацию программы
N п/п |
Получатели финансовых средств по программе |
N мероприятия таблицы 1 |
1 |
Управление природных ресурсов правительства области |
|
2 |
Управление по охране и использованию объектов животного мира правительства области |
|
3 |
ОГКУ "Дирекция по охране объектов животного мира и ООПТ ЕАО" |
|
4 |
Комитет образования области |
7. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых экологических результатов от реализации программы
В 2012 году будет создано производство по утилизации ртутьсодержащих отходов.
К 2016 году ежегодно будет утилизироваться около 48 000 штук пришедших в негодность энергосберегающих ламп и ртутьсодержащих приборов, принятых от населения.
Наличие разработанных проектов проектно-сметной документации по снижению негативного влияния паводков и наводнений на экологическую ситуацию позволит привлечь инвестиции в строительство природоохранных объектов и в результате этого снизить вероятность возникновения экологических катастроф, повысить уровень защиты населенных пунктов от наводнений, улучшить экологическую ситуацию в области.
На основании исследований наличия радона и его дочерних продуктов распада физическим и юридическим лицам будут выданы рекомендации по выработке противорадонных# мероприятий по всем выявленным фактам проявления радона, подготовлен радиационно-гигиенический паспорт территории области.
Будет сохранено не менее 64 мест обитания дальневосточного аиста.
Проведение ежегодной экологической акции "Дни Амура" обратит внимание населения на экологические проблемы бассейна реки Амур и привлечет общественные организации и волонтеров к реализации мероприятий по охране окружающей среды.
Реализация программных мероприятий позволит улучшить экологическую ситуацию в области.
Таблица 4
Система целевых индикаторов (показателей)
N пп |
Целевые индикаторы реализации программы |
Ед. измерения |
Значение показателя |
||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1* |
Количество принятых у населения и утилизированных пришедших в негодность энергосберегающих ламп и ртутьсодержащих приборов |
Шт. |
- |
8 000 |
20 000 |
32 000 |
48 000 |
2* |
Количество охраняемых гнезд дальневосточного аиста |
Шт. |
57 |
- |
- |
- |
64 |
3 |
Количество участников экологической акции "Дни Амура" |
Чел. |
3 000 |
- |
- |
- |
3 500 |
4 |
Количество привлеченных волонтеров к выполнению экологических мероприятий |
Чел. |
500 |
- |
- |
- |
800 |
* - опосредованные показатели улучшения экологической ситуации.
Доказательством улучшения экологической ситуации в области будет положительная динамика увеличения объемов принятых у населения опасных ртутьсодержащих отходов, рост численности объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу области, в том числе дальневосточного аиста, подтверждение сведений о постоянном проживании на территории области амурского тигра.
8. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Государственный заказчик программы и исполнители программных мероприятий контролирует качество и своевременность выполнения намеченных мероприятий.
Исполнители программных мероприятий ежеквартально представляют государственному заказчику информацию о ходе реализации программных мероприятий и об эффективности использования бюджетных средств.
Государственный заказчик программы осуществляет контроль за исполнением программы, представляет в управление экономики правительства Еврейской автономной области ежеквартальный и годовой отчет о ходе и результатах реализации программы.
Исполнители программных мероприятий несут ответственность за качественное и своевременное выполнение программных мероприятий, рациональное использование выделяемых на их реализацию финансовых средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 5 октября 2011 г. N 480-пп "Об областной целевой программе "Экология Еврейской автономной области" на 2012 - 2016 годы"
Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2012 г.
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 30 сентября 2013 г. N 498-пп настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 7 мая 2013 г. N 212-пп
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 18 декабря 2012 г. N 758-пп
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 29 октября 2012 г. N 613-пп
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 28 сентября 2012 г. N 518-пп
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 22 мая 2012 г. N 226-пп
Изменения вступают в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 20 марта 2012 г. N 109-пп
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления