Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области
от 16 января 2013 г. N А16-947/2012
Резолютивная часть решения объявлена 09 января 2013 года.
Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе председательствующего судьи Качалина П.И., судей Осадчук О.Ю., Яниной С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барановой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Рубцова Виталия Васильевича о признании недействующим приказ Комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 26.07.2012 N 10/1-П "О согласовании производственной программы, установлении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, оказываемую ИП Рубцовым В.В. на территории муниципального образования "Облученский муниципальный район"; об обязании Комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области пересмотреть и утвердить тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на период с 26 августа 2012 года по 25 августа 2013 года, при участии: от заявителя - Предпринимателя Рубцова В.В., от заинтересованного лица - Тарасенко А.А. (доверенность от 02.02.2012 N 01-05/89),
установил:
индивидуальный предприниматель Рубцов Виталий Васильевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании недействующим приказ Комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области (далее - комитет) от 26.07.2012 N 10/1-П "О согласовании производственной программы, установлении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, оказываемую ИП Рубцовым В.В. на территории муниципального образования "Облученский муниципальный район" как несоответствующий Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), и об обязании комитета пересмотреть и утвердить тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на период с 26 августа 2012 года по 25 августа 2013 года.
В обоснование требований заявителем указано, что экономически обоснованный тариф должен обеспечивать выполнение производственной программы организации, а также плана ее развития. Вместе с тем в результате необоснованной корректировки статей затрат комитетом для заявителя утвержден тариф, не обеспечивающий финансовые потребности предпринимателя, необходимые для реализации производственной программы. Кроме этого в нарушение части 3 статьи 13 Закона N 210-ФЗ тариф утверждён на период, составляющий 4 месяца вместо одного года.
Комитет представил отзыв, в котором указал, что при утверждении тарифа был учтен баланс интересов как предпринимателя, так и потребителей. Относительно срока действия тарифа отметил, что он определён с учетом срока действия производственной программы, то есть на 2012 год.
В судебном заседании предприниматель в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказался от заявленного требования в части обязания комитета пересмотреть и утвердить тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на период с 26 августа 2012 года по 25 августа 2013 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявитель вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от требований полностью или частично.
Нарушений прав и законных интересов отказом предпринимателя от заявленного требования в части судом не установлено, отказ не противоречит закону, в связи с этим принимается судом.
На основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу в названой части подлежит прекращению.
В остальной части предприниматель заявленное требование поддержал, просил признать оспариваемый приказ комитета недействующим как несоответствующий Закону N 210-ФЗ. Отметил, что, несмотря на окончание срока действия утверждённых названным приказом тарифов, в соответствии с Определением Конституционного суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 182-0 заявленное требование подлежит рассмотрению по существу.
Представитель комитета в судебном заседании с доводами предпринимателя не согласилась, поддержала позицию комитета, изложенную в отзыве; просила в удовлетворении заявленного требования отказать.
Дополнительно указала, что объёмы производственной программы определены комитетом, исходя из мониторинга выполнения производственной программы за 2011 год организации, которая осуществляла захоронение (утилизацию) твёрдых бытовых отходов (далее - ТБО) на территории г. Облучье, - ООО "Чистый город".
Как следует из материалов дела, Рубцов В.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 10 июля 1996 г. Межрайонной инспекцией МНС России Кц 2 по Амурской области (ОГРН 304281333000104).
На основании проведенного аукциона между администрацией муниципального образования "Облученский муниципальный район" Еврейской автономной области (Арендодатель) и ИП Рубцовым В.В. (Арендатор) заключен договор аренды от 01.01.2012, по условиям которого Арендодатель предоставляет Арендатору во временное владение и пользование сооружение, свалку бытовых отходов общей площадью 11 792 кв. м, расположенное по адресу: примерно 7200 метров по направлению на юго-запад от ориентира здание, расположенного за пределами свалки, адрес ориентира: ЕАО, г. Облучье, ул. Тварковского, 8 (т. 2, лл. д. 1-5).
В соответствии с пунктом 1.2 договора аренды от 01.01.2012 свалка предоставляется Арендатору в аренду для утилизации (захоронения) твердых и жидких бытовых отходов.
По акту приема-передачи от 01.01.2012 свалка передана предпринимателю.
Договор аренды от 01.01.2012 зарегистрирован 01.03.2012 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области за N 79-79-01/002/2012-114.
31.01.2012, 29.02.2012 предприниматель обращался в комитет тарифов и цен правительства Еврейской автономной области с заявлениями об утверждении тарифа на утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов (т. 1, лл. д. 18-19, 23-24).
Заключением комитета от 17.02.2012 и приказом от 06.03.2012 N 6-0 предпринимателю отказано в открытии дела об установлении тарифов на услугу - утилизация (захоронение) твёрдых бытовых отходов, по причине отсутствия производственной программы с обосновывающими расчётами прогнозируемого объёма на 2012 год, непредставления предпринимателем документов в соответствии с пунктами 3, 5 и 7 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", в том числе лицензии на осуществление деятельности (т. 1, лл. д. 21, 26).
01.07.2012 Федеральной службой по надзору в сфере природопользования предпринимателю выдана лицензия N 07900004 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности (т. 2, л.д. 9). Согласно указанной лицензии заявитель вправе выполнять работы по сбору и размещению отходов 4 класса опасности.
После получения лицензии 27.07.2012 предприниматель снова обратился в комитет с заявлением об утверждении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на 2012 год в размере 643,61 рубля (без НДС) с 01.06.2012 с приложением материалов для проведения оценки экономической обоснованности статей затрат, включенных в тариф (т. 1, лл. д. 27-29).
Одновременно с заявлением, для согласования комитетом, представлена производственная программа с обоснованием прогнозируемого объёма услуги в сфере утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов в размере 11460,29 куб. м.
По результатам рассмотрения материалов экспертной группой комитета 24.07.2012 составлено заключение по расчету тарифа на услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемые предпринимателем на территории муниципального образования "Облученский муниципальный района" в размере 237, 49 руб. за куб. м (без НДС) (т. 2, лл. д. 44-45).
Дополнением к экспертному заключению экономически обоснованный тариф на утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов установлен в размере 195,35 рубля (без НДС) (т. 2, л.д. 47).
Приказом комитета от 26.07.2012 N 10/1-П согласована производственная программа ИП Рубцова В.В. по оказанию услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории муниципального образования "Облученский муниципальный район" на 2012 год с объёмом 14824 куб. м (п. 1); установлен и введен в действие на период с 26 августа 2012 года по 31 декабря 2012 года тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, оказываемую ИП Рубцовым В.В. на территории муниципального образования "Облученский, муниципальный район", в размере 195 рублей 35 копеек за 1 куб. м без учета НДС (п. 3).
Приказ опубликован в издании "Биробиджанская звезда" 03.08.2012 N 55.
Приказом комитета от 16.08.2012 N 12/2-п пункт 3 приказа от 26.07.2012 N 10/1-П изложен в следующей редакции: "Установить и ввести в действие с 26 августа 2012 года по 31 декабря 2012 года тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, оказываемую ИП Рубцовым В.В. на территории муниципального образования "Облученский муниципальный район", в следующих размерах: население - 230 рублей 51 копейка за 1 куб. м (с учетом НДС); иные потребители - 195 рублей 35 копеек за 1 куб. м (без учета НДС)".
Приказ опубликован в издании "Биробиджанская звезда" 22.08.2012 N 60.
Полагая, что приказ от 26.07.2012 N 10/1-П принят с нарушением законодательства в области регулирования тарифов организаций коммунального, комплекса и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании вышеуказанного нормативного правового акта недействующим.
Арбитражный суд, изучив материалы дела, заслушав выступления лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Согласно части 1 статьи 192 АПК РФ граждане, юридические и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
Оспариваемый приказ комитета устанавливает тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, осуществляемые предпринимателем Рубцовым В.В., то есть относится к актам органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Приказ комитета от 26.07.2012 N 10/1-П является нормативным правовым актом органа исполнительной власти Еврейской автономной области, так как устанавливает тариф для потребителей, оплачивающих утилизацию (бюджетные и иные), рассчитанный на неоднократное применение и действующий независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Согласно названному закону подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (подпункт 1 пункта 2 статьи 1).
Полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 4 пункта 4 статьи 4 Закона N 210-ФЗ).
В соответствии с положением о комитете тарифов и цен правительства Еврейской автономной области, утверждённым постановлением правительства ЕАО от 26.05.2009 N 169-пп (далее - Положение) комитет является органом исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемым правительством области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) и контроль за соблюдением порядка ценообразования на территории области.
Комитет в целях реализации возложенных на него задач устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством (п. 11.5 Положения).
Таким образом, оспариваемый приказ принят комитетом в пределах предоставленных полномочий.
Согласно подпунктам 2, 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 210-ФЗ одними из общих принципов регулирования тарифов и надбавок являются: установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности Организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ.
Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным ст. 14 данного Федерального закона (ч. 1 ст. 13 Закона N 210-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 13 Закона N 210-ФЗ период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется устанавливающим их органом регулирования.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 13 названного закона период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
На соблюдение названных требований Закона N 210-ФЗ при принятии решений об установлении регулируемых тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса региональным регулирующим органам указано Федеральной службой по тарифам в информационном письме от 08.11.2012 N ДС-8719/4.
В соответствии с названным письмом региональным регулирующим органам необходимо усилить контроль за соблюдением вышеуказанного требования законодательства Российской Федерации с целью исключения возможности установления соответствующих тарифов с нарушением вышеуказанного временного периода действия, а также исключения возможности принятия соответствующих правовых актов, направленных на изменение или отмену установленных тарифов ранее истечения вышеупомянутого временного периода действия, кроме случаев, установленных соответствующими нормами законодательства Российской Федерации.
Между тем пунктом 3 оспариваемого приказа тарифы на утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов установлены предпринимателю с 26.08.2012 по 31.12.2012, что составляет 4 месяца и 4 дня.
Таким образом, при установлении срока действия тарифа менее одного года комитетом нарушен п. 3 ст. 13 Закона N 210-ФЗ.
Доводы комитета о том, что установленный период действия тарифа соответствует сроку реализации производственной программы предпринимателя, арбитражным судом не принимаются по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности (часть 2 статьи 9 Закона N 210-ФЗ).
Поскольку период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется устанавливающим их органом регулирования и не может быть менее одного года с учетом положений частей 2, 3 статьи 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ, предпринимателем разработана производственная программа на 2012 год, то есть на один год, вместе с тем в заявлении об утверждении тарифов, поданном в комитет, указано на начало деятельности с 01.06.2012 года.
Поскольку производственная программа рассчитана предпринимателем исходя из планового годового объема оказываемой услуги, установленный комитетом период действия тарифов, равный 4 месяцам, делает изначально невозможной. реализацию производственной программы заявителя.
В соответствии с Законом N 210-ФЗ разработаны основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы), которые определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Пунктом 2 Основ предусмотрено, что установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.
Согласно пункту 8 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегионразвития РФ от 15.02.2011 N 47 (далее - методические указания), тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну ТБО.
Для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с п. 18 Основ применяются: метод установления фиксированных тарифов; метод установления предельных тарифов; метод индексации установленных тарифов.
Решение о применении метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса принимается органом регулирования. Принятие решения о выборе метода регулирования тарифов и расчет размера регулируемых тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с применением избранного метода установления тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями (п. 19 Основ).
В судебном заседании установлено, что при установлении тарифа комитетом применён метод установления фиксированного тарифа.
В соответствии с разделом 4 Основ ценообразования при использовании метода установления фиксированных тарифов тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов.
К заявлению об установлении тарифа предпринимателем в комитет представлены норматив численности руководителей, специалистов, служащих и рабочих полигона бытовых отходов, сведения о составе расходов по захоронению твёрдых бытовых отходов (т. 1, лл. д. 28-135).
Из экспертного заключения от 24.07.2012, дополнения к нему, протокола заседания правления комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 26.07.2012 судом установлено, что корректировка предложенного предпринимателем к утверждению тарифа произведена комитетом за счёт: увеличения объёмов производственной программы, увеличения транспортных расходов, снижения расходов по аренде основных средств, пересмотра фонда оплаты труда, сокращения численности, работников предпринимателя, уменьшения административно-управленческих расходов, уменьшения расходов на отопление помещения на свалке ТБО (т. 2, лл. д. 42-45, 47, 54-55).
Предпринимателем в материалы дела представлены возражения к установленному тарифу на утилизацию (захоронение) ТБО относительно произведённой комитетом корректировки заявленных им расходов (т. 2, лл. д. 66-75).
Представленные возражения рассматриваются судом применительно к Закону N 210-ФЗ, на соответствие которому, согласно заявлению предпринимателя, осуществляется проверка оспариваемого нормативного правового акта.
Как следует из материалов дела, на согласование с комитетом предпринимателем представлена производственная программа с объёмом услуги - 11469,29 куб. м, рассчитанная на основании заявленных объёмов потенциальными заказчиками.
В соответствии с п. 32 методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утверждённых приказом Минрегиона РФ от 10.10.2007 N 101 (далее - методические рекомендации), обоснование прогнозируемого объема и качества производимых организациями коммунального комплекса товаров (оказываемых услуг) рекомендуется производить с использованием показателей их производственной деятельности, определяемых на регулируемый период: объем реализации товаров и услуг, в том числе по группам потребителей (объем утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов); нормативное количество производимых проб атмосферного воздуха.
Пунктом 33 методических рекомендаций установлено, что объем реализации товаров и услуг рекомендуется определять на основании заключенных договоров с управляющими организациями, прочими потребителями.
Для определения объёма услуги предпринимателем в мае 2012 года управляющим компаниям, учреждениям, организациям и предприятиям г. Облучье направлены запросы о плановых годовых объёмах размещения ТБО.
На основании поступившей информации предпринимателем произведён расчёт объёма оказываемой услуги по утилизации (захоронению) ТБО, который составил 11469,29 куб. м.
Из протокола заседания правления комитета от 26.07.2012 по вопросам согласования производственной программы и установления тарифа предпринимателю Рубцову В.В. следует, что объём реализации производственной программы увеличен на 1701 куб. м, с учётом корректировки заявленных объёмов путём перевода ряда показателей в кубические метры из тонн. В результате корректировки объём составил 13160,61 куб. м.
Против проведения данной корректировки предприниматель не возражал.
Кроме этого комитетом на основании п. 2 ст. 8 Закона N 210-ФЗ принят расчёт динамики плановых показателей производственной программы предыдущей организации ООО "Чистый город", осуществлявшей аналогичный вид деятельности на территории Облученского муниципального района в 2011, 2012 годах, в связи с этим увеличен объём показателей производственной программы по всем группам потребителей в общем размере на 1663 куб. м, в результате чего объём услуги по производственной программе предпринимателя составил 14824 куб. м.
Предприниматель не согласен с увеличением объёма захоронения по производственной программе до 14824 куб. м.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В подтверждение обоснованности расчета объёма производственной программы предпринимателем представлены ответы потенциальных контрагентов (ООО "УК города Облучье", ГУ Управление Пенсионного фонда России по Облученскому району, ОГБУЗ "Облученская районная больница", ОМВД России по Облученскому району, Муниципальное казенное учреждение культуры "Центр досуга и кино", ОАО "Российские железные дороги", НОУ "СО "Школа-интернат N 27", НДОУ "Детский сад N 245", НУЗ "Отделенческая поликлиника ст. Облучье", Хабаровская механизированная автобаза, Дирекция аварийно-восстановительных средств ДВЖД "Восстановительный поезд", Ремонтное локомотивное депо "Дальневосточное", Дальневосточная региональная дирекция ж.-д. вокзалов, Дальневосточная дирекция моторвагонного подвижного состава, Хабаровская дистанция гражданских сооружений, Эксплуатационное вагонное депо Хабаровск-2 ВЧДЭ-2, Эксплуатационное локомотивное депо Облучье (ТЧЭ-1) - Дальневосточная дирекция тяги, Филиал ОАО "ЖелТоргСнаб", Дальневосточная дирекция по тепловодоснабжению, Облученская дистанция энергоснабжения (ЭЧ-1) ДВ дирекция инфраструктуры Облученская дистанция пути (ПЧ-1) - дирекция пути, Хабаровский региональный центр связи ШЧ-1, СПМС-317 Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин, Биробиджанское дорожное ремонтно-строительное управление, Филиал ООО "Дальнефтепровод", 000"ТО-12 "Бамтоннельстрой", ООО "Волгоэнергострой", ООО "КС ГОК", Филиал ООО "Транснефтьстрой" в городе Тюмени, ООО "СМАРТ", ИП Гуляева, ИП Микаэлян, ИП Марычев, ИП Михеева, ИП Каргина, ИП Шутенко (дом быта "Элегант"), ИП Александров) на запросы о плановых объёмах захоронения ТБО.
Комитет в обоснование своих доводов представил сведения о мониторинге производственной программы ООО "Чистый город" за 2011 год, согласно которым объём утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов составил 14824 куб. м.
Изучив представленные документы, арбитражный суд находит доводы комитета несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 6 ч. 4 ст. 4 Закона N 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляют мониторинг выполнения производственных программ организаций коммунального комплекса.
Согласно подпункту 15 статьи 2 Закона N 210-ФЗ мониторингом выполнения производственной программы и инвестиционной программы организации коммунального комплекса является периодический сбор и анализ информации о выполнении производственной программы и инвестиционной программы организации коммунального комплекса, а также информации о состоянии и развитии систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Мониторинг выполнения производственных программ и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса проводится в соответствии с Методикой проведения указанного мониторинга, содержащей перечень экономических и иных показателей, применяемых органами регулирования для анализа информации о выполнении производственной программы и инвестиционной программы организаций коммунального комплекса (часть 3 статьи 16 Закона N 210-ФЗ).
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 14 апреля 2008 года N 48 утверждена Методика проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (далее - Методика).
Согласно п. 15 Методики организации коммунального комплекса обязаны в течение двадцати пяти рабочих дней с момента окончания отчетного периода (квартала) направлять в соответствующие органы регулирования информацию о выполнении производственных и инвестиционных программ.
Таким образом, сведения о выполнении производственных программ, представляемые организациями, определяются ими самостоятельно; достоверность названных сведений органами, осуществляющими мониторинг выполнения производственных и инвестиционных программ, не проверяется.
Кроме этого в 2012 году ООО "Чистый город" деятельность по утилизации (захоронению) ТБО не осуществляло, поскольку по договору аренды от 01.01.2012 территория свалки г. Облучье передана в пользование предпринимателю.
В связи с этим арбитражный суд находит необоснованным увеличение комитетом объёма производственной программы предпринимателя на 1663 куб. м.
Поскольку расчётный объём услуги, в данном случае по утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов, является одним из основных показателей для определения размера тарифа на оказание данной услуги, признание объёма услуги необоснованным свидетельствует, в частности, о необоснованности утверждённого комитетом тарифа.
Иные доводы предпринимателя о неправомерном уменьшении комитетом заявленного им для утверждения тарифа арбитражным судом отклоняются, поскольку вопросы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса Законом N 210-ФЗ не регулируются.
Арбитражным судом также отклоняются доводы комитета о том, что тариф установлен исходя из принципа достижения баланса интересов потребителей и интересов предпринимателя, обеспечивающего доступность этой услуги, по следующим основаниям.
Приказом комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 08.09.2008 N 17 установлена система критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса Еврейской автономной области.
В соответствии с названной системой определяется доступность для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, регулирование тарифов для которых осуществляет комитет тарифов и цен правительства Еврейской автономной области.
Анализ доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса осуществляется комитетом тарифов и цен правительства Еврейской автономной области в отношении организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (п. 2 приказа).
При рассмотрении настоящего дела комитетом не представлено доказательств того, что заявленный предпринимателем к утверждению размер тарифа является недоступным для потребителя, а также не представлены сведения о том, какой размер тарифа является предельно доступным для потребителей услуги по размещению твёрдых бытовых отходов в г. Облучье.
Согласно части 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган должностное лицо, которые приняли акт.
С учетом установленных при рассмотрении настоящего дела обстоятельств суд приходит к выводу о том, что комитетом не доказано соответствие оспариваемого постановления Закону N 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемый нормативный акт противоречит Закону N 210-ФЗ, который имеет большую юридическую силу.
В связи с удовлетворением требований заявителя судебные расходы по государственной пошлине на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на комитет.
Руководствуясь статьями 49, 110, частью 1 статьи 150, статьями 151, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
принять отказ индивидуального предпринимателя Рубцова Виталия Васильевича от заявленного требования в части обязания комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области пересмотреть и утвердить тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на период с 26 августа 2012 года по 25 августа 2013 года.
Производство по делу в названной части прекратить, в остальной части заявленное требование удовлетворить.
Признать недействующим приказ комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 26.07.2012 N 10/1-П "О согласовании производственной программы, установлении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, оказываемую ИП Рубцовым В.В. на территории муниципального образования "Облученский муниципальный район" с учётом изменений, внесённых приказом комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области от 16.08.2012 N 12/2-п "О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области", как несоответствующий Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Взыскать с комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области (ИНН 7901101462, ОГРН 1047900040297, дата государственной регистрации - 15.01.2004, адрес местонахождения: Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Трансформаторная, 3 а) в пользу индивидуального предпринимателя Рубцова Виталия Васильевича судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение месяца со дня вступления его в законную силу через Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Председательствующий: судья |
П.И. Качалин |
Судьи: |
О.Ю. Осадчук, |
|
С.В. Янина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 16 января 2013 г. N А16-947/2012
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия
Текст решения опубликован в газете "Биробиджанская звезда" от 25 января 2013 г. N 6