Постановление Правительства Еврейской автономной области
от 18 марта 2014 г. N 120-пп
"О Концепции развития промышленности Еврейской автономной области на период до 2020 года"
1 декабря 2015 г.
В целях определения основных направлений промышленной политики Еврейской автономной области в долгосрочном периоде правительство Еврейской автономной области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития промышленности Еврейской автономной области на период до 2020 года.
Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 1 декабря 2015 г. N 534-пп пункт 2 постановления изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства Еврейской автономной области по экономической политике.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Вице-губернатор области |
Г.А. Антонов |
Концепция
развития промышленности Еврейской автономной области на период до 2020 года
(утв. постановлением Правительства Еврейской автономной области от 18 марта 2014 г. N 120-пп)
1 декабря 2015 г.
Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 1 декабря 2015 г. N 534-пп в раздел I Концепции внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
I. Общие положения
Настоящая Концепция развития промышленности Еврейской автономной области на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316, федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.96 N 480, Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2020 года, утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 20.03.2012 N 118-пп.
В рамках настоящей Концепции дана исходная, базовая оценка экономической ситуации промышленного комплекса Еврейской автономной области (далее - область), определено место и роль промышленности области в развитии региональной экономики, тенденций ее развития, а также определены основные направления промышленной политики, механизмы реализации самой Концепции в долгосрочном периоде.
Концепция направлена на установление основы для разработки государственной Программы развития промышленности Еврейской автономной области на период 2015 - 2020 годов (далее - Программа).
Концепцией предусмотрено три сценария развития - инерционный (консервативный), умеренно-оптимистический, оптимистический.
II. Анализ состояния промышленности области
Одним из основных индикаторов уровня социально-экономического развития региона является валовой региональный продукт (далее - ВРП). Объем ВРП области в 2011 году составил 36,5 млрд. руб. Индекс физического объема производства ВРП области в рассматриваемом году составил 104,8 процента, что несколько ниже темпов роста показателя по Дальневосточному федеральному округу (далее - ДФО) и среднероссийских (Российская Федерация 105,4 процента, ДФО - 105,3 процента). По сравнению с 2007 годом ВРП области вырос на 18 процентов (в Российской федерации - на 7,6 процента, ДФО - на 25,6 процента). В то же время уровень развития экономики области, выраженный в производстве ВРП на душу населения, в 2011 году был ниже, чем в среднем по ДФО в 1,9 раза.
В отраслевой структуре ВРП лидирующее положение в 2011 году занимают строительство (27,6 процента), государственное управление (12,8 процента), сельское хозяйство, охота и рыболовство (12,4 процента), транспорт и связь (10,2 процента), промышленное производство (по видам деятельности С, Д, Е - 9,9 процента), оптовая и розничная торговля (9 процентов).
На протяжении рассматриваемого периода на предприятиях области отмечается некоторое наращивание объемов производства. Однако, если в 2007 - 2008 годах темпы роста промышленного производства были выше среднероссийских, то в последующие годы темпы его роста ниже, чем в среднем по ДФО и Российской Федерации.
В 2012 году объем промышленного производства в сопоставимых ценах по сравнению с 2007 годом вырос на 4,6 процента (в Российской Федерации - на 6,1 процента, в ДФО - на 28,3 процента).
Общий индекс промышленного производства в 2012 году составил 102 процента к уровню 2011 года, к уровню 2007 года - 104,6 процента. По видам экономической деятельности индекс по сравнению с 2007 годом сложился: по добыче полезных ископаемых - 133,7 процента, в обрабатывающих производствах - 95,5 процента, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 119,2 процента. В то же время динамика роста производства добычи полезных ископаемых значительно контрастирует с другим видом экономической деятельности, существенно превышая средние показатели по области. В основном данная тенденция связана с увеличением объемов добычи брусита закрытым акционерным обществом "Кульдурский бруситовый рудник", ростом добычи золотосодержащих руд и концентрата.
Несмотря на значительный рост промышленного производства добычи полезных ископаемых, ее доля в сумме отгруженных товаров собственного производства предприятиями области является невысокой и составляет в 2007 году 9 процентов, объем отгруженных товаров собственного производства - 453,4 млн. руб., в 2012 году - 5,6 процента и соответственно 398,1 млн. руб. Соответственно, до ввода в промышленную эксплуатацию строящихся Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината и горно-обогатительного комбината общества с ограниченной ответственностью "Хэмэн - Дальний Восток" ее роль является незначительной.
На протяжении анализируемого периода около 50 процентов в объеме отгруженных товаров собственного производства занимает обрабатывающая промышленность, составляющая основу промышленного комплекса. Предприятиями обрабатывающих производств в 2012 году отгружено продукции на 3648,1 млн. руб., что выше объемов отгрузки за 2007 год на 14,8 процента (в фактических ценах).
На конец 2012 года в обрабатывающих производствах осуществляли деятельность 259 предприятий, из которых большая часть была сосредоточена в пищевой промышленности, обработке древесины и производстве неметаллических минеральных продуктов. Наиболее высокие индексы производства в 2012 году относительно 2007 года были достигнуты в следующих видах деятельности:
а) производство пищевых продуктов (106,5 процента) за счет увеличения производства мяса, включая субпродукты, цельномолочной продукции, безалкогольных напитков и минеральной воды, рыбной продукции. В то же время наблюдается тенденция сокращения выпуска хлеба и хлебобулочных изделий, макаронных и кондитерских изделий, мясных полуфабрикатов;
б) целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность (180 процентов) за счет открытия в 2006 году современного предприятия, производящего высококачественную упаковку и тару из целлюлозы, гофрокартон, пластиковую упаковку (общество с ограниченной ответственностью "ДВ-Упак Сервис", общество с ограниченной ответственностью "Полипласт").
В ряде видов деятельности обрабатывающих производств наблюдалось падение объемов промышленного производства. Так, индексы производства в 2012 году по сравнению с 2007 году составили:
а) в производстве машин и оборудования - 14,2 процента (за счет падения выпуска запасных частей к сельскохозяйственным машинам, прекращения производства отдельных видов бытовой техники);
б) в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов 74,7 процента. На динамику индекса оказало негативное влияние уменьшение выпуска цемента (с 436 тыс. т в 2007 году до 300 тыс. т в 2012 году). В то же время отмечается рост производства сборных железобетонных конструкций (с 9,7 тыс. куб. м до 23,5 тыс. куб. м), кирпича, что связано с оживлением производственного и жилищного строительства;
в) по виду экономической деятельности "Обработка древесины и производство изделий из дерева" индекс составил 60,5 процента, что обусловлено снижением производства пиломатериалов, оконных и дверных блоков, прекращением пропитки шпал и закрытием Аурского шпалопропиточного завода. Негативной тенденцией является рост производства необработанной древесины;
г) производство обуви - 49 процентов. Текстильное и швейное производство в 2012 году по сравнению с 2007 годом снизилось на 45,1 процента (индекс составил 54,9 процента) за счет падения выпуска чулочно-носочных и трикотажных изделий, брюк, курток, постельного белья, платьев. Тенденции, происходящие на предприятиях легкой промышленности, свидетельствуют, что отрасль развивается по инерционному варианту, характерными чертами которого является постепенное снижение технологической конкурентоспособности, потеря позиций на внутреннем рынке, переход на мелкотоварное производство, перепрофилирование высвобождающихся активов (с возможной последующей их продажей).
Определяющую роль в обрабатывающей промышленности области играет производство прочих неметаллических минеральных продуктов (цемента), на долю которого в 2012 году приходилось 40,4 процента в общем объеме отгруженных товаров собственного производства (в 2007 году - 45 процентов). Далее следуют предприятия пищевой промышленности, доля которых составляет 14,3 процента, производство изделий из древесины (10,1 процента), трикотажных и швейных изделий, электрооборудования, полиграфической продукции (от 5 до 7 процентов).
При этом отмечается некоторый рост доли в структуре отгруженных пищевых продуктов (с 13,1 процента в 2007 году до 14,3 процента в 2012 году), товаров целлюлозно-бумажной продукции (гофрокартона) с 2,6 процента до 7,3 процента, изделий из древесины с 7 процентов до 10,1 процента. Предприятия других видов деятельности, входящих в состав обрабатывающих производств, занимают в общем объеме отгруженных товаров собственного производства до 10 - 16 процентов.
Обрабатывающая промышленность области имеет дифференцированную структуру, специализирующуюся длительное время на производстве строительных материалов, изделий из древесины и чулочно-трикотажной продукции. В частности, областными предприятиями и организациями производятся строительные материалы (цемент, железобетонные изделия, строительная известь, кирпич, керамзит, тротуарная брусчатка и другие строительные материалы); текстильные и швейные изделия (чулочно-носочные изделия, верхний и бельевой трикотаж (взрослый и детский), спецодежда, платья, юбки, брюки, постельное бельё и пр.); обувь; продукты питания (мясо, мясопродукты, мясные полуфабрикаты, цельномолочная продукция, безалкогольные напитки, минеральная вода, хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия, изделия из дерева (мебель, пиломатериалы), электрооборудование (силовые трансформаторы, комплектные трансформаторные подстанции). Несмотря на наличие дифференцированной структуры, к отраслям рыночной специализации области в 2012 году относится только производство неметаллических минеральных продуктов (строительных материалов). Деревообрабатывающая и легкая промышленность, ранее относящиеся к отраслям рыночной специализации, утратили данный статус.
В целом Еврейская автономная область в 2011 году по производству цемента занимает второе место в ДФО и 26 место - в Российской Федерации, по производству чулочно-носочных изделий - 14 место среди субъектов Российской Федерации, трикотажных изделий - 19 место, обуви - 43 место.
Существенную роль в промышленном производстве области в настоящее время играет производство и распределение электроэнергии, газа и воды, на долю которого приходится около 40 процентов объема отгруженных товаров собственного производства и численности промышленно-производственного персонала.
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды на территории области в 2012 году осуществляли 95 организаций, большая часть которых занимается производством и распределением горячей воды и пара. Предприятиями и организациями данного вида экономической деятельности было отгружено продукции (работ, услуг) в 2012 году на 3014,5 млн. руб. (в 2007 году - 1554,4 млн. руб.), что в 1,9 раза больше уровня 2007 года (в действующих ценах). Основная доля отгруженной продукции (более 80 процентов) приходилась на крупные и средние предприятия (в 2007 году - 84,4 процента). Наибольший удельный вес в общем объеме отгруженной продукции по производству и распределению электроэнергии, газа и воды приходился на производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) - 69,6 процента.
Распределение промышленных предприятий по районам области характеризуется неравномерным размещением. Так, в г. Биробиджане в 2012 году размещалось около 200 предприятий, Облученском районе - 70, Смидовичском и Биробиджанском - около 30, Октябрьском и Ленинском - около 10 предприятий.
В 2012 году в структуре отгруженных товаров собственного производства 57,6 процента занимает г. Биробиджан, 32 процента - Облученский район, 5,9 процента - Смидовичский район, около 4 процентов занимают остальные районы. При этом предприятиями по добыче полезных ископаемых Облученского района было отгружено 99,4 процента продукции. Наибольший удельный вес в структуре отгруженных товаров обрабатывающих производств занимают г. Биробиджан и Облученский район - 52,6 процента и 40 процентов соответственно, в структуре производства и распределения электроэнергии, пара и воды - 71,2 процента и 13,6 процента соответственно.
Значительную роль в развитии промышленного производства играет малое предпринимательство. Индивидуальными предпринимателями и малыми предприятиями в 2012 году производилось от 66 процентов хлеба и хлебобулочных изделий, 91 процент кондитерских изделий, 97 процентов рыбной продукции, 37 процентов цельномолочной продукции, 77 процентов спецодежды, 39 процентов трикотажных изделий, 100 процентов мебели.
В современных условиях хозяйствования многие из субъектов малого предпринимательства, стараясь укрепить свои позиции в экономике области и соседних регионов, не только увеличивают объемы выпускаемой продукции, но расширяют ее ассортимент, повышают качество и конкурентоспособность.
Анализ социально-экономических показателей развития промышленности области позволяет констатировать постоянное снижение ее доли в ВРП, приостановку роста объёмов производства (с 2010 года), уменьшение численности промышленно-производственного персонала, низкое соотношение заработной платы по отношению к средней по области, сохранение значительной доли убыточных предприятий и отрицательного сальдированного финансового результата (убытков) (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели развития промышленности области за 2007 - 2013 годы
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Удельный вес промышленности в валовом региональном продукте, % |
13,9 |
12,7 |
11,2 |
10,9 |
9,9 |
9,2 |
н/д |
Число предприятий, ед. |
338 |
328 |
341 |
298 |
366 |
384 |
|
Индекс производства промышленной продукции (в числителе - в процентах к 1991 г., в знаменателе - в процентах к предыдущему году) |
37,2 122,7 |
44,2 118,6 |
35,9 81,2 |
36,7 102,3 |
38,2 104,1 |
38,9 102,0 |
37,3 95,8 |
Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, тыс. чел. |
8,3 |
8,3 |
7,6 |
7,1 |
6,9 |
6,6 |
8,5 |
Доля занятых в промышленности в общей численности занятых в экономике, % |
15,4 |
16,0 |
15,6 |
15,1 |
14,9 |
14,9 |
17,5 |
Соотношение начисленной номинальной заработной платы в промышленности к средней в экономике, % |
79,9 |
82,0 |
83,6 |
86,1 |
86,1 |
81,2 |
97,6 |
Удельный вес промышленности в основных фондах всех отраслей экономики, % |
4,7 |
6,5 |
13,7 |
21,0 |
20,8 |
15,3 |
н/д |
Сальдированный финансовый результат, млн. руб. |
219,2 |
10,8 |
-134,9 |
-207,1 |
-388,7 |
-165,9 |
-803,9 |
Удельный вес убыточных предприятий в процентах от общего количества |
44,4 |
57,8 |
69,2 |
79,9 |
62,8 |
54,7 |
н/д |
Анализ динамики инвестиций в основной капитал промышленных предприятий показал, что в 2012 году индекс физического объема инвестиций (т.е. исключающий влияние инфляционного фактора) составил на добывающих предприятиях - 71,6 процента, обрабатывающих - 69,4 процента, а на предприятиях по производству и распределению энергии, газа, воды он увеличился в 2,5 раза. В период 2007 - 2012 годов инвестиционные вложения существенно увеличились, что связано с началом реализации на территории области крупного инвестиционного проекта по строительству Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината. Так, в 2007 году инвестиции в добычу полезных ископаемых составили 276,1 млн. руб., в 2012 году - 1590,4 млн. руб., в обрабатывающую промышленность - 78,3 млн. руб. и 101,7 млн. руб. соответственно, в распределение энергии, газа, воды - 1306,5 млн. руб. и 4394,0 млн. руб. соответственно. Несмотря на рост инвестиций, их отраслевое направление является крайне неравномерным. Если в 2011 году около 57 процентов направлено на строительство добывающих предприятий и 40 процентов на распределение электроэнергии, то в 2012 году - 26 процентов в добывающие предприятия, 72 процента инвестировано на предприятиях по распределению тепловой энергии и только 2 процента в обрабатывающих производствах.
В целом процесс инвестирования промышленных предприятий области связан с реализацией небольших инвестиционных проектов, что объясняется с одной стороны - отсутствием собственных средств, а с другой стороны - неудовлетворительным финансовым положением многих субъектов хозяйствования, что является причиной, затрудняющей получение кредитов на эти цели.
III. Основные проблемы развития промышленности области
Анализ состояния и сложившихся тенденций промышленного развития области позволяет выделить основные факторы, сдерживающие поступательное развитие ее промышленности.
1. Низкая конкурентоспособность производимой продукции, в том числе вследствие:
- неблагоприятной конъюнктуры рынка;
- высокого уровня затрат: материалоемкость и энергоемкость выпускаемой продукции;
- высокой степени физического и морального износа основных фондов предприятий, недостаточных темпов их обновления; наличия значительного числа предприятий с устаревшим технологическим укладом, не обладающих собственными инвестиционными ресурсами для обновления технологической базы;
- наличия в структуре активов предприятия неэффективных непроизводственных активов;
- наличия устаревшего, изношенного оборудования, низкого технологического уровня большинства производств, увеличения разрыва в уровне технологий с развитыми странами;
- увеличения импорта продукции и отсутствия механизма противодействия демпинговой политики иностранных компаний.
2. Отсутствие у предприятий стратегической ориентации, позиционирования на рынках, в том числе:
- низкий уровень управления и организации - неэффективный менеджмент и управление собственностью;
- отсутствие мер, направленных на рост производительности труда;
- отсутствие позиционирования предприятий по предметной или технологической организации производства;
- неразвитость маркетинговой службы;
- недостаточная инвестиционная активность большинства предприятий, инертность в работе с инвесторами.
3. Дефицит инвестиционных ресурсов, в том числе:
- низкая прибыльность предприятий и скорость обращения денег;
- неэффективный кредитный механизм: дорогие кредиты, отсутствие долгосрочных кредитов;
- несовершенная налоговая политика, дефицит оборотных средств;
- отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для потенциальных инвесторов и кредиторов.
4. Низкая инновационная активность, в том числе неудовлетворенные потребности рынка в новых товарах и услугах.
5. Дефицит квалифицированных кадров, в том числе:
- дефицит как рабочих, так и инженерных профессий;
- неэффективная кадровая политика (отсутствие или неэффективность работы служб управления персоналом, отсутствие преемственности, передачи опыта, ученичества);
- отсутствие стимулов у работников для улучшения результатов работы всего предприятия;
- старение кадров, а также снижение кадрового потенциала, потеря производственных навыков, опыта и квалификации персонала вследствие длительной недогрузки производственных мощностей предприятий.
В целом процессы, происходящие в промышленности области, свидетельствуют, что промышленность исчерпала свой потенциал развития.
Следует заметить, что достижение бизнесом цели обеспечения устойчивой положительной динамики показателей социально-экономического развития предприятий промышленности к 2020 году невозможно без проведения активной государственной, в том числе региональной промышленной политики.
IV. Цели и задачи промышленного развития
Цель промышленного развития - развитие промышленного потенциала области, как материальной основы формирования значительной доли ВРП, повышение качественного уровня жизни населения.
Основные задачи:
а) Эффективная реализация мер, направленных на повышение финансовой устойчивости и конкурентоспособности промышленных предприятий.
б) Реализация приоритетных инвестиционных и инновационных проектов ("тянущие" технологии, "точки роста").
в) Развитие государственно-частного партнерства в промышленной сфере.
г) Обеспечение промышленного комплекса квалифицированными кадрами.
Целевыми индикаторами промышленного развития являются:
- индекс промышленного производства;
- численность занятых в промышленности;
- доля продукции обрабатывающих производств в общем объеме производства.
Развитие промышленного производства позволит оптимизировать структуру ВРП в пользу промышленного сектора, обеспечить устойчивый рост экономики области в целом.
Создание благоприятных условий для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, развития инновационной деятельности, для повышения инновационной активности и восприимчивости предприятий и организаций к нововведениям и прогрессивным технологиям приведет к повышению внутренней и внешней конкурентоспособности выпускаемой продукции и, как следствие, к росту экономических индикаторов развития промышленности области.
V. Внешние и внутренние факторы, риски
Внешние факторы, воздействующие на развитие промышленного производства:
Положительные:
- возможность привлечения федеральных средств для решения задач развития промышленности;
- возможность привлечения инвестиций (учитывая выгодное географическое положение).
Отрицательные:
- отсутствие на федеральном уровне ясных стратегических приоритетов развития по ряду отраслей промышленности страны;
- отсутствие федеральных нормативных правовых актов в сфере промышленности;
- отсутствие четких условий доступа на национальный рынок зарубежных импортеров, мер защиты от контрафактной и контрабандной продукции;
- ограниченный доступ к источникам ресурсов и их высокая стоимость, дороговизна инвестиционных ресурсов;
- отсутствие стимулов для расширения капитальных вложений в обрабатывающие отрасли промышленности.
Внутренние факторы, воздействующие на развитие промышленного производства:
Положительные:
- наличие возможности создания организационного механизма основанного на программно-целевых и проектных методах управления;
- наличие нормативной правовой базы для привлечения инвестиций в промышленный комплекс области.
Отрицательные:
- низкий профессиональный уровень руководства в выработке стратегий развития предприятий;
- старение квалифицированных кадров и их отток из промышленности в другие секторы экономики области;
- высокая степень ресурсоэнергопотребления промышленности области;
- низкий технологический уровень основных средств предприятий;
- слабое использование результатов научно-технической деятельности в производстве;
- уязвимость по отношению к конкурентному давлению.
Риски:
- затухание делового цикла в ряде старых, традиционных отраслей;
- замедление роста рынков сбыта;
- возрастание конкурентного давления, в том числе на межрегиональном уровне;
- усиление импортной зависимости;
- ухудшение демографической ситуации и сокращение притока молодежи в промышленность.
VI. Возможные сценарии развития промышленности области
В настоящее время многие виды деятельности промышленности области подошли в своём развитии к ситуации, при которой уже невозможно использовать инерционные пути для обеспечения экономического роста. В Концепции рассматривается три варианта развития промышленности: инерционный, умеренно-оптимистический, оптимистический. Реализация оптимистического сценария предполагает развитие приоритетных "точек роста", прежде всего в сфере добывающей промышленности, обеспечивающих ее конкурентоспособность и способных стать "локомотивами" роста всей экономики области на основе максимального использования инноваций и модернизации в технологиях и организации производства, а также развитие предприятий обрабатывающей промышленности. При реализации оптимистического сценария необходимо стимулировать появление новых организаций промышленности, сервисных и поддерживающих отраслей, освоение инновационных технологий, модернизацию производства в целом. Необходимо снижать энергоемкость производства, стимулировать рост количества реализуемых инновационных и инвестиционных проектов.
Опускаясь на уровень конкретного предприятия, можно сказать, что усилия органов исполнительной власти области должны быть сосредоточены не на предотвращение гибели устаревших форм организации производства, а на создание комплексной системы, активизирующей и стимулирующей развитие современного промышленного бизнеса.
VII. Инерционный сценарий развития промышленности области
Инерционный сценарий развития области предполагает сохранение кризисных явлений, относительное ухудшение положения промышленности области на общероссийском фоне.
Инерционный сценарий развития промышленности области характеризуется развитием, в основном за счет реализации действующих или уже начатых проектов, и недозагрузкой существующих мощностей.
В результате инерционного развития промышленный комплекс области не сможет аккумулировать инвестиционные ресурсы для расширенного воспроизводства и будет находиться в стадии стагнации.
Основные факторы стагнации связаны с невозможностью поддержания конкурентоспособности обрабатывающих производств области, ухудшением инвестиционного климата.
При инерционном сценарии сохранится тенденция выбытия основных фондов, что приведет к увеличению разрыва основных экономических показателей области с динамично развивающимися регионами Российской Федерации. Возможности бюджетной поддержки инвестиционной и инновационной сферы будут крайне ограниченными. Следует также ожидать уменьшения внутренних инвестиций на техническое перевооружение и модернизацию производства со стороны предпринимательского сектора. Сохранится тенденция снижения удельного веса машин и оборудования в общем объеме основных средств. Воздействие макроэкономических показателей будет проявляться в сужении воспроизводственной базы и низком спросе на продукцию.
Инвестиционная деятельность при инерционном сценарии развития примет эпизодический характер, возникнет дефицит инвестиционных ресурсов. Инновационная же активность будет развиваться главным образом за счет инновационных процессов. Основной упор придется на совершенствование производственных процессов с целью снижения материальных и энергозатрат и обеспечения более низких цен на производимую продукцию.
В сфере кадрового обеспечения промышленности усилится отток работников, в том числе молодой квалифицированной рабочей силы в другие сферы деятельности, в том числе в сферу услуг и торговлю, а также в другие регионы. Вследствие этого неуклонно вырастет средний возраст работников на предприятиях, образуется дефицит квалифицированных кадров как рабочих специальностей, так и инженерных профессий. Рост заработной платы будет ограничен низкими темпами развития промышленного производства, что повлечет снижение качества жизни населения области. Будет уменьшаться количество экономически активного населения, возрастет нагрузка на трудоспособный возраст.
Инерционный сценарий не предполагает сохранение динамики развития, характеризуется снижением конкурентоспособности продукции.
Статистическая оценка показателей инерционного варианта развития промышленности свидетельствует об отсутствии роста объема отгруженных товаров собственного производства, сокращении численности занятых и снижении за границу 100 процентов индекса промышленного производства.
VIII. Умеренно-оптимистический вариант развития промышленности области
При реализации умеренно-оптимистического варианта развития промышленности предусматривается реализация крупных инвестиционных проектов, связанных с добычей природных ресурсов на территории области, при низких темпах развития обрабатывающих производств.
Данный вариант развития предусматривает реализацию ключевых инвестиционных проектов горнодобывающих и горно-обогатительных предприятий. В частности, в 2014 году ввод в эксплуатацию Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината. В 2018 году ввод в эксплуатацию горно-обогатительного комбината общества с ограниченной ответственностью "Дальграфит", реализующего проект по освоению Тополихинского участка Союзного месторождения графита. В 2016 году выход на проектную мощность горно-обогатительного комбината общества с ограниченной ответственностью "Хэмэн - Дальний Восток", осуществляющего проект "Строительство рудника Поперечный Южно-Хинганского месторождения марганцевых руд".
При умеренно-оптимистическом варианте развития в краткосрочном периоде основной инвестиционной сферой является добывающая промышленность. В долгосрочном периоде появится возможность поддержки инвестиционной и инновационной деятельности обрабатывающих предприятий.
При реализации данного варианта будут созданы несколько тысяч новых рабочих мест, понадобятся работники новых специальностей для добывающей промышленности, в то время как возможно усиление дальнейшего оттока работников с обрабатывающих производств.
Согласно расчетам, при реализации данного варианта сводный индекс промышленного производства в 2014 году возрастет к уровню 2013 года на 1,4 процента. В 2015 году индекс промышленного производства возрастет по отношению к 2014 году на 111,1 процента, что будет связано с выходом на проектную мощность общества с ограниченной ответственностью "Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат". При этом индекс промышленного производства по виду деятельности "добыча полезных ископаемых" в 2015 году возрастет в 19,6 раза к уровню 2014 года. Сводный индекс промышленного производства в 2016 году возрастет к уровню 2015 года на 1,7 процента. Средний темп роста индекса промышленного производства по виду деятельности "обрабатывающие производства" составит 101,2 процента, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 102 процента.
IX. Оптимистический вариант развития промышленности области
Оптимистический вариант развития промышленности области характеризуется успешной реализацией крупных инвестиционных проектов, связанных с добычей природных ресурсов, созданием горнопромышленных кластеров, развитием обрабатывающих производств и предусматривает создание новых производств при сохранении и развитии уже существующих, создание условий для эффективной реализации инвестиционных проектов, повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, обеспечение потребностей промышленности квалифицированными кадрами.
По данному сценарию предусматриваются опережающие темпы роста добывающих отраслей при высоких темпах роста обрабатывающих производств, снижение влияния факторов, лимитирующих развитие промышленности. При реализации оптимистического варианта развития промышленности области к 2017 году относительно 2011 года объем отгруженных товаров собственного производства увеличится в 4 раза, среднегодовая численность занятых в промышленности увеличится в 1,3 раза.
X. Основные направления промышленной политики области
Основные усилия промышленной политики области должны быть направлены на решение задач, поставленных данной Концепцией, и являться совокупностью конкретных организационных, финансово-экономических, социальных и иных преобразований, что должно способствовать реализации целевых показателей развития промышленности области.
Основными направлениями реализации промышленной политики области являются:
- повышение финансовой устойчивости и конкурентоспособности промышленных предприятий области;
- реализация приоритетных инвестиционных и инновационных проектов ("тянущие" технологии, "точки роста");
- развитие государственно-частного партнерства в промышленной сфере;
- обеспечение потребностей промышленного комплекса области квалифицированными кадрами.
Повышение финансовой устойчивости и конкурентоспособности промышленных предприятий области.
Эффективность развития предприятий области лежит в прямой зависимости от повышения их конкурентоспособности.
В рамках данного направления необходимо осуществить:
1. Повышение качества продукции за счет модернизации технологий и внедрения высокотехнологичных производств.
2. Внедрение новых экологически чистых технологий глубокой переработки исходного сырья и топлива и увеличение доли используемых вторичных ресурсов при производстве промышленной продукции.
3. Внедрение энергосберегающих технологий, оборудования и систем учета энергоресурсов.
4. Внедрение системы энергоаудита на промышленных предприятиях.
5. Развитие маркетинговой деятельности, в том числе внедрение на предприятиях системы послепродажного обслуживания; расширение дистрибьюторской системы; совершенствование работы служб маркетинга и стратегического развития.
6. Расширение финансовых мер государственной поддержки промышленных предприятий области: предоставление субсидий и гарантий, установление налоговых льгот.
7. Представление интересов субъектов инвестиционной деятельности на федеральном, межрегиональном и международном уровнях.
Реализация приоритетных инвестиционных и инновационных проектов ("тянущие" технологии, "точки роста").
В рамках данного мероприятия возможно осуществить:
1. Мониторинг инвестиционных предложений на международном, межрегиональном уровнях, а также инвестиционных предложений и реализуемых проектов промышленных предприятий области.
2. Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей общественные отношения в сфере промышленного производства.
3. Меры государственной поддержки инвестиционной деятельности, определяющие следующие приоритеты направлений капитальных вложений:
- создание новых производств импортозамещающей и экспортоориентированной продукции;
- расширение, модернизация и техническое перевооружение действующих производств в отраслях промышленности, в том числе направленных на повышение энергоэффективности предприятий;
- создание новых рабочих мест;
- развитие научно-технического потенциала области, освоение выпуска наукоемкой продукции, высоких технологических переделов с высокой долей добавленной стоимости.
4. Представление инвестиционных проектов для включения в федеральные и региональные целевые программы, для участия во всероссийских конкурсах на получение грантов, займов и иных форм финансовой поддержки.
Развитие государственно-частного партнерства в промышленной сфере.
Создание благоприятных условий для развития государственно-частного партнерства в промышленной сфере возможно на основе:
1. Налаживания эффективного взаимодействия промышленных предприятий с федеральными органами власти и органами власти области.
2. Развития инфраструктуры обслуживания промышленного бизнеса.
3. Формирования механизмов государственной поддержки предприятий промышленности.
4. Заключения соглашений о стратегическом партнерстве правительства области и собственников крупных промышленных предприятий. Подписания аналогичных соглашений на уровне местного самоуправления.
5. Совершенствования системы социального партнерства органов власти, общественных организаций и промышленных предприятий области.
Обеспечение потребностей промышленного комплекса области квалифицированными кадрами.
Формирование системы подготовки, переподготовки, распределения и эффективного использования кадрового потенциала области позволит обеспечить приоритетные отрасли экономики высококвалифицированными рабочими и специалистами, приведет к повышению качества и мобильности рабочей силы на рынке труда.
В рамках данного направления предлагается осуществить:
1. Мониторинг обеспеченности промышленного комплекса в кадрах, в том числе:
- анализ текущей ситуации и потребностей предприятий в кадрах на перспективу;
- реализацию положений 3-стороннего соглашения между объединением работодателей, объединениями профсоюзов и правительством области по созданию на промышленных предприятиях благоприятных условий труда.
2. Развитие системы профессиональной ориентации населения, подготовки и переподготовки кадров, в том числе:
- осуществление мероприятий по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений и незанятой молодежи;
- субсидирование части затрат на подготовку инженерно-технических работников (отдельных, уникальных профессий) под заказ промышленных предприятий;
- организация и проведение программ обучения, подготовки, переподготовки работников промышленных предприятий области;
- организация и проведение ежегодного конкурса "Лучшее предприятие Еврейской автономной области".
XI. Организационные этапы реализации Концепции
На уровне области реализация Концепции обеспечивается путем разработки и реализации:
- государственных программ развития промышленности;
- создания нормативной правовой базы, определяющей конкретные направления и пути развития промышленности области.
Реализация промышленной политики в муниципальных образованиях области осуществляется совместно с органами местного самоуправления на принципах софинансирования, с учетом схем территориального планирования муниципальных образований.
XII. Ресурсное обеспечение работ по развитию промышленности области
В качестве финансовых и других инвестиционных ресурсов, привлекаемых для реализации мер по развитию промышленности области, предполагаются:
- средства областного бюджета в рамках государственной программы развития промышленности области;
- средства, выделенные из федерального бюджета для реализации федеральных адресных, государственных программ;
- внутренние инвестиции предприятий и собственников;
- внешние привлеченные инвестиции, кредиты.
XIII. Меры государственной поддержки промышленной деятельности
Государственная поддержка промышленных предприятий на уровне области является необходимым условием ускоренного развития промышленного комплекса области. Ее осуществление возможно за счет реализации целевых мер государственной поддержки прямого и косвенного характера.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Еврейской автономной областиот 18 марта 2014 г. N 120-пп "О Концепции развития промышленности Еврейской автономной области на период до 2020 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в Сетевом издании "Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации" (http://www.eao.ru/?p=4083) от 25 декабря 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 1 декабря 2015 г. N 534-пп
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления