Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 19. Регистрация кандидатов, списков кандидатов по единому избирательному округу
1. Регистрация кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2, 3 и 5 статьи 16 и частях 6 и 7 статьи 17 настоящего закона, иных предусмотренных настоящим законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу, либо при наличии решения политической партии в соответствии с частью 9 настоящей статьи. Указанные документы представляются кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения не позднее 18 часов местного времени дня, в который истекает период выдвижения.
2. Соответствующая избирательная комиссия, осуществляющая регистрацию кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу, при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований к оформлению не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу, кандидат, избирательное объединение вправе вносить уточнения и дополнения в документы, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу и их регистрации (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списков кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 3 статьи 16 настоящего закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу.
3. Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу, не более чем на четыре подписи.
4. Проверке подлежат 20 процентов от установленного настоящим законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Если необходимое для регистрации количество подписей не превышает 200 подписей, проверке подлежат все подписи.
5. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в избирательную комиссию.
6. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
7. При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов по единому избирательному округу и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей.
Законом Еврейской автономной области от 25 мая 2016 г. N 920-ОЗ в часть 8 статьи 19 Закона внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
8. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу. В случае, если проведенная проверка подписных листов повлечет отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу. Повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией муниципального образования в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
9. Регистрация кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу, выдвинутого политической партией, на которую распространяется действие пунктов 3, 4, 6, 7 статьи 35.1 Федерального закона, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов, списков кандидатов по единому избирательному округу региональным или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата (кандидатов), принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном Федеральным законом.
10. Соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу требованиям настоящего закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу либо об отказе в регистрации.
11. Не допускается регистрация одного и того же лица более чем в одном списке кандидатов по единому избирательному округу, а также более чем по одному одномандатному избирательному округу. Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не может быть одновременно зарегистрирован как кандидат от избирательного объединения. Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу как кандидат, выдвинутый избирательным объединением, не может одновременно входить в зарегистрированный список кандидатов по единому избирательному округу другого избирательного объединения.
Одно и то же лицо может быть одновременно зарегистрировано кандидатом по единому избирательному округу и по одному одномандатному избирательному округу, если кандидат по одномандатному избирательному округу и список кандидатов по единому избирательному округу были выдвинуты одним и тем же избирательным объединением.
12. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, в решении окружной избирательной комиссии указывается, что кандидат выдвинут избирательным объединением, а также наименование этого избирательного объединения.
13. В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу окружная избирательная комиссия в течение суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации обязана выдать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов по единому избирательному округу, копию соответствующего решения с изложением оснований отказа.
14. Основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
1) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
2) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 Федерального закона;
3) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
4) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего закона;
5) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных частями 2, 5 статьи 16 настоящего закона;
6) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более десяти процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с Федеральным законом, настоящим законом сбор подписей запрещен;
7) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата;
8) сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с частью 4 статьи 16 настоящего закона;
9) если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом;
10) несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 28 настоящего закона создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата;
11) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
12) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного настоящим законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
13) установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона ограничений;
14) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
15) регистрация кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением одновременно в одномандатном избирательном округе и в составе списка кандидатов по единому избирательному округу;
16) установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшим по их поручению иным лицом или организацией.
15. Основаниями отказа в регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу являются:
1) несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов по единому избирательному округу, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", за исключением требований, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 36 Федерального закона "О политических партиях";
2) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов по единому избирательному округу);
3) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов по единому избирательному округу);
4) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу, каких-либо сведений, предусмотренных Федеральным законом, настоящим законом (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов по единому избирательному округу);
5) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено Федеральным законом;
6) если для регистрации списка кандидатов требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом;
7) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов;
8) несоздание избирательным объединением избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 28 настоящего закона создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу;
9) использование избирательным объединением при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
10) превышение избирательным объединением при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
11) превышение числа кандидатов, исключенных из списка кандидатов по единому избирательному округу по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, решению избирательного объединения (за исключением выбытия по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по решению избирательной комиссии, принятому в связи с наличием предусмотренных частью 16 настоящей статьи оснований для такого исключения, более чем на 50 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов по единому избирательному округу;
12) установленный решением суда факт несоблюдения избирательным объединением ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона;
13) неоднократное использование уполномоченным представителем или доверенным лицом избирательного объединения преимуществ своего должностного или служебного положения;
14) установленный решением суда факт подкупа избирателей избирательным объединением, его доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действовавшим по их поручению иным лицом или организацией.
15) выбытие кандидатов, в результате чего число внутригородских (внутрирайонных) групп кандидатов в списке кандидатов по единому избирательному округу оказалось меньше установленного настоящим законом.
16. Основаниями исключения кандидата из заверенного списка кандидатов по единому избирательному округу являются:
1) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
2) сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с частью 4 статьи 16 настоящего закона;
3) установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона;
4) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
Законом Еврейской автономной области от 25 мая 2016 г. N 920-ОЗ пункт 5 части 16 статьи 19 Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
5) регистрация кандидата в другом списке кандидатов на данных выборах депутатов либо в одномандатном избирательном округе в порядке самовыдвижения или на основании выдвижения иным избирательным объединением;
6) наличие в заверенном списке кандидатов по единому избирательному округу, выдвинутом политической партией, а также в заверенном списке кандидатов по единому избирательному округу, выдвинутом региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), кандидата, являющегося членом иной политической партии;
7) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включенного в список кандидатов по единому избирательному округу;
8) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований Федерального закона, настоящего закона;
9) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу, каких-либо сведений в отношении кандидата, предусмотренных частями 2 и 5 статьи 16 настоящего закона.
17. Недействительными признаются:
1) подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, списка кандидатов;
2) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;
3) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с Федеральным законом;
4) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
5) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
6) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей избирателей в соответствии с Федеральным законом;
7) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей;
8) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов по единому избирательному округу, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов по единому избирательному округу, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов по единому избирательному округу, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;
9) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 7.1 и 8 к Федеральному закону, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона;
10) подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 Федерального закона;
11) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей избирателей в соответствии с Федеральным законом;
12) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов по единому избирательному округу;
13) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов по единому избирательному округу.
Законом Еврейской автономной области от 25 мая 2016 г. N 920-ОЗ часть 18 статьи 19 Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
18. Перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу, исключения кандидата из списка кандидатов по решению избирательной комиссии, установленные частями 14, 15, 16 настоящей статьи, являются исчерпывающими.
19. В случае отказа в регистрации кандидата повторное выдвижение кандидата на тех же выборах возможно с соблюдением установленных настоящим законом порядка и сроков выдвижения кандидатов.
20. Если ко дню голосования в одномандатном избирательном округе окажется зарегистрированным один кандидат, допускается голосование по одной кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
Если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один список кандидатов по единому избирательному округу или не будет ни одного зарегистрированного списка кандидатов, голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается на срок не более трех месяцев для дополнительного выдвижения списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
21. Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата снять свою кандидатуру, а избирательное объединение отозвать выдвинутого им зарегистрированного кандидата, понимаются ограничение зарегистрированного кандидата судом в дееспособности, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников, избрание (назначение) зарегистрированного кандидата на муниципальную должность.
Под обстоятельствами, вынуждающими избирательное объединение отозвать список кандидатов по единому избирательному округу, понимается выбытие по вынуждающим к тому обстоятельствам (в том числе в связи со смертью) кандидатов, занимавших первые три места в списке кандидатов, или более чем 50 процентов кандидатов из списка кандидатов по единому избирательному округу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.