Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению правительства Еврейской автономной области
от 07.04.2015 N 142-пп
Текст настоящего приложения представлен без названия
Паспорт
государственной программы Еврейской автономной области "Доступная среда в Еврейской автономной области" на 2014-2018 годы
Наименование государственной программы |
Государственная программа Еврейской автономной области "Доступная среда в Еврейской автономной области" на 2014-2018 годы |
Основания разработки государственной программы |
Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006 (ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ); Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р; Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы"; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"; Постановление правительства Еврейской автономной области от 20.03.2012 N 118-пп "О Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2020 года" |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Комитет социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области |
Соисполнители государственной программы |
Комитет образования Еврейской автономной области. Комитет но физической культуре и спорту правительства Еврейской автономной области. Управление здравоохранения правительства Еврейской автономной области. Управление культуры правительства Еврейской автономной области. Управление автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области. Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области |
Цель государственной программы |
Обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Еврейской автономной области (далее - область) |
Задачи государственной программы |
1) совершенствование нормативной правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в области; 2) повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в области; 3) повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в области; 4) информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в области; 5) преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в области |
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы (в соответствии с показателями государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 297) |
1) доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в области; 2) доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг; 3) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в области; 4) доля инвалидов, получивших реабилитационные услуги в общей численности граждан с инвалидностью в области; 5) доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в области; 6) доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава в области; 7) доля учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений профессионального образования; 8) доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в области; 9) доля инвалидов, воспользовавшихся специализированными транспортными услугами в общей численности граждан с инвалидностью в области; 10) доля инвалидов, прошедших обучение в автошколах, в общей численности граждан, способных к обучению в автошколах области; 11) доля граждан с инвалидностью, овладевших навыками пользования персональным компьютером и сетью Интернет в общей численности граждан, способных к обучению в области; 12) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения |
Сроки и этапы реализации государственной программы |
2014-2018 годы; I этап - 2014 год; II этап - 2015-2018 годы |
Объемы и источники обеспечения государственной программы |
Общий объем затрат на реализацию программы составляет 12 730,9 тыс. рублей, из них: - в 2014 году - 2 576,9 тыс. рублей; - в 2015 году - 3 116,0 тыс. рублей; - в 2016 году - 2 346,0 тыс. рублей; - в 2017 году- 2 346,0 тыс. рублей; - в 2018 году - 2 346,0 тыс. рублей; в том числе 1 320,0 тыс. рублей из средств федерального бюджета (прогноз), из них: - в 2014 году - 550,0 тыс. рублей; - в 2015 году - 770,0 тыс. рублей; в том числе 11 410,9 тыс. рублей из средств бюджета области, из них: - в 2014 году - 2 026,9 тыс. рублей; - в 2015 году - 2 346,0 тыс. рублей; - в 2016 году - 2 346,0 тыс. рублей; - в 2017 году - 2 346,0 тыс. рублей; - в 2018 году - 2 346,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы |
1) формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в области; 2) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в области; 3) сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в области с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ежегодно; 4) формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН (до 45% от общего числа данных объектов); 5) обеспечение доступности подвижного состава основных видов пассажирского, в том числе наземного автотранспорта, формирование условий доступности для инвалидов и других МГН; 6) повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в области (привлечение к участию в мероприятиях до 15% от общей численности инвалидов); 7) создание системы должного информационно-методического обеспечения, повышения квалификации и аттестации не менее 30 специалистов, занятых в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов; 8) повышение индивидуальной мобильности инвалидов (до 5% от общей численности инвалидов); 9) создание эффективно действующей системы информационного, консультативного обеспечения инвалидов и других МГН на основе традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий с учетом особых потребностей инвалидов (предоставление 1 000 информационных и интернет-услуг инвалидам в год); 10) преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Настоящая государственная программа Еврейской автономной области "Доступная среда в Еврейской автономной области" на 2014-2018 годы (далее - Программа) разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Конвенцией о правах инвалидов от 13.12.2006 (ратифицированной Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ);
- Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
- Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы";
- приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";
- постановлением правительства Еврейской автономной области от 20.03.2012 N 118-пп "О Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2020 года".
Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН и повышение качества их жизни являются одними из важнейших социально-экономических задач, затрагивающих права и интересы десятков тысяч человек, проживающих на территории области. Необходимость решения существующих в данной сфере проблем вытекает из ратифицированной Конвенции о правах инвалидов, государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" и требований законодательства Российской Федерации.
Проведенный комитетом социальной защиты населения правительства области по данным Отделения Пенсионного Фонда России по Еврейской автономной области и Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы в ЕАО" анализ статистических данных показывает, что с 2011 года динамика численности инвалидов постоянно меняется. По состоянию на 01 января 2011 года - 16 355 человек, или 9,3 процента от общей численности населения области, а по состоянию на 01 января 2012 года - 15 943 человек, или 9,2 процента от общей численности населения области, на 01 января 2013 года - 16 601 человек, что составляет 9,6 процента от общей численности населения области, на 01 января 2014 года - 16 037 человек, что составляет 9,4 процента от общей численности населения в области.
Удельный вес инвалидов (по группам инвалидности), проживающих на территории области, составляет: инвалиды 1 группы - 8,9 процентов, инвалиды 2 группы - 49,8 процентов, инвалиды 3 группы - 36,6 процентов и дети-инвалиды - 4,6 процентов.
Отсутствие должного внимания к созданию доступной среды является общенациональной проблемой, имеющей серьезные социально-экономические последствия:
- препятствует трудовой и социальной активности инвалидов и негативно отражается на их образовательном, культурном уровне и качестве их жизни;
- усиливает социальную зависимость, вынужденную изоляцию инвалидов, выступающую в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющую возрастание спроса на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
- порождает равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальную разобщенность общества.
На территории области проблемы социальной адаптации инвалидов, повышения качества их жизни и вопросы предоставления дополнительных мер социальной поддержки решаются в рамках государственной программы Еврейской автономной области "Социальная поддержка населения Еврейской автономной области" на 2015-2019 годы, утвержденной постановлением правительства области от 30.09.2014 N 482-пп.
Реализация вышеуказанной программы позволяет обеспечить доступность интеграции инвалидов в общество, укрепить материально-техническую базу областных государственных бюджетных учреждений социального обслуживания для инвалидов, общественных организаций, организовать транспортное обслуживание инвалидов, создать условия для социальной реабилитации инвалидов методами привлечения их к культуре, искусству, спорту, обеспечить информационное сопровождение социальной реабилитации инвалидов, а также развить уровень социального партнерства органов исполнительной власти области с общественными организациями инвалидов в области.
Так, в 2012 году с участием общественных организаций инвалидов области, определены 10 наиболее приоритетных объектов, где проведены работы по ремонту входных групп и оборудованию пандусами: 4 объекта здравоохранения, одно аптечное учреждение, 2 учреждения социального обслуживания, здание областного общества инвалидов и Областной автовокзал. Указанные меры позволили повысить доступность учреждений здравоохранения на 20 процентов, учреждений социального обслуживания - на 15 процентов, зданий областных организаций инвалидов - на 20 процентов и объектов транспортной инфраструктуры - на 30 процентов.
Для повышения мобильности граждан с инвалидностью и обеспечения доступа к объектам социальной инфраструктуры с 2010 года на территории города Биробиджана, Биробиджанского района, а с 2012 года - Октябрьского района предоставляются услуги службы "Социальное такси". За период 2014 года гражданам с инвалидностью предоставлено более 2500 услуг.
Начиная с 2010 года, в областных государственных учреждениях социального обслуживания для представления гражданам транспортных и социальных услуг, обновляется парк автотранспортных средств.
За истекший период приобретено 5 единиц автомобильного транспорта, из них 3 - оснащены специальным подъемным устройством для перевозки граждан, передвигающихся на креслах-колясках.
В 2011 году впервые в области на базе Центров социального обслуживания созданы и ежегодно обновляются пункты проката современных предметов ухода и технических средств реабилитация для граждан пожилого возраста и инвалидов.
В 2012 году в областном обществе инвалидов по слуху создан пункт проката технологического швейного и электротехнического оборудования.
На территории области более трех лет реализуется социальный проект "Мир без барьеров", в рамках которого обеспечивается доступ инвалидов ко всему массиву информационных ресурсов. В рамках данного проекта во всех муниципальных районах области в общественных организациях инвалидов установлены персональные компьютеры с безлимитным доступом к сети Интернет и специальная программа JawsforWindows для слабовидящих граждан.
Еженедельно в средствах массовой информации проводится информирование граждан с ограниченными возможностями здоровья по вопросам предоставления им мер социальной поддержки и социальной реабилитации.
В течение 10 лет в области проводятся областные физкультурно-оздоровительные фестивали спорта для инвалидов и детей-инвалидов. За указанный период более 5,0 процентов от общей численности граждан с ограниченными возможностями приняли участие в различных соревнованиях, отдохнули в загородных лагерях.
Проблемы детей-инвалидов и детей с ограничениями в развитии в настоящее время в области решаются в рамках реализации подпрограммы "Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями, их социальная адаптация и подготовка к самостоятельной жизни в обществе" государственной программы Еврейской автономной области "Социальная поддержка населения Еврейской автономной области" на 2015-2019 годы, утвержденной постановлением правительства области от 30.09.2014 N 482-пп, которые включают в себя перечень мероприятий по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации, сопровождению и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.
Правительством области принимаются меры, направленные на поддержку адаптивной физической культуры и спорта для детей-инвалидов. С 2012 года и по настоящее время проводятся еженедельные занятия для детей-инвалидов по плаванию.
Продолжается планомерная работа по повышению уровня оснащения спортивным оборудованием и расширения сети групп адаптивной физической культуры для детей-инвалидов. В 2015-2016 годах планируется приобретение спортивного оборудования для 4 групп адаптивной физической культуры, созданных на базе образовательных учреждений и подростковых клубов.
В нынешнем году инновационным направлением по работе с детьми-инвалидами в области является реализация проекта по организации занятий по иппотерапии. В 2015 году планируется продолжить начатую работу по обучению преподавателей-тренеров по иппотерапии.
С целью создания условий для получения качественного и доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном образовании "Город Биробиджан" создан Центр образования "Ступени" (далее - Центр). Его программы направлены на создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, коррекции нарушения их развития и социальной адаптации.
Деятельность Центра включает в себя организацию образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, реализацию индивидуальных образовательных программ обучающихся Центра, построение индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов и организацию их персонального сопровождения.
В настоящее время в Центре обучаются 10 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья от общего числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, способных к обучению.
Учебные места детей-инвалидов по месту их проживания оснащены специальным компьютерным, телекоммуникационным, учебным оборудованием и программным обеспечением и подключены к сети Интернет. В Центре имеется широкий перечень специальных технических средств. Материально-техническая база учреждения регулярно обновляется и совершенствуется.
Финансовое обеспечения деятельности Центра осуществляется за счет средств областного бюджета в рамках утвержденного государственного задания.
В соответствии с законом области от 30.10.2013 N 376-ОЗ "О размере компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на обучение по основным общеобразовательным программам на дому и признании утратившими силу отдельных законов Еврейской автономной области" и постановлением правительства области от 29.07.2014 N 369-пп "Об утверждении Порядка регламентации оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях" для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать образовательные учреждения, с согласия родителей (законных представителей) образовательный процесс с использованием дистанционных технологий организован на дому.
Таким образом, вопросы обеспечения доступности образовательных услуг в одной из приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов (детей-инвалидов) (образования) решаются в рамках нормативных правовых актов области, вне данной программы.
Для преодоления ограничения жизнедеятельности инвалидов и создания равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества более 2 процентов инвалидов и родителей детей-инвалидов обучены рабочим профессиям, востребованным на рынке труда области.
В рамках содействия трудоустройству инвалидов, в районах области организовано и проведено 4 специализированные ярмарки вакансий.
В 2011 году при финансовой поддержке правительства области создано экскурсионно-туристического бюро по организации инвалидного туризма с привлечением в работу людей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2012 году реализована областная целевая программа "Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей в Еврейской автономной области" на 2012 год, утвержденная постановлением правительства области от 21.02.2012 N 51-пп. В рамках реализации мероприятий программы организовано 50 рабочих мест, на которые трудоустроены незанятые инвалиды и родители, воспитывающие детей-инвалидов.
В целях организации системы информирования граждан, ежеквартально в районы области направляется информация о вакантных рабочих местах для трудоустройства незанятых инвалидов.
Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Успешное проведение мер профессиональной реабилитации позволяет повысить уровень жизни инвалидов, облегчает интеграцию инвалидов в общество.
Трудности трудоустройства инвалидов связаны с необходимостью создания для них условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, то есть должны быть специальные рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
В настоящее время проблемы трудоустройства инвалидов решаются в рамках реализации подпрограммы "Содействие занятости населения Еврейской автономной области" государственной программы Еврейской автономной области "Содействие занятости населения и обеспечение безопасности труда" на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением правительства области от 30.09.2013 N 494-пп.
Несмотря на предпринимаемые меры в рамках реализации программ, остается нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения, информации и связи и приведение среды жизнедеятельности в соответствие с основными положениям Конвенции о правах инвалидов.
Основными проблемами в области социальной защиты инвалидов на территории региона остаются:
1) недоступность объектов высокой социальной значимости.
Проведенный по собственной методике в 2012 году комитетом социальной защиты населения правительства области совместно с представителями регионального отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов в ЕАО" мониторинг доступности объектов социальной инфраструктуры, территорий высокой социальной активности, расположенных на территории области, в рамках реализации поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина (по итогам встречи с представителями общественных организаций и обществ инвалидов Российской Федерации), показал, что администрациями муниципальных районов разработаны и реализуются мероприятия по обеспечению условий для беспрепятственного доступа МГН к объектам социальной инфраструктуры и территориям высокой социальной активности. Однако, в настоящее время проблемным остается вопрос обеспечения доступности в административные здания и служебные помещения для МГН.
Из 100 обследованных объектов социальной инфраструктуры только 9 процентов имеют пандусы снаружи помещений, 5 процентов - пандусы внутри помещений, 2 процентов - оборудовано лифтом. В тех учреждениям, которые оборудованы для инвалидов с заболевания опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах колясках, доступны только первые этажи. Ни одно учреждение не оборудовано световым и звуковым оборудованием для доступности объектов для инвалидов по слуху и инвалидов по зрению, а также нет доступа в санитарно-гигиенические заведения.
В настоящее время паспортизация проводится по методике, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 N 627.
В соответствии с постановлением правительства области от 05.03.2013 N 81-пп "Об организации проведения паспортизации доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Еврейской автономной области" и приказом комитета социальной защиты населения правительства области от 01.04.2013 N 85 "Методические рекомендации по проведению паспортизации доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Еврейской автономной области" деятельность по проведению паспортизации подразделяется на несколько этапов:
1. Создание комиссии по паспортизации при органе исполнительной власти с привлечением представителей общественных организаций инвалидов.
2. Проведение анкетирования руководителей учреждений социальной инфраструктуры.
3. Составление реестра объектов, подлежащих паспортизации.
4. Проведение обследования объектов, включенных в реестр, и составления акта обследования.
5. Составление паспорта объекта и принятие управленческого решения по организации доступности данного объекта.
6. Размещение паспорта на официальном портале органов исполнительной власти.
Для комплексного решения вышеуказанных проблем, Программа предусматривает реализацию мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также совершенствовать условия и порядок предоставления услуг в сфере реабилитации в целях интеграции инвалидов с обществом.
Под приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов и других МГН понимаются сферы здравоохранения, социальной защиты, образования, физической культуры и спорта, культуры, транспорта, информации и связи, жилищного фонда, потребительского рынка, сферы услуг. Также под приоритетными объектами следует понимать здания и учреждения высокой социальной значимости, куда граждане с инвалидностью и другие МГН обращаются за получением необходимых государственных и муниципальных услуг.
В рамках Программы планируется к 2018 году увеличить количество областных учреждений, отвечающих соответствующим требованиям по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов, до 45 процентов от общего количества приоритетных объектов области.
Одним из важных направлений Программы является совершенствование деятельности организаций, которые непосредственно участвуют в предоставлении инвалидам реабилитационных услуг.
Организация предоставления медицинских, социальных услуг населению преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в стационарные учреждения.
Необходимым условием реализации указанного направления является создание в учреждениях здравоохранения, социальной защиты населения безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию инвалидов с обществом.
При формировании перечня приоритетных объектов и услуг привлекаются представители общественных организаций инвалидов. За период 2012-2014 годов обеспечена доступность 16 учреждений социальной сферы (социальной защиты, здравоохранения, культуры, общественных организаций инвалидов и аптечных учреждений).
Социальное обслуживание занимает ведущую роль в реабилитации инвалидов. Ее осуществляют 10 государственных учреждений социального обслуживания различных типов. Многие здания, в которых расположены учреждения, старой постройки, не предусматривают условий беспрепятственного доступа. Обустройство зданий специальными приспособлениями позволит повысить комфортность пребывания в них граждан, компенсировать утраченные функции организма. Так, в 2013 году приобретено 2 лестничных подъемника и 2 телескопических съемных пандуса для стационарных учреждений социального обслуживания, в 2014 году 1 лестничный подъемник и съемный телескопический пандус.
Серьезную проблему для инвалидов и других МГН представляет передвижение по улицам и пользование общественным транспортом. Общественный транспорт, являющийся важной составляющей активной социальной и трудовой жизни, не приспособлен для пользования инвалидами. В целях решения этой значимой проблемы в рамках реализации Программы планируется оборудование автобусов звуковыми и визуальными сигналами, внедрение системы "Говорящий Город" для инвалидов по зрению, дальнейшее развитие службы "Социальное такси" (Облученский и Ленинский районы области).
Повышение доступности социально значимых объектов и информационных, медицинских и социальных услуг, предоставляемых населению, повлечет рост активности инвалидов, будет способствовать более высокому уровню занятости этой категории граждан и приведет к их относительной независимости от социальных выплат (пенсия, ежемесячные денежные выплаты) и, как следствие, к повышению уровня их жизни.
Помимо вышеизложенных проблем в области социальной защиты инвалидов на территории региона существуют и другие проблемы, такие как неприспособленность жилищного фонда для нужд инвалидов. В настоящее время при строительстве новых объектов учитываются требования федерального законодательства, и сооружаемые здания сразу же обеспечиваются пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других МГН.
Немаловажной проблемой является доступность информации и связи. В настоящее время в области проведен ряд мероприятий, улучшающих ситуацию в данном направлении. Однако необходим комплексный подход, охватывающий различные категории инвалидов.
В сфере образования большой проблемой является воспитание и обучение детей-инвалидов с нарушениями зрения, слуха и заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Спортивные объекты, расположенные на территории области, не приспособлены для использования лицами с ограниченными возможностями.
Не меньшей проблемой является и отсутствие комплексного подхода к формированию доступной среды, охватывающего не только инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, но и инвалидов с нарушением зрения и слуха. В настоящее время ведется работа в этом направлении;
2) отсутствие реабилитационных учреждений и слабое материально-техническое оснащение учреждений социальной сферы.
В настоящее время в области наблюдается разрыв между реальным состоянием ресурсной базы учреждений социального обслуживания и сформировавшимися потребностями для эффективной реализации индивидуальной программы реабилитации (ИПР) инвалида (ребенка-инвалида).
Вместе с тем отсутствие в системе социальной защиты населения
области реабилитационного Центра для инвалидов, в котором возможно организовать осуществление комплекса реабилитационных услуг для инвалидов в соответствии с ИПР, не позволяет обеспечить полноценную жизнедеятельность подавляющего большинства инвалидов, создать условия для преодоления ими ограничений жизнедеятельности и равного участия в жизни общества наряду с другими гражданами.
Отсутствие на территории области Центра реабилитации инвалидов может привести к увеличению темпов роста численности инвалидов на территории области на 5,5 процентов. При этом по прогнозу комитета социальной защиты населения правительства области общая численность инвалидов увеличится к 2020 году дополнительно на 9,0 процентов.
Создание на территории области Центра социальной реабилитации инвалидов позволило бы планомерно и с высокой эффективностью решать вопросы по реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также приведет к снижению темпов инвалидизации населения на 20 процентов и позволит эффективно проводить медицинскую, социальную и психологическую реабилитацию и адаптацию более 1500 инвалидов в год.
В настоящее время строительство указанного объекта, в том числе разработка проектно-сметной документации, не предусмотрены нормативными правовыми актами области в связи с отсутствием финансовых средств на реализацию указанных мероприятий в областном бюджете.
Поэтому реабилитационные услуги планируется оказывать посредством проведения реабилитационных мероприятий в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания, а также обновления созданных пунктов проката технических средств реабилитации для ухода за инвалидами.
Все вышеизложенное обуславливает необходимость реализации на территории области комплекса мероприятий, обеспечивающих системный и комплексный подход к решению проблем инвалидов, работе по повышению социальной защищенности инвалидов и других МГН, созданию условий для их активного участия в жизни общества, увеличению спектра услуг по их социальной адаптации и реабилитации, созданию доступной среды жизнедеятельности и условий для беспрепятственного доступа граждан указанной категории к социально значимым объектам и услугам, а также к информационным источникам, улучшению социального положения и повышению качества их жизни.
В настоящее время в условиях ограниченного финансирования невозможно оперативно и эффективно решить существующие проблемы без концентрации ресурсов с применением программно-целевого метода и при непосредственной поддержке федеральных органов власти.
Применение программно-целевого метода для комплексного решения проблем, связанных с инвалидностью, обусловлено рядом объективных причин:
- масштабностью, сложностью и многообразием проблем реабилитации инвалидов, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимосвязанных с целями, ресурсами, сроками реализации и исполнителями;
- выполнением в рамках единой программы инновационных проектов, требующих длительных сроков реализации;
- потребностью координировать усилия органов государственной власти области и общественных организаций инвалидов;
- длительностью решения проблемы;
- регулированием доли федерального финансирования основных программных мероприятий соответственно софинансированию мероприятий, направленных на реабилитацию инвалидов, из областного бюджета.
Программно-целевой метод, исходя из целей и задач решения проблемы формирования (развития) доступной среды жизнедеятельности в области, позволит обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие и координацию работ различных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и других участников формирования доступной среды жизнедеятельности, а также необходимость привлечения нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета.
II. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) Программы
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегией социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2020 года, утвержденной постановлением правительства области от 20.03.2012 N 118-пп, определены целевые ориентиры: увеличение доли граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных социальным обслуживанием; увеличение удельного веса детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях; обеспечение эффективной поддержки граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении, и содействие их социальной адаптации.
С учетом текущего состояния доступности объектов и услуг для инвалидов и других МГН определена следующая цель Программы: обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в области.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- совершенствование нормативной правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в области (реализация Плана анализа законодательства и мер, принятых для выполнения статей Конвенции о правах инвалидов на территории Еврейской автономной области, включая проведение мониторинга соблюдения нормативных правовых актов основным положениям Конвенции о правах инвалидов; обновление карт и паспортов доступности приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН);
- повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в области (адаптация приоритетных объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры; адаптация объектов жилого фонда и жилой среды; повышение транспортной мобильности доступности автотранспорта общего пользования; создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к информации);
- повышение доступности и качества реабилитационных услуг в области (проведение реабилитационных мероприятий; открытие отделений (коек) медицинской реабилитации инвалидов и детей-инвалидов на базе областных учреждений здравоохранения);
- информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в области (повышение уровня информационно-методического обеспечения специалистов, задействованных в формировании доступной среды для инвалидов и других МГН; обучение специалистов, обеспечение методической литературой);
- преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в области (организация просветительских, социально-культурных, спортивных мероприятий для инвалидов и других МГН, направленных на преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности; размещение социальной рекламы; оказание помощи инвалидам в приобретении профессии).
Исполнение мероприятий программы позволит к 2018 году сформировать условия для устойчивого развития доступной среды для инвалидов в области, их интеграции в общество, совершенствования системы реабилитации инвалидов в области, повышения уровня и качества их жизни.
В комплекс целевых показателей (индикаторов) Программы включены, следующие показатели (индикаторы), отражающие деятельность правительства области:
1) доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в области - 50 процентов к 2018 году;
2) доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг - 35 процентов к 2018 году;
3)доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения ес проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в области - 35 процентов к 2018 году;
4) доля инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в общей численности граждан с инвалидностью в области - 25 процентов к 2018 году;
5) доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в области - 47 процентов к 2018 году;
6) доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава в области - 45 процентов к 2018 году;
7) доля учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений профессионального образования - 28 процентов к 2018 году;
8) доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в области - 25 процентов к 2018 году;
9) доля инвалидов, воспользовавшихся специализированными транспортными услугами в общей численности граждан с инвалидностью в области - 40 процентов к 2018 году;
10) доля инвалидов, прошедших обучение в автошколах в общей численности граждан, способных к обучению в автошколах области - 8 процентов к 2018 году;
11) доля граждан с инвалидностью овладевших навыками пользования персональным компьютером и сетью Интернет в общей численности граждан, способных к обучению в области - 15 процентов к 2018 году;
12) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения - 8 процентов к 2018 году.
Для оценки результатов достижения поставленных цели и задач Программы разработана Система целевых показателей (индикаторов) эффективности реализации Программы, предусмотренная приложением N 1 к настоящей Программе.
Методика расчета целевых показателей (индикаторов) эффективности реализации Программы для оценки результатов достижения поставленной цели и задач программы, представлена в приложении N 2 к настоящей Программе.
Характер Программы порождает следующие риски при ее реализации, управление которыми входит в систему управления Программой:
- отсутствие ожидаемых конечных результатов Программы, обеспечивающих повышение качества жизни инвалидов и других МГН;
- неактуальность планирования и запаздывание согласования мероприятий относительно развития технологий;
- дублирование и несогласованность действий при реализации мероприятий в рамках Программы;
- снижение финансирования Программы.
Снижение финансирования Программы не позволит реализовать в полном объеме выполнение отдельных мероприятий, что, в свою очередь, повлечет изменение сроков достижения поставленной цели и в итоге повлияет на ожидаемые результаты реализации Программы.
Способом ограничения рисков будет являться мониторинг изменения состояния доступности объектов социальной инфраструктуры в области, ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых показателей.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется с 2014 по 2018 годы в два этапа.
I этап - 2014 год;
II этап - 2015-2018 годы.
На I этапе предполагается подготовить соответствующие нормативные правовые акты и методические документы, реализовать необходимые мероприятия по определению приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, выполнить обследование и паспортизацию этих объектов, начать реализацию мероприятий по обеспечению доступности указанных объектов и услуг, определить объем необходимых средств, в том числе средств федерального бюджета, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели.
На II этапе предполагается проведение работ по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, реализация мероприятий повышения доступности и качества реабилитационных услуг и других социально значимых мероприятий, обеспечивающих полноценную социальную адаптацию и интеграцию инвалидов.
IV. Перечень программных мероприятий
В рамках Программы предусмотрена реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Для решения задач, предусмотренных Программой, Программа по своей структуре разделена на четыре раздела.
Раздел 1 включает в себя мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН (реализация Плана анализа законодательства и мер, принятых для выполнения статей Конвенции о правах инвалидов на территории Еврейской автономной области, включая проведение мониторинга соблюдения нормативных правовых актов основным положениям Конвенции о правах инвалидов (за счет текущего финансирования, обновление карт доступности социально значимых объектов для инвалидов и других МГН).
Раздел 2 содержит комплекс практических мероприятий и включает два подраздела.
Подраздел 2.1 включает мероприятия, направленные на адаптацию приоритетных объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН в области (приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, санитарно-гигиенических помещений, специализированных табло, указателей движения визуальных и тактильных, в том числе создание условий для доступа в них инвалидов по слуху, по зрению и МГН в области); повышение транспортной мобильности, доступности автотранспорта общего пользования; организацию деятельности службы "Социальное такси", приобретение специализированного автотранспорта для перевозки инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, адаптацию индивидуальных жилых помещений инвалидов.
Подраздел 2.2 предполагает повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) для инвалидов и других МГН в области, в том числе проведение реабилитационных мероприятий (лечебный массаж, занятия по иппотерапии, привлечение специалистов-реабилитологов и другое); открытие компьютерных классов для организации обучения инвалидов навыкам работы на персональном компьютере и в сети Интернет; обучение инвалидов в автошколах; обеспечение получения образовательно-реабилитационных услуг.
Раздел 3 включает мероприятия, направленные на информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в области и включает два подраздела.
Подраздел 3.1 содержит мероприятия по обеспечению научно-методического сопровождения специалистов, задействованных в формировании доступной среды для инвалидов и других МГН (организация обучающих семинаров, курсов повышения квалификации, обеспечение научно-методической литературой специалистов, информирование по вопросам предоставления мер социальной поддержки; адаптации интернет-ресурсов и устройств связи, обеспечение службы видеотелефонной связи для инвалидов по слуху, а также предоставление услуг в сфере информатизации и связи).
Подраздел 3.2 предусматривает проведение просветительских, социально-культурных, спортивных и других мероприятий для инвалидов и других МГН области, направленных на преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности (проведение фестивалей творчества и прикладного искусства, физкультурно-оздоровительных мероприятий, форумов инвалидов, размещение социальной рекламы).
Раздел 4 включает в себя иные мероприятия, реализуемые за счет средств бюджета области: поддержка некоммерческих организаций, занимающихся решением проблем инвалидов и других МГН (предоставление субсидий на конкурсной основе), приобретение технических средств реабилитации для граждан, испытывающих трудности в передвижении; разработка проектно-сметной документации на проведение работ предусмотренных подразделом 2.1 Перечня программных мероприятий Программы.
Мероприятия, направленные на комплексное решение задач Программы, осуществляются в соответствии с Перечнем программных мероприятий Программы, приведенном в приложении N 3 к настоящей Программе.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы обеспечивается за счет средств федерального и областного бюджетов.
Прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию Программы составляет 12 730,9 тыс. рублей, из них:
- в 2014 году - 2 576,9 тыс. рублей;
- в 2015 году - 3 116,0 тыс. рублей;
- в 2016 году - 2 346,0 тыс. рублей;
- в 2017 году - 2 346,0 тыс. рублей;
- в 2018 году - 2 346,0 тыс. рублей;
в том числе 1 320,0 тыс. рублей из средств федерального бюджета (прогноз), из них:
- в 2014 году - 550,0 тыс. рублей;
- в 2015 году - 770,0 тыс. рублей;
в том числе 11 410,9 тыс. рублей из средств бюджета области, из них:
- в 2014 году - 2 026,9 тыс. рублей;
- в 2015 году - 2 346,0 тыс. рублей;
- в 2016 году - 2 346,0 тыс. рублей;
- в 2017 году - 2 346,0 тыс. рублей;
- в 2018 году - 2 346,0 тыс. рублей.
Предоставление средств областного бюджета осуществляется при подтверждении факта софинансирования мероприятий Программы за счет федерального бюджета в размере не менее 50 процентов общего объема финансирования.
Бюджетные ассигнования осуществляются в размере не менее 10 процентов и не более 20 процентов на одну приоритетную сферу жизнедеятельности (здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспорт, образование) инвалидов и других МГН от общего объема финансирования Программы, так как финансирование осуществляется исходя из лимитов областного бюджета.
При распределении ассигнований по приоритетным сферам жизнедеятельности, процентное соотношение финансирования распределено следующим образом:
- 2014 год:
Здравоохранение - 14,3 процентов (400,0 тыс. рублей);
Социальная защита - 16,1 процентов (350,0 тыс. рублей);
Образование - 10,0 процентов (276,0 тыс. рублей);
Спорт и физическая культура - 14,3 процентов (400,0 тыс. рублей);
Транспорт - 23,9 процентов (550,9 тыс. рублей);
Культура - 10,7 процентов (300,0 тыс. рублей);
Информация и связь - 10,7 процентов (300,0 тыс. рублей);
- 2015 год (приведено в Приложении N 7 к настоящей Программе):
Здравоохранение - 11,0 процентов (330,4 тыс. рублей);
Социальная защита - 15,0 процентов (460,5 тыс. рублей);
Образование -11,0 процентов (340,0 тыс. рублей)
Спорт и физическая культура - 14,0 процентов (434,6 тыс. рублей);
Транспорт - 20,0 процентов (630,0 тыс. рублей);
Культура - 10,0 процентов (300,0 тыс. рублей);
Информация и связь - 19,0 процентов (620,5 тыс. рублей);
- 2016 год:
Здравоохранение - 12,0 процентов (300,0 тыс. рублей);
Социальная защита - 15,0 процентов (370,0 тыс. рублей);
Образование - 10,0 процентов (270,0 тыс. рублей)
Спорт и физическая культура - 17,0 процентов (411,0 тыс. рублей);
Транспорт - 20,0 процентов (500,0 тыс. рублей);
Культура - 10,0 процентов (250,0 тыс. рублей);
Информация и связь - 16,0 процентов (245,0 тыс. рублей);
- 2017 год;
Здравоохранение - 12,0 процентов (300,0 тыс. рублей);
Социальная защита - 11,0 процентов (245,0 тыс. рублей);
Образование - 12,0 процентов (290,0 тыс. рублей)
Спорт и физическая культура - 14,0 процентов (375,0 тыс. рублей);
Транспорт - 20,0 процентов (500,0 тыс. рублей);
Культура - 14,0 процентов (250,0 тыс. рублей);
Информация и связь - 17,0 процентов (386,0 тыс. рублей);
- 2018 год:
Здравоохранение - 13,8 процентов (325,0 тыс. рублей);
Социальная защита - 14 процентов (350,0 тыс. рублей);
Образование - 10,2 процентов (240,0 тыс. рублей)
Спорт и физическая культура - 15,9 процентов (375,0 тыс. рублей);
Транспорт - 20 процентов (500,0 тыс. рублей);
Культура - 10,6 процентов (250,0 тыс. рублей);
Информация и связь - 13 процентов (306,0 тыс. рублей).
Порядок предоставления субсидий муниципальным образованиям Еврейской автономной области из областного бюджета на софинансирование реализации мероприятий по формированию доступной среды определяется правительством области при выделении дополнительного финансового обеспечения на реализацию указанного мероприятия Программы.
Финансирование мероприятий Программы подлежит ежегодному уточнению при разработке проекта областного бюджета и может уточняться в соответствии с бюджетным законодательством.
Объем ресурсного обеспечения Программы приведен в приложении N 4 к настоящей Программе, получатели средств на реализацию мероприятий Программы - в приложении N 5 к настоящей Программе.
VI. Управление и контроль реализации Программы
Организацию исполнения мероприятий, текущее управление, правовое регулирование, координацию работ соисполнителей Программы и контроль за ходом реализации Программы (в том числе оценку достижения целевых показателей (индикаторов) Программы) осуществляет ответственный исполнитель - комитет социальной защиты населения правительства области.
Ответственный исполнитель Программы:
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
- осуществляет ведение отчетности по реализации Программы.
Ответственный исполнитель Программы с учетом выделяемых на ее реализацию средств ежегодно вносит предложения об уточнении целевых показателей (индикаторов) и расходов по программным мероприятиям, механизма реализации и финансирования, а также состава соисполнителей.
Ответственный исполнитель Программы в ходе ее реализации:
- для оценки эффективности реализации Программы устанавливает формы отчетов для соисполнителей Программы;
- ежегодно до 01 февраля года, следующего за отчетным, подготавливает годовой отчет о ходе реализации и об оценке эффективности реализации Программы совместно с соисполнителями Программы;
- ежеквартально до 10 числа месяца, следующего заотчетным, обобщает и анализирует результаты реализации Программы и представляет отчет в управление экономики правительства области;
- ежегодно в срок до 01 июня представляет и согласовывает с управлением экономики правительства области и финансовым управлением правительства области бюджетную заявку, учитывающую результаты реализации Программы, содержащую информацию об объемах средств областного бюджета для финансирования мероприятий Программы в очередном году в разрезе категорий расходов, а также при необходимости об объемах средств для оплаты кредиторской задолженности прошлых лет;
- осуществляет проверки хода реализации Программы соисполнителями;
- организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы;
- взаимодействует со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации мероприятий Программы.
Соисполнители Программы:
- ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего заотчетным, обобщают и анализируют результаты реализации Программы и представляют ответственному исполнителю Программы отчеты, в том числе об использовании бюджетных средств;
- ежегодно до 20 января года, следующего за отчетным, подготавливают и направляют ответственному исполнителю Программы годовой отчет о ходе реализации и об оценке эффективности реализации мероприятий Программы;
- ежегодно до 15 мая представляют ответственному исполнителю Программы бюджетную заявку, учитывающую результаты реализации Программы, содержащую информацию об объемах средств областного бюджета для финансирования мероприятий Программы в очередном году в разрезе категорий расходов по своей отрасли;
- несут ответственность за реализацию программных мероприятий.
Организация исполнения мероприятий ответственным исполнителем и соисполнителями Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Правительство Еврейской автономной области ежеквартально представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:
- информацию об исполнении мероприятий Программы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели и описания выполнения, или о невыполнении мероприятий;
- отчет об осуществлении расходов областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета областному бюджету на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в Программу, разработанную на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575;
- отчет о достижении значений целевых показателей (индикаторов) Программы, разработанной на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575.
Внесение изменений в перечень мероприятий Программы, в сроки ее реализации, в объемы бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию Программы в целом осуществляются по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Порядке принятия решений о разработке, формировании, реализации государственных программ Еврейской автономной области и проведения оценки эффективности их реализации, утвержденном постановлением правительства области от 09.08.2013 N 383-пп.
VII. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка социально-экономической эффективности Программы проводится ответственным исполнителем Программы в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации Программы, изложенной в приложении N 6 к настоящей Программе.
Для оценки эффективности Программы используются целевые показатели (индикаторы) эффективности реализации Программы, указанные в приложении N 1 к настоящей Программе.
По результатам оценки эффективности реализации мероприятий Программы соисполнителями вносятся предложения по корректировке этих мероприятий.
Программа направлена на развитие мер социальной поддержки инвалидов и других МГН, на создание им равных возможностей для участия в жизни общества и повышение качества жизни на основе формирования доступной среды жизнедеятельности.
Программа нацелена на повышение доступности и качества социальных услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в том числе реабилитационных, что будет способствовать повышению уровня здоровья, качества и продолжительности жизни этой категории граждан.
Социальная эффективность Программы выражается в снижении социальной напряженности в обществе за счет:
- увеличения уровня информированности инвалидов и других МГН о доступных социально значимых объектах и услугах, о формате их предоставления;
- преодоления социальной изоляции и включенности инвалидов и других МГН в жизнь общества, в том числе в совместные с другими гражданами мероприятия (в том числе досуговые, культурные, спортивные);
- информационных кампаний и акций СМИ в освещении проблем инвалидов для граждан, не являющихся инвалидами;
- повышения уровня и качества услуг, открытым или предоставляемым для населения.
Экономическая эффективность Программы обеспечивается путем рационального использовании бюджетных средств всех уровней, в том числе в результате перераспределения расходов: при переходе от высокозатратных стационарных видов помощи к развитию широкого спектра надомных услуг (с расширением возможности получения гражданами с различными видами нарушений мобильности широкого спектра социальных услуг в доступной среде самостоятельно или с меньшей зависимостью от посторонней помощи); а также путем постепенного увеличения показателей занятости трудоспособного населения с нарушениями мобильности и (как следствие) постепенное снижение расходов на поддержку безработных граждан из этой категории.
Приложение N 1
к государственной программе "Доступная среда в Еврейской
автономной области" на 2014-2018 годы
Система
целевых показателей (индикаторов) эффективности реализации Программы
Цель и задачи Программы |
Перечень целевых показателей (индикаторов) |
Фактическое значение на момент разработки Программы (в процентах) |
Изменение значений по годам реализации Программы (в процентах) |
Целевое значение на момент окончания действия Программы |
||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Цель Программы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в области |
Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в области |
13 |
18 |
25 |
45 |
45 |
50 |
50 |
Доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в области |
10 |
20 |
43 |
54 |
60 |
75 |
75 |
|
Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава в области |
20 |
25 |
35 |
37 |
40 |
45 |
45 |
|
Доля учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений профессионального образования |
20 |
21 |
22 |
24 |
26 |
28 |
28 |
|
Задачи Программы: |
|
|
||||||
Совершенствование нормативной правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в области |
Доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности области по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг* |
10 |
20 |
25 |
27 |
30 |
35 |
35 |
Доля инвалидов, воспользовавшихся специализированными транспортными услугами в общей численности граждан с инвалидностью в области |
6 |
9,4 |
15 |
25 |
35 |
40 |
40 |
|
Доля инвалидов, прошедших обучение в автошколах в общей численности граждан, способных к обучению в автошколах области |
0 |
0 |
2 |
3 |
6 |
8 |
8 |
|
Доля граждан с инвалидностью, овладевших навыками пользования персональным компьютером и сетью Интернет в общей численности граждан, способных к обучению в области |
5 |
5 |
5 |
7 |
10 |
15 |
15 |
|
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения |
2 |
2 |
2 |
3 |
6 |
8 |
8 |
|
Повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в области |
Доля инвалидов, получивших реабилитационные услуги в общей численности граждан с инвалидностью в области |
5 |
7 |
10 |
15 |
20 |
25 |
25 |
Информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в области |
Доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в области |
5 |
7 |
13 |
16 |
20 |
25 |
25 |
Преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в области |
Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в области |
3 |
10 |
20 |
25 |
30 |
35 |
35 |
* Величина показателя может быть уточнена по завершении оценки ситуации и паспортизации приоритетных объектов социальной инфраструктуры.
Приложение N 2
к государственной программе "Доступная среда в Еврейской
автономной области" на 2014-2018 годы
Методика
расчета целевых показателей (индикаторов) эффективности реализации Программы для оценки результатов достижения поставленной цели и задач программы
N п/п |
Наименование показателя |
Единицы измерения |
Временные характеристики |
Методика расчета показателя |
Ответственный за сбор информации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Доля инвалидов, воспользовавшихся специализированными транспортными услугами в общей численности граждан с инвалидностью в области |
% |
1 раз в год (по окончании года) |
Количество инвалидов, воспользовавшихся услугами службы "Социальное такси" --------------------------------------- х 100% Численность инвалидов в области |
Комитет социальной защиты населения правительства области |
2 |
Доля инвалидов, прошедших обучение в автошколах в общей численности граждан, способных к обучению в автошколах области |
% |
1 раз в год (по окончании года) |
Количество инвалидов, прошедших обучение в автошколах --------------------------------------- х 100% Численность инвалидов в области |
Комитет социальной защиты населения правительства области |
3 |
Доля граждан с инвалидностью овладевших навыками пользования персональным компьютером и сетью Интернет в общей численности граждан, способных к обучению в области |
% |
1 раз в год (по окончании года) |
Количество инвалидов, овладевших навыками пользования персональным компьютером и сетью Интернет --------------------------------------- х 100% Численность инвалидов в области |
Комитет социальной защиты населения правительства области |
4 |
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения |
% |
1 раз в год (по окончании года) |
Число лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом --------------------------------------- х 100% Численность лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом в области |
Комитет социальной защиты населения правительства области |
Приложение N 3
к государственной программе "Доступная среда в Еврейской
автономной области" на 2014-2018 годы
Перечень
программных мероприятий Программы
Приложение N 4
к государственной программе "Доступная среда в Еврейской
автономной области" на 2014-2018 годы
Объем
ресурсного обеспечения Программы
тыс. рублей | |||||||||
Источники финансирования и направления расходов |
Рз |
Пр |
ЦСР |
Финансовые затраты, тыс. рублей |
|||||
Всего |
в том числе по годам |
||||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего | |||||||||
Федеральный бюджет (прогноз)* |
10 |
06 |
0015027 |
1320,0 |
550,0 |
770,0 |
- |
- |
- |
Областной бюджет* |
10 |
06 |
5220900 |
11410,9 |
2026,9 |
2346,0 |
2346,0 |
2346,0 |
2346,0 |
Средства бюджетов муниципальных образований области |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Капитальные вложения | |||||||||
Федеральный бюджет |
10 |
06 |
0015027 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Областной бюджет* |
10 |
06 |
5220900 |
747,1 |
236,6 |
60,5 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
Средства бюджетов муниципальных образований области |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
НИОКР | |||||||||
Федеральный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Областной бюджет* |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Средства бюджетов муниципальных образований области |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие расходы | |||||||||
Федеральный бюджет |
10 |
06 |
0015027 |
1320,0 |
550,0 |
770,0 |
- |
- |
- |
Областной бюджет* |
10 |
06 |
5220900 |
10663,8 |
1790,3 |
2285,5 |
2196,0 |
2196,0 |
2196,0 |
Средства бюджетов муниципальных образований области |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
* Подлежат ежегодному уточнению при разработке проекта областного бюджета
Приложение N 5
к государственной программе "Доступная среда в Еврейской
автономной области" на 2014-2018 годы
Получатели средств на реализацию мероприятий Программы
N п/п |
Получатель |
N мероприятия Приложения 2 |
Сумма, тыс. руб. |
Источник финансирования |
Срок реализации по годам |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Комитет социальной защиты населения правительства области |
2.1.1.1, 2.1.4, 2.2.1, 2.2.3-2.2.7, 3.1.1-3.1.6, 3.2.1, 3.2.3-3.2.7, 4.1-4.3 |
791,9 |
Областной бюджет |
2014 |
1337,0 |
|
2015 |
|||
1211,0 |
|
2016 |
|||
1341,0 |
|
2017 |
|||
1211,0 |
|
2018 |
|||
50,0 |
Федеральный бюджет |
2014 |
|||
70,0 |
2015 |
||||
2 |
Управление культуры правительства области |
2.1.1.4, 3.2.1 |
100,0 |
областной бюджет |
2016 |
100,0 |
2017 |
||||
100,0 |
2018 |
||||
3 |
Управление здравоохранения правительства области |
2.1.1.2, 2.1.2 |
150,0 |
Областной бюджет |
2016 |
150,0 |
2017 |
||||
150,0 |
2018 |
||||
4 |
Управление автомобильных дорог и транспорта правительства области |
2.1.3, 2.2.4, 2.2.5 |
120,0 |
Областной бюджет |
2014 |
30,0 |
|
2015 |
|||
50,0 |
|
2016 |
|||
50,0 |
|
2017 |
|||
50,0 |
|
2018 |
|||
50,0 |
Федеральный бюджет |
2014 |
|||
70,0 |
2015 |
||||
5 |
Комитет по физической культуре и спорту правительства области |
3.2.6 |
25,0 |
Областной бюджет |
2014 |
30,0 |
2015 |
||||
30,0 |
2016 |
||||
30,0 |
2017 |
||||
30,0 |
2018 |
||||
6 |
Комитет образования области |
2.1.1.3 |
100,0 |
Областной бюджет |
2016 |
100,0 |
2017 |
||||
100,0 |
2018 |
||||
7 |
Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства области |
2.1.6 |
100,0 |
Областной бюджет |
2016 |
100,0 |
2018 |
||||
8 |
Областное государственное бюджетное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания Еврейской автономной области" |
2.1.5, 2.2.2, 4.2 |
500,0 |
Областной бюджет |
2014 |
604,0 |
2015 |
||||
500,0 |
2016 |
||||
500,0 |
2017 |
||||
500,0 |
2018 |
||||
9 |
Областное государственное казенное учреждение здравоохранения "Психиатрическая больница" |
2.1.1.2, 2.2.8 |
160,0 |
Областной бюджет |
2014 |
60,0 |
2015 |
||||
100,0 |
Федеральный бюджет |
2014 |
|||
140,0 |
2015 |
||||
10 |
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение профессионального образования "Сельскохозяйственный техникум с. Ленинское" |
2.1.1.3 |
100,0 |
Областной бюджет |
2014 |
100,0 |
Федеральный бюджет |
2014 |
|||
11 |
Областное государственное бюджетное учреждение среднего профессионального образования "Биробиджанский областной колледж культуры" |
2.1.1.4 |
100,0 |
Областной бюджет |
2014 |
100,0 |
Федеральный бюджет |
2014 |
|||
12 |
Областное государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в области" |
2.1.1.1 |
50,0 |
Областной бюджет |
2014 |
60,0 |
2015 |
||||
100,0 |
Федеральный бюджет |
2014 |
|||
140,0 |
2015 |
||||
13 |
Областное государственное бюджетное учреждение "Центр социального обслуживания Ленинского района" |
2.1.1.1 |
100,0 |
Областной бюджет |
2014 |
14 |
Областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение "Политехнический техникум" |
2.1.1.3 |
60,0 |
Областной бюджет |
2015 |
140,0 |
Федеральный бюджет |
2015 |
|||
15 |
Областное государственное бюджетное учреждение культуры "Центр народного творчества, кинематографии и историко-культурного наследия области" |
3.2.1 |
30,0 |
Областной бюджет |
2014 |
30,0 |
2016 |
||||
30,0 |
2018 |
||||
16 |
Областное государственное бюджетное учреждение культуры "Биробиджанская областная филармония" |
2.1.1.4 |
60,0 |
Областной бюджет |
2015 |
140,0 |
Федеральный бюджет |
2015 |
|||
17 |
Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная больница" |
2.1.2 |
50,0 |
Областной бюджет |
2014 |
30,0 |
2015 |
||||
50,0 |
Федеральный бюджет |
2014 |
|||
70,0 |
2015 |
||||
18 |
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа облспорткомитета" |
2.2.8 |
75,0 |
Областной бюджет |
2015 |
75,0 |
2016 |
||||
75,0 |
2017 |
||||
75,0 |
2018 |
Приложение N 6
к государственной программе "Доступная среда в Еврейской
автономной области" на 2014-2018 годы
Методика
оценки эффективности реализации Программы
Методика оценки эффективности реализации Программы (далее - методика) представляет собой механизм контроля выполнения мероприятий Программы в зависимости от достижения поставленных целей и задач и эффективности использования средств, выделяемых для создания условий беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности.
Методика включает:
- оценку планируемой эффективности;
- оценку фактической эффективности.
Планируемая эффективность определяется на этапе разработки Программы, фактическая - в ходе и по итогам ее выполнения. Результаты оценки эффективности используются для корректировки Программы и планов ее реализации.
Эффективность реализации Программы определяется по следующим направлениям:
- оценка степени достижения целей и решения задач Программы в целом;
- оценка степени соответствия запланированному уровню бюджетных расходов;
- оценка эффективности использования бюджетных средств;
- оценка степени реализации мероприятий (достижение непосредственных результатов их реализации).
Оценка осуществляется ежегодно, а также по итогам завершения реализации Программы.
Эффективность оценивается по: целям, задачам и основным мероприятиям Программы.
По мероприятиям Программы оценивается полнота использования бюджетных средств и своевременность ее реализации.
Оценка степени достижения целей и решения задач Программы осуществляется на основании следующей формулы:
,
где:
- показатель достижения плановых значений показателей (индикаторов) Программы;
- количество показателей (индикаторов) Программы;
- фактическое значение показателя (индикатора) Программы за рассматриваемый период;
- планируемое значение достижения показателя (индикатора) Программы за рассматриваемый период.
Оценка степени соответствия фактического использования бюджетных средств запланированному уровню бюджетных расходов (СЗУР) рассчитывается по формуле:
СЗУР = Ф / П,
где
Ф - фактическое использование бюджетных средств в рассматриваемом периоде;
П - планируемые расходы бюджета в рассматриваемом периоде.
Оценка эффективности использования бюджетных средств (ЭБС) в рассматриваемом периоде рассчитывается как:
ЭБС = ДПЗ / СЗУР
Оценка эффективности будет тем выше, чем выше уровень достижения плановых значений показателей (индикаторов) и меньше уровень использования бюджетных средств.
Оценка степени реализации мероприятий (достижение непосредственных результатов их реализации) осуществляется на основе показателей соблюдения установленных сроков начала и завершения реализации мероприятий Программы.
Оценка степени своевременности реализации мероприятий Программы производится по формуле:
,
где:
- степень своевременности реализации мероприятий Программы (процентов);
- количество мероприятий, выполненных с соблюдением установленных плановых сроков начала реализации;
- количество мероприятий Программы, завершенных с соблюдением установленных сроков;
- количество мероприятий Программы.
В ходе проведения оценки эффективности реализации Программы предусматривается расчет итоговой интегральной оценки эффективности реализации Программы исходя из качественных критериев оценки в баллах.
Соисполнители мероприятий Программы ежегодно до 20 января представляют ответственному исполнителю Программы оценку степени достижения установленных целевых индикаторов за отчетный период и весь период реализации Программы в рамках курируемых мероприятий.
Ответственный исполнитель Программы:
- анализирует и обобщает полученную от соисполнителей мероприятий Программы информацию;
- осуществляет оценку эффективности реализации Программы за отчетный период и весь период ее реализации;
- определяет интегральную оценку Программы в целом, в соответствии с которой определяет качественное значение ее оценки:
эффективная - при 80 <= R <= 100;
недостаточно эффективная - при 50 <= R < 80;
неэффективная - при R < 50 баллов;
- по результатам оценки вносит предложения по изменению, перераспределению финансовых ресурсов на реализацию мероприятий Программы;
- ежегодно в срок до 01 февраля года, следующего за отчетным, готовит информацию в управление экономики правительства области о ходе реализации Программы за отчетный год.
Приложение N 7
к государственной программе "Доступная среда в Еврейской
автономной области" на 2014-2018 годы
Общий объем финансирования в 2015 году государственной Программы- 3 116,0 тыс. руб., из них:
федеральный бюджет - 770,0 тыс. руб., в том числе:
Комитет социальной защиты населения правительства области - 210,0 тыс. руб.;
Комитет образования области - 140,0 тыс. руб.;
Управление здравоохранения правительства области - 210,0 тыс. руб.;
Управление культуры правительства области - 140,0 тыс. руб.;
Управление автомобильных дорог и транспорта правительства области - 70,0 тыс. руб.;
Областной бюджет - 2 346,0 тыс. руб.
Распределение
финансирования по приоритетным сферам жизнедеятельности на 2015 год
N п\п |
Наименование сферы жизнедеятельности |
Объем финансирования Программы, тыс. руб. |
Процент, % |
Средства мероприятий в других Программах области, направленные на формирование безбарьерной среды, тыс. руб. |
Всего по сфере, с учетом всех источников, тыс. руб. |
Процент, % |
Примечания |
||
Из областного бюджета |
Из федерального бюджета |
Всего, тыс. руб. |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Итого |
2 346,0 |
770,0 |
3 116,0 |
|
- |
3 116,0 |
|
|
1 |
Социальная защита |
250,50 |
210,00 |
460,50 |
15% |
- |
460,5 |
15% |
Программа "Доступная среда" |
2 |
Культура |
160,00 |
140,00 |
300,00 |
10% |
- |
300,00 |
10% |
Программа "Доступная среда" |
3 |
Спорт |
434,60 |
- |
434,60 |
14% |
- |
434,60 |
14% |
Программа "Доступная среда" |
4 |
Здравоохранение |
120,40 |
210,00 |
330,40 |
11% |
- |
330,40 |
11% |
Программа "Доступная среда" |
5 |
Образование |
200,00 |
140,00 |
340,00 |
11% |
- |
340,00 |
11% |
Программа "Доступная среда" |
6 |
Транспорт |
560,00 |
70,00 |
630,00 |
20% |
- |
630,00 |
20% |
Программа "Доступная среда" |
7 |
Информация и связь |
620,50 |
- |
620,50 |
19% |
|
620,50 |
19% |
Программа "Доступная среда" |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Еврейской автономной области от 7 апреля 2015 г. N 142-пп "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.