В соответствии с Уставом муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области городская Дума решила:
1. Утвердить методические рекомендации по юридико-техническому оформлению проектов решений городской Думы муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области (прилагаются).
2. Направить настоящее решение для практического применения в органы местного самоуправления муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на председателя городской Думы П.В. Ворожбит.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
5. Опубликовать настоящее решение в "Муниципальной информационной газете"
Председатель |
П.В. Ворожбит |
Методические рекомендации
по юридико-техническому оформлению проектов решений городской Думы муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области
(утв. решением Биробиджанской городской Думы Еврейской автономной области от 26 апреля 2007 г. N 538)
Методические рекомендации рассчитаны на обязательное практическое применение всеми субъектами права правотворческой инициативы в городской Думе при проведении работы по разработке проектов решений городской Думы, работы по внесению изменений и дополнений в действующие решения городской Думы, по подготовке перечней решений городской Думы, подлежащих признанию утратившими силу.
Цель Методических рекомендаций состоит в обеспечении высокого качества решений городской Думы путем соблюдения единообразия в оформлении проектов решений городской Думы и использовании средств, правил и приемов нормотворческой техники.
Раздел 1. Структура проекта решения городской Думы
1.1. Структура проекта решения городской Думы (далее - проект) содержит следующие элементы:
1.1.1. Вид шрифта, используемого в проекте - Times New Roman.
1.1.2. Размер шрифта встроенный программы Mikrosoft Word - 12 либо 14 (зависит от текстового объема проекта), межстрочный интервал одинарный либо полуторный в соответствии с требованиями настоящих методических рекомендаций.
1.1.3. В правом верхнем углу проекта печатается слово "проект", строкой ниже по центру страницы помещается черно-белое изображение герба муниципального образования "Город Биробиджан" размером 2 х 1,5 см, под ним по центру страницы в четыре строки следующие слова: "Муниципальное образование "Город Биробиджан" Еврейской автономной области" (межстрочный интервал одинарный, размер шрифта 14), прописными буквами "ГОРОДСКАЯ ДУМА", "РЕШЕНИЕ" (межстрочный интервал полуторный, размер шрифта 14).
1.1.4. Строкой ниже (межстрочный интервал полуторный) размещаются указания на дату принятия проекта, его порядковый номер и место принятия проекта (помещается по центру страницы).
1.1.5. Двумя строками ниже с выравниванием текста по ширине страницы помещается наименование проекта (межстрочный интервал одинарный), которое печатается с прописной буквы.
Наименование проекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию решения городской Думы определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.
1.1.6. Двумя строками ниже с выравниванием текста по ширине страницы (межстрочный интервал одинарный) с абзацным отступом помещается преамбула - самостоятельная часть проекта, которая указывает нормативно-правовое обоснование принятия городской Думой решения.
Общий текст преамбулы - "В соответствии с Уставом муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области городская Дума решила:".
Пример:
проект
"Герб муниципального образования "Город Биробиджан"
Муниципальное образование "Город Биробиджан"
Еврейской автономной области
Городская Дума
Решение
_.______. 2007 N ____
Об утверждении плана работы городской Думы по приведению решений городской Думы в соответствие с федеральным законом
В соответствии с Уставом муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области городская Дума решила:
1.1.7. Далее в проекте употребляются следующие общие структурные единицы проекта по нисходящей, которые упрощают пользование им, улучшают его внутреннее построение и систематизацию:
пункт;
подпункт;
абзац.
1.1.7.1. Пункт является основной структурной единицей проекта, имеет порядковый номер, обозначаемый арабской цифрой с точкой. Нумерация пунктов должна быть сквозной. Пункты своим содержанием в зависимости от предмета правового регулирования проекта носят утверждающий, информирующий, поручающий, контролирующий характер.
Пример:
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию городской Думы по законодательству и депутатской этике (И.С. Бренер) и мэрию города.
1.1.7.2. Части пунктов подразделяются на подпункты, обозначаемые арабскими цифрами с точками.
1.1.7.3. Пункты и подпункты подразделяются на абзацы, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, либо в случае большого перечисления каких-либо действий (полномочий и т.п.) на абзацы, не имеющие обозначений, но через дефис.
Примеры:
2. Установить следующую категорию лиц, имеющих право на льготу по уплате земельного налога в полном объеме:
1) органы местного самоуправления городского округа и органы государственной власти Еврейской автономной области;
2) муниципальные предприятия и муниципальные учреждения городского округа.
2. Поручить мэрии города:
- привести свои муниципальные правовые акты в соответствии# с настоящим решением;
- разработать, утвердить Устав муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" и осуществить деятельность, связанную с его регистрацией в установленном порядке;
- провести конкурс на замещение вакантной должности руководителя муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" в установленном порядке;
- утвердить штатное расписание муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети";
- предусмотреть в бюджете городского округа финансовые средства на приобретение муниципальным унитарным предприятием "Тепловые сети" комплекса инженерного оборудования "Водопровод".
Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами. При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.
1.1.8. В пунктах о вступлении в силу решений городской Думы должно употребляться понятие "вступление в силу".
Примеры:
3. Настоящее решение вступает в силу через один день со дня его опубликования в "Муниципальной информационной газете".
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
1.1.9. Ссылки в проекте на ранее принятые решения городской Думы применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
Ссылки можно делать только на вступившие в силу решения городской Думы. Ссылки на утратившие силу решения городской Думы недопустимы.
1.1.10. По общему правилу решения городской Думы подписывает глава муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области - мэр города, поэтому в конце проекта с выравниванием текста по ширине помещаются соответствующие слова с оставлением места для подписи.
Пример:
Мэр города |
А.А. Винников |
1.1.11. В случае, если проектом утверждается какое-либо положение (порядок, программа и т.д.), в конце пункта об его утверждении указывается следующая ссылка, заключаемая в скобки - (прилагается), при этом слова "положение", "программа", "порядок" и т.д. пишутся с маленькой буквы.
Пример:
1. Утвердить положение "О муниципальном заказе в городском округе" (прилагается).
1.2. В положении, порядке, программе и т.д. (далее по тексту - положение) употребляются следующие общие структурные единицы по нисходящей:
наименование;
раздел;
пункт;
подпункт;
абзац.
Деление положения на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.
1.2.1. Наименование положения печатается с прописной буквы полужирным шрифтом по центру страницы.
Примеры:
Регламент
городской Думы муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области
Положение
"О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании "Город Биробиджан" Еврейской автономной области"
1.2.2. В верхнем правом углу над наименованием положения размещается текст (межстрочный интервал одинарный с выравниванием текста по ширине страницы, размер шрифта 12) об информации утверждения положения без указания на дату принятия и порядкового номера проекта.
Пример:
Утвержден
решением городской Думы
от __ _____ 2007 N __
1.2.3. Преамбула (введение) - самостоятельная часть положения, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.
Преамбула:
- не содержит самостоятельные нормативные предписания;
- не делится на пункты;
- не содержит ссылки на другие решения городской Думы, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием решения городской Думы;
- не содержит легальные дефиниции;
- не формулирует предмет регулирования проекта решения городской Думы;
- не нумеруется.
Преамбула предваряет текст положения.
Структурные единицы положения не могут иметь преамбулу.
1.2.4. Раздел положения:
- имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
- имеет наименование.
Наименование раздела положения печатается с прописной буквы полужирным шрифтом по центру страницы с обозначением номера раздела, после которого точка не ставится.
Пример:
Раздел 1. Общие положения
1.2.5. Пункты, подпункты и абзацы положения оформляются в соответствии с правилами, определенными пунктом 1.7. настоящих методических рекомендаций.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 1.1.7
1.2.6. Юридическая сила положения и решения городской Думы, к которому оно относятся#, одинакова.
Раздел 2. Изменение решений городской Думы
2.1. Для приведения решений городской Думы в соответствие с вновь принятым федеральным законом, законом Еврейской автономной области, решением городской Думы (далее - нормативные правовые акты), устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении решений городской Думы в соответствие с вновь принятым# нормативными правовыми актами путем внесения изменений в действующие решения городской Думы.
2.2. Внесением изменений в действующие решения городской Думы считается:
- замена слов, цифр, предложений;
- исключение слов, цифр, предложений;
- исключение структурных единиц решения городской Думы;
- новая редакция решения городской Думы либо структурной единицы решения городской Думы;
- дополнение структурной единицы решения городской Думы новыми словами, цифрами или предложениями;
- дополнение структурными единицами решения городской Думы;
- приостановление действия решения городской Думы или его структурных единиц;
- продление действия решения городской Думы или его структурных единиц.
2.3. Одновременно с проектом решения городской Думы, устанавливающим новое правовое регулирование, на рассмотрение городской Думы следует вносить самостоятельные проекты о решениях городской Думы или их структурных единицах, подлежащих изменению.
2.4. Внесение изменений в решения городской Думы оформляется самостоятельным решением городской Думы, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в каждое решение городской Думы, оформляются самостоятельными пунктами.
2.5. При одновременном внесении в решение городской Думы изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного решения городской Думы положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одном пункте. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно.
2.6. При внесении изменений в решение городской Думы обязательно указываются вид муниципального правового акта - решение городской Думы, дата его принятия, регистрационный номер, наименование.
Если подлежащее изменению решение городской Думы было изложено полностью в новой редакции, то указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид муниципального правового акта - решение городской Думы, дата его принятия, регистрационный номер, наименование, а в круглых скобках указываются вид муниципального правового акта - решение городской Думы, дата его принятия, регистрационный номер, полностью изложившего данное решение в новой редакции.
Это же правило распространяется на структурные единицы решения городской Думы, изложенные решениями городской Думы в новой редакции.
2.7. Изменения всегда вносятся только в основное решение городской Думы. Вносить изменения в основное решение городской Думы путем внесения изменений в изменяющее его решение городской Думы недопустимо.
2.8. Внесение в основное решение городской Думы правовых норм временного характера не допускается.
При необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимается самостоятельное решение городской Думы.
2.9. При внесении изменений в решение городской Думы соответствующий текст заключается в кавычки.
2.10. Вносимые в решение городской Думы изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения.
2.11. При дополнении решения городской Думы разделом, пунктом, подпунктом, абзацем, находящимися на стыке соответственно разделов, пунктов, подпунктов, абзацев, указывается точное месторасположение дополняемых раздела, пункта, подпункта, абзаца со ссылкой на соответствующий раздел, пункт, подпункт, абзац решения городской Думы.
2.12. Внесение изменений в обобщенной форме в решение городской Думы (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки "по тексту") не допускается.
По общему правилу каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы решения городской Думы, которая изменяется.
2.13. Если в структурной единице решения городской Думы необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в эту статью или ее структурную единицу не вносятся, то применяется следующая формулировка:
Примеры:
1) В пункте 1 решения слова "__(слова указываются в именительном падеже единственного числа)__" в соответствующих числе и падеже заменить словами "__(слова указываются в именительном падеже единственного числа)_" в соответствующих числе и падеже.
или
2) В пункте 1 решения "__(слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)__" в соответствующем падеже заменить словами "__(слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)__" в соответствующем падеже.
2.14. При внесении изменения в решение городской Думы сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений решение городской Думы следует оформлять, начиная с наименьшей структурной единицы.
2.15. При внесении дополнений в пункт, подпункт, абзац решения городской Думы указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.
2.16. В случае, если дополняется словами структурная единица решения городской Думы и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:
3. Текст решения после пункта 3 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. ______________";
При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.
2.17. Пункты проектов о внесении изменений и дополнений в решения городской Думы, а также проекты, содержащие перечни решений городской Думы, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру. Такие пункты проекта делятся на подпункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений, но через дефис.
Недопустимо изменять нумерацию пунктов, подпунктов, и обозначение абзацев проекта при внесении в него изменений и дополнений и признании утратившими силу структурных единиц проекта.
Если проект дополняется новыми структурными единицами, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми обозначениями (например, пункт 3.1, подпункт 3.2.1, абзац "1.1").
Если дополнения вносятся в конец структурной единицы проекта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию (например, последний был пункт 4 - дополнить пунктом 5; последним был подпункт 7) - дополнить подпунктом 8), последним был абзац 6) - дополнить абзацем 7) и т.д.).
2.18. Внесение нескольких изменений в различные структурные единицы решения городской Думы оформляется следующим образом:
Пример:
1. Внести в решение городской Думы от ____ N __ "О ______________." следующие изменения:
1.1. в пункте 2:
1) слова "____" заменить словами "_____";
2) доплнить# подпунктом 2.1. следующего содержания: "2.1. __________________"
1.2. пункт 3 после слов "____" дополнить словами "_____";
1.3. после пункта 4 дополнить пунктом 5 следующего содержания: "5) _______";
Необходимая в ряде таких случаев замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей редакции решения городской Думы (без оговорки в тексте проекта решения городской Думы).
2.19. В целях сохранения структуры решения городской Думы:
1) дополнение абзацами может производиться только в конец соответствующей структурной единицы;
2) при необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац дается новая редакция той структурной единицы решения городской Думы, к которой относится абзац;
3) при признании пункта, подпункта, абзаца утратившим силу пересчет последующих пунктов, подпунктов, абзацев не производится. Утративший силу пункт, подпункт, абзац участвует в подсчете пунктов, подпунктов, абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.
2.20. Структурная единица решения городской Думы излагается в новой редакции в случаях, если:
- необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;
- неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы решения городской Думы.
Изложение структурной единицы решения городской Думы в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.
2.21. При необходимости внести изменение в положение, изложив его в новой редакции, текст новой редакции положения включается в текст изменяющего решения городской Думы, а не является приложением к нему.
2.22. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры", а не "числа".
Пример:
цифры "8, 26, 120" заменить цифрами "9, 28, 140"
2.23. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
Пример:
слова "в 100 раз" заменить словами "в 20 раз"
Раздел 3. Признание утратившим силу решения городской Думы
3.1. Признание утратившим (утратившими) силу решения (решений) городской Думы, либо его отдельной структурной единицы оформляется самостоятельным решением, указание на это действие в структурных единицах проекта, которым вносится изменение в решение городской Думы, является недопустимым.
3.2. Наименование проекта (с выравниванием текста по ширине страницы (межстрочный интервал одинарный)) о признании утратившим (утратившими) силу решения (решений) городской Думы, либо отдельной структурной единицы решения городской Думы должно содержать ссылку на дату принятия и номер решения (нескольких решений) городской Думы, нумерацию структурной единицы решения городской Думы со ссылкой на дату его принятия и его номер, без приведения текста наименования решения городской Думы, которое предлагается проектом как утратившее силу (размещение перечня решений осуществляется с учетом даты их принятия, начиная с дальнего).
Примеры:
О признании утратившими силу решений городской Думы от __._______.2003 N __; от __.______.2004 N ___; от ___.________.2005 N ___
О признании утратившим силу пункта 4 решения городской Думы от__.__.2004 N__; решения городской Думы от__.__.2005 N__
3.3. Пункт проекта о признании утратившими силу решений городской Думы должен содержать следующий текст со ссылкой на решения городской Думы (в точном соответствии с текстом наименования проекта), признающимися утратившими силу, которые должны содержать не только дату и номер их принятия, но и полное их наименование.
Примеры:
1. Признать утратившим силу решение городской Думы от __.________.2003 N ___ "___________"
1. Признать утратившим# силу следующие решения городской Думы:
- от ___.______.2003 N ___ "___________";
- от ___.______.2004 N ___ "___________";
- от ___ ______.2005 N____ "___________";
1. Признать утратившим# силу следующие решения городской Думы:
- от __._______.2001 N ___ "___________";
- от __._______.2006 N ___ "___________";
2. Признать утратившим силу пункта# 4 решения городской Думы от __.______.2007 N __ "____________".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Биробиджанской городской Думы Еврейской автономной области от 26 апреля 2007 г. N 538 "Об утверждении методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению проектов решений городской Думы муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области"
Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия
Текст решения опубликован в газете "МИГ" от 10 мая 2007 г. N 19
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Биробиджанской городской Думы Еврейской автономной области от 23 июня 2016 г. N 291
Изменения вступают в силу со дня принятия названного решения