Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика сферы реализации муниципальной программы
Образование в настоящее время рассматривается как основа развития экономики и общества. Муниципальная система образования города Биробиджана призвана решать задачи опережающего формирования человеческого потенциала города, его трудовых ресурсов, развития социальной инфраструктуры.
Реализация муниципальной программы "Развитие образования в муниципальном образовании "Город Биробиджан" Еврейской автономной области в 2019 - 2021 годах" (далее - муниципальная программа) направлена на обеспечение граждан общедоступным качественным образованием, повышение эффективности использования финансовых и материальных средств, направляемых на развитие отрасли, привлечение общественности к разработке механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования города Биробиджана.
Достижение поставленных в муниципальной программе цели и задач требует применения эффективных методов управления, направленных на изменения в структуре, содержании и технологиях образования, организационно-правовых форм образовательной деятельности, финансово-экономических механизмов.
Образовательное пространство города Биробиджана включает в себя 34 муниципальных образовательных учреждения, среди них 13 общеобразовательных учреждений, 20 дошкольных образовательных учреждений, 1 учреждение дополнительного образования.
Сеть образовательных учреждений в городе Биробиджане создает условия для обеспечения доступности образования. Разнообразие образовательных услуг в муниципальной образовательной сети связано с требованиями государственных образовательных стандартов, потребностями обучающихся и их родителей, рынком труда.
В образовательных организациях города трудится 1842 человека, из них 1031 педагог. Численность обучающихся всех муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории города, составляет 14 531 человек.
Рост рождаемости в последние годы благодаря реализуемому правительством страны и нашей области комплексу мер привел к повышению потребности в услугах дошкольного образования. Миграционные процессы, в свою очередь, - к увеличению нагрузки на дошкольные образовательные организации города. Численность детей, посещающих муниципальные детские сады, составила 5176 человек.
Реализация комплекса мер по модернизации системы общего образования, федеральных целевых программ - проектов, обеспеченных финансовыми вложениями, обеспечила реальные изменения в системе общего образования и доведение необходимых современных условий в общеобразовательных организациях.
В общеобразовательных учреждениях созданы необходимые условия для перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) общего образования. Для организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС повышение квалификации прошли все учителя и руководителя общеобразовательных организаций, работающих в новых условиях.
Все образовательные организации подключены к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и имеют собственные сайты.
Важное место в деятельности системы образования городского округа занимает организация отдыха и оздоровления детей. На протяжении трех лет отмечается стабильный процент охвата числа детей мероприятиями отдыха, оздоровления и занятости в период летней оздоровительной кампании.
Несмотря на определенные достижения, дальнейшее развитие сферы образования города сдерживается рядом проблем:
1. Имеющаяся сеть дошкольных образовательных учреждений не способна полностью удовлетворить спрос населения на дошкольные образовательные услуги.
В последнее время на муниципальном уровне дошкольному образованию уделяется значительное внимание в связи с тем, что потребность в услугах дошкольного образования не удовлетворена в полном объеме, актуальной остается очередь детей в возрасте до 3 лет.
С целью исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в городском округе за период с 2013 года по 2016 год дополнительно введено 533 места, что позволило ликвидировать очередность в возрасте от 3 до 7 лет.
Анализ показал, что в период 2013-2017 годов в городском округе наблюдается тенденция увеличения количества детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения.
В 2017 году количество детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения, составило 5176 человек, что на 431 человека больше, чем в 2013 году (в 2013 году - 4745 человек, 2017 году - 5176 человек).
Однако имеющаяся сеть дошкольных образовательных организаций не в полной мере удовлетворяет спрос населения на дошкольные образовательные услуги от 1,5 до 3 лет.
Как показал анализ, за период с 2015 года по 2018 год сократилось количество детей в очереди на получение места в дошкольных образовательных учреждениях в возрасте от 1,5 до 3 лет на 133 ребенка (по состоянию на 01.08.2015 количество детей составляло 565, по состоянию на 01.08.2018 - 432 ребенка).
В плане работы по ликвидации очередности в муниципальные дошкольные образовательные учреждения для детей от 2 месяцев до 3 лет предусмотрены мероприятия:
- еженедельный мониторинг посещаемости дошкольных образовательных учреждений;
- использование возможностей негосударственного сектора посредством предоставления социальной выплаты на оплату услуг по дневному уходу (содержанию) за детьми дошкольного возраста на территории муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области.
Выполнение указанных мероприятий позволит увеличить долю детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет.
2. Недостаточный уровень успеваемости, качества знаний.
Основные направления деятельности системы образования способствуют обеспечению доступного бесплатного начального, основного, среднего общего образования.
Поэтапно осуществляется переход на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования, идет подготовка к введению ФГОС среднего общего образования. Введение образовательных стандартов потребовало существенного преобразования ресурсной базы.
Учебные результаты по итогам государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов муниципальных общеобразовательных учреждений являются ключевыми результатами учебного года.
Из 374 выпускников XI классов муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа к государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) за курс среднего общего образования допущены 373 человека. Таким образом, 99,7% учащихся освоили программу среднего общего образования.
В 2018 году успешно сдали экзамены и получили документ государственного образца об образовании 372 (99,4%) выпускника (в 2017 году 95,7%), 1 человек не сдал ЕГЭ по обязательным предметам и не получил аттестат (в 2017 - 17 человек).
Уровень освоения ФГОС по предметам, дающим право учащимся получить аттестат:
- по математике (базовый уровень) составил 95,3% (в 2017 году 95%);
- по математике (профильный уровень) составил 87,7% (в 2017 году 82,3%);
- по русскому языку составил 99,2% (в 2017 году 100%).
Сравнительный анализ результатов ЕГЭ свидетельствует о среднем уровне подготовки выпускников.
Так, анализ уровня успеваемости по городу Биробиджану в 2018 году по сравнению с результатами 2015 года показал следующие результаты:
- английский язык: рост на 12,02%;
- биология: спад на 5,68%;
- география: спад на 12,45%;
- информатика: рост на 12,37%;
- история: рост на 10,3%;
- литература: спад на 5,2%;
- обществознание: рост на 2,3%;
- физика: спад на 4,62%;
- химия: рост на 10,25%.
Для решения данной проблемы ведется следующая работа:
- во всех школах в 9 классах реализуется предпрофильное обучение, на изучение которого в учебном плане школ за счет часов компонента образовательного учреждения выделяется от 0,25 до 1 часа учебной нагрузки;
- на уровне среднего общего образования осуществляется профильное обучение следующей направленности: социально-гуманитарный профиль, социальный профиль, естественно-математический профиль, общественно-гуманитарный профиль, оборонно-спортивный;
- активизирована работа по профориентационной работе среди учащихся. В школах города педагогами-психологами создан банк методических материалов по профориентации: методики изучения личности в профориентационных целях, дифференциально-диагностические опросники; карты интересов и другие.
Выполнение указанных мероприятий позволит уменьшить долю выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений.
3. Недостаточный уровень охвата детей дополнительным образованием.
Дополнительное образование детей является сегодня важной и значимой частью непрерывного педагогического процесса, в связи с чем актуальной является работа по увеличению количества детей, охваченных занятиями в системе дополнительного образования.
В настоящее время у детей городского округа есть возможность получать дополнительное образование в муниципальных образовательных организациях (школы, детские сады, учреждения дополнительного образования).
МАОУДО "Центр детского творчества" в своей структуре имеет 4 подростковых клуба на микрорайонах города. В 2015 году был открыт подростковый клуб в микрорайоне "Заречье". В 2016 году подростковый клуб "Заречье" получил лицензию, необходимую для организации дополнительного образования на микрорайоне. В 2017 году на базе клуба действовали следующие кружки и секции: "Мой компьютер", спортивная акробатика, общефизическая подготовка, настольный теннис, рукоделие, бумагопластика.
В 2016 году в МОАУДО "Центр детского творчества" было открыто новое направление "Робототехника". В 2017 году робототехникой занимались 90 человек.
В МАОУДО "Центр детского творчества" реализуются следующие виды деятельности: художественное, туристско-краеведческое, техническое, спортивное, военно-патриотическое, другие направления.
Как показал анализ, за период с 2015 по 2017 годы наблюдается увеличение количества человек, занимающихся в МАОУДО "Центр детского творчества" на 79 человек (2015 год - 4223 человека, 2017 год - 4302 человека).
Однако в связи с опережающим темпом роста населения в возрасте от 5 до 18 лет доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы в 2017 году по сравнению с 2015 годом сократилась на 2,12%.
В связи с чем городским округом планируется:
- увеличение на базе подросткового клуба "Заречье" кружков и секций ("Мой компьютер", спортивная акробатика, общефизическая подготовка, настольный теннис, рукоделие, бумагопластика);
- увеличение заинтересованности детей направлением "Робототехника".
Выполнение указанных мероприятий позволит увеличить долю детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы.
4. В семи школах обучение проводится в две смены.
Основная причина работы ряда общеобразовательных учреждений в двухсменном режиме - превышение численности учащихся по отношению к мощности зданий. Проектная мощность зданий и так предусматривала двухсменный режим работы школ.
Количество классных комнат и учебных кабинетов для обучения детей в одну смену недостаточное еще и потому, что изучение некоторых дисциплин учебного плана предусматривает деление классов на подгруппы (английского языка, информатики, технологии, физкультуры в старших классах), а введение новых стандартов в начальной школе предусматривает внеурочную деятельность, для организации которой также необходимо предусмотреть помещения.
Как показал анализ, за период с 2015 года по 2017 год увеличилось количество обучающихся, занимающихся во вторую смену, на 32 человека (2015 год - 1760 человек, 2017 год - 1792 человека).
В муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа продуманы мероприятия и постепенно исполняются планы "ликвидации" второй смены или сокращения количества детей, обучающихся во второй смене, на период 2015-2021 годов (введение новых мест за счет эффективного использования имеющихся в образовательных учреждениях помещений, рационального комплектования классов).
Выполнение указанных мероприятий позволит уменьшить долю обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
5. Недостаточный охват учащихся разнообразными формами отдыха и занятости в каникулярное время.
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи - одно из приоритетных направлений работы социальной сферы муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области.
Система финансирования отдыха, оздоровления и занятости детей строится на привлечении средств из бюджета городского округа, средств родителей.
Организация отдыха и оздоровления детей и подростков в городе Биробиджане осуществляется круглогодично. Основным этапом является летняя оздоровительная кампания.
Ежегодно в летний период организовываются следующие формы занятости для несовершеннолетних:
- летние оздоровительные лагеря с дневным пребыванием;
- профильные отряды;
- кружки и секции;
- школы для одаренных детей;
- отряды общественно полезной деятельности.
Как показал анализ, за период с 2016 по 2018 годы наметилась тенденция к увеличению охвата учащихся общеобразовательных учреждений организованными формами отдыха: в 2016 году различными формами организованного отдыха было охвачено 2463 обучающихся, в 2017 году - 2444 обучающихся, в 2018 году - 2496 обучающихся.
Вместе с тем имеет место недостаточный охват учащихся организованными формами отдыха. Для решения данной проблемы планируется создание новых форм отдыха детей в каникулярное время.
6. Достаточно медленно происходит обновление педагогического корпуса.
В муниципальном образовании "Город Биробиджан" Еврейской автономной области по состоянию на начало 2016/2017 учебного года 13 образовательных учреждений, в которых в 2016/2017 учебном году работают 472 педагогических работника (2014/2015 - 486 педагогических работников, 2015-2016 - 472 педагогических работника).
Данные последних лет (с 2015 до 2017 года) свидетельствовали о том, что сохранялась тенденция сокращения педагогических кадров в школах города.
По состоянию на начало 2018/2019 учебного года возрастной состав педагогов следующий: до 35 лет - 29,0%, от 36 лет до 44 лет - 20,4%, от 45 лет до 54 лет - 24,1%, от 55 лет и старше - 26,5%.
По состоянию на начало 2015/2016 учебного года возрастной состав педагогов был следующий: до 35 лет - 27,7%, 36-44 лет - 21,3%, 45-54 лет - 23,0%, от 55 лет и старше - 28,0%.
Как видно из анализа, доля молодых педагогов до 35 лет от общего количества педагогического состава мала. В городском округе постоянно ведется работа по привлечению и закреплению "молодых специалистов" в муниципальных общеобразовательных учреждениях посредством:
- предоставления ежемесячной социальной выплаты указанной категории работников в размере 10000,0 руб.;
- предоставления социальной выплаты на оплату договоров найма жилых помещений в жилищном фонде коммерческого использования, расположенном на территории городского округа, заключаемых руководителями и специалистами муниципальных учреждений городского округа в социальной сфере, в размере 3500,0 руб.;
- предоставления социальной выплаты обучающимся в образовательных организациях высшего образования по направлению подготовки "педагогическое образование" в размере 3000,0 руб.
Предоставление данной поддержки "молодым специалистам" позволит увеличить долю молодых педагогов до 35 лет от общего количества педагогического состава.
7. Недостаточный охват учащихся мероприятиями по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей и молодежи духовно-нравственной направленности.
Ежегодно с целью выявления и развития одаренных детей, духовно-нравственного воспитания школьников в городском округе организуются мероприятия различной направленности: школьный и муниципальный этапы всероссийской олимпиады школьников 4-6 классов, 7-11 классов, фестиваль самодеятельного творчества школьников, городская ученическая научно-практическая конференция "У истоков науки", городская Школа молодого лидера, Спартакиада школьников, новогодняя елка мэра города для школьников, конкурс "Пятерки любимому городу", конкурс на лучшего волонтера, куратора волонтерского корпуса, конкурс чтецов "Живая классика", "Президентские спортивные игры", "Президентские состязания" и другие.
Как показал анализ, за период с 2015 по 2017 годы наметилась тенденция увеличения количества детей, принявших участие в мероприятиях, направленных на выявление, поддержку и развитие одаренных детей и молодежи; духовно-нравственной направленности на 6837 человек (в 2015 году охват детей составил - 10002 человека, в 2017 году - 16839 человек).
В 2017-2018 учебном году МБОУ "Гимназия N 1" стала ресурсным центром робототехнических соревнований Всероссийских соревнований "ИкаР" и "ИКаРенок", что дает возможность участия победителям региональных робототехнических соревнований в соревнованиях Всероссийского уровня.
Направление робототехники успешно развивается на базе МАУОДО "Центр детского творчества", где появилось новое направление - ракетостроение.
С целью развития одаренности детей в области технического творчества впервые в 2018 году среди школьников и дошкольников был проведен "Фестиваль интересных идей".
Данные меры позволили охватить данными мероприятиями 100% школьников. Около 30% учеников систематически принимают участие в различных мероприятиях, направленных на выявление талантов и одаренности.
Вместе с тем имеется ряд проблем:
- в большинстве муниципальных образовательных учреждениях слабо развита работа с детьми по направлению "Техническое творчество";
- очень низкий процент очного участия одаренных школьников в различных соревнованиях, олимпиадах на Всероссийском уровне из-за отсутствия финансирования и низкой платежеспособности родителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.