Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 изменен с 18 марта 2020 г. - Постановление мэрии муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 12 марта 2020 г. N 365
Раздел 1. Характеристика сферы реализации муниципальной программы
Государственная политика Российской Федерации в сфере земельно-имущественных отношений направлена на рациональное использование земельных ресурсов и объектов недвижимости как важнейших составляющих национального богатства России, обеспечение государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальная собственность определена как экономическая основа местного самоуправления. Управление муниципальной собственностью предполагает решение вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных от субъекта Российской Федерации, путем наиболее целесообразного использования собственного имущества муниципальным образованием. Эффективное использование муниципального имущества включает в себя обеспечение его сохранности, развития, функционирования и использования всех объектов муниципальной собственности в интересах муниципального образования, в том числе извлечение дохода, в целях наиболее полного покрытия расходных обязательств и планов развития городского округа.
Анализ доходов, администрируемых КУМИ мэрии города за период 2015 - 2017 годов, поступающих в бюджет городского округа, показал снижение роста совокупных поступлений в бюджет, получаемых от сбора земельных и имущественных платежей.
За период 2015 - 2017 годов рост совокупных поступлений в бюджет, получаемых от сбора земельных и имущественных платежей:
- к концу 2015 года плановый показатель не выполнен на 1,42%;
- к концу 2016 года плановый показатель не выполнен на 4,7%;
- к концу 2017 года плановый показатель не выполнен на 14,04%.
Управление муниципальным имуществом является неотъемлемой частью деятельности органов местного самоуправления по решению экономических и социальных задач, созданию эффективной конкурентной экономики, оздоровлению и укреплению финансовой системы, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения городского округа.
Полномочия собственника от имени городского округа по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в порядке, определенном действующим законодательством, осуществляет КУМИ мэрии города.
Реализация полномочий собственника требует объективных и точных сведений о составе, количестве и качественных характеристиках имущества посредством построения целостной системы учета имущества, а также его правообладателей - хозяйствующих субъектов.
КУМИ мэрии города осуществляет функцию по формированию и ведению ведения реестра муниципального имущества.
По состоянию на 01.01.2016 в муниципальной казне находилось 1227 единиц недвижимого имущества, право собственности зарегистрировано на 83,6% недвижимого имущества и 1672 единицы движимого имущества.
По состоянию на 01.01.2017 в муниципальной казне находилось 1109 единиц недвижимого имущества, право собственности зарегистрировано на 76,8% недвижимого имущества и 1534 единицы движимого имущества.
По состоянию на 01.01.2018 в муниципальной казне находилось 1207 единиц недвижимого имущества, право собственности зарегистрировано на 78,3% недвижимого имущества и 455 единиц движимого имущества.
Проводимые мероприятия по регистрации права муниципальной собственности, осуществление контроля за его сохранностью и использованием по целевому назначению создают условия для наиболее эффективного управления муниципальным имуществом.
В сфере управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами существует ряд проблемных вопросов:
1. Обеспечение сохранности, развития, функционирования и использования всех объектов муниципальной собственности в интересах муниципального образования, в том числе извлечение дохода, в целях наиболее полного покрытия расходных обязательств и планов развития муниципального образования.
Одним из средств повышения эффективности использования и развития муниципальной собственности является оптимизация ее структуры и обеспечения эффективности использования имущества при оптимальном уровне расходов на управление. Реализуя это направление, необходимо сокращать часть муниципального имущества, не используемого (невостребованного) для выполнения закрепленных за органом местного самоуправления полномочий. Необходимость совершенствования системы учета для эффективного управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами, в том числе формирование и использование базы данных (реестров) по объектам собственности муниципального образования.
Для оптимизации состава муниципального имущества и возможности вовлечения объектов муниципальной имущественной казны в сделки (приватизация, сдача в аренду, передача в хозяйственное ведение, оперативное управление) необходимо наличие технического плана на объект недвижимого имущества. Кроме того, должна быть осуществлена государственная регистрация права муниципальной собственности на объекты недвижимости.
В целях реализации прогнозного плана приватизации городского округа необходимо предусмотреть денежные средства на обеспечение приватизации и проведение предпродажной подготовки объектов приватизации.
2. Нерациональное размещение рекламных конструкций на территории городского округа.
В целях обеспечения эстетического архитектурного облика города необходимо осуществить демонтаж рекламных конструкций, нарушающих внешний архитектурный облик города и не отвечающих нормам по обеспечению безопасности дорожного движения.
В рамках реализации данной программы будут решаться вопросы повышения качества услуг, предоставляемых юридическим и физическим лицам в сфере наружной рекламы.
Так, постановлением мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 24.06.2014 N 2251 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области" утверждена схема размещения рекламных конструкций. На момент утверждения в схеме было 222 места размещения отдельно стоящих рекламных конструкций, в 2018 году количество мест увеличено до 307.
Развитие направления напрямую зависит от схемы размещения рекламных конструкций, поэтому внесение изменений осуществляется с учетом сохранения архитектурного облика города.
Увеличение мест размещения рекламных конструкций на территории городского округа позволит увеличить продажи информационных полей, следовательно, повысится рентабельность рекламной деятельности в целом.
Увеличение площади информационных полей каждого отдельно взятого рекламораспространителя позволяет ему быть более конкурентоспособным и привлекательным с точки зрения выбора как участника наружной рекламы.
Возрастающие объемы и масштабы задач, стоящие перед мэрией города, требуют применения вышеуказанных специальных мер по организации деятельности в области наружной рекламы.
3. Земельные участки на территории городского округа не в полном объеме поставлены на кадастровый учет и достоверные сведения об их границах отсутствуют.
Земля является одним из важнейших ресурсов развития и функционирования города.
Необходимо осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель на территории городского округа.
В настоящее время разграничение земель на территории городского округа и государственная регистрация права собственности на земельные участки, относящиеся к муниципальной собственности городского округа, в полном объеме не завершены.
Основным приоритетом является формирование, постановка на государственный кадастровый учет и регистрация права собственности городского округа на земельные участки под автомобильными дорогами местного значения.
Земельные ресурсы на территории городского округа по состоянию на 01.01.2018 распределяются следующим образом:
Общая площадь, га |
Площадь земельных участков, являющихся объектом налогообложения земельным налогом |
в муниципальной собственности |
в собственности субъекта РФ |
в федеральной собственности |
неразграниченные |
|
всего |
в т.ч. сданы в аренду |
|||||
16 938 |
1638 |
77,6 |
201 |
899 |
14122,4 |
1397,3 |
При этом необходимо учитывать следующее:
- земельные участки на территории городского округа не в полном объеме поставлены на кадастровый учет и достоверные сведения об их границах отсутствуют;
- динамика роста потребности общества в муниципальных услугах, оказываемых в сфере имущественных и земельных отношений, опережает динамику ресурсного обеспечения деятельности КУМИ мэрии города по их предоставлению. В 2015 году объем предоставленных муниципальных услуг в сфере земельно-имущественных отношений составил 5443 единиц, в 2016 году - 5329 единиц, в 2017 году - 4138 единиц.
В 2016 году площадь земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, составила 1538,1 га, в 2017 году - 1638 га. Объектами налогообложения земельным налогом в 2016 году являлись 9,08% площадей земельных участков от общей площади территории городского округа, в 2017 году - 9,67%.
Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа в 2017 году составляет 9,67%. Значение показателя увеличилось на 0,77% по сравнению с 2015 годом и на 0,59% по сравнению с 2016 годом. Увеличение данного показателя объясняется тем, что растёт количество обращений граждан о предоставлении ранее арендованных земельных участков в собственность, реализуется закон Еврейской автономной области от 27.06.2012 N 96-ОЗ "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Еврейской автономной области", в результате чего, став собственником земельного участка, граждане оплачивают земельный налог.
Причиной незначительного увеличения достижения показателя в 2016 - 2017 годах является увеличение кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 06.12.2011 N 618-пп "О государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Еврейской автономной области".
Вместе с тем положительная динамика данного показателя свидетельствует об эффективности деятельности органов местного самоуправления в целях улучшения инвестиционной привлекательности городского округа.
Планируется, что в период 2019 - 2021 годы значение показателя будет увеличиваться и к концу 2021 года составит 15,24%.
Перечень мер, планируемых к реализации в области земельных отношений:
- эффективное использование и вовлечение в хозяйственный оборот большей доли площади свободных земельных участков, расположенных в границах городского округа, увеличение доли земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации, которое не может быть осуществлено без построения целостной системы учета таких объектов, а также их правообладателей, которая бы консолидировала в себя полную и достоверную информацию обо всех объектах и обеспечивала возможность всем заинтересованным пользователям оперативно получать информацию в полном объеме для принятия управленческих решений;
- работа с собственниками объектов недвижимости по регистрации права собственности объектов нового строительства и выявленных объектов самовольного строительства с целью их привлечения к налогообложению.
Таким образом, муниципальная программа направлена на комплексное решение вопросов оптимизации структуры муниципальной собственности, совершенствование системы учета объектов муниципальной собственности, повышение эффективности использования объектов недвижимости и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа, вовлечение их в хозяйственный оборот.
С учетом изложенного, следует сделать вывод об актуальности и обоснованной необходимости работы по повышению эффективности управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, и земельными участками на его территории, для обеспечения устойчивого социально-экономического развития городского округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.