Решение Суда Еврейской автономной области
от 4 марта 2014 г. по делу N 3-6/2014
Суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Дроздовой В.Ф.
с участием:
представителя заявителя Глушука А.И.,
представителя заинтересованного лица Лашко Т.Р.,
прокурора Витютнева К.В.,
при секретаре Федоровой С. И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Терентьевой Л.А. о признании незаконным закона Еврейской автономной области 21.10.2013 N 363-ОЗ "О мерах государственной поддержки муниципальных образований Еврейской автономной области и граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году" в части необходимости проживания в жилом помещении, нуждающемся в проведении капитального ремонта,
установил:
Терентьева Л.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным закона Еврейской автономной области от 21.10.2013 N 363-ОЗ "О мерах государственной поддержки муниципальных образований Еврейской автономной области и граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году" в части необходимости проживания в жилом помещении, нуждающемся в проведении капитального ремонта.
В обоснование заявления указала, что согласно Указу Президента РФ N 693 от 31.08.2013 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" (далее - Указ Президента РФ N 693) каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, полагается выплата единовременной материальной помощи, а также выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 000 рублей.
Для получения компенсации на проведение капитального ремонта в соответствии с названным Указом необходимо наличие трех условий: проживание в населенном пункте, подвергшимся подтоплению; нахождение жилого дома в собственности; наличие акта, подтверждающего необходимость проведения капитального ремонта.
Заявительница совместно с супругом проживает по адресу: <...>, является <...>, расположенного в <...> и имеет акт о необходимости проведения капитального ремонта в доме, <...>.
В соответствии со ст. 1 Закона ЕАО от 21.10.2013 N 363-ОЗ "О мерах государственной поддержки муниципальных образований Еврейской автономной области и граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году" (далее - Закон ЕАО N 363-ОЗ) право на получение мер государственной поддержки имеют граждане Российской Федерации, по состоянию на 7 августа 2013 года постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории области в 2013 году.
Таким образом, для того, чтобы воспользоваться правом на получение компенсации для проведения капитального ремонта в доме <...> <...> заявительнице необходимо проживать по указанному адресу. Считает, что в данной части Закон ЕАО N 363-ОЗ нарушает ее конституционные права и свободы, противоречит Указу Президента РФ N 693.
Просит признать незаконным в части необходимости проживания в жилом помещении, нуждающемся в проведении капитального ремонта, Закон Еврейской автономной области от 21.10.2013 N 363-ОЗ "О мерах государственной поддержки муниципальных образований Еврейской автономной области и граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году".
Заявительница Терентьева Л.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя.
Руководствуясь статьей 167 ГПК, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявительницы.
В судебном заседании представитель заявительницы Глушук А.И. доводы заявления поддержал. Дополнительно пояснил, что оспариваемая норма, в редакции, действовавшей на дату обращения Терентьевой Л.В. в суд, нарушает ее право на свободу передвижения и выбора места жительства.
В соответствии с Законом ЕАО N 363-ОЗ семье Терентьевой Л.А. перечислены денежные средства на проведение капитального ремонта жилого дома по <...>, в котором она проживает. Денежную выплату на проведение ремонта в <...> его доверительница получить не может, поскольку оспариваемой нормой установлено, что право на получение данного вида мер государственной поддержки имеют граждане по состоянию на 07.08.2013 постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных пострадавшими в результате ЧС. В доме, <...>, проживает <...> <...>, который не имеет другого жилого помещения и средств на восстановление дома, пострадавшего в результате наводнения, он не получил.
В Указе Президента РФ от 31.08.2013 N 693 ограничения в виде необходимости постоянного проживания в подтопленном жилом помещении не содержится. Указ обязывает граждан постоянно проживать в населенных пунктах, подвергшихся наводнению. Таким образом, названная норма Закона ЕАО от 21.10.2013 N 363-ОЗ в части необходимости проживания в жилом помещении, пострадавшем в результате наводнения, противоречит Указу Президента РФ N 693. Конституцией РФ установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Представитель заинтересованного лица Законодательного Собрания ЕАО Лашко Т.И. с требованиями не согласилась. Суду пояснила, что оспариваемое Терентьевой Л.А. положение Закона ЕАО N 363-ОЗ не противоречит Указу Президента РФ N 693. В Указе Президента РФ от 31.08.2013 N 693 не определены меры поддержки граждан, пострадавших в результате крупномасштабного наводнения, а лишь даны указания органам государственной власти РФ предусмотреть выделение денежных средств на данные цели и определить порядок и условия выделения этих средств. Данный порядок определен в Постановлении Правительства РФ от 12.20.2013 N 923, которым внесены соответствующие изменения в ФЦП "Жилище на 2011-2015 годы". В Постановлении Правительства РФ определено, что меры государственной поддержки, направленные на восстановлении жилого помещения либо предоставление жилого помещения. предусмотрены для граждан, не имеющих другого жилья, пригодного для проживания. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Дату названного Постановления N 923 следует читать как "от 12.10.2013"
Заявительница кроме жилого помещения, находящегося <...> и пострадавшего в результате наводнения, имеет <...> и проживает в жилом доме в <...>, право собственности на который зарегистрировано за <...>. Средства не восстановление этого дома семье ФИО3 выделены.
Государство, определяя виды и размер государственной поддержки гражданам, признанным пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения не брало на себя обязательств восстановить собственнику утраченное имущество либо возместить его стоимость. В данном случае государство выступает гарантом того, что граждане, признанные пострадавшими от наводнения, не останутся без жилья.
Считает, что оспариваемое Терентьевой Л.А. положение Закона ЕАО N 363-ОЗ не нарушает ее прав и не противоречит действующему законодательству. Кроме того, пояснила, что оспариваемая норма будет видоизменена, изложена в точном соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.20.2013 N 923, проект закона принят в первом чтении и принятие его запланировано на 6 марта 2013 года.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Витютнева К.В., полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из положений части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами или другими нормативными актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с п. "з" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) определяет Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее Федеральный закон N 68-ФЗ).
Действие данного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Пунктом 1 ст. 18 Федерального закона N 68-ФЗ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 ст. 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из анализа вышеназванных норм следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, а также определения случаев осуществления единовременных денежных выплат и круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения губернатора Еврейской автономной области от 9 августа 2013 года N 325-рг на территории Еврейской автономной области с 7 августа 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации в связи со сложившейся сложной паводкоопасной обстановкой, повлекшей подтопление территорий.
В связи с крупномасштабностью наводнения в целях оказания помощи пострадавшему населению и ликвидации последствий наводнения Указом Президента РФ от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Правительству Российской Федерации предписано в том числе: до 10 сентября 2013 года принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, пострадавшему в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично (п. 2б); пунктом 2г) предписано до 30 сентября 2013 года принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру) и определить порядок выделения указанных средств.
Во исполнение данного Указа Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 N 923 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы" утверждены "Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 г." (далее Правила).
Пунктом 6 Правил установлено, что трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставление трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации следующих условий: наличие правового акта субъекта, устанавливающего расходное обязательство субъекта РФ, на софинансирование исполнения которого предоставляются трансферты; наличие утвержденных нормативным правовым актом субъекта РФ порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья.
Законодательным Собранием ЕАО 21 октября 2013 года принят закон ЕАО N 363-ОЗ статьей 1 которого установлено, что право на получение мер государственной поддержки имеют граждане Российской Федерации, по состоянию на 7 августа 2013 года постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории области в 2013 году, и (или) члены их семей, совместно проживавшие с ними в этих помещениях по состоянию на 7 августа 2013 года.
Закон опубликован в газете "Биробиджанская звезда" 23.10.2013 и вступил в законную силу через десять дней со дня опубликования.
Законом ЕАО от 30.01.2014 N 460-ОЗ данная статья изложена в иной редакции - слово "признанных" заменено на слово "признанные. В остальной части норма изложена в прежней редакции, то есть оспариваемое Терентьевой Л.А. положение осталось прежним.
Статьей 2 данного Закона установлено, что меры государственной поддержки предоставляются однократно и в отношении одного жилого помещения.
Из материалов дела следует, что заявительница Терентьева Л.А. имеет в собственности <...> по адресу <...>, <...>.
Кроме того, она является <...> в <...>, в котором зарегистрирован и проживает <...> ФИО1
Фактически заявительница проживает по адресу: <...>, который принадлежит <...> ФИО2
Жилые дома в <...> по вышеуказанным адресам попали в зону подтопления. Заявительница и ее супруг получили все меры государственной поддержки, предусмотренные вышеуказанными нормативными актами, включая и средства на капитальный ремонт дома, в котором они фактически проживают по <...>.
В обоснование заявления Терентьева Л.А. указала на то, что оспариваемое ею положение Закона Еврейской автономной области нарушает ее конституционное право на свободу передвижения и выбора места жительства, предписывая проживать в жилом помещении, находящемся в ее собственности. Однако ни Указ Президента РФ N 693 от 31.08.2013, ни закон ЕАО N 363-ОЗ от 21.10.2013 не содержат каких либо норм, регулирующих порядок выбора места жительства гражданина.
Данный порядок регулируется законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", оспариваемая норма не противоречит данному Закону.
Положение Закона ЕАО, которое оспаривает Терентьева Л.А., определяет категории граждан, имеющих право на меры государственной поддержки по восстановлению утраченного или поврежденного жилого помещения в результате крупномасштабного наводнения.
Из пояснений представителя Терентьевой Л.А. в судебном заседании Глушука А.И. следует, что фактически заявительница считает, что Законом ЕАО N 363-ОЗ нарушено ее право на получение средств на восстановление принадлежащего ей на праве собственности жилого дома, пострадавшего в результате наводнения.
В связи с изложенным, суд считает, что поскольку оспариваемое положение закона ЕАО N 363-ОЗ от 21.10.2013 в пределах переданных субъекту Российской Федерации полномочий устанавливает категории лиц, имеющих право на получение мер государственной поддержки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, он не противоречит Указу Президента РФ N 693 от 31.08.2013, которым данные категории не определены, а дано предписание Правительству РФ принять меры по отселению жителей из мест затопления при утере ими жилья либо выделении средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, в случаях, когда отсутствует необходимость отселения.
В пункте 2б) Указа, на который ссылается заявительница, указано на меры государственной поддержки в виде единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей и компенсации за полностью или частично утраченное жилье в размере 100 000 рублей.
При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемое законоположение не нарушает прав Терентьевой Л.А. на свободу выбора места жительства и свободу передвижения, а также не противоречит федеральному законодательству, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-197, 251-253 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Терентьевой Л.А. о признании незаконным в части необходимости проживания в жилом помещении, нуждающемся в проведении капитального ремонта, Закона Еврейской автономной области N 363-ОЗ "О мерах государственной поддержки муниципальных образований Еврейской автономной области и граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году", отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий |
В.Ф. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда Еврейской автономной области от 4 марта 2014 г. по делу N 3-6/2014
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Суда Еврейской автономной области в Internet (http://os.brb.sudrf.ru)