Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 31 мая 2013 г. N 3-21/13
"О признании недействующими отдельных положений Административных регламентов Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики"
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Гафарова Р.Ф.
при секретаре Шараповой А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующими отдельных положений Административных регламентов Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан по исполнению государственной функции по осуществлению государственного ветеринарного надзора и по исполнению государственной функции по осуществлению контроля деятельности специалистов в области ветеринарии, утвержденных приказом Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 марта 2011 года N 60-п,
установил:
заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд с заявлением о признании недействующими подпункта 3 пункта 2.3.2, абзаца 2 пункта 2.5, абзаца 5 пункта 5.1.6, абзаца 5 пункта 5.2.4, абзаца 5 пункта 6.1.2, пункта 7.4 Административного регламента Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан по исполнению государственной функции по осуществлению государственного ветеринарного надзора и подпункта 3 пункта 2.3.2, абзаца 2 пункта 2.5, абзаца 5 пункта 4.1.6, абзаца 5 пункта 4.2.4, абзаца 5 пункта 5.1.2, пункта 6.4 Административного регламента Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан по исполнению государственной функции по осуществлению контроля деятельности специалистов в области ветеринарии, утвержденных приказом Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 марта 2011 года N 60-п.
В судебном заседании представитель заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора уточнил требования и просил признать недействующим абзац 5 пункта 4.2.6 вместо абзаца 5 пункта 4.2.4 Административного регламента Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан по исполнению государственной функции по осуществлению контроля деятельности специалистов в области ветеринарии.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в нарушение пункта 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в подпункте 3 пункта 2.3.2, в абзаце 5 пункта 6.1.2 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного ветеринарного надзора, проведение проверки на основании приказа руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки Административным регламентом не предусмотрено.
По аналогичным основаниям не соответствуют требованиям федерального законодательства и подпункт 3 пункта 2.3.2, абзац 5 пункта 5.1.2 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению контроля деятельности специалистов в области ветеринарии.
Согласно части 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" государственный ветеринарный надзор осуществляется, в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом, в соответствии со Структурой исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 22 апреля 2010 года N УП-254 (ред. от 13.08.2012), ветеринарные лечебницы, участки и пункты, государственные лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, подразделения госветнадзора на предприятиях не являются органами государственной власти.
Между тем, абзацем 2 пункта 2.5 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного ветеринарного надзора предусмотрено, что право на проведение проверок при осуществлении государственного ветеринарного надзора имеют, в том числе заведующее государственными лабораториями ветеринарно-санитарной экспертизы, специалисты подразделений госветнадзора на предприятиях.
Поэтому же основанию не соответствует требованиям федерального законодательства и абзац 2 пункта 2.5 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению контроля деятельности специалистов в области ветеринарии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Однако абзацем 5 пункта 5.1.6, абзацем 5 пункта 5.2.4 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного ветеринарного надзора, предусмотрено, что в случае выявления в результате мероприятия по контролю нарушений требований ветеринарного законодательства ответственный исполнитель дает обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных в результате мероприятия по контролю нарушений законодательства (форма предписания приведена в приложении 1 к настоящему Регламенту), являющееся приложением к акту проверки, и контролирует его исполнение в установленные сроки в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
По этим же основаниям противоречат федеральному законодательству абзац 5 пункта 4.1.6, абзац 5 пункта 4.2.6 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению контроля деятельности специалистов в области ветеринарии.
Пунктом 7.4 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного ветеринарного надзора и пунктом 6.4 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению контроля деятельности специалистов в области ветеринарии предусмотрены основания для отказа в рассмотрении досудебной (внесудебной) жалобы.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращения, поступившие в государственный орган, подлежат обязательному рассмотрению.
В судебном заседании представитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора - Нафиков И.И. поддержал требования.
Представитель Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан - Исмагилов А.А. с требованиями согласился при этом пояснил, что приказом Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 мая 2013 года N 165-п приказ от 22 марта 2011 года N 60-п признан утратившим силу. В настоящее время приказ от 27 мая 2013 года N 165-п направлен в Министерство юстиции Республики Татарстан на государственную регистрацию.
Выслушав пояснения представителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора, представителя Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
22 марта 2011 года Главным управлением ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан принят указ N 60-п, которым утверждены Административные регламенты по исполнению государственных функций по осуществлению государственного ветеринарного надзора и по осуществлению контроля деятельности специалистов в области ветеринарии.
Текст приказа и регламентов опубликованы в газете "Республика Татарстан" N 119 от 15 июня 2011 года и "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" N 46 от 7 декабря 2011 года.
Подпунктом 3 пункта 2.3.2 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного ветеринарного надзора и подпунктом 3 пункта 2.3.2 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению контроля деятельности специалистов в области ветеринарии установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки являются также приказы начальников Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан и госветобъединения, изданные в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Согласно абзацу 5 пункта 6.1.2 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного ветеринарного надзора и абзацу 5 пункта 5.1.2 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению контроля деятельности специалистов в области ветеринарии начальник Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан и госветобъединения назначает ответственного исполнителя из числа сотрудников Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан и госветобъединения для проведения внеплановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя установив срок исполнения в течение одного рабочего дня - после получения поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации о проведении внеплановых проверок.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований правовых актов, проведение мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основанием для проведения внеплановой проверки, в силу пункта 3 части 2 статьи 10 Федерального закона, является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Поскольку проведение проверки на основании приказа руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки Административными регламентами не предусмотрено, то суд приходит к выводу о противоречии указанных положений регламентов федеральному законодательству.
Противоречит федеральному законодательству и абзац 2 пункта 2.5 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного ветеринарного надзора и абзац 2 пункта 2.5 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению контроля деятельности специалистов в области ветеринарии, которыми предусмотрено, что право на проведение проверок при осуществлении государственного ветеринарного надзора имеют, в том числе заведующие государственными лабораториями ветеринарно-санитарной экспертизы, специалисты подразделений госветнадзора на предприятиях.
Согласно части 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" государственный ветеринарный надзор осуществляется, в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со Структурой исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 22 апреля 2010 года N УП-254, ветеринарные лечебницы, участки и пункты, государственные лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, подразделения госветнадзора на предприятиях не являются органами государственной власти.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что федеральным законодательством, регулирующим правоотношения в данной сфере, не закреплено право на проведение проверок при осуществлении государственного ветеринарного надзора за заведующими государственных лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы, специалистами подразделений госветнадзора на предприятиях. При таком положении абзац 2 пункта 2.5 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного ветеринарного надзора и абзац 2 пункта 2.5 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению контроля деятельности специалистов в области ветеринарии в части слов "заведующие государственными лабораториями ветеринарно-санитарной экспертизы, специалисты подразделений госветнадзора на предприятиях" противоречат федеральному законодательству.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Однако абзацем 5 пункта 5.1.6, абзацем 5 пункта 5.2.4 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного ветеринарного надзора и абзацем 5 пункта 4.1.6, абзацем 5 пункта 4.2.6 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению контроля деятельности специалистов в области ветеринарии предусмотрено, что в случае выявления в результате мероприятия по контролю нарушений требований ветеринарного законодательства ответственный исполнитель дает обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных в результате мероприятия по контролю нарушений законодательства (форма предписания приведена в приложениях к регламентам), являющееся приложением к акту проверки, и контролирует его исполнение в установленные сроки в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом. При таких обстоятельствах суд полагает, что абзац 5 пункта 5.1.6, абзац 5 пункта 5.2.4 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного ветеринарного надзора и абзац 5 пункта 4.1.6, абзац 5 пункта 4.2.6 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению контроля деятельности специалистов в области ветеринарии противоречат федеральному законодательству.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" - обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Оснований для отказа в рассмотрении обращений федеральный закон не содержит.
В то же время пунктом 7.4 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного ветеринарного надзора и пунктом 6.4 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению контроля деятельности специалистов в области ветеринарии предусмотрены основания для отказа в рассмотрении досудебной (внесудебной) жалобы, к числу которых отнесены: отсутствие в письменном обращении наименования юридического лица, фамилии индивидуального предпринимателя, направивших обращение, и почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ; в письменном обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи; текст письменного обращения не поддается прочтению.
Такой перечень оснований для отказа в рассмотрении обращении противоречит федеральному законодательству.
С учетом изложенного суд считает необходимым признать недействующими со дня вступления решения в законную силу подпункт 3 пункта 2.3.2, абзац 2 пункта 2.5 в части слов "заведующие государственными лабораториями ветеринарно-санитарной экспертизы, специалисты подразделений госветнадзора на предприятиях", абзац 5 пункта 5.1.6, абзац 5 пункта 5.2.4, абзац 5 пункта 6.1.2, пункт 7.4 Административного регламента Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан по исполнению государственных функций по осуществлению государственного ветеринарного надзора, утвержденного приказом Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 марта 2011 N 60-п, подпункт 3 пункта 2.3.2, абзац 2 пункта 2.5 в части слов "заведующие государственными лабораториями ветеринарно-санитарной экспертизы, специалисты подразделений госветнадзора на предприятиях", абзац 5 пункта 4.1.6, абзац 5 пункта 4.2.6, абзац 5 пункта 5.1.2, пункт 6.4 Административного регламента Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан по исполнению государственных функций по осуществлению контроля деятельности специалистов в области ветеринарии, утвержденного приказом Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 марта 2011 N 60-п.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
признать недействующими со дня вступления решения в законную силу подпункт 3 пункта 2.3.2, абзац 2 пункта 2.5 в части слов "заведующие государственными лабораториями ветеринарно-санитарной экспертизы, специалисты подразделений госветнадзора на предприятиях", абзац 5 пункта 5.1.6, абзац 5 пункта 5.2.4, абзац 5 пункта 6.1.2, пункт 7.4 Административного регламента Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан по исполнению государственных функций по осуществлению государственного ветеринарного надзора, утвержденного приказом Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 марта 2011 N 60-п, признать недействующими со дня вступления решения в законную силу подпункт 3 пункта 2.3.2, абзац 2 пункта 2.5 в части слов "заведующие государственными лабораториями ветеринарно-санитарной экспертизы, специалисты подразделений госветнадзора на предприятиях", абзац 5 пункта 4.1.6, абзац 5 пункта 4.2.6, абзац 5 пункта 5.1.2, пункт 6.4 Административного регламента Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан по исполнению государственных функций по осуществлению контроля деятельности специалистов в области ветеринарии, утвержденного приказом Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 марта 2011 N 60-п.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья |
Р.Ф. Гафаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались отдельные положения Административных регламентов Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан по исполнению двух государственных функций. По осуществлению государственного ветеринарного надзора и по осуществлению контроля деятельности специалистов в области ветеринарии.
Например, указанными регламентами устанавливалось, что основанием для проведения внеплановой проверки являются также приказы начальников Управления и госветобъединения, изданные в соответствии с поручениями Президента и Правительства РФ. Ответственный исполнитель для проведения внеплановой документарной проверки назначался в течение одного рабочего дня после получения поручений.
Однако в соответствии с законодательством основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа госконтроля, изданный не только в указанном порядке, но на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Поскольку такой порядок издания приказа в регламентах не предусмотрен, суд пришел к выводу о противоречии указанных положений регламентов федеральному законодательству.
Также признаны недействующими другие оспариваемые положения.
Кроме того, приказом Управления от 27 мая 2013 г. N 165-п, направленным в Минюст РТ на государственную регистрацию, оспариваемый акт признан утратившим силу.
Решение вступило в законную силу 9 июля 2013 г.
Решение Верховного Суда РТ от 31 мая 2013 г. N 3-21/13 "О признании недействующими отдельных положений Административных регламентов Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики"
Настоящее решение вступило в законную силу 9 июля 2013 года
Сообщение о настоящем решении опубликовано в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, N 57, 2 августа 2013 г.