Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Программе социально-экономического развития
Республики Татарстан на 2011-2015 годы
Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан в 2005-2010 годах
1. Рост качества жизни населения, снижение уровня бедности
Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы (далее - Программа) была направлена на повышение качества жизни населения на основе устойчивого развития экономики и социальной сферы.
Основные показатели, характеризующие качество жизни населения
Наименование показателя/ годы |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 к 2005, % |
Продолжительность жизни, лет |
68,0 |
69,0 |
69,4 |
70,1 |
70,8 |
71,3 |
104,9 |
Реальные денежные доходы населения, в % к предыдущему году |
123,3 |
117,5 |
114,5 |
108,6 |
102,0 |
107,0 |
159,5 |
Доходы на душу населения (в среднем за месяц), рублей |
7383,2 |
9368,9 |
11576,9 |
14180,5 |
15857,8 |
18060,1 |
244,6 |
в % к предыдущему году |
137,9 |
126,9 |
123,6 |
122,6 |
111,8 |
113,9 |
244,6 |
Расходы на душу населения (в среднем за месяц), рублей |
6811,7 |
8650,3 |
10752,3 |
13723,2 |
15532,8 |
17472,7 |
255,8 |
в % к предыдущему году |
136,4 |
127,0 |
124,3 |
127,6 |
113,2 |
112,5 |
255,8 |
Среднемесячная заработная плата (в среднем за год), рублей |
7067,8 |
8849,9 |
11468,6 |
14904,0 |
15206,9 |
17352,9 |
245,5 |
в % к предыдущему году |
129,6 |
125,2 |
129,6 |
130,0 |
102,0 |
114,1 |
245,5 |
Реальная заработная плата, в % к предыдущему году |
116,1 |
116,1 |
120,1 |
115,1 |
92,8 |
107,6 |
160,3 |
Прожиточный минимум на душу населения (в среднем за год), рублей в месяц |
2451,0 |
2735,0 |
3098,0 |
3762,0 |
4112,0 |
4554,0 |
185,8 |
в % к предыдущему году |
124,9 |
111,6 |
113,3 |
121,4 |
109,3 |
110,7 |
185,8 |
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) на члена типовой семьи, руб. |
5265,1 |
5786,2 |
6262,0 |
7148,0 |
7786,0 |
8307,0 |
157,8 |
в % к предыдущему году |
115,3 |
109,9 |
108,2 |
114,1 |
108,9 |
106,7 |
157,8 |
Соотношение среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума на душу населения, раз |
2,9 |
3,2 |
3,7 |
4,0 |
3,7 |
3,8 |
131,0 |
Уровень бедности населения (доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума), % |
12,8 |
9,9 |
8,7 |
8,6 |
8,4 |
8,3 |
64,8 |
Уровень жизни (доходы на душу населения к минимальному потребительскому бюджету на члена типовой семьи), раз |
1,4 |
1,6 |
1,8 |
2,0 |
2,0 |
2,2 |
157,1 |
В 2010 году интегральный показатель качества жизни населения в Республике Татарстан составил, по оценке, 0,986 и практически достиг нормативных значений, установленных в Программе. Наибольшее влияние на повышение уровня и увеличение продолжительности жизни населения республики оказали рост денежных доходов и заработной платы, обеспеченность медицинской помощью, учреждениями культуры, дорогами, теле- и радиосвязью.
В ходе реализации Программы была решена одна из важнейших задач - снижение уровня бедности.
Уровень бедности населения, т.е. доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, снизился по сравнению с 2004 годом на 53% (8,3% от общей численности населения), что ниже программного значения (8,6%) и значительно меньше, чем в среднем по России (12,5%).
Соотношение денежных доходов населения и минимального потребительского бюджета, характеризующее уровень жизни населения, в 2010 году составило 2,2 раза (программное значение - 1,9).
Прожиточный минимум на душу населения в 2010 году составил 4554 рубля в месяц и увеличился по сравнению с 2004 годом в 2,3 раза.
В Республике Татарстан разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными слоями населения (10% от всего населения) составил в 2009 году 15,6 раза (в Российской Федерации - 16,7 раза).
Покупательная способность денежных доходов населения Республики Татарстан увеличилась с 3,01 раза в 2005 году до 3,97 раза в 2010 году. Среди регионов Приволжского федерального округа по данному показателю Республика Татарстан занимает лидирующую позицию.
N п/п |
Наименование |
Покупательная способность денежных доходов населения, раз |
Соотношение покупательной способности денежных доходов населения в 2010 г. в % к 2005 г. |
Разница покупательной способности денежных доходов населения (гр. 2-гр. 3), п.п.* |
|
2005 г. |
2010 г. |
||||
1. |
Республика Татарстан |
3,01 |
3,97 |
131,7 |
0,95 |
2. |
Республика Башкортостан |
2,95 |
3,55 |
120,4 |
0,60 |
3. |
Самарская область |
3,05 |
3,39 |
111,1 |
0,34 |
4. |
Пермский край |
2,87 |
3,13 |
109,1 |
0,26 |
5. |
Нижегородская область |
2,24 |
2,94 |
131,3 |
0,70 |
6. |
Оренбургская область |
2,07 |
2,66 |
128,6 |
0,59 |
7. |
Пензенская область |
1,79 |
2,61 |
145,6 |
0,82 |
8. |
Удмуртская Республика |
1,89 |
2,57 |
136,0 |
0,68 |
9. |
Ульяновская область |
1,85 |
2,54 |
137,3 |
0,69 |
10. |
Кировская область |
1,72 |
2,45 |
142,3 |
0,73 |
11. |
Саратовская область |
1,93 |
2,42 |
125,4 |
0,49 |
12. |
Республика Мордовия |
1,68 |
2,30 |
136,3 |
0,61 |
13. |
Чувашская Республика |
1,74 |
2,24 |
128,5 |
0,50 |
14. |
Республика Марий Эл |
1,47 |
2,12 |
143,7 |
0,64 |
* процентный пункт
За годы реализации Программы на финансирование объектов социальной сферы из республиканского бюджета выделено около 50,6 млрд.рублей. Инфраструктурная обеспеченность социальной сферы повысилась. За 2005-2010 годы в республике построено больниц на 1696 койко-мест, амбулаторно-поликлинических учреждений на 5 тысяч посещений в смену, общеобразовательных учреждений почти на 16 тысяч мест, дошкольных учреждений более чем на 2 тысячи мест, клубов на 6,5 тысячи мест, спортивных объектов площадью 110 тысяч кв.метров и многие другие объекты.
2. Экономическое развитие
Увеличение объемов валового регионального продукта и доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан
Важнейшей задачей Программы было увеличение объемов валового регионального продукта и доходов консолидированного бюджета Республики Татарстан.
За 2005-2010 годы валовой региональный продукт Республики Татарстан вырос в 1,37 раза в сопоставимых ценах. В 2010 году объем валового регионального продукта на душу населения увеличился более чем в 2 раза по сравнению с 2005 годом и составил 263,1 тыс.рублей. Объем валового регионального продукта на одного занятого составил 551,1 тыс.рублей.
Динамика валового регионального продукта
Наименование показателя/ годы |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 факт/ Программа +; - |
Валовой региональный продукт (ВРП) в основных ценах, млрд.рублей |
482,8 |
605,9 |
757,4 |
926,1 |
884,2 |
995,0 |
+215,0 |
в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году |
105,5 |
108,5 |
110,7 |
107,7 |
96,6 |
103,8 |
-3,2 |
в сопоставимых ценах, в % к 2004 году |
105,5 |
114,5 |
126,7 |
136,5 |
131,8 |
136,8 |
-11,1 |
Объем ВРП на душу населения, тыс.рублей |
128,2 |
161,1 |
201,3 |
245,9 |
234,3 |
263,1 |
+134,9 |
Объем ВРП на одного занятого, тыс.рублей |
271,5 |
337,5 |
417,6 |
510,6 |
491,0 |
551,1 |
203,0 |
Достигнутые в республике темпы роста по социально-экономическим показателям, улучшение финансового положения (несмотря на финансовый кризис 2008-2009 годов) предприятий и организаций основных отраслей экономики позволили за последние пять лет увеличить валовой региональный продукт в 2,1 раза (в текущих ценах), налоговые и неналоговые поступления в бюджеты всех уровней - в 1,5 раза. Проводимая налоговая реформа способствовала росту налоговых и неналоговых доходов бюджетной системы при одновременном снижении налоговой нагрузки на экономику: в 2010 году доля налогов и сборов в ВРП составила 22% (в 2005 году она составляла 30,7%).
Динамика налоговой нагрузки в Республике Татарстан
млн.рублей
Наименование показателя/ годы |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 к 2005,% |
Валовой региональный продукт (в основных ценах) |
482759,2 |
605911,5 |
757401,4 |
926056,7 |
884232,9 |
995000,0 |
206,1 |
Поступления налоговых и неналоговых доходов (вкл. ЦБФ) в бюджетную систему | |||||||
Всего поступило |
147993,5 |
169837,0 |
195025,0 |
241793,7 |
169283,5 |
218829,3 |
147,9 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
в федеральный бюджет |
84038,4 |
96824,4 |
102585,0 |
126850,8 |
77790,0 |
107502,1 |
127,9 |
в консолидированный бюджет РТ |
63955,1 |
73012,6 |
92440,0 |
114942,9 |
91493,5 |
111327,1 |
174,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
в республиканский бюджет |
51907,0 |
57812,4 |
72847,0 |
89817,5 |
67892,3 |
85998,5 |
165,7 |
в местные бюджеты |
12048,2 |
15200,2 |
19593,0 |
25125,3 |
23601,2 |
25328,6 |
210,2 |
Доля налогов и сборов в валовом региональном продукте, % | |||||||
перечисляемые в федеральный бюджет |
17,4 |
16,0 |
13,5 |
13,7 |
8,8 |
10,8 |
-6,6 |
перечисляемые в консолидированный бюджет РТ |
13,2 |
12,1 |
12,2 |
12,4 |
10,3 |
11,2 |
-2,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
перечисляемые в республиканский бюджет |
10,8 |
9,5 |
9,6 |
9,7 |
7,7 |
8,6 |
-2,1 |
перечисляемые в местные бюджеты |
2,5 |
2,5 |
2,6 |
2,7 |
2,7 |
2,5 |
0,0 |
Итого налоговая нагрузка |
30,7 |
28,0 |
25,7 |
26,1 |
19,1 |
22,0 |
-8,7 |
Средства, перечисляемые предприятиями и организациями республики в федеральный бюджет, за пять лет возросли на 27,9%. В структуре налоговых доходов, перечисляемых в федеральный бюджет с территории республики, от 60 до 80% занимает налог на добычу полезных ископаемых, который напрямую зависит от роста мировых цен на нефть и курса доллара к рублю. За пять лет цена нефти марки "Urals" возросла с 50,6 доллара за баррель до 78.
Поступления налоговых и неналоговых доходов (вкл. ЦБФ) в бюджетную систему
млн.рублей
Наименование показателя/ годы |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 к 2005, % |
Всего поступило |
147993,5 |
169837,0 |
195025,0 |
241793,7 |
169283,5 |
218829,3 |
147,9 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
в федеральный бюджет |
84038,4 |
96824,4 |
102585,0 |
126850,8 |
77790,0 |
107502,1 |
127,9 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
налог на прибыль |
8821,2 |
9012,9 |
12293,8 |
15314,7 |
3375,4 |
6204,5 |
70,3 |
НДС |
21315,0 |
18855,3 |
22066,7 |
13831,7 |
14966,0 |
15942,5 |
74,8 |
акцизы |
1495,5 |
1427,7 |
964,1 |
1334,6 |
132,9 |
150,6 |
10,1 |
НДПИ (нефть) |
52106,5 |
67163,4 |
66909,8 |
96017,4 |
59031,6 |
84875,7 |
162,9 |
прочие |
300,2 |
365,0 |
350,7 |
352,5 |
284,1 |
328,8 |
109,5 |
в консолидированный бюджет РТ |
63955,1 |
73012,6 |
92440,0 |
114942,9 |
91493,5 |
111327,1 |
174,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
налог на прибыль |
23156,4 |
23044,9 |
29873,0 |
39560,7 |
24636,9 |
37663,6 |
162,6 |
налог на доходы физических лиц |
14324,5 |
18880,5 |
25932,9 |
33301,4 |
31713,1 |
35633,6 |
248,8 |
акцизы |
3932,9 |
3642,4 |
4196,2 |
6008,4 |
7056,8 |
10337,8 |
262,9 |
налоги на имущество |
7442,4 |
8795,0 |
9977,3 |
12670,4 |
14422,7 |
15373,6 |
206,6 |
налоги на совокупный доход |
1850,2 |
2648,3 |
3297,8 |
4100,6 |
3621,8 |
4014,7 |
217,0 |
НДПИ (нефть) |
2742,4 |
3534,9 |
3521,6 |
5053,5 |
3106,9 |
0,0 |
0,0 |
прочие налоговые и неналоговые доходы (вкл. ЦБФ) |
10506,4 |
12466,6 |
15641,2 |
14247,9 |
6935,2 |
8303,8 |
79,0 |
В структуре доходов консолидированного бюджета наибольший рост за пять лет достигнут по налогу на доходы физических лиц (+21,3 млрд.рублей). Этому во многом способствовало увеличение фонда оплаты труда, реформирование системы налогообложения, создание условий, побуждающих физических лиц легализовать свои доходы.
Структурные изменения в экономике
В 2010 году по сравнению с уровнем 2005 года в структуре экономики следует отметить снижение доли добычи полезных ископаемых (с 30,9% до 23%), возрастание доли обрабатывающих (или высокотехнологичных) производств (с 16,9% до 18,1%), что связано, прежде всего, с ростом инвестиционной активности в этих отраслях. Среди других секторов можно отметить рост удельного веса торговли (с 11,2% до 13,5%), транспорта и связи (с 7,3% до 8%). Удельный вес сельского хозяйства в 2010 году снизился в связи с потерей большей части урожая из-за аномально засушливого лета.
Структура валового регионального продукта Республики Татарстан
в % к итогу
Наименование/ годы |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 к 2005 (+; -) |
Валовой региональный продукт |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
х |
Промышленность |
49,7 |
51,4 |
49,7 |
43,9 |
41,3 |
44,0 |
-5,7 |
Добыча полезных ископаемых |
30,9 |
27,8 |
25,3 |
21,9 |
22,9 |
23,0 |
-7,9 |
Обрабатывающие производства |
16,9 |
21,3 |
21,7 |
19,0 |
15,4 |
18,1 |
+1,2 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
1,9 |
2,3 |
2,7 |
3,0 |
3,0 |
2,9 |
+1,0 |
Сельское хозяйство |
7,8 |
7,9 |
7,1 |
7,3 |
7,3 |
5,1 |
-2,7 |
Строительство |
10,0 |
6,9 |
7,9 |
10,5 |
9,0 |
10,1 |
+0,1 |
Торговля |
11,2 |
10,9 |
12,1 |
13,0 |
13,5 |
13,5 |
+2,3 |
Транспорт и связь |
7,3 |
7,6 |
7,6 |
8,3 |
8,2 |
8,0 |
+0,7 |
Другие виды экономической деятельности |
14,0 |
15,3 |
15,6 |
17,0 |
20,7 |
19,3 |
+5,3 |
В структуре составляющих добавленной стоимости в 2010 году по сравнению с 2005 годом произошло увеличение доли затрат на оплату труда (на 4,1 процентных пункта), единого социального налога (на 0,6 процентных пункта), амортизацию основных фондов (на 3,7 процентных пункта). Доля прибыли производства снизилась на 2,4 процентных пункта, других затрат - на 6 процентных пунктов.
Структура распределения добавленной стоимости по крупным и средним предприятиям Республики Татарстан
в % к итогу
Наименование показателя/ годы |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
9 мес. 2010 |
2010 к 2005 (+; -) |
Добавленная стоимость по крупным и средним предприятиям |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
х |
затраты на оплату труда |
22,9 |
23,8 |
24,9 |
26,9 |
28,1 |
27,0 |
+4,1 |
единый социальный налог |
5,4 |
5,4 |
5,6 |
6,0 |
6,2 |
6,0 |
+0,6 |
амортизация основных фондов |
8,3 |
8,9 |
8,5 |
9,4 |
12,8 |
12,0 |
+3,7 |
прибыль производства |
35,4 |
33,7 |
37,6 |
31,2 |
31,6 |
33,0 |
-2,4 |
другие затраты |
28,0 |
28,2 |
23,4 |
26,5 |
21,3 |
22,0 |
-6 |
Промышленность
Рост индекса промышленного производства в 2010 году к уровню 2005 года составил 124,3%.
Динамика промышленного производства
Наименование показателя/ годы |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 в % к 2005 |
Объем отгруженной продукции (работ, услуг) в действующих ценах, млрд.рублей |
499,8 |
612,4 |
758,2 |
932,9 |
867,6 |
1044,4 |
209,0 |
Индекс промышленного производства, % к предыдущему году |
104,8 |
108,1 |
108,8 |
105,8 |
92,4 |
108,1 |
124,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
добыча полезных ископаемых |
102,5 |
101,9 |
102,0 |
101,0 |
100,6 |
100,0 |
105,6 |
обрабатывающие производства |
107,8 |
115,6 |
117,5 |
110,5 |
86,7 |
114,9 |
149,5 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
116,9 |
122,8 |
123,7 |
120,5 |
110,1 |
108,4 |
218,5 |
По итогам 2010 года объем отгруженной промышленной продукции достиг 1044 млрд.рублей, по этому показателю среди регионов России республика занимает 5-е место. Индекс промышленного производства составил 108,1% по отношению к уровню 2009 года, или 99,9% по отношению к 2008 году. Выйти на докризисный уровень производства 2008 года удалось по большинству видов деятельности обрабатывающих производств: в химическом производстве (119% к уровню 2008 года), производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (114,8%), производстве нефтепродуктов (110,9%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (104,3%).
Производство основных видов продукции
Наименование/ годы |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 в % к 2005 |
Автомобили грузовые, тыс.шт. |
32,0 |
42,8 |
52,8 |
61,9 |
27,8 |
43,1 |
134,7 |
Автомобили легковые, тыс.шт. |
30,4 |
9,7 |
21,8 |
36,0 |
5,4 |
11,5 |
37,8 |
Полиэтилен, тыс.тонн |
363,6 |
418,6 |
525,0 |
552,1 |
733,3 |
762,4 |
209,7 |
Шины, млн.шт. |
11,4 |
12,2 |
12,4 |
11,9 |
9,4 |
11,1 |
97,4 |
Нефть, млн.тонн |
30,7 |
31,3 |
31,9 |
32,2 |
32,4 |
32,4 |
105,5 |
Структура
отгруженной продукции по видам деятельности
в % к итогу
Наименование/ годы |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 в п.п. к 2005 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
- |
Добыча полезных ископаемых |
39,5 |
33,2 |
30,7 |
28,7 |
32,5 |
29,7 |
-9,8 |
Обрабатывающие производства |
52,2 |
59,5 |
62,0 |
64,2 |
58,2 |
61,9 |
+9,7 |
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака |
6,3 |
6,1 |
6,1 |
6,4 |
7,4 |
6,7 |
+0,4 |
текстильное и швейное производство |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0 |
производство кожи, изделий из кожи, обуви |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
-0,1 |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
+0,1 |
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
1,0 |
0,9 |
1,0 |
0,9 |
1,0 |
0,9 |
-0,1 |
производство нефтепродуктов |
4,4 |
10,0 |
9,1 |
10,3 |
9,2 |
9,7 |
+5,3 |
химическое производство |
12,6 |
12,3 |
12,6 |
12,7 |
12,1 |
14,8 |
+2,2 |
производство резиновых и пластмассовых изделий |
3,8 |
4,9 |
4,7 |
4,4 |
4,6 |
5,1 |
+1,3 |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
1,5 |
1,5 |
1,9 |
2,2 |
1,9 |
1,5 |
0 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
2,8 |
3,3 |
3,2 |
3,9 |
3,6 |
3,6 |
+0,8 |
производство машин и оборудования |
3,5 |
2,9 |
2,7 |
3,0 |
2,9 |
2,7 |
-0,8 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
1,4 |
1,5 |
1,9 |
1,8 |
2,2 |
2,4 |
+1 |
производство транспортных средств и оборудования |
13,5 |
14,9 |
17,2 |
16,7 |
12,0 |
13,3 |
-0,2 |
прочие |
0,5 |
0,5 |
0,7 |
0,8 |
0,5 |
0,5 |
0 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
8,3 |
7,3 |
7,3 |
7,1 |
9,3 |
8,4 |
+0,1 |
В структуре промышленности наибольший удельный вес приходится на обрабатывающие производства, который возрос с 52,2% в 2005 году до 61,9% в 2010 году (рост - на 19,5 п.п.), что обусловлено опережающим развитием нефтепереработки и нефтехимии. Из обрабатывающих производств наибольший удельный вес в объеме промышленной продукции занимают: химическое производство - 14,8% (рост к уровню 2005 года на 2,2 п.п.), производство транспортных средств и оборудования - 13,3% (снижение на 0,2 п.п.), производство нефтепродуктов - 9,7% (рост на 5,3 п.п.), производство пищевых продуктов - 6,7% (рост на 0,4 п.п.).
По сравнению с 2005 годом снизилась доля добычи полезных ископаемых (на 9,8 п.п.), в 2010 году она составила 29,7%, доля производства и распределение электроэнергии, газа и воды превысили уровень 2005 года на 0,1 п.п. и составили 8,4%.
Сельское хозяйство
Объем валовой продукции сельского хозяйства в 2010 году к уровню 2005 года увеличился в 1,5 раза в действующих ценах.
Наименование показателя/ годы |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 в % к 2005 |
Валовая продукция сельского хозяйства в действующих ценах каждого года, млн.рублей |
65807 |
77221 |
93493 |
117339 |
116528 |
99007 |
150,5 |
в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году |
105,0 |
106,0 |
105,4 |
108,8 |
100,8 |
69,0 |
84,5 |
В 2010 году в результате аномальных погодных условий производство сельскохозяйственной продукции по сравнению с предыдущим годом снизилось на 31%.
Строительство
За 2005-2010 годы в Республике Татарстан объем строительных работ увеличился в 1,3 раза в сопоставимых ценах. Предприятиями и организациями, а также населением за счет собственных средств и привлеченных кредитов построено 11,7 млн.кв.м жилья, в том числе по программе социальной ипотеки - 3,7 млн.кв.м.
Наименование показателя/ годы |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 в % к 2005 |
Объем строительных работ, млрд.рублей |
71,5 |
86,6 |
124,0 |
157,0 |
165,2 |
176,9 |
247,4 |
в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году |
133,9 |
102,6 |
119,2 |
100,2 |
103,9 |
104,0 |
132,4 |
Ввод жилья, тыс.кв.м |
1641,6 |
1778,3 |
2040,7 |
2222,5 |
2010,2 |
2027,3 |
123,5 |
в т.ч. по программе соц. ипотеки, тыс.кв.м |
330,0 |
472,2 |
611,7 |
718,4 |
805,0 |
714,2 |
216,4 |
Потребительский рынок
Торговля оставалась одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Розничный товарооборот увеличился к уровню 2005 года в сопоставимом исчислении почти в два раза.
По объемам оборота розничной торговли и общественного питания Республика Татарстан входит в первую десятку среди регионов Российской Федерации, а по объему оборота бытового обслуживания населения находится на третьем месте. Среди регионов Приволжского федерального округа Татарстан занимает первое место по объемам оборота общественного питания и бытового обслуживания населения и второе место по объему розничной торговли.
Наименование показателя/ годы |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 в % к 2005 |
Оборот розничной торговли в действующих ценах каждого года, млрд.рублей |
161,4 |
213,9 |
276,5 |
369,3 |
393,9 |
454,4 |
281,5 |
в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году |
123,4 |
125,3 |
121,6 |
119,9 |
97,9 |
108,9 |
194,8 |
Оборот общественного питания в действующих ценах каждого года, млрд.рублей |
10,5 |
12,2 |
15,8 |
20,5 |
19,2 |
21,8 |
207,6 |
в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году |
104,2 |
103,0 |
118,3 |
109,5 |
85,4 |
111,6 |
127,2 |
Объем платных услуг населению в действующих ценах каждого года, млрд.рублей |
54,9 |
69,6 |
93,3 |
118,5 |
132,9 |
147,7 |
269,0 |
в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году |
119,9 |
111,6 |
117,6 |
109,6 |
100,1 |
105,8 |
152,3 |
Индекс потребительских цен, в % к декабрю предыдущего года |
108,8 |
107,4 |
111,6 |
111,8 |
107,5 |
108,2 |
155,9 |
В 2010 году отмечался послекризисный рост потребительской активности населения. Розничный товарооборот увеличился на 8,9% в сопоставимом исчислении к уровню 2009 года и составил 454,4 млрд.рублей. Следует отметить, что на динамику розничной торговли наиболее существенное влияние оказал рост оборота розничного рынка непродовольственных товаров, в структуре оборота розничной торговли удельный вес непродовольственных товаров составил 53%.
В 2010 году рост потребительских цен составил 108,2% (в РФ - 108,8%), что несколько выше, чем в предыдущем году (на 0,7%), и обусловлено аномальными погодными условиями, вызвавшими с середины лета рост цен на продовольствие. Цены на продукты питания росли более быстрыми темпами (112% против 104,4% в 2009 году). При этом среди регионов ПФО инфляция в Татарстане оставалась одной из самых низких (после Самарской области) (107,8%).
Внешнеэкономическая деятельность
Внешнеторговый оборот возрос в 2010 году к уровню 2005 года в 1,9 раза. Это означает, что улучшились пропорции обмена на мировом рынке для татарстанской экономики, что чрезвычайно важно для выстраивания эффективных взаимоотношений с внешним миром.
Наименование показателя/ годы |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 в % к 2005 |
Внешнеторговый оборот, млн.долларов США |
|
|
|
|
|
|
|
всего |
10083,4 |
12465,9 |
15279,2 |
21373,4 |
13491,6 |
18758,5 |
186,0 |
экспорт |
9373,2 |
11367,0 |
13502,9 |
18445,8 |
11748,6 |
16257,9 |
173,5 |
импорт |
710,2 |
1098,9 |
1776,3 |
2927,6 |
1743,0 |
2500,6 |
352,0 |
В 2005-2008 годы внешняя торговля Республики Татарстан в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры развивалась динамично - среднегодовые темпы роста внешнеторгового оборота составляли 31,3% в год, что превышало уровень среднероссийских темпов (около 28%).
В 2009 году на фоне негативного воздействия внешних факторов произошло снижение основных показателей внешней торговли Республики Татарстан: внешнеторговый оборот был на 36,9% ниже уровня 2008 года.
В 2010 году внешнеторговый оборот Республики Татарстан увеличился на 39% к уровню 2009 года до 18,8 млрд.долларов США.
Внешнеторговый оборот Республики Татарстан со странами дальнего зарубежья в 2010 году составил 16,7 млрд.долларов США и увеличился по сравнению с 2009 годом на 46,7%. В структуре товарооборота в 2010 году на долю экспорта приходилось 87,2%, импорта - 12,8% (в 2009 году - 87,7% и 12,3% соответственно). Экспорт товаров увеличился в 2010 году относительно 2009 года на 45,8% (составив 14,6 млрд.долларов), импорт возрос на 52,6% (составив 2,1 млрд.долларов).
Малое и среднее предпринимательство
На протяжении последних лет за счет средств республиканского, федерального бюджетов и внебюджетных источников активно формируется система мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, доля малого и среднего предпринимательства в ВРП за 2005-2010 годы выросла незначительно (с 17,5%* до 25,5%) и в 2010 году не достигла запланированных в Программе 30%, что обусловлено влиянием финансового кризиса.
Основные показатели развития субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан
Наименование показателя/ годы |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего число экономически активных, тыс.ед. |
91,2 |
103,7 |
124,0 |
136,82 |
148,83 |
172,6 |
в % к предыдущему году |
|
113,7 |
119,6 |
110,3 |
108,8 |
116,0 |
малых предприятий (с микропредприятиями) |
20,1 |
23,4 |
32,8 |
35,9 |
33,3 |
43,4 |
в % к предыдущему году |
|
116,4 |
140,2 |
109,5 |
92,8 |
130,3 |
средних предприятий |
- |
- |
- |
0,72 |
0,83 |
0,87 |
в % к предыдущему году |
|
|
|
|
115,3 |
104,8 |
индивидуальных предпринимателей |
71,1 |
80,3 |
91,2 |
100,2 |
114,7 |
128,3 |
в % к предыдущему году |
|
112,9 |
113,6 |
109,9 |
114,5 |
111,9 |
Оборот малых предприятий (с микропредприятиями), млрд.рублей |
146,3 |
185,0 |
235,2 |
387,0 |
357,8 |
442,5 |
в % к предыдущему году |
|
126,5 |
127,1 |
164,6 |
92,5 |
123,7 |
Оборот средних предприятий, млрд. рублей |
|
|
|
70,2 |
93,1 |
138,9 |
в% к предыдущему году |
|
|
|
|
132,6 |
149,2 |
Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в ВРП, % |
17,5* |
18,6* |
24,1 |
23,9 |
24,0 |
25,5 |
Доля налоговых поступлений от малого бизнеса в консолидированном бюджете, % |
5,5 |
8,3 |
10,2 |
11,8 |
14,2 |
15,0 |
Средняя численность работников (без внешних совместителей) малых предприятий, тыс. человек |
146,5 |
208,0 |
221,9 |
294,3 |
287,2 |
315,7 |
в % к предыдущему году |
|
142,0 |
106,7 |
132,6 |
97,6 |
109,9 |
Средняя численность работников (без внешних совместителей) средних предприятий, тыс. человек |
|
|
|
57,8 |
61,5 |
66,1 |
в % к предыдущему году |
|
|
|
|
106,4 |
107,5 |
Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий, рублей |
7166,0 |
9089,0 |
12508,7 |
17031,4 |
15800,5 |
18226,5 |
в % к предыдущему году |
|
126,8 |
137,6 |
136,2 |
92,8 |
115,4 |
* До 2007 года в расчетах учитывались субъекты малого предпринимательства, с 2007 года - субъекты малого и среднего предпринимательства.
Законом Республики Татарстан от 21 октября 2005 года N 105-ЗРТ утверждена Программа поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан на 2005-2010 годы. В рамках данной Программы объем выделенных средств на поддержку малого предпринимательства за 5 лет составил 9,3 млрд.рублей.
В республике создана инфраструктура поддержки предпринимательства: ГНО "Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан"; ГНО "Стабилизационный залогово-страховой фонд Республики Татарстан"; "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере"; ООО "Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан"; особая экономическая зона промышленно-производственного типа; 4 индустриальных парка; технополис "Химград"; 9 технопарков; 6 инвестиционных и венчурных фондов; бизнес-инкубаторы.
В 2009 году в республике был реализован пилотный проект по грантовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием механизма лизинга. Суть программы "Лизинг-грант" состоит в финансировании через лизинговую схему победивших в конкурсе проектов. В случае победы в конкурсном отборе получатель субсидии, помимо договора грантового финансирования, заключает договор лизинга на необходимое оборудование, часть стоимости которого оплачивается за счет субсидий.
По итогам 2009 года в конкурсе принял участие 1761 субъект малого и среднего предпринимательства. В итоге реализация проекта позволила поддержать 770 субъектов и создать 4500 рабочих мест. Грантовый фонд составил более 342,9 млн.рублей. В 2010 году общее увеличение стоимости профинансированных проектов возросло до 1,1 млрд.рублей благодаря сотрудничеству с ОАО "Российский банк развития".
Эффективность Программы обусловлена ростом налоговых поступлений в бюджет. Так, в 2009 году фактические поступления налогов от реализации проектов составили 231 млн.рублей (при плане 188 млн.рублей), в 2010 году - 304 млн.рублей.
3. Выполнение основных параметров Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы
Реализация комплекса программных мероприятий, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, рост деловой активности в 2005-2007 годах способствовали выполнению всех показателей, запланированных в Программе социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы. Так, показатель "Качество жизни" превысил программное значение на 0,28 процентных пункта, обеспеченность жильем - на 0,7 кв.м, доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, - меньше, чем планировалось, - на 2,4 процентных пункта. В 2007 году рост ВРП составил 126,7% к уровню 2004 года, что было выше программных значений на 6,1 процентных пункта.
Мировой экономический кризис прервал позитивную динамику социально-экономического развития республики, вызвав сокращение производства, спад экономики и снижение социальных показателей во второй половине 2008-2009 годов, что, соответственно, повлияло на выполнение Программы. В результате не достигнуты запланированные параметры по темпам роста ВРП в сопоставимых ценах к уровню 2004 года (137% против 147,9%), по удельному весу малого предпринимательства в ВРП (25% против 30%), по обеспеченности жильем (22,7% против 20,3%). Интегральный показатель "Качество жизни" составил 0,986 против 1.
В целях минимизации последствий мирового экономического кризиса, а также для обеспечения стабильной работы реального сектора экономики Правительством Республики Татарстан был разработан ряд антикризисных программ, реализация которых при поддержке федерального центра способствовала обеспечению занятости и, соответственно, снижению напряженности на рынке труда:
Региональная программа (Комплексный план) упреждающих мер по преодолению негативных последствий влияния глобального финансового кризиса в Республике Татарстан;
Республиканская адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов;
Республиканская программа по обеспечению жильем граждан Республики Татарстан на льготных условиях (социальная ипотека);
Программа развития транспортного комплекса Республики Татарстан;
Программа Правительства Российской Федерации по обновлению парка автомобильной и коммунальной техники;
подготовка к Всемирной летней универсиаде 2013 года.
Общий объем средств, направленных на реализацию мероприятий Региональной программы упреждающих мер по преодолению негативных последствий влияния глобального финансового кризиса в Республике Татарстан, составил в 2009 году 2,9 млрд.рублей, в 2010 году - 3,6 млрд.рублей.
Реализация данной программы позволила создать в 2009 году более 12 тыс. рабочих мест по схеме самостоятельной занятости в форме предпринимательской деятельности, в 2010 году - 19,7 тыс. рабочих мест.
В рамках выработки мер государственной поддержки реальному сектору экономики приняты законы Республики Татарстан, направленные на снижение налоговой нагрузки предприятий, субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, налоговая ставка по налогу на прибыль снижена для промышленных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, осуществляющих выполнение государственного оборонного заказа, с 18 до 13,5%. Установлены дифференцированные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. По таким видам экономической деятельности, как обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, для налогоплательщиков ставки снижены с 15% до 5%, для остальных налогоплательщиков - с 15% до 10%.
В целом в республике приобретен опыт антикризисного управления. Реализация разработанных мероприятий позволила сохранить объемы строительных работ, дорожного строительства, минимизировать влияние кризиса на экономику республики и обеспечить выполнение социальных гарантий населению.
Выполнение основных параметров Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы
Наименование показателя |
Значение параметра по годам |
|||||||||||||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 к 2004, % |
|||||||||
по Программе |
отчет |
по Программе |
отчет |
по Программе |
отчет |
по Программе |
отчет |
по Программе |
отчет |
по Программе |
отчет |
по Программе |
отчет |
по Программе |
отчет |
|
Качество жизни |
0,709 |
0,709 |
0,719 |
0,730 |
0,721 |
0,794 |
0,832 |
0,860 |
0,890 |
0,862 |
0,950 |
0,859 |
1 |
0,986 |
141,0 |
139,1 |
Средняя заработная плата, рублей |
5453 |
5453 |
6751 |
7068 |
8170 |
8850 |
9714 |
11469 |
11191 |
14904 |
12758 |
15207 |
14403 |
17353 |
264,1 |
318,2 |
Денежные доходы на душу населения (в среднем за месяц), рублей |
5345 |
5355 |
6740 |
7383 |
8220 |
9369 |
9675 |
11577 |
11100 |
14181 |
12500 |
15858 |
14000 |
18060 |
261,9 |
337,3 |
Продолжительность жизни, лет |
67,6 |
67,7 |
67,7 |
68 |
67,8 |
69 |
67,9 |
69,4 |
68,3 |
70,1 |
68,7 |
70,8 |
69,1 |
71,3 |
102,2 |
105,3 |
Обеспеченность жильем (кв.м общей площади) |
20,1 |
20,1 |
20,4 |
20,5 |
20,7 |
20,9 |
21,1 |
21,3 |
21,6 |
21,9 |
22 |
22,2 |
23 |
22,7 |
114,4 |
112,9 |
Обеспеченность площадью на одного занимающегося в учреждениях общего образования (при сменности 1,5), %: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
город |
53,3 |
53,29 |
57,4 |
62,29 |
63,1 |
95,2 |
68,7 |
68,59 |
79,1 |
68 |
87,9 |
72,62 |
100 |
75 |
187,6 |
140,7 |
село |
148,53 |
148,53 |
161,5 |
166,63 |
162,0 |
180,4 |
162,5 |
177,02 |
162,5 |
183,01 |
162,5 |
205,49 |
162,5 |
207 |
109,4 |
139,4 |
ВРП, млрд.рублей |
405,6 |
410,9 |
475,5 |
509,3 |
522,6 |
630,0 |
580 |
757,4 |
650 |
926,1 |
710 |
884,2 |
780 |
995 |
192,3 |
242,2 |
Рост ВРП в сопоставимых ценах, в % к 2004 году |
100,0 |
100,0 |
106,1 |
105,5 |
113,0 |
114,5 |
120,6 |
126,7 |
130,4 |
136,5 |
138,2 |
131,8 |
147,9 |
136,8 |
147,9 |
|
Ежегодный прирост ВРП за счет инновационной деятельности, % |
>2 |
>2 |
>2 |
>2 |
>2 |
>2 |
>2 |
1,3 |
>2 |
0,7 |
>2 |
0,7 |
>2 |
>2 |
|
|
Уровень бедности населения (доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума) по методике РФ, % |
15,2 |
15,8 |
13,8 |
12,8 |
12,3 |
9,9 |
11,1 |
8,7 |
10,2 |
8,6 |
9,4 |
8,4 |
8,6 |
8,3 |
56,6 |
52,5 |
4. Место и роль Республики Татарстан в Российской Федерации
Доля Республики Татарстан в объемных показателях Российской Федерации
N п/п |
Наименование показателя |
Удельный вес РТ в РФ |
|
2005 год |
2010 год |
||
1. |
Валовой внутренний продукт (ВВП)/ Валовой региональный продукт (ВРП) в основных ценах, млрд.рублей |
2,7 |
2,8 |
2. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд.рублей |
3,7 |
3,9 |
3. |
Производство важнейших видов промышленной продукции; |
|
|
нефть, млн.т |
6,8 |
6,4 |
|
бензин автомобильный, тыс.т |
0,2 |
1,7 |
|
каучук синтетический, тыс.т |
30,2 |
36,9 |
|
полимеры этилена в первичных формах, тыс.т |
34,7 |
49,7 |
|
шины, млн.шт. |
27,5 |
30,2 |
|
автомобили грузовые, тыс.шт. |
15,6 |
28,2 |
|
автомобили легковые, тыс.шт. |
2,8 |
1,0 |
|
бумага, тыс.т |
1,3 |
2,5 |
|
картон, тыс.т |
4,4 |
3,4 |
|
синтетические моющие средства, тыс.т |
10,3 |
11,8 |
|
4. |
Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей, млрд.рублей |
4,4 |
4,0 |
5. |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", млрд.рублей |
4,1 |
4,2 |
6. |
Объем инвестиций (в основной капитал) по территории за счет всех источников финансирования, млрд.рублей |
3,9 |
3,4 |
7. |
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс.кв.м |
3,0 |
2,8 |
8. |
Оборот розничной торговли, в действующих ценах каждого года, млрд.рублей |
2,3 |
2,8 |
9. |
Объем платных услуг населению, в действующих ценах каждого года, млрд.рублей |
2,4 |
3,0 |
"Рейтинг регионов Приволжского федерального округа по экономическим индикаторам в 2010 году"
"Рейтинг регионов Приволжского федерального округа по социальным индикаторам в 2010 году"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.