Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
На сегодняшний день сеть учреждений культуры города составляет 29 учреждений, в том числе 3 государственных учреждения в оперативном управлении:
1) Государственный татарский драматический театр;
2) Государственный театр кукол;
3) Набережночелнинский колледж искусств.
Управление культуры курирует деятельность творческих общественных организаций:
1) Набережночелнинской организации "Союз художников России и Татарстана";
2) Набережночелнинских отделений Союза писателей Татарстана и России.
Происходящие в последние годы в обществе процессы совершенствования политической, экономической и социальной сфер жизни выявили глубокий разрыв между имеющимися культурным потенциалом и состоянием материально-технического и организационно-правового обеспечения сферы культуры. Неблагоприятную ситуацию для развития культуры и искусства обусловили и устойчивый дефицит бюджета, и тенденция к снижению реальных доходов населения. Ни одна ранее утвержденная Программа развития культуры города не была реализована в полной мере. Это привело к ухудшению состояния ряда памятников архитектуры, истории и культуры на территории города. Отсутствует необходимая инфраструктура для использования памятников истории и культуры как объектов научного исследования и туризма. Преобразование отношений собственности на землю порождает принципиальную угрозу дальнейшему существованию многих памятников, которые могут быть разрушены новыми владельцами. Не отвечают требованиям состояние и развитие музейного фонда города (Историко-краеведческий музей и картинная галерея) и музеев как традиционных мест сохранения и трансляции культурного наследия. Слабая техническая оснащенность музеев не позволяет приступить к компьютеризации музейного фонда. Снижаются популярность и значимость досуговых учреждений культуры. Серьезное положение сложилось в дальнейшей эксплуатации клубных, концертных учреждений, библиотек, музеев и учебных заведений искусств. Многим из них требуется капитальный ремонт: МАОУДО "Детская музыкальная школа N 6", МАУК "Концертный зал имени Сары Садыковой", МАУК "ДК "Энергетик", МАУК "ДДН "Родник" и др.
19 городских библиотек нуждаются в обеспечении соответствующим требованиям помещениях. Сокращается объем поступлений литературы в городские библиотеки. Средняя книгообеспеченность на 1 жителя города составляет лишь 1,4 (в Российской Федерации - 7,0; Республике Татарстан - 6,1); на 1 читателя - 10,7 книг (в Российской Федерации - 17,5; Республике Татарстан - 15,9). Остаются невыполненными запросы читателей на популярную отраслевую, детскую, художественную и справочную литературу. Смена экономических ориентиров, сокращение бюджетного финансирования, сказывается, прежде всего, на качестве и объемах культурного обслуживания населения, может привести к разрушению сложившейся за многие годы единой системы эстетического воспитания населения.
Система художественного образования на сегодняшний день функционирует успешно, но и здесь существуют проблемы.
Услуги школ искусств остаются востребованными. Юных челнинцев обучают по 23 специальностям, но при этом наблюдается спад интереса к таким инструментам, как балалайка, виолончель, духовые инструменты. Помимо общеразвивающих программ, в школах искусств реализуются дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусства, прием на которые происходит на конкурсной основе.
Стабильными остаются и основные показатели деятельности учебных заведений искусств - успеваемость, качество обучения и поступление в училища и ВУЗы.
Ежегодно растет творческий и исполнительский уровень, как учащихся, так и их преподавателей.
В 2015 году воспитанники учебных заведений искусств принесли городу и республике более 750 побед на конкурсах республиканского, всероссийского и международного уровня.
В целях поддержки одаренных детей и дальнейшего их стимулирования были назначены 5 именных стипендий Мэра г. Набережные Челны, двое учащихся являются стипендиатами Министерства культуры РТ. Трое учащихся стали лауреатами Общероссийского конкурса "Молодые дарования России" и получили стипендии Министерства культуры РФ. В рамках реализации Республиканской программы "Дети Татарстана" Министерством культуры РТ были частично профинансированы поездки учащихся школ искусств города в летней творческой смене (п. Витязево, Крым), ДМШ N 1, ДШИ, ДМШ N 3 - выделены музыкальные инструменты.
Но, несмотря на перечисленные меры поддержки одаренных детей, финансирование художественного образования остается недостаточным. В этой связи школам искусств необходимо проводить работу по привлечению внебюджетных средств и работу с грантами.
Медленными темпами идет процесс внедрения новых обучающих технологий в образовательный процесс.
Существующая проблема износа музыкального инструментария также требует серьезного внимания. Потребность в приобретении инструментов составляет более 4 млн. руб.
Профессиональные творческие коллективы города на сегодняшний момент также испытывают трудности, общие для творческих коллективов города: это слабая материально-техническая база, недостаточное финансирование гастрольной деятельности.
С другой стороны, для них характерны все те же проблемы, что и для всей культуры в целом:
1) отсутствие системы рекламных мероприятий по пропаганде профессионального искусства и воспитанию зрительской культуры;
2) кадровые проблемы;
3) отсутствие системы организации гастролей профессиональных коллективов.
В условиях перехода на муниципальное управление и модернизации сферы культуры, кадровая проблема становится одной из ключевых, так как экономический потенциал отрасли культуры в первую очередь определяют трудовые ресурсы.
На сегодняшний день наиболее обеспечены профессиональными кадрами учебные заведения искусств. Культурно-досуговые учреждения (клубы, музеи, библиотеки, театры, хореографические коллективы) нуждаются в укреплении кадровой базы.
Из-за низкой заработной платы молодые специалисты не всегда идут с желанием в вышеперечисленные учреждения. Сохранение и пополнение кадрового потенциала с каждым годом становится все сложнее.
С введением в действие Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государство передало полномочия муниципальным образованиям и возложило на них ответственность за формирование и реализацию муниципальной культурной политики и обеспечение жизнедеятельности муниципальных учреждений культуры.
Это способствует началу активного совершенствования управления культурными процессами на муниципальном уровне.
С финансовой точки зрения сфера культуры сегодня является единственной сферой социального блока, где происходит хранение, накопление, производство весьма значительных материальных ценностей, составляющих национальное достояние. По своей реальной стоимости эта часть национального достояния превосходит стоимость основных фондов многих отраслей хозяйства и уникальна тем, что не подвержена инфляции и является реальным средством накопления.
Решение актуальных задач сохранения и развития культуры и искусства требует комплексного подхода, современной организации всей работы, четкого перспективного планирования. Реализация данной программы позволит преодолеть существующие трудности в деятельности учреждений сферы культуры, обеспечить целенаправленную работу по сохранению культурного наследия и развитию культурного потенциала города. Программа предусматривает объединение интеллектуальных, творческих, организационных и финансовых возможностей.
Главная особенность культуры заключается в том, что результаты культурной деятельности выражаются в отложенном по времени социальном эффекте и проявляются в увеличении интеллектуального потенциала, изменении ценностных ориентиров и норм поведения индивидуумов, что в конечном итоге влечет за собой изменения в основах функционирования общества.
В Программе предполагается использовать систему индикаторов и цифровых показателей, характеризующих лишь текущие результаты культурной деятельности. При этом конкретные Подпрограммы могут содержать свои собственные показатели результативности.
Главный социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в повышении социальной роли культуры в жизни жителей муниципального образования город Набережные Челны и, соответственно, в повышении качества жизни в городе Набережные Челны, создании благоприятной общественной атмосферы для осуществления курса на модернизацию в сфере культуры. Этот эффект будет выражаться в частности:
- в создании благоприятных условий для творческой деятельности, разнообразия и доступности предлагаемых населению культурных благ и информации в культуре и искусстве;
- в обеспечении сохранения и трансляции культурного наследия;
- в активизации процессов экономического развития культуры;
- в кадровом обеспечении отрасли квалифицированным персоналом, создании стимулирующих условий для работы и творческой деятельности в отрасли, поддержке молодых дарований;
- в укреплении единства культурного пространства, способствующего сохранению самобытности народов, проживающих в городе Набережные Челны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.