Постановление Конституционного суда Республики Татарстан
от 25 марта 2014 г. N 58-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений части 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N 33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" (в редакции Закона Республики Татарстан от 10 октября 2011 года N 71-ЗРТ) в связи с жалобой гражданки Ф.Я. Суфияровой"
Именем Республики Татарстан
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н. Демидова, судей Ф.Н. Багаутдинова, Л.B. Кузьминой, Р.А. Сахиевой, А.А. Хамматовой, А.Р. Шакараева,
с участием гражданки Ф.Я. Суфияровой, обратившейся с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителя заявительницы - Н.В. Севостьяновой, представителя Государственного Совета Республики Татарстан как стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт, - заведующего отделом социального законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан Э.М. Мустафиной, представителя Президента Республики Татарстан - главного советника отдела по законопроектной работе Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан Р.В. Сидакова, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан А.А. Ощепкова, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан - заместителя начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан А.Б. Гревцова, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан М.М. Сальниковой, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан P.P. Шкаликова, представителя Прокурора Республики Татарстан - заместителя Прокурора Республики Татарстан Г.С. Галимова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - заместителя начальника отдела по вопросам восстановления прав граждан аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Р.И. Сайфутдиновой,
руководствуясь статьей 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности отдельных положений части 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N 33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" (в редакции Закона Республики Татарстан от 10 октября 2011 года N 71-ЗРТ).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме жалобы гражданки Ф.Я. Суфияровой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемая заявительницей норма Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Р.А. Сахиевой, объяснения сторон - гражданки Ф.Я. Суфияровой, представителя заявительницы Н.В. Севостьяновой и представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, Э.М. Мустафиной, выступления приглашенных в судебное заседание представителей: от Президента Республики Татарстан - Р.В. Сидакова, от Государственного Совета Республики Татарстан - А.А. Ощепкова, от Кабинета Министров Республики Татарстан - А.Б. Гревцова, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан - М.М. Сальниковой, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - P.P. Шкаликова, от Прокурора Республики Татарстан - Г.С. Галимова, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - Р.И. Сайфутдиновой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка Ф.Я. Суфиярова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод частью 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N 33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" (в редакции Закона Республики Татарстан от 10 октября 2011 года N 71-ЗРТ), согласно которой под ведомственными знаками отличия в труде понимаются награды, в том числе почетные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), учрежденные за заслуги и достижения в труде органами государственной власти и иными государственными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральными органами общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующими (участвовавшими) в осуществлении государственных (ведомственных) функций. Перечень указанных органов определяется в порядке и на условиях, установленных Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Как следует из жалобы и приложенных к ней копий документов, гражданка Ф.Я. Суфиярова работала главным бухгалтером в Татарстанской республиканской организации Профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации. Постановлением Исполнительного комитета Федерации независимых профсоюзов России от 15 мая 2012 года N 4-9 она была награждена Почетной грамотой за многолетнюю плодотворную деятельность по защите социально-трудовых прав и интересов работников. В связи с этим заявительница обратилась в Управление социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Альметьевском муниципальном районе по вопросу присвоения звания "Ветеран труда". Однако ей было отказано в приеме документов на присвоение данного звания со ссылкой на то, что общественная организация - Федерация Независимых Профсоюзов России (далее - ФНПР) - никаких государственных функций не осуществляет, и, соответственно, Почетная грамота ФНПР не относится к числу ведомственных знаков отличия в труде и не является основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
По обращению заявительницы Альметьевский городской суд Республики Татарстан решением от 19 декабря 2012 года признал право гражданки Ф.Я. Суфияровой на присвоение ей звания "Ветеран труда" в связи с награждением ее Почетной грамотой ФНПР. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 25 февраля 2013 года указанное судебное решение было отменено в связи с тем, что истица - гражданка Ф.Я. Суфиярова не представила суду доказательства, подтверждающие, что она состояла в штате Татарстанской республиканской организации Профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Конституционный суд Республики Татарстан, заявительница в обоснование своей позиции ссылается на пункт 4 Положения о порядке и условиях отнесения органов государственной власти и иных государственных органов, а также центральных органов общественных объединений и организаций к перечню органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 марта 2012 года N 210, которым установлено, что отнесение Органов к указанному перечню осуществляется при условии, если в нормативном правовом акте, регламентирующем деятельность Органа, закреплены положения о его участии в осуществлении государственных (ведомственных) функций и он действует (действовал) в период награждения лица, претендующего на присвоение звания "Ветеран труда". Она полагает, что указанному нормативному требованию соответствуют пункты 3.2.4-3.2.18 Устава Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства, утвержденного постановлением Учредительного съезда профсоюза от 17 декабря 1990 года. В структуру данного Профсоюза входит Татарстанская республиканская организация Профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации, в которой работала заявительница. Указанные пункты содержат положения о взаимодействии Профсоюза при осуществлении им своих функций с органами государственной власти. Аналогичные положения, как отмечает заявительница, содержатся и в пункте 2 статьи 4 Устава ФНПР, принятого Учредительным съездом профсоюзов РСФСР 23 марта 1990 года.
Гражданка Ф.Я. Суфиярова считает, что указанные положения данных Уставов по своему смыслу тождественны формулировке "участвующими (участвовавшими) в осуществлении государственных (ведомственных) функций", установленной в части 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N 33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда". Она полагает, что неопределенность содержания данного положения, закрепленного оспариваемой нормой, явилась основанием для принятия Управлением социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Альметьевском муниципальном районе правоприменительного решения об отказе в присвоении ей звания "Ветеран труда".
На основании изложенного гражданка Ф.Я. Суфиярова просит Конституционный суд Республики Татарстан признать положения части 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N 33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" не соответствующими статьям 13, 29 (часть первая), 54 (части первая и вторая) и 58 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан, согласно которым Республика Татарстан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; любые формы ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам запрещаются; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом; в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
1.1. Исследование и разрешение вопросов о том, является (являлась) ли заявительница штатным сотрудником Татарстанской республиканской организации Профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации, а также участвует (участвовал) ли указанный профсоюз в осуществлении государственных (ведомственных) функций, не относится к компетенции Конституционного суда Республики Татарстан, поскольку в силу части девятой статьи 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти Республики Татарстан.
При этом в соответствии с частями второй и третьей статьи 68 указанного Закона Республики Татарстан Конституционный суд Республики Татарстан принимает решение по делу, в том числе исходя из места оспариваемой нормы в системе нормативных правовых актов. Конституционный суд Республики Татарстан принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу являются отдельные положения части 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N 33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" (в редакции Закона Республики Татарстан от 10 октября 2011 года N 71-ЗРТ), определяющие, что под ведомственными знаками отличия в труде понимаются награды центральных органов тех общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, которые участвуют (участвовали) в осуществлении государственных (ведомственных) функций.
2. Оспариваемые заявительницей положения части 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N 33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" относятся к сфере социальной защиты, которая в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт "ж" части 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (статья 76, части 2 и 5, Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки в том числе ветеранов труда. Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, принимая Закон Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N 33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", Государственный Совет Республики Татарстан исходил из установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов и правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу федерального законодательства и основанное на положении пункта 2 статьи 75 Конституции Республики Татарстан, согласно которому к ведению Государственного Совета Республики Татарстан относится законодательное регулирование по предметам ведения Республики Татарстан и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий Республики Татарстан.
3. Конституция Республики Татарстан провозглашает Республику Татарстан социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 13; статья 54, часть первая).
Признавая заслуги лиц, удостоенных звания "Ветеран труда", государство берет на себя определенные публично-правовые обязательства по осуществлению их социальной защиты. Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 вышеназванного Федерального закона ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Тем самым федеральный законодатель, определив круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, не установил при этом перечень ведомственных знаков отличия в труде и перечень органов, ведомственные награды которых являются основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, установление порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" и, соответственно, определение того, какие знаки отличия в труде подлежат учету для присвоения указанного звания, относится к компетенции субъектов Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 года N 1821-О).
Из этого следует, что республиканский законодатель, реализуя полномочия, предоставленные ему пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", вправе самостоятельно определять как перечень ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", так и условия, которым должны соответствовать данные знаки отличия.
Часть 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N 33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" определяет, что под ведомственными знаками отличия в труде в данном Законе понимаются награды, в том числе почетные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), учрежденные за заслуги и достижения в труде органами государственной власти и иными государственными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральными органами общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующими (участвовавшими) в осуществлении государственных (ведомственных) функций. Перечень указанных органов определяется в порядке и на условиях, установленных Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Из содержания данной нормы следует, что для отнесения награды к ведомственным знакам отличия в труде необходимо, чтобы каждая из указанных в этой норме наград была учреждена за заслуги и достижения в труде органами государственной власти и иными государственными органами СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральными органами общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации. При этом награды центральных органов общественных объединений и организаций согласно оспариваемым положениям относятся к ведомственным знакам отличия в труде лишь в том случае, если соответствующие общественные объединения и организации участвуют (участвовали) в осуществлении государственных (ведомственных) функций.
В целях реализации указанного Закона Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановлением от 13 марта 2012 года N 210 утвердил Положение о порядке и условиях отнесения органов государственной власти и иных государственных органов, а также центральных органов общественных объединений и организаций к перечню органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан. В данном Положении установлено, что отнесение в том числе центральных органов общественных объединений и организаций к этому перечню осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации и при условии, если в нормативном правовом акте, регламентирующем деятельность указанных органов, закреплены положения о его участии в осуществлении государственных (ведомственных) функций и он действует (действовал) в период награждения лица, претендующего на присвоение звания "Ветеран труда" (пункты 3 и 4).
Во исполнение вышеуказанного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 29 июня 2012 года N 481 утвержден Перечень ведомственных знаков отличия в труде государственных органов и организаций, отнесенных к перечню органов государственной власти и иных государственных органов СССР, РСФСР, Российской Федерации, центральных органов общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, участвующих (участвовавших) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, ведомственные знаки отличия в труде которых, учрежденные за заслуги и достижения в труде, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" в Республике Татарстан.
Из содержания и смысла указанных положений, находящихся в нормативном единстве с оспариваемой нормой, следует, что правомочие на участие в осуществлении общественными объединениями и организациями государственных (ведомственных) функций должно быть закреплено не только в уставах этих общественных объединений и организаций, но и в нормативных правовых актах, принятых органами государственной власти и определяющих статус соответствующих общественных объединений и организаций. Следовательно, довод заявительницы об отсутствии определенности и ясности в содержании оспариваемых положений является необоснованным.
Установление в части 2 статьи 1 оспариваемого Закона Республики Татарстан условия об отнесении к ведомственным знакам отличия в труде наград центральных органов только тех общественных объединений и организаций, которые участвуют (участвовали) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, производно от публично-правовой природы отношений, связанных с присвоением звания "Ветеран труда", поскольку присвоение лицу данного звания влечет возникновение обязанности соответствующего государственного органа по предоставлению ветерану труда мер социальной поддержки, финансируемых за счет средств бюджета. Согласно статье 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В Республике Татарстан социальная защита ветеранов труда осуществляется посредством предоставления им льгот, предусмотренных Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан". Финансирование предоставляемых ветеранам труда мер социальной поддержки согласно данному Закону производится за счет средств бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов в объемах переданных финансовых средств (пункт 1 статьи 3).
Тем самым установленное республиканским законодателем условие отнесения наград центральных органов общественных объединений и организаций к числу ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых для присвоения звания "Ветеран труда", вопреки доводам заявительницы не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип равенства, поскольку данное условие основано на учете объективно существующих различий между общественными объединениями и организациями, вносящими (вносившими) свой вклад в осуществление государственных (ведомственных) функций, и теми из них, которые не участвуют (не участвовали) в данной деятельности.
Подобное регулирование, как неоднократно отмечал Конституционный суд Республики Татарстан (постановления от 18 июля 2006 года N 21-П, от 16 апреля 2008 года N 29-П, от 23 декабря 2008 года N 32-П, от 5 октября 2011 года N 44-П, от 20 декабря 2011 года N 46-П, от 10 июля 2013 года N 54-П), корреспондирует правоприменительной практике Комитета по правам человека, осуществляющего контроль за реализацией Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, согласно которой право на равенство перед законом и на равную защиту закона без всякой дискриминации не означает, что любые различия и условия в обращении являются дискриминационными, в связи с чем дифференциация, основанная на резонных и объективных критериях, не равнозначна запрещенной дискриминации по смыслу статьи 26 Пакта (пункт 13 решения Комитета от 9 апреля 1987 года N 182/1984).
Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу отдельные положения части 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N 33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" (в редакции Закона Республики Татарстан от 10 октября 2011 года N 71-ЗРТ), устанавливающие, что под ведомственными знаками отличия в труде понимаются награды центральных органов тех общественных объединений и организаций, которые участвуют (участвовали) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, не могут рассматриваться как ограничивающие, умаляющие или иным образом нарушающие права и свободы человека и гражданина, в том числе и право заявительницы, гарантированное статьями 13, 29 (часть первая), 54 (части первая и вторая) и 58 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 66, частями первой, второй и шестой статьи 67, статьями 68, 69, 71 и 73, пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан постановил:
1. Признать отдельные положения части 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N 33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" (в редакции Закона Республики Татарстан от 10 октября 2011 года N 71-ЗРТ), определяющие, что под ведомственными знаками отличия в труде понимаются награды центральных органов тех общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, которые участвуют (участвовали) в осуществлении государственных (ведомственных) функций, соответствующими Конституции Республики Татарстан.
2. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предметом рассмотрения КС РТ стали отдельные положения Закона РТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", определяющие, что под ведомственными знаками отличия в труде понимаются награды центральных органов тех общественных объединений и организаций СССР, РСФСР, Российской Федерации, которые участвуют (участвовали) в осуществлении государственных (ведомственных) функций.
Республиканский законодатель, реализуя переданные ему полномочия, самостоятельно определяет как перечень ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания, так и условия, которым они должны соответствовать.
Установленное оспариваемым законом ограничение отнесения наград центральных органов общественных объединений и организаций производно от публично-правовой природы отношений, связанных с присвоением звания, поскольку присвоение лицу данного звания влечет возникновение обязанности соответствующего государственного органа по предоставлению ветерану труда мер соцподдержки.
Тем самым данное условие не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип равенства, поскольку основано на учете объективно существующих различий между общественными объединениями и организациями, вносящими (вносившими) свой вклад в осуществление государственных (ведомственных) функций, и теми из них, которые не участвуют (не участвовали) в данной деятельности.
Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу оспариваемые положения не могут рассматриваться как ограничивающие, умаляющие или иным образом нарушающие права и свободы человека и гражданина и соответствуют Конституции Республики Татарстан.
Постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Постановление Конституционного суда РТ от 25 марта 2014 г. N 58-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений части 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N 33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" (в редакции Закона Республики Татарстан от 10 октября 2011 года N 71-ЗРТ) в связи с жалобой гражданки Ф.Я. Суфияровой"
Текст постановления опубликован в газете "Ватаным Татарстан" от 5 апреля 2014 г. N 49, газете "Республика Татарстан" от 12 апреля 2014 г. N 54