Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 9 января 2014 г. N 3-2/2014
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 апреля 2014 г. N 11-АПГ14-2 настоящее решение отменено, а производство по делу прекращено в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующими абзаца третьего подпункта "б" пункта 23 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного постановлением КМ РТ от 17 декабря 2004 г. N 542; в части признания недействующими абзаца четвертого подпункта "б" пункта 23 Положения в части указывающей на предоставление сообщения Министерства юстиции Российской Федерации о неисполнении решения суда о взыскании алиментов в случае проживания должника в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации не заключен договор о правовой помощи и абзаца второго подпункта "в" пункта 23 Положения. В остальной части решение оставлено без изменения, апелляционное представление прокурора, участвующего в деле, - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сальниковой М.М.,
при секретаре судебного заседания Садрутдиновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан об оспаривании отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года N 542 "Об утверждении положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан",
установил:
17 декабря 2004 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 542 "Об утверждении Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан".
Прокурор Республики Татарстан (далее - прокурор) обратился в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений данного постановления, считая их противоречащими Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Закону Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан". Полагает, что установленные оспариваемым актом требования о предоставлении ряда документов являются необоснованными, нарушают права граждан на получение мер социальной поддержки.
Сформулировав свои требования в окончательной форме, прокурор просит признать противоречащими федеральному законодательству и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу следующие нормы Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года N 542: подпункт "г" пункта 7 как устанавливающий обязанность представлять пенсионное удостоверение для получения ежемесячной денежной выплаты лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лицам награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; лицам, награжденным государственными наградами Республики Татарстан (за исключением лиц, удостоенных ордена Республики Татарстан "За заслуги перед Республикой Татарстан" и лиц, удостоенных медали Республики Татарстан "За доблестный труд"); подпункт "е" пункта 7; абзац пятый пункта 41 как устанавливающий обязанность представлять пенсионное удостоверение лицам, награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; лицам, награжденным государственными наградами Республики Татарстан (за исключением лиц, удостоенных ордена Республики Татарстан "За заслуги перед Республикой Татарстан" и лиц, удостоенных медали Республики Татарстан "За доблестный труд"); абзацы четвертый, шестой, десятый пункта 22; подпункт "а" пункта 23; абзацы второй, третий, четвертый подпункта "б" пункта 23; абзацы второй и третий подпункта "в" пункта 23; абзац третий пункта 32, часть 7 пункта 37, а также пункт 30 в части слов "из многодетной семьи", абзац третий пункта 35 в части слов "из многодетной семьи", часть 2 пункта 37 как указывающие на обязанность семей, имеющих трех и более детей, подтверждать статус многодетной семьи.
В судебном заседании представитель прокурора Загидуллин Р.И. поддержал заявленные требования. Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Верхова И.А. с заявленными требованиями не согласилась, изложив свою позицию в письменных возражениях.
Выслушав объяснения представителя прокурора, возражения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (статья 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Частью третьей статьи 26.3-1 органам государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Законом Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" (далее также - Закон) установлены меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан (статьи 4-8.1 Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона порядок реализации статей 4-8.1 Закона устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Во исполнение данной нормы Кабинетом Министров Республики Татарстан принято оспариваемое постановление от 17 декабря 2004 года N 542, которым утверждено Положение о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан (далее - Положение). Постановление опубликовано 21 декабря 2004 года в газете "Республика Татарстан" N 253.
В числе мер социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, а также лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, предусмотрена ежемесячная денежная выплата в размере 300 рублей (статья 4 Закона).
Аналогичным образом данная категория получателей ежемесячной денежной выплаты определена в пункте 6 Положения.
Пунктом 3 статьи 5.1 Закона ежемесячная денежная выплата в размере 200 рублей предусмотрена для лиц, награжденных государственными наградами Республики Татарстан, не перечисленными в пунктах 1 и 2 этой же статьи.
В соответствии с абзацем шестым пункта 6 Положения ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается, в том числе, лицам, награжденным государственными наградами Республики Татарстан, установленными Законом Республики Татарстан "О государственных наградах Республики Татарстан", пенсия которым назначена в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также лицам, награжденным государственными наградами Республики Татарстан, учрежденными Законом Республики Татарстан "О государственных наградах Республики Татарстан", получающим пенсии по иным основаниям или получающим пожизненное содержание за работу (службу) по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 7 Положения определен перечень документов, представляемых гражданами, указанными в пункте 6 Положения. Подпунктом "г" пункта 7 Положения в данный перечень включено пенсионное удостоверение.
Между тем, как следует из положений статьи 4 Закона, предоставление мер социальной поддержки лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, а также лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, не связывается с их правом на получение пенсии, следовательно, пенсионное удостоверение не является документом, подтверждающим их право на получение ежемесячной денежной выплаты.
В части требования о представлении пенсионного удостоверения для получения ежемесячной денежной выплаты лицами, награжденными государственными наградами Республики Татарстан, не перечисленными в пунктах 1 и 2 статьи 5.1 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Разделом II (пункты 6-11) Положения установлен порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты, при этом в пункте 6 Положения перечислены категории лиц, которым назначается и выплачивается такая выплата. В приведенном выше абзаце шестом пункта 6 указаны лица, награжденные государственными наградами Республики Татарстан и отвечающие определенным этим же абзацем условиям, которые связаны с назначением, получением пенсии, достижением пенсионного возраста. В пункте 3 статьи 5.1 Закона категория получателей мер социальной поддержки определена как "лица, награжденные государственными наградами Республики Татарстан, не перечисленными в пунктах 1 и 2 этой же статьи", дополнительных условий в их отношении не установлено.
Таким образом, данные лица не указаны в пункте 6 Положения, следовательно, порядок реализации их права на получение мер социальной поддержки Положением не регулируется. Положение в этой части прокурором не оспаривается.
Поскольку перечень документов, установленный пунктом 7 Положения, определен для лиц, указанных в пункте 6 Положения, у суда не имеется оснований полагать, что требование о предоставлении пенсионного удостоверения установлено в отношении лиц, награжденных государственными наградами Республики Татарстан, но не подпадающих под категорию, определенную абзацем шестым пункта 6 Положения. В связи с этим доводы прокурора о необоснованном возложении обязанности на данных лиц не находят подтверждения.
При таких обстоятельствах подпункт "г" пункта 7 Положения в той части, в какой он распространяется на лиц, проработавших в тылу с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, а также на лиц, награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, противоречит статье 4 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" и подлежит признанию недействующим лишь в этой части.
Доводы Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что необходимость представления пенсионного удостоверения установлена для других категорий лиц, указанных в пункте 6 Положения, не могут быть приняты во внимание, поскольку прокурором оспаривается правомерность установления данного требования в отношении лиц, указанных в статье 4 и пункте 3 статьи 5.1 Закона.
Пунктом 3 статьи 5.1 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" установлено, что лицам, награжденным государственными наградами Республики Татарстан, не перечисленными в пунктах 1 и 2 этой же статьи, также предоставляются субсидия в размере 50 процентов затрат по абонентской плате за телефон, радио, коллективную антенну.
В соответствии с абзацем вторым пункта 40 Положения субсидия затрат по абонентской плате за телефон, радио, коллективную антенну назначается и выплачивается лицам, награжденным государственными наградами Республики Татарстан, установленными Законом Республики Татарстан "О государственных наградах Республики Татарстан".
В пункте 41 Положения, устанавливающего перечень документов, предоставляемых для назначения и выплаты данной субсидии, содержится требование о предоставлении пенсионного удостоверения (абзац пятый пункта 41).
Проверяя законность оспариваемой нормы, суд исходит из того, что пунктами 1, 2, 3 статьи 5.1 Закона определяются отдельные категории лиц и меры социальной поддержки, предоставляемые лицам соответствующей категории. При этом в пунктах 1 и 2 статьи 5.1 Закона, предусматривающих меры социальной поддержки для лиц, удостоенных соответственно ордена Республики Татарстан "За заслуги перед Республикой Татарстан и медали Республики Татарстан "За доблестный труд", установлены дополнительные условия - наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, и назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 3 статьи 5.1 Закона каких-либо дополнительных условий для предоставления мер социальной поддержки лицам, награжденным иными видами государственных наград Республики Татарстан, не установлено, следовательно, закон не обуславливает право данных лиц на получение мер социальной поддержки назначением им пенсии. Целесообразность и обоснованность такого определения круга получателей мер социальной поддержки не может оцениваться судом в рамках рассмотрения настоящего дела.
Поскольку Кабинету Министров Республики Татарстан предоставлено полномочие лишь по определению порядка реализации положений Закона (статья 9 Закона), установление дополнительных условий для получения мер социальной поддержки не может осуществляться правовым актом Кабинета Министров Республики Татарстан.
Таким образом, требование о предоставлении пенсионного удостоверения лицами, указанными в пункте 3 статьи 5.1 Закона, для предоставления субсидии затрат по абонентской плате за телефон, радио, коллективную антенну также является необоснованным и противоречит положениям данной статьи.
Доводы Кабинета Министров Республики Татарстан о необходимости применения пункта 3 статьи 5.1 Закона с учетом положений пункта 4 этой же статьи подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5.1 Закона лицам, удостоенным государственных наград Республики Татарстан, учрежденных Законом Республики Татарстан "О государственных наградах Республики Татарстан", и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, получающим пенсии по иным основаниям либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на социальную поддержку в соответствии с настоящей статьей предоставляется по достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как следует из содержания данного пункта, он устанавливает срок возникновения права на социальную поддержку у лиц, которые награждены государственными наградами Республики Татарстан, имеют трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, получают пенсии по иным основаниям либо пожизненное содержание за работу (службу). Между тем данная норма не устанавливает ограничений по применению пункта 3 статьи 5.1 в отношении лиц, не отвечающих данным условиям, и не может служить основанием для лишения их предусмотренных законом мер социальной поддержки.
В связи с этим абзац пятый пункта 41 Положения подлежит признанию недействующим в той части, в какой распространяется на лиц, награжденным государственными наградами Республики Татарстан (за исключением лиц, удостоенных ордена Республики Татарстан "За заслуги перед Республикой Татарстан и медали Республики Татарстан "За доблестный труд"), не имеющих трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, не получающих пенсии по иным основаниям либо пожизненное содержание за работу (службу).
Вместе с тем заявленное по аналогичным основаниям требование прокурора о признании недействующим абзаца пятого пункта 41 Положения не может быть удовлетворено в части, обязывающей лиц, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, представить пенсионное удостоверение для назначения и выплаты субсидии затрат по абонентской плате за телефон, радио, коллективную антенну. Поскольку ни в статье 4 Закона, ни в пункте 40 Положения такие лица в качестве получателей данной субсидии не указаны, оснований полагать, что оспариваемой нормой на данных лиц возложена какая-либо обязанность, у суда не имеется.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Закона от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" в дополнение к мерам социальной поддержки, указанным в пунктах 6 и 7 этой же статьи, семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая приемных, предоставляются субсидия на приобретение лекарственных средств для ребенка в возрасте до 6 лет в размере 50 рублей в месяц; ежемесячная субсидия на проезд учащимся общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 18 лет, в размере 120 рублей.
Пунктом 30 Положения установлено, что ежемесячная субсидия на приобретение лекарственных средств назначается и выплачивается на ребенка в возрасте до 6 лет из многодетной семьи.
Абзацем третьим пункта 32 Положения в перечень документов, предоставляемых для назначения и выплаты ежемесячной субсидии на приобретение лекарственных средств родителями, включена копия удостоверения многодетной матери (отца).
Согласно пункту 35 Положения ежемесячная субсидия на проезд назначается и выплачивается детям из многодетных семей - учащимся общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 18 лет.
Абзацем пятым пункта 37 Положения (обозначенным в заявлении прокурора как часть 2 пункта 37), установлено, что для назначения и выплаты ежемесячной субсидии на проезд детям из многодетных семей дополнительно представляется удостоверение многодетной матери (отца).
В соответствии со статьей 150 Семейного кодекса Республики Татарстан многодетной семьей в Республике Татарстан признается семья, имеющая в своем составе трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных.
В силу статьи 153 Кодекса меры социальной поддержки многодетным семьям предоставляются в соответствии с законодательством Республики Татарстан.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ст. 152 Семейного кодекса РТ
Пунктом 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 1992 год N 708 "О дополнительных мерах по социальной поддержке многодетных семей в Республике Татарстан" предусмотрено, что документом, подтверждающим право многодетной семьи на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Республики Татарстан, является удостоверение многодетной семьи, выдаваемое одному из родителей (усыновителей) территориальным органом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Из анализа вышеприведенных норм законодательства Республики Татарстан следует, что статьей 8 Закона установлен круг получателей мер социальной поддержки - семьи, имеющие двух и более детей в возрасте до 18 лет, включая приемных. Оспариваемыми пунктами Положения адресаты социальной поддержки определены как дети из многодетных семей - семей, имеющих в своем составе двух и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных. При этом в Положении содержится требование о представлении документа, подтверждающего статус многодетной семьи.
Между тем Семейным кодексом Российской Федерации институты усыновления (глава 19) и приемной семьи (глава 21) не отождествляются. В связи с этим применение в пункте 30 и 32 Положения понятия "многодетная семья", отличного от понятия, используемого в Законе, а также требования пунктов 32 и 37 Положения о представлении удостоверения многодетной матери (отца), вводят дополнительное условие для получения мер социальной поддержки семьями, указанными в статье 8 Закона, а именно - подтверждение статуса многодетной семьи.
Поскольку Законом такое требование не предусмотрено, а Кабинету Министров Республики Татарстан не предоставлено полномочий по установлению дополнительных условий реализации права на социальную поддержку, оспариваемые пункты Положения противоречат статье 8 Закона в той части, в какой ставят предоставление мер социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая приемных, в зависимость от подтверждения статуса многодетной семьи.
Доводы Кабинета Министров о том, что отсутствие удостоверения многодетной матери (отца) влечет необходимость повторно представлять документы, предусмотренные Порядком оформления и выдачи удостоверения многодетной семьи в Республике Татарстан, утвержденным приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 4 сентября 2012 года N 607, не имеют юридического значения, правовых оснований для возложения такой обязанности на заявителей в рамках процедуры назначения и выплаты субсидии не усматривается.
Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в числе государственных пособий предусмотрено ежемесячное пособие на ребенка (статья 3 Федерального закон). В соответствии со статьей 16 Федерального закона размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В разделе III Положения, определяющем порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка содержится перечень документов, представляемых лицами, обратившимся за таким пособием, в частности:
справка филиала Центра по месту жительства другого родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) о неполучении им ежемесячного пособия на ребенка (абзац четвертый пункта 22 Положения);
справка с места жительства о составе семьи ребенка и совместном его проживании с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) (абзац шестой пункта 22 Положения).
Для назначения ежемесячного пособия на ребенка, находящегося под опекой (попечительством), дополнительно представляются:
справка из органов управления образования о неполучении денежного содержания на ребенка (абзац десятый пункта 22 Положения).
Согласно пункту 23 Положения, лицо, обратившееся за получением ежемесячного пособия на ребенка, дополнительно представляет:
на детей одиноких матерей - справку из органов записи актов гражданского состояния об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка (подпункт "а" пункта 23 Положения);
на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, в зависимости от оснований назначения пособий один из следующих документов:
постановление об определении задолженности по алиментам подразделения судебных приставов Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан (абзац второй подпункта "б" пункта 23 Положения);
справку из соответствующего учреждения о месте нахождения у них должника (отбывает наказание, находится под арестом, на принудительном лечении, направлен для прохождения судебно-медицинской экспертизы или по иным основаниям) и об отсутствии у него заработка, достаточного для исполнения решения суда (абзац третий подпункта "б" пункта 23 Положения);
справку из паспортно-визовой службы органов внутренних дел о выезде гражданина на постоянное жительство за границу, а также сообщение Министерства юстиции Российской Федерации о неисполнении решения суда о взыскании алиментов в случае проживания должника в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации не заключен договор о правовой помощи (абзац четвертый подпункта "б" пункта 23 Положения);
на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву:
справку из военного комиссариата о призыве отца ребенка на военную службу (абзац второй подпункта "б" пункта 23 Положения);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абзац второй подпункта "в" пункта 23 названного Положения
справку из военного образовательного учреждения профессионального образования об обучении отца ребенка (абзац третий подпункта "в" пункта 23 Положения).
Заявляя о признании данных положений недействующими, прокурор ссылается на их противоречие пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Указанной нормой не допускается требование органами, предоставляющими государственную услугу, от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 этой же статьи перечень документов.
По аналогичным основаниям прокурор просит признать незаконными подпункт "е" пункта 7 Положения, обязывающий граждан представлять справку Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе (районе) Республики Татарстан в случае отказа от получения ежемесячной денежной выплаты в соответствии с федеральным законодательством; абзац десятый пункта 37 Положения (обозначенный в заявлении прокурора как часть 7 пункта 37), требующий при обращении за назначением субсидий и пособий по месту нахождения образовательного учреждения ребенка, имеющего регистрацию по месту жительства на территории Республики Татарстан представлять справку из филиала Центра по месту регистрации ребенка, подтверждающую, что указанные выплаты не назначались и не выплачиваются.
Как видно из определения, содержащегося в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, следует понимать деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Статьей 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются органами, осуществляющими назначение и выплату государственных пособий, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения), за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", находятся в распоряжении таких органов либо организаций и указанные документы (копии документов, сведения) не были представлены лицом, имеющим право на получение государственных пособий, по собственной инициативе (часть четвертая статьи 3 Федерального закона).
Межведомственное информационное взаимодействие в целях назначения и выплаты пособий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (часть пятая статьи 8 Федерального закона).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ
В разделе III Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р, социальная поддержка семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей, одиноких родителей (пункт 26), социальная поддержка отдельных категорий граждан в соответствии с принятыми нормативными актами субъекта Российской Федерации (пункт 27) указаны в качестве государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Из этого следует, что на отношения по назначению и выплате ежемесячного пособия на ребенка, по предоставлению мер социальной поддержки в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации распространяются правила, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Пунктом 3.3.17 Положения о Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 августа 2007 года N 388, организация предоставления мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством отнесена к полномочиям данного Министерства.
В силу пункта 3 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного оспариваемым постановлением, решения о предоставлении адресной социальной поддержки принимаются филиалами Республиканского центра материальной помощи (компенсационных выплат), созданного приказом Министерства социальной защиты Республики Татарстан от 29 июля 2005 года N 99 на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 июня 2005 года N 296 "О создании Республиканского центра материальной помощи (компенсационных выплат)".
Исходя из приоритета норм федерального законодательства по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, суд приходит к выводу о том, что предоставление мер социальной поддержки не самим органом исполнительной власти Республики Татарстан, а созданным им государственным учреждением не может служить основанием для исключения данного вида деятельности из категории государственных услуг и уменьшения объема гарантий, предоставленных гражданам Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Такое исключение, основанное на передаче исполнения полномочий по социальной поддержке населения государственному учреждению, означало бы неправомерное ущемление прав получателей мер социальной поддержки, о которых идет речь в оспариваемом постановлении, по сравнению с получателями иных государственных услуг, предоставляемых непосредственно органами государственной власти.
В связи с этим суд отклоняет доводы Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты, субсидий, пособия на ребенка не относятся к государственным услугам, поскольку осуществляются государственным учреждением, не обладающим статусом государственного органа.
Вместе с тем частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено исключение в отношении ряда документов, на которые не распространяются положения пункта 2 части 1 этой же статьи, в том числе:
документы об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность (пункт 9 части 6 статьи 7 Федерального закона);
справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения (пункт 10 части 6 статьи 7 Федерального закона);
документы, выданные (оформленные) органами дознания, следствия либо судом в ходе производства по уголовным делам, документы, выданные (оформленные) в ходе гражданского судопроизводства либо судопроизводства в арбитражных судах, в том числе решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов (пункт 12 части 6 статьи 7 Федерального закона);
документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (пункт 16 части 6 статьи 7 Федерального закона);
При этом суд принимает во внимание, что положения пункта 17 части 6 статьи 7 Федерального закона, которые устанавливали аналогичное исключение в отношении удостоверений и документов, подтверждающих право гражданина на получение социальной поддержки, не применяются с 1 января 2014 года (часть 4 статьи 41 Федерального закона от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна").
С учетом изложенного не подлежат удовлетворению требования прокурора о признании недействующими:
абзаца второго подпункта "б" пункта 23 Положения, содержащего требование о представлении постановления об определении задолженности по алиментам подразделения судебных приставов Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан, поскольку данный документ подпадает под действие пункта 12 части 6 статьи 7 Федерального закона;
абзаца третьего подпункта "б" пункта 23 Положения, содержащего требование о представлении справки из соответствующего учреждения о месте нахождения у них должника и об отсутствии у него заработка, достаточного для исполнения решения суда (в части, касающейся представления справок о нахождении его на принудительном лечении, направлении для прохождения судебно-медицинской экспертизы, выдаваемых организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения), поскольку данные документы подпадают под действие пунктов 10 и 16 части 6 статьи 7 Федерального закона;
абзаца третьего подпункта "б" пункта 23 Положения, содержащего требование о представлении справки из военного образовательного учреждения профессионального образования об обучении отца ребенка, поскольку данный документ подпадает под действие пункта 9 части 6 статьи 7 Федерального закона.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абзац третий подпункта "в" пункта 23 названного Положения
Что касается требования о признании недействующим подпункта "а" пункта 23 Положения, устанавливающего обязанность заявителей представлять справку из органов записи актов гражданского состояния об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка, пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 5 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" установлено правило об ограниченном доступе к сведениям, ставшим известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ
Республиканский Центр материальной помощи (компенсационных выплат) не относится к органам, в которые орган записи актов гражданского состояния должен передавать сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния в силу пунктов 2 и 3 этой же статьи.
Положение об обязанности органов записи актов гражданского состояния сообщать такие сведения по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, вступает в силу лишь с 1 января 2015 года (пункт 3 статьи 41 Федерального закона от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна").
В связи с этим представление справки об основаниях внесения в свидетельство о рождении сведений об отце правомерно возложено на заявителя, оснований для удовлетворения требований прокурора в этой части также не имеется.
Статьей 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию законности нормативного правового акта возложены на орган, принявший нормативный правовой акт. Между тем Кабинетом Министров Республики Татарстан не представлено доказательств отсутствия информации и документов, о которых идет речь в оспариваемых нормах Положения, в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных их организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
При таких обстоятельствах суд считает, что на данные нормы в полном объеме распространяются требования пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Следовательно, заявление в части признания недействующими подпункта "е" пункта 7; абзаца четвертого, шестого, десятого пункта 22; абзаца третьего подпункта "б" (в части требования о предоставлении справки из исправительных учреждений о нахождении у них должника и отсутствии у него заработка, достаточного для исполнения решении суда), абзаца четвертого подпункта "б" и абзаца второго подпункта "в" пункта 23 Положения; абзаца десятого пункта 37 Положения подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью первой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно части 2 этой же статьи, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
заявление прокурора Республики Татарстан об оспаривании отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года N 542 "Об утверждении положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан" удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу следующие нормы Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 декабря 2004 года N 542:
подпункт "г" пункта 7 в той части, в какой требование о предоставлении пенсионного удостоверения для назначения ежемесячной денежной выплаты распространяется на лиц, проработавших в тылу с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, а также на лиц, награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
абзацы четвертый, шестой, десятый пункта 22;
абзац третий подпункта "б" (в части требования о представлении справки из исправительных учреждений о нахождении у них должника и об отсутствии у него заработка, достаточного для исполнения решении суда), абзац четвертый подпункта "б", абзац второй подпункта "в" пункта 23;
пункт 30 в той части, в какой назначение и выплата субсидии на приобретение лекарственных средств на ребенка в возрасте до 6 лет из семьи, имеющей двух и более детей в возрасте до 18 лет, включая приемных, ставится в зависимость от подтверждения статуса многодетной семьи;
пункт 35 в той части, в какой назначение и выплата ежемесячной субсидии на проезд учащимся образовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования из семьи, имеющей двух и более детей в возрасте до 18 лет, включая приемных, ставится в зависимость от подтверждения статуса многодетной семьи;
абзац пятый пункта 37 в части требования о дополнительном представлении удостоверения многодетной матери (отца);
абзац пятый пункта 41 в той части, в какой требование о предоставлении пенсионного удостоверения для назначения и выплаты субсидии затрат по абонентской плате за телефон, радио, коллективную антенну распространяется на лиц, награжденных государственными наградами Республики Татарстан (за исключением лиц, удостоенных ордена Республики Татарстан "За заслуги перед Республикой Татарстан и лиц, удостоенных медали Республики Татарстан "За доблестный труд"), не имеющих трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, не получающих пенсии по иным основаниям либо пожизненное содержание за работу (службу).
В удовлетворении остальной части требований заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья Верховного Суда Республики Татарстан |
М.М. Сальникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 9 января 2014 г. N 3-2/2014
Настоящее решение вступило в законную силу 9 апреля 2014 г.
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 апреля 2014 г. N 11-АПГ14-2 настоящее решение отменено, а производство по делу прекращено в части отказа в удовлетворении требований о признании недействующими абзаца третьего подпункта "б" пункта 23 Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан, утвержденного постановлением КМ РТ от 17 декабря 2004 г. N 542; в части признания недействующими абзаца четвертого подпункта "б" пункта 23 Положения в части указывающей на предоставление сообщения Министерства юстиции Российской Федерации о неисполнении решения суда о взыскании алиментов в случае проживания должника в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации не заключен договор о правовой помощи и абзаца второго подпункта "в" пункта 23 Положения. В остальной части решение оставлено без изменения, а апелляционное представление прокурора, участвующего в деле, - без удовлетворения
Сообщение о решении опубликовано в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, N 50-51, 4 июля 2014 г.