Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства труда, занятости
и социальной защиты Республики Татарстан
от 18 ноября 2013 г. N 653
Кодекс
профессиональной этики и служебного поведения социального работника государственного учреждения, подведомственного Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
I. Общие положения
1.1. Кодекс профессиональной этики и служебного поведения социального работника государственного учреждения, подведомственного Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Кодекс), разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 27.07.2006 г. N 152 "О персональных данных", Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), рекомендациями Международной федерации социальных работников и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Татарстан, а также на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
1.2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должен руководствоваться социальный работник Республики Татарстан (далее - социальный работник).
1.3. Целью Кодекса является установление правил профессиональной служебной этики и правил служебного поведения социального работника для достойного выполнения своей профессиональной деятельности и обеспечение единых норм поведения.
1.4. При поступлении граждан на работу на должности социальных работников работодатель должен ознакомить работников, оказывающих социальные услуги, с положениями Кодекса, а работники должны принять все необходимые меры для соблюдения положений настоящего Кодекса.
1.5. Кодекс призван повысить эффективность выполнения социальным работником своих должностных обязанностей.
1.6. Исполнение и соблюдение социальным работником положений Кодекса является одним из критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.
II. Основные понятия, используемые в Кодексе
Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия:
1. Социальный работник - это работник организации, входящей в систему социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической либо разовой помощи гражданину в целях улучшения жизнедеятельности и повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей либо в целях предупреждения возникновения трудной жизненной ситуации.
2. Клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги.
3. Личная выгода - заинтересованность социального работника, его близких родственников в получении нематериальных благ и нематериальных преимуществ, которая может выражаться в достижении очевидных личных целей.
4. Материальная выгода - экономическая выгода, которая может быть получена социальным работником, его близкими родственниками в результате использования или превышения должностных полномочий, а также незаконных действий в интересах третьих лиц с целью получения от них вознаграждения и которую можно определить в качестве дохода в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
5. Коррупция - это злоупотребление должностными полномочиями, дача взятки, получение взятки либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, отдельных граждан в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
6. Конфиденциальная информация - документированная информация на любом носителе, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Татарстан, в том числе персональные данные граждан Российской Федерации, которая стала известна работнику в связи с исполнением должностных обязанностей и т.д.
III. Основные принципы и правила служебного поведения социального работника
3.1. Социальный работник, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:
а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы при удовлетворении социальных потребностей клиентов социальной службы;
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности социального работника;
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующей организации и профессиональной компетенции;
г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и учреждениям, быть независимым от влияния отдельных должностных лиц и административного давления;
д) соблюдать социальную справедливость и равноправно распределять социальные ресурсы с целью расширения выбора и возможностей для всех клиентов социальной службы, в том числе для неимущих, социально уязвимых и других лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
е) действовать честно и порядочно, не злоупотреблять доверием клиентов социальной службы, осознавать границу между личной и профессиональной жизнью, не использовать свое служебное положение ради материальной или личной выгоды;
ж) соблюдать нормы служебной и профессиональной этики, субординацию, правила делового поведения и общения;
з) проявлять корректность и внимательность к гражданам и должностным лицам при служебных контактах с ними, строить свои взаимоотношения с другими организациями на основе доброжелательности и ориентированности на интересы людей, обратившихся за помощью;
и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям граждан различных национальностей и народностей России, учитывать возраст, психические или физические особенности граждан, вероисповедание, культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
к) защищать и поддерживать человеческое достоинство клиентов социальной службы, учитывая их индивидуальность, интересы и социальные потребности, на основе построения толерантных отношений;
л) соблюдать конфиденциальность информации о клиенте социальной службы, не разглашать, не использовать сведения конфиденциального характера и служебную информацию, ставшие известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей, кроме случаев, определенных законодательством;
м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении должностных обязанностей социального работника, а также избегать конфликтных ситуаций, способных дискредитировать их деятельность;
н) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц при решении вопросов личного характера;
о) выполнять свои должностные полномочия эффективно и рационально управлять вверенными ему финансовыми средствами, имуществом, материально-техническими и иными ресурсами, не используя их для личных целей;
п) соблюдать общепринятые правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
3.2. Социальный работник обязан противодействовать проявлениям коррупции и принимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан о противодействии коррупции.
3.3. Социальный работник должен стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний и компетенций.
IV. Общие правила профессиональной служебной этики социального работника
4.1. Социальный работник обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, локальные акты в рамках возложенного направления деятельности, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституцию Республики Татарстан, законы и нормативные правовые акты Республики Татарстан.
4.2. В служебном поведении социальному работнику необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, за исключением случаев, определенных законодательством, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
4.3. В служебном поведении социальный работник воздерживается от:
- любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по состоянию здоровья, признакам пола, половой ориентации, возраста и расы, национальности, происхождения, языка, гражданства, места жительства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
- грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
- угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.
4.4. Социальный работник должен быть вежливым, доброжелательным, внимательным и корректным в общении с клиентами социальной службы и коллегами, способствовать установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества.
4.5. Внешний вид социального работника при исполнении им должностных обязанностей должен способствовать установлению уважительного и доверительного отношения граждан, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
V. Ответственность за нарушение Кодекса
5.1. За нарушение профессионально-этических принципов и норм, установленных настоящим Кодексом, социальный работник несет моральную и нравственную ответственность перед обществом, клиентом социальной службы, членами коллектива и своей совестью.
5.2. Наряду с моральной ответственностью социальный работник, допустивший нарушение профессионально-этических принципов, норм и совершивший в связи с этим правонарушение или дисциплинарный проступок, несет дисциплинарную ответственность.
5.3. Нарушения социальным работником профессионально-этических принципов и норм, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются и обсуждаются на общих собраниях коллектива.
5.4. По итогам рассмотрения вопроса о нарушении профессионально-этических принципов и норм социальному работнику может быть вынесено общественное предупреждение или общественное порицание.
5.5. Соблюдение социальным работником положений настоящего Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ от 18 ноября 2013 г. N 653 "Об утверждении Кодекса профессиональной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.