Постановление Конституционного суда Республики Татарстан
от 3 июля 2014 г. N 59-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге" (в редакции Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2005 года N 115-ЗРТ) в связи с жалобой гражданина Ю.Н. Петрова"
Именем Республики Татарстан
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н. Демидова, судей Ф.Н. Багаутдинова, Л.В. Кузьминой, Р.А. Сахиевой, А.А. Хамматовой, А.Р. Шакараева,
с участием гражданина Ю.Н. Петрова, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителя Государственного Совета Республики Татарстан как стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт, - заместителя председателя Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по бюджету, налогам и финансам А.Ф. Шариповой, представителя Президента Республики Татарстан - главного советника отдела по законопроектной работе Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан С.М. Хисамовой, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан А.А. Ощепкова, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан - заместителя начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан А.Б. Гревцова, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан Э.С. Каминского, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан Р.Р. Шкаликова, представителя Прокурора Республики Татарстан - заместителя Прокурора Республики Татарстан Г.С. Галимова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - заместителя начальника отдела по вопросам восстановления прав граждан аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Р.И. Сайфутдиновой,
руководствуясь статьей 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге" (в редакции Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2005 года N 115-ЗРТ).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме жалобы гражданина Ю.Н. Петрова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемая заявителем норма Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Р.А. Сахиевой, объяснения сторон - гражданина Ю.Н. Петрова, представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - А.Ф. Шариповой, выступления приглашенных в судебное заседание представителей: от Президента Республики Татарстан - С.М. Хисамовой, от Государственного Совета Республики Татарстан - А.А. Ощепкова, от Кабинета Министров Республики Татарстан - А.Б. Гревцова, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан - Э.С. Каминского, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - Р.Р. Шкаликова, от Прокурора Республики Татарстан - Г.С. Галимова, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - Р.И. Сайфутдиновой, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин Ю.Н. Петров с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге" (в редакции Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2005 года N 115-ЗРТ). Согласно оспариваемой норме освобождаются от налогообложения транспортные средства, зарегистрированные на инвалидов I и II групп, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт).
Как следует из жалобы и приложенных к ней копий документов, гражданин Ю.Н. Петров является участником боевых действий и инвалидом II группы. Заявитель указывает, что у него в собственности имеется моторная лодка, за которую он не платил транспортный налог с 2011 года, полагая, что относится к категории граждан, в отношении которых применяется льготное налогообложение на транспортные средства. Решением мирового судьи судебного участка N 3 по Чистопольскому судебному району Республики Татарстан от 22 августа 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением Чистопольского городского суда от 7 ноября 2013 года, исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Республике Татарстан к гражданину Ю.Н. Петрову о взыскании задолженности по транспортному налогу были удовлетворены.
Заявитель неоднократно обращался в органы государственной власти в Республике Татарстан по вопросу льготного налогообложения на моторную лодку, собственником которой он является. Из ответов Чистопольской городской прокуратуры и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан следует, что в соответствии со статьей 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге" (в редакции Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2005 года N 115-ЗРТ) в отношении маломерных судов, к числу которых относится и моторная лодка заявителя, льготы по уплате транспортного налога не предусмотрены. В этой связи заявитель считает незаконным лишение его права на налоговую льготу, поскольку моторная лодка, как и автомобили, относится к транспортным средствам и мощность ее двигателя составляет до 100 лошадиных сил.
Как полагает гражданин Ю.Н. Петров, нераспространение льготы по уплате транспортного налога на моторные лодки нарушает его права и свободы, установленные Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан. На основании изложенного он просит признать подпункт 4 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге" (в редакции Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2005 года N 115-ЗРТ) не соответствующим части первой статьи 54 Конституции Республики Татарстан, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с частями второй и третьей статьи 68 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе нормативных правовых актов. Конституционный суд Республики Татарстан принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу является подпункт 4 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге" (в редакции Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2005 года N 115-ЗРТ), согласно которому освобождаются от налогообложения транспортные средства, зарегистрированные на инвалидов I и II групп, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), постольку, поскольку данная правовая норма не распространяется на моторные лодки, зарегистрированные на инвалидов I и II групп.
2. Оспариваемая заявителем норма Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге" (в редакции Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2005 года N 115-ЗРТ) регулирует правовые отношения в сферах социальной защиты, включая социальное обеспечение, и налогообложения. Согласно статье 72 (пункты "ж", "и" части 1) Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В силу статьи 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено Федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания (подпункт "д" пункта 2 статьи 5). Налоговый кодекс Российской Федерации относит транспортный налог к числу региональных налогов (пункт 3 статьи 14), который устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; устанавливая транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога, порядок и сроки его уплаты; законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (статья 356).
Таким образом, принимая Закон Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге", Государственный Совет Республики Татарстан исходил из установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов и правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу федерального законодательства и основанное на положениях пунктов 2 и 7 статьи 75 Конституции Республики Татарстан, согласно которым к ведению Государственного Совета Республики Татарстан относится законодательное регулирование по предметам ведения Республики Татарстан и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий Республики Татарстан, а также установление налогов и сборов Республики Татарстан в соответствии с федеральным законодательством.
3. Конституция Республики Татарстан в соответствии с целями социального государства (статья 13) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 54, часть первая).
Как отмечал Конституционный суд Республики Татарстан, уровень материальной обеспеченности пенсионеров зависит не только от суммы получаемой пенсии, но и от наличия социальных услуг и различных льгот (определение от 11 июня 2002 года N 4-О). Поскольку Конституция Республики Татарстан, так же как и Конституция Российской Федерации, не устанавливает конкретные виды и объемы социальной защиты, предоставляемой различным категориям граждан, законодатель Республики Татарстан обладает определенной свободой усмотрения при регулировании отношений, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, включая льготы по уплате региональных налогов, к которым относится транспортный налог. Вместе с тем, осуществляя указанное правовое регулирование, республиканский законодатель должен исходить из конституционных принципов равенства и соразмерности в сфере налоговых отношений (статьи 28 (части первая и вторая), 58 Конституции Республики Татарстан), а также обязан учитывать соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог является региональным. На этом основании он устанавливается каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов в рамках, определенных федеральным законом, действует на его территории и в полном объеме поступает в бюджет субъекта Российской Федерации. При этом федеральное законодательство, включая Федеральные законы от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в действующей редакции), от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в действующей редакции), а также нормы главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации ("Транспортный налог"), вопреки утверждению заявителя не предусматривает предоставление ветеранам боевых действий, инвалидам из числа указанных ветеранов, к которым относится заявитель, льгот по уплате транспортного налога.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации Закон Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге" устанавливает для отдельных категорий налогоплательщиков льготы по уплате транспортного налога (статья 6). Республиканский законодатель дифференцировал основания предоставления и объем (размер) данной льготы в зависимости от таких объективно обусловленных и социально значимых критериев, как объекты налогообложения и категория, к которой относится гражданин - собственник соответствующего транспортного средства. Исходя из содержания статьи 6 указанного республиканского Закона рассматриваемая налоговая льгота распространяется, помимо автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), также на такие виды транспортных средств, как водно-воздушные (пункт 2), грузовые автомобили, автобусы (пункт 4), а применительно к определенным категориям налогоплательщиков - на одно из любых транспортных средств, зарегистрированных на данных налогоплательщиков (подпункты 1 и 2 пункта 1; пункты 3 и 5).
Следовательно, республиканский законодатель не сводит понятие транспортного средства, на которое может распространяться льгота по уплате транспортного налога, к его узкой трактовке только как автомобиля.
Оспариваемый подпункт 4 пункта 1 статьи 6 данного Закона Республики Татарстан основан на перечисленных критериях и предусматривает освобождение от уплаты транспортного налога инвалидов I и II групп, имеющих в собственности автомобили с Мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт).
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, являющаяся исключением из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57), в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения; льготы носят адресный характер, их установление относится к прерогативе законодателя, имеющего право определять основания их использования налогоплательщиками, круг лиц, на которых они распространяются (постановления от 21 марта 1997 года N 5-П, от 28 марта 2000 года N 5-П; определения от 7 февраля 2002 года N 37-О, от 2 ноября 2011 года N 1478-О-О).
Из этого следует, что республиканский законодатель, устанавливая для инвалидов I и II групп льготу по уплате транспортного налога, был вправе дифференцировать основания ее предоставления исходя из конкретного вида транспортного средства - автомобиля с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), собственником которого является инвалид. Нераспространение данной налоговой льготы на инвалидов I и II групп - собственников других транспортных средств, включая моторные лодки, основано на исключительном праве республиканского законодателя самостоятельно определять объекты данного налогообложения. При этом вид транспортного средства, а также объем предоставляемой налоговой льготы определены в оспариваемой норме с учетом объективно значимых критериев, характеризующих как указанную категорию граждан, нуждающихся в силу состояния своего здоровья в дополнительной по сравнению с другими гражданами социальной поддержке, так и финансовых возможностей республики.
Такой подход корреспондирует правоприменительной практике Комитета по правам человека, осуществляющего контроль за реализацией Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, согласно которой дифференциация, основанная на резонных и объективных критериях, не равнозначна запрещенной дискриминации по смыслу статьи 26 Пакта (пункт 13 решения Комитета от 9 апреля 1987 года N 182/1984).
Вместе с тем данное регулирование согласуется с конституционными принципами равенства и соразмерности (статьи 28 (части первая и вторая), 58 Конституции Республики Татарстан) в сфере налоговых отношений, поскольку предусмотренная в оспариваемой норме налоговая льгота распространяется на всех без исключения инвалидов I и II групп, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), а также не преследует цели отрицания или умаления прав и свобод человека и гражданина.
Тем самым оспариваемая норма по своему целевому назначению направлена на поддержание материального благополучия и создание благоприятных условий жизнедеятельности граждан из числа инвалидов I и II групп и не может рассматриваться как нарушающая конституционное право каждого, в том числе заявителя, на социальное обеспечение.
Таким образом, подпункт 4 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге" (в редакции Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2005 года N 115-ЗРТ), согласно которому освобождаются от налогообложения транспортные средства, зарегистрированные на инвалидов I и II групп, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), не противоречит Конституции Республики Татарстан, в том числе ее статье 54 (часть первая).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 66, частями первой, второй и шестой статьи 67, статьями 68, 69, 71 и 73, пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан постановил:
1. Признать подпункт 4 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге" (в редакции Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2005 года N 115-ЗРТ) соответствующим Конституции Республики Татарстан.
2. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предметом рассмотрения стала норма Закона РТ о транспортном налоге, согласно которой освобождаются от налогообложения транспортные средства, зарегистрированные на инвалидов I и II групп, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт).
Как отмечает КС РТ республиканский законодатель, устанавливая данную льготу, был вправе дифференцировать основания ее предоставления исходя из конкретного вида транспортного средства. Нераспространение данной налоговой льготы на инвалидов I и II групп - собственников других транспортных средств, включая моторные лодки, основано на исключительном праве республиканского законодателя самостоятельно определять объекты налогообложения. Вид транспортного средства, а также объем предоставляемой налоговой льготы определены в оспариваемой норме с учетом объективно значимых критериев, характеризующих как указанную категорию граждан, нуждающихся в силу состояния своего здоровья в дополнительной по сравнению с другими гражданами социальной поддержке, так и финансовых возможностей республики.
Такое регулирование согласуется с конституционными принципами равенства и соразмерности в сфере налоговых отношений и не преследует цели отрицания или умаления прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, оспариваемое положение не противоречит Конституции Республики Татарстан.
Постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Постановление Конституционного суда РТ от 3 июля 2014 г. N 59-П "По делу о проверке конституционности подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге" (в редакции Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2005 года N 115-ЗРТ) в связи с жалобой гражданина Ю.Н. Петрова"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Татарстан" от 18 июля 2014 г. N 103, газете "Ватаным Татарстан" от 23 июля 2014 г. N 106